Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по русскому языку на тему

Ягова  Оксана  Константиновна

 Развитие критического мышления поможет подготовить школьников к выпускным экзаменам, научит работать  с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие критического мышления94.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы Выполнил учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 9 г.о. Чапаевск Ягова Оксана Константиновна

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ. Сегодня нестабильность и изменчивость мира ведет к тому, что знания быстро устаревают, востребованными остаются 10-15% из изученного. В концепции модернизации образования ( 2001 г.) главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Теория развития критического мышления - ТРКМ - современная технология, способная решать задачи современного образования.

Слайд 3

Противоречия. Учителя главным образом на своих уроках развивают ЗУНы , а современный мир выдвигает новые требования к образованию: нужно обучать способам деятельности и мышления . Современная методика преподавания, к сожалению , не всегда позволяет создать комфортные условия для каждого ученика, атмосферу сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися. Заученное правило не сделает ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут ему понять то или иное литературное произведение В 2004г издательство «Просвещение» выпустило пособие для учителя «Развитие критического мышления на уроке». (С.И. Заир-Бек и И.В.Муштавинская ), Но это теория, а воплотить её очень трудно: нет собственного опыта, нет готовых рецептов, нет в школе методистов, способных помочь в этом вопросе, да и материально-техническая база желает быть лучше.

Слайд 4

Актуальность Сегодня нужен выпускник, у которого будут сформированы творческие умения , необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Это та профессиональная проблема, которую я предполагаю решить, используя ТРКМЧП.

Слайд 5

Цель , которую я ставлю, применяя ТРКМЧП - научить школьников критически преобразовывать, переживать, и, самое главное, "присваивать" предложенную информацию; - помочь им освоить методику самообразования, активного поиска информации, а следовательно, повысить уровень и качество образования в целом.

Слайд 6

Предполагаю Именно ТРКМ поможет подготовить школьников к выпускным экзаменам, научит работать с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому цель технологии становиться и моей целью.

Слайд 7

Основные задачи: - изучить теоретический материал по технологии РКМЧП; - овладеть способами проведения уроков в рамках технологии; - спланировать работу по внедрению технологии развития критического мышления ; - провести отбор дидактического материала для занятий по данной технологии; - разработать модели уроков в соответствии со структурой данной технологии; - провести апробацию данной технологии применительно к урокам литературы и русского языка в 7-9 классах; - выявить преимущества данной технологии; - проанализировать результаты деятельности учащихся.

Слайд 8

Определение критического мышления В русском языке «критическое» ассоциируется с негативным, отвергающим, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт, некоторые объединяют в единое целое «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и так далее. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

Слайд 9

Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение ( тезис, идея положение), поддерживаемое доводами. Каждый довод, в свою очередь, подкрепляется доказательствами (статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения).

Слайд 10

Чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностям критического мыслителя, важно помочь ему развить в себе ряд качеств: 1 . Готовность к планированию. Гибкость Настойчивость Готовность исправлять ошибки Осознание Поиск компромиссных решений Это тот новый образовательный результат, к которому я хочу привести своих учеников.

Слайд 11

Структура технологии 1 стадия ВЫЗОВ. Актуализация имеющих знаний; пробуждение интереса к получению информации;постановка учеником собственных целей обучения . 2 стадия ОСМЫСЛЕНИЯ. Получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ. размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения

Слайд 12

Инновационность Представляется опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, учащийся сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат . С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом любого стиля и типа речи, с информацией.

Слайд 13

Условия реализации ТРКМЧП Учителю изучить технологию , пройти курсы , создать условия для ученика , чтобы обрести уверенность в себе Технологии: ведение двухчастного дневника прием « ИНСЕРТ» мозговая аТехнологиитака «Мысли по кругу» «сводная таблица»

Слайд 14

Диагностика результативности учащихся в режиме ТРКМПЧ Сопровождающая и обобщающая. выделяются следующие уровни: Воспроизведение – узнавание и вызов информации. Понимание – интерпретация материала, схем. Применение понятий, законов, процедур в новых ситуациях. Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями Синтез - написание творческого сочинения, составление плана исследования.

Слайд 15

«Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души » У чащиеся изображают герб помещика, представляют и защищают свою работу, объясняют, отвечают на вопросы одноклассников. Так, лицо Манилова изображено в виде сахарницы, а все детали лица – глаза, нос, рот – кусочки рафинада. Голова Коробочки – это комод, рот – выдвинутый ящик, а глаза и нос – завязанные мешочки…

Слайд 16

Заключение Цели РКМ отвечают целям обучения русскому языку и литературе на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.

Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, гру...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...


 

Комментарии