Дидактический материал для 8 класса по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, подборку дидактического материала для 8 класса по ключевым темам, связанным с пунктуацией простого предложения. При подборке материала я старалась включить в задания такие предложения, которые иллюстрировали бы все изучаемые случаи пунктуационной проблематики в русле обозначенных тем. Также я подобрала материал под общим названием «Задания повышенной сложности» к каждому разделу. Этот практический материал, как мне представляется, может быть использован в качестве домашних или классных контрольных работ, а также в повседневной работе для проработки соответствующих тем курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_8_klass.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы

Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, подборку дидактического материала для 8 класса по ключевым темам, связанным с пунктуацией простого предложения. При подборке материала я старалась включить в задания такие предложения, которые иллюстрировали бы все изучаемые случаи пунктуационной проблематики в русле обозначенных тем. Также я подобрала материал под общим названием «Задания повышенной сложности» к каждому разделу. Этот практический материал, как мне представляется, может быть использован в качестве домашних или классных контрольных работ, а также в повседневной работе для проработки соответствующих тем курса.

Знаки препинания при однородных членах предложения

  1. Я не отходил от нее весь вечер и весь вечер ловил в ее глазах затае(н,нн)ый блеск рассея(н,нн)ость и едва заметную но какую-то новую ласковость.
  2. После туманов завернул морозный северный ветер сковал маслянистые колчи дорог окаменил землю сжег последнюю траву в саду и на дворе.
  3. Милые твердые красные губы ее все так же морщинились.
  4. Потом встал оделся вышел через гости(н,нн) ую наружу и стал взад и вперед ходить по поляне перед домом.
  5. Он не спеша встал не спеша умылся поднял занавески позвонил и спросил самовар и счет потом долго пил чай с лимоном.
  6. Музыка и рассказ о театре и говор празднично одетой толпы опьянили Клима.
  7. И я злобно дергаю повод и снова подставляю лицо мокрому снегу и ветру и снова упорно иду навстречу им.
  8. Всюду вверху и внизу пели соловьи.
  9. Наверное, все это мой вид мои валенки мое пальтишко моя усталость возбудили сочувствие.
  10. Гимнастерка ремень портупеи орден даже гвардейский значок все это очень шло к ней.
  11. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
  12. Отдельные произведения выполне(н,нн)ые в технике акварели и туши могут относиться как к живописи так и к графике.
  13. Смуглый отрок бродил по аллеям у озерных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов.
  14. Пахло скоше(н,нн)ым сеном клевером и я вспоминал что-то давно забытое.

(Задание повышенной сложности)

  1. Для победы над французами нужны были два условия терпение и время и моральный дух армии.
  2. Ветер давно уже сорвал листья с деревьев и кустов и завалил ими всю землю и теперь гоняет их с места на место.
  3.  В старших классах я стал увлекаться литературой и театром и сочинять сценарии и даже пробовал написать стихи.
  4. Кошки и собаки на улице ссорятся и дерутся царапаются и кусаются а дома живут мирно и дружно и даже любят друг друга.
  5. В шкафах хранились судовые журналы карты описания экспедиций одним словом все что вошло в историю как слава русских моряков.

Обособление определений и приложений

1.Зеленоватый сумрачный воздух наполненный солнечным дымом и желтыми отсветами скал струился над ним.

2. Крестьянские кони согнанные в ночное на луга дико смотрели на белые звезды электрических фонарей повисшие в далеком лесу и всхрапывали от страха.

3. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья пересаженные в наши земли из далеких стран.

4. В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой обширные болота покрытые ольхой и осиной одинокие обугленные от старости избы лесников пески можжевельник вереск косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

5. Фонарь освещал колодец старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

6. Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка.

7. Весь день мы бродили по этому городу красных скал кошек и стариков беседующих около вытащенных на берег подпертых известковыми глыбами шхун.

8. На мраморном весело топившемся камине помахивали маятником дивной работы часы украшенные небесной сферой звездами и месяцем.

9. Егорушка фыркнул и заинтересованный подошел к старухе.

10. У ворот встретила его хозяйка дачи молодая дамочка.

11. Мучимый этими мыслями я не мог уснуть.

12. Оно необыкновенно широкое размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги.

13. Что-то широкое размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги.

14. Вышедшая из берегов река отражала тихий свет луны.

15. Вышедшая из берегов река затопила луга.

16. Он пошел назад к дому веселый и счастливый.

17. Крупные веснушки делали лицо похожим на мрамор.

(Задание повышенной сложности)

  1. Все время сэкономленное на службе и не занятое хозяйством он писал.
  2. Это было бледное крошечное  создание напоминавшее цветок выросший без лучей солнца.
  3. На фоне неба появились кони вытянувшие шеи и склонившиеся над ними всадники.
  4. Освещенное луной и перекрытое странными тенями падавшими на него от лохмотьев шапки от бровей и бороды это лицо с судорожно двигавшимся ртом и широко раскрытыми глазами светившимися каким-то затаенным восторгом было страшно.

Обособление обстоятельств

  1. Она машинально следовала за шагавшим отцом (н…)чего (н…)видя (н…)слыша и (н…)понимая.
  2. (Н…)конфузясь и (н…)опуская глаз он помочил во рту палец и чуть слышно сосчитал кредитные билеты.
  3. Он сделал последний глоток поднялся и взялся за шляпу (н…)выражая (н…)малейшего желания дослушать вальс до конца.
  4. Высокий и широкоплечий господин в цилиндре соскочил с шарабана взял на руки мальчишку и подпрыгивая весело побежал к стеклянной двери.
  5. Завидев подходящих людей они бросались нам навстречу и испуская пронзительные крики кружились над головами.
  6. Степан (н…)ел а подперши кулаком свою белокурую красивую голову смотрел на закопченный потолок и о чем-то усердно мыслил.
  7. Жена стоя на одном месте и (н…)поворачивая головы а только искоса поглядывая следила за моими движениями.
  8. В этот день (н…)смотря на хорошую погоду нам удалось пройти (не)много
  9. Старая Утка (в)виду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью.
  10.  Он ушел в самую дальнюю часть сада и остановясь и оглянувшись быстро разорвал конверт.
  11.  (Н…)зачем сломя голову лететь впереди батальона.
  12. Солнце поднялось освещая черепицу и согрев деревянные половицы крыльца его лучи пробирались сквозь (н…)задернутые до конца шторы.

(Задание повышенной сложности)

Сравните парные предложения: где деепричастия и деепричастные обороты выражают добавочное действие, а где – признак основного действия? Одинаковым ли будет ваше пунктуационное решение?

  1. Он бежал задыхаясь и скоро остановился. Мальчик выбежал из дома задыхаясь от слез.
  2. Я шел по аллее парка никуда не торопясь и потому воспринимал окружение особенно ярко. В выходные я люблю вставать по утрам не торопясь.
  3. Жить смеясь умеют только душевно здоровые люди. Жить смеясь над всем и над всеми свойственно людям с большим самомнением.
  4. Товарищ ушел не оглянувшись. Не оглянувшись не узнаешь кто тебя догоняет.
  5. На субботнике ребята работали спустя рукава. Мальчик стоял в отцовском пиджаке спустив рукава по самые кончики пальцев.
  6. Начиная с июня дожди шли постоянно. Начиная с июня курс лечения ты гарантируешь себе хорошее самочувствие уже к концу лета.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

  1. В степи на равнине открытой курган одиноко стоит.
  2. Я ничего не мог различить кроме мутного кручения природы.
  3. Вдруг на повороте реки впереди под темными горами мелькнул огонек.
  4. Перед нами простиралась зеленая урема или поемный лес и кустарники.
  5. Садик кроме дубов елей и кедров был наполнен фруктовыми деревьями и цветочными кустами.
  6. Где-то там внизу в тайге идет сейчас этот маленький отряд связистов.
  7. Впереди между деревьями замелькали огни деревеньки, в которой он жил. При самом ее начале направо от дороги под двумя развесистыми березами находилась мелочная лавочка.
  8. Никто кроме солнца и голубого неба не глядит в него.
  9. Телегин напрягал внимание чтобы вслушаться в слова обвинения но помимо воли мысль его остро и торопливо работала в другом направлении.
  10. Виднелись или необработанные песчаные долины или далекие горы.
  11.  Стены в каюте или, по-морскому, переборки и двери были красного дерева.
  12.  Каждый встречный мог оказаться соратником или противником.
  13.  Кольчатый тюлень или нерпа относится к числу ластоногих.
  14.   Это был Гаврила Сеперов или попросту Гаврюшка служивший у меня недолго лакеем и уволенный мною за пьянство.

(Задание повышенной сложности)

  1.  Тут кроме небольшого столика с зеркалом табурета и тряпья развешанного по углам не было никакой другой мебели и вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонек приделанный к тумбочке вбитой в стену.

Знаки препинания при вводных конструкциях

  1. Началось это впрочем довольно оригинально.
  2. К моему великому удивлению этот способ оказался наиболее доступным Ярмоле.
  3. По-видимому она слушала меня рассеянно и невпопад.
  4. Не знаю, смогу ли я тебе помочь но может быть хоть совет какой-нибудь дам.
  5. Ворон не договорил и испугался: не легко видно правду-то объявлять.
  6. Таким образом перед его внутренним взором вдруг выросла целая теория счастья.
  7. Долго он таким образом лапу сосал.
  8. Наконец выглянуло солнце и осветило угрюмые скалистые берега.
  9. И когда наконец в доме успокоятся?
  10.  Значит масло и уксус помогли.
  11.  Идти в монастырь – значит отказаться от жизни.
  12.  И с той и с другой стороны тянулись отмели.
  13.  С другой стороны моя правда оскорбила бы его.
  14.  Как ты озябла однако!
  15.  Здоровые однако мускулы!
  16.  У меня тоже есть горло однако я не пою.
  17.  Гусь нисколько не обиделся а напротив заговорил еще горячее.
  18.  В пути мы должны были пересечь пять горных перевалов и следовательно нести все имущество в рюкзаках.
  19.  Река сплошь была занесена плавником и следовательно всюду можно было перейти с одного берега на другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал .7 класс. русский язык.

Русский язык. 7 класс. Дидактический материал....

Презентация. "Основной материал 8 класса по русскому языку". Подготовка к ГИА.

Собраны основные темы по русскому языку с целью подготовки к экзамену....

Дидактический материал для повторения по русскому языку в 9-11 классах

Дидактический материал для повторения и для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку в 9-11 классах...

Дидактический материал по теме "Лексика", русский язык 5-6 классы

Данный дидактический материал предназначен для работы на уроках русского языка по теме "Лексика...

Дидактический материал. Тесты-пятиминутки по русскому языку.

Дидактический материал содержит карточки для индивидуальной работы по русскому языку....

Дидактический материал. Краеведение на уроках русского языка.

Пособие представляет подборку материалов"Малая родина в творчестве поэтов Смоленщины". Может быть использовано на уроках русского языка при изучении различных тем по орфографии и пунктуации,...

Дидактический материал к уроку родного русского языка

Материал может пригодиться на вводном занятии курса родного русского языка....