Карточки для индивидуальной работы учащихся
план-конспект занятия по русскому языку на тему

Останина Мария Михайловна

Проверочная работа учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiv._kartochki_6_kl.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

1. Укажите строчку, во всех словах которой пропущена буква и:

а) приближа_мся к станци_, встрет_м на улиц_, в экспедици_, о несчасть_;

б) руб_т лес, дремл_т в ночи, пыла_т, об удовольстви_;

в) в смущени__, свет_т ярко, ненавид_т неправду, со стороны деревн_.

2. Укажите строчку, во всех словах которой пропущена буква е:

а) в дорог_, в умени_, се_т зёрна, высп_шься;

б) поправ_шь, во_т, по пустын_, мечта о счасть_;

в) в усть_, в ине_, ищ_т, стел_т.

Текст «Проверяю себя!»

Позней осенью выпадаит первый снег. Он изменяет всё во круг. Пушыстые снежинки осторожно касаються земли, и она одеваится в ослипительный наряд. Побелели дорошки и крыши домоф. Зогораются, блестят разноцветные искры инея. Свинцовоя вода темнеет среди беловатых зараслей камыша.

Как красива берёзовая рощя! Веточьки покрыты хлопьями, но от любова прикосновения снежинки асыпаются. В ельники снег так засыпал деревца, что их неузнаешь. Ёлочка становится похожей на чудестную снегурочку. На поверхносте земли стелются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных вазрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочит по чувствовать свежест первого марозца, радостно пoигpaть в снешки. 

25 ошибок

Текст «Проверяю себя!»

Вечером.

Вечерняя заря дагорала. Начал растелаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошол я зарасли кустов. У моих ног тянится ровнина, а дальше стеной возвышается мрачьный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с халма. Высокая трава на дне долины билела ровной скатертью. Летучии мыши но сились над моей головой.

Куда я зашёл? Как найти дарогу?

Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробераться по уской тропинки. Кругом росла высокоя рож. Ночьная птица низко прамчалась и коснулась меня крылом! В тишыне глухо расдаются мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигатся звёзды.

Блестит серп молодова месица. Теперь я узнал дорогу и предполажил, что через час буду дома.

25 ошибок

Текст «Проверяю себя!»

Вечером.

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянется равнина, а дальше стеной возвышается мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинки. Кругом росла высокая рож. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом! В тишине глухо раздаются мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды.

Блестит серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предположил, что через час буду дома.

25 ошибок

Проверочная  работа по правописанию.

I вариант

  1. В корне с чередованием тир-тер, бир-бер и др.  пишется Е, если:

а) она под ударением;

б) после корня нет суффикса а;

в) после корня есть суффикс а;

г) есть проверочные слова.  

  1. Не с существительными и прилагательными пишется слитно, если:

а) слово можно заменить синонимом без не;

б) есть противопоставление с союзом а;

в) слово без не не употребляется;

г) есть слова вовсе не, далеко не, ничуть не.  

  1. Ко II спряжению относятся глаголы с безударным окончанием:

а) -ить;

б) -ать, -еть, -оть и др.;

в) гнать, держать, дышать, слышать;

г) брить, стелить.

  1. Разделительный Ь употребляется:

а) после корня перед я,ё,е,ю,и;

б) после приставки перед я,ю,е,ё;

в) на конце слов;

г) после приставки перед а,о,у,и.

  1. В корнях с чередованием  пишется О, если:

а) в слове есть буквы г, т, щ;

б) в слове есть буквы с, ж;

в) на нее падает ударение;

г) после корня есть суффикс а.

  1. В этих предложениях не со словами пишется раздельно:

а) Весь его вид выражал боль,(не)доумение и обиду.

б) Его рассказ был (не)интересным.

в) Солнце было (не)мутное, как вчера вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь.

г) На помощь спешили люди, но путь их был вовсе (не)близким.

д) (Не)имя красит человека.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Где это возможно, подберите проверочные слова.

На тропинк.. , (не)здоровится, соб..рае(ш,шь) крыж..вник, уп..раться в реш..тку, зат..реть, пол..жить ц..ркули на лекц..и, молодеж.., жалу..шься на ож..г руки, пил..т ж..рдочку, произр..стать в пустын.., предл..гать спосо.. расч..та,  стриж..шь ч..лку, грач.., на территории.. ц..рка, ра..бежаться, ничуть (не) слыш..шь.

  1. Упр. 74(2)

Проверочная  работа по правописанию.

II вариант

  1. В корне с чередованием тир-тер, бир-бер и др.  пишется И, если:

а) она под ударением;

б) после корня нет суффикса а;

в) после корня есть суффикс а;

г) есть проверочные слова.  

  1. Не с существительными и прилагательными пишется раздельно, если:

а) слово можно заменить синонимом без не;

б) есть противопоставление с союзом а;

в) слово без не не употребляется;

г) есть слова вовсе не, далеко не, ничуть не.  

  1. К I спряжению относятся глаголы с безударным окончанием:

а) -ить;

б) -ать, -еть, -оть и др.;

в) гнать, держать, дышать, слышать;

г) брить, стелить.

  1. Разделительный Ъ употребляется:

а) после корня перед я,ё,е,ю,и;

б) после приставки перед я,ю,е,ё;

в) на конце слов;

г) после приставки перед а,о,у,и.

  1. В корнях с чередованием  пишется А, если:

а) в слове есть буквы г, т, щ;

б) в слове есть буквы с, ж;

в) на нее падает ударение;

г) после корня есть суффикс а.


  1. В этих предложениях не со словами пишется слитно:

а) Один в море (не)рыбак.

б) Поделом тебе, старый (не)вежа! Впредь тебе, (не)вежа наука.

в) Будет то (не)смерть, а сон, триста лет продлится он.;

г) И волны и суша покорны тебе, завидует (не)друг столь дивной судьбе.

д) Браслет на вид был (не)красивым.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Где это возможно, подберите проверочные слова.

На полян.. , в чуж..м краю, около лесной опушк.., сле..ка ж..лтоватая ша..ка, ш..колад, (не) обращае(ш, шь) внимание, прол..жить тр..пинку в зар..слях, встреча..м р..ссвет, выр..щенные ж..луди, прот..ра..шь ч..рный сапож..к, печ..т пиро.., раз..яснить, у гостиниц.. восход, расст..л..шь скатерть, обж..г руку, пч..лы на акац…

  1. Упр. 74(2)

Стили и типы речи.

I вариант

Отметь знаком «+» правильный ответ.

1. Разговорный стиль речи – это:

а) общение один на один, официальная обстановка, воздействие;

б) общение один на один, неофициальная обстановка, общение;

в) общение один – много, официальная обстановка, сообщение информации.

2. Назови условия, от которых зависит стиль речевого общения.

а)______________________________________________________

б)______________________________________________________

в)______________________________________________________

3. Определи тип речевого высказывания (описание, повествование, рассуждение):

Начало осени для лесных обитателей – хорошая пора. В лесу есть всё: ягоды, грибы, орехи… А на опушках и на полянах стоят дикие яблони. Сколько на них яблок! Маленькие и кислые, как лимон. Но и на эти фрукты найдутся охотники: медведи, кабаны.

Стили и типы речи.

II вариант

Отметь знаком «+» правильный ответ.

1. Официально-деловой стиль речи – это:

а) общение один на один, официальная обстановка, общение;

б) общение один – много, неофициальная обстановка, общение;

в) общение один – много, официальная обстановка, воздействие.

2. От каких условий зависит стиль речевого общения:

а)______________________________________________________

б)______________________________________________________

в)______________________________________________________

3. Определи тип речевого высказывания (описание, повествование, рассуждение):

Ребята собирали лекарственные травы и забрели в вековой ельник. Повсюду цвели ландыши. Вдруг из-за куста выскочила лисица и выбежала на поляну. Плутовка понюхала ландыши и завалилась на бок. Дети притихли и стали её рассматривать.

Части речи и члены предложения.

 

1. Подбери и запиши однокоренные слова разных частей речи к слову «интерес». Определи, к каким частям речи относятся записанные слова.

Интерес,__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

2. Придумай и запиши предложения, в которых слово «дерево»: а) подлежащее; б) дополнение; в) сказуемое. Подчеркни все члены предложения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Продолжи ряд.

Имя существительное: кофта,__________________________________________________________

Имя прилагательное: красивый,_________________________________________________________

Глагол: идёт,_________________________________________________________________________

Местоимение: мой, ____________________________________________________________________

Имя числительное: три, седьмой,________________________________________________________

Предлог: в, из-под,____________________________________________________________________

Наречие: холодно, быстрей, ____________________________________________________________

Союз: или,____________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

I вариант

  1. Продолжите запись, приводя свои примеры.

а) Автопробег, зоомагазин, фотокамера…

б) Полчаса, пол-ложки…

в) Путь-дорога, диван-кровать…

г) Юго-восток…  

д) Машиностроение, водопровод…

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Где это возможно, подберите проверочные слова.

Пол(Сибири), р_шение, авто(завод), ув_жение, пол(листа), пол(кастрюли), б_грянец, овоще(резка), стоп(кран), полу(месяц), не(настье); нас волновала (не)погода, а  самочувствие; с_лома, предвыборная к_мпания, ка(р, рр)икатура, лес_руб.

  1. Выпишите из текста имена существительные, определите их падеж, склонение и синтаксическую роль. Сделайте морфологический анализ выделенного существительного.

Образец: В лице её я заметил нервное беспокойство.

В лице (лицо – 2 скл, Пр.п.), беспокойство (беспокойство – 2скл, В.п.)

Исследования А.Х. Востокова получили высокую оценку в европейской лингвистике.

  1. Дайте определения понятиям: склонение, синоним, подлежащее.

  1. Назовите 7 способов образования имён существительных. К каждому способу приведите свой пример.

  1. Дополнительное задание.

Используя таблицы для фонетического разбора, сделайте орфоэпический анализ слов: долина, интерес.

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

II вариант

  1. Продолжите запись, приводя свои примеры.

Автопробег, зоомагазин, фотокамера,____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Полчаса, пол-ложки,___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Путь-дорога, диван-кровать,____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Юго-восток, _________________________________________________________________________

Машиностроение, водопровод,__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Где это возможно, подберите проверочные слова.

Ф_рфор, д_лина, (пол)деревни, инт_рес, (не)вежа, к_мпания друзей, (зоо)магазин, (мыше)ловка,  (полу)круг, (авиа)салон, (кресло)качалка, (пол)литра, (бал)маскарад; (не)приятель, а враг; сад_вод, (пол)Ванино.

  1. Выпишите из текста имена существительные, определите их падеж, склонение и синтаксическую роль. Сделайте морфологический анализ выделенного существительного.

Образец: В лице её я заметил нервное беспокойство.

В лице (лицо – 2 скл, Пр.п.), беспокойство (беспокойство – 2скл, В.п.)

Заслуга А.Х. Востокова – создание учебных книг по русскому языку.

  1. Дайте определения понятиям: склонение, антоним, дополнение.

  1. Назовите 7 способов образования имён существительных. К каждому способу приведите свой пример.

  1. Дополнительное задание.

Используя таблицы для фонетического разбора, сделайте орфоэпический анализ слов: далёкий, румянец.

Связанные корни.

Корень – это главная, обязательная часть слова (_________) Именно корень выражает основное значение слова (_________________). Сравним слова дом и дом-ик: суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет; бежать и при-бежать: приставка обозначает «приближение», а корень – само действие (____________).

Но так бывает не всегда (_________).

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко обозначены приставки об- и раз-, показатель неопределенной формы окончание  -ть. Где же корень? Корень -у-. этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок (___________). Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками, называют связанными. Их отличают от «обычных» свободных корней (________).

Диктант 1 четверть.

Азбука тайги

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото.

Наступала полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.

К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», - закончил старик свой рассказ.

Тест

I вариант

1. Выбери слово, которое образовано  при помощи приставки. Выдели её.

а) бумажный; б) безлистный; в) сверхмощный; г) безвкусный; е) презабавный.

2. Выбери слово, которое образовано  при помощи суффикса. Выдели его.

а) атомоходный; б) футбол; в) счастливый; г) безвкусный; е) пешеход.

3. Выбери слово, которое образовано  при одновременном присоединении приставки и  суффикса. Выдели их.

а) загородный; б) удвоенный; в) счастливый; г) безвкусный; е) атомоходный.

4.Выбери слово, которое имеет два корня. Выдели их.

а) атомоходный; б) пешеходный; в) приморский; г) снежный; е) белоснежный.

5. Образуй прилагательные с иноязычными приставками анти, фото, метео, авиа, аква, электро, микро  и др.

6. С помощью схемы в учебнике сделай морфологический разбор имени прилагательного:

Ребята удивлялись воробьиным повадкам.

Тест

II вариант

1. Выбери слово, которое образовано  при помощи приставки. Выдели её.

а) бумажный; б) безаварийный; в) преспокойный; г) зелёненький; е) болотистый.

2. Выбери слово, которое образовано  при помощи суффикса. Выдели его.

а) дружеский; б) футболист; в) детсад; г) красота; е) спокойный.

3. Выбери слово, которое образовано  при одновременном присоединении приставки и  суффикса. Выдели их.

а) счастливый; б) безветренный; в) утренний; г) невкусный; е) атомоходный.

4.Выбери слово, которое имеет два корня. Выдели их.

а) землеройный; б) внутренний; в) придорожный; г) снежный; е) белокаменный.

5. Образуй прилагательные с иноязычными приставками анти, фото, метео, авиа, аква, электро, микро  и др.

6. С помощью схемы в учебнике сделай морфологический разбор имени прилагательного:

В школе всегда отмечают традиционные праздники.

Самостоятельная работа

по теме «Написание сложных имён прилагательных и существительных».

I вариант

1. Выпиши прилагательные в два столбика: в 1 – с -н- в суффиксе, во 2 – с  -нн-. Выделите суффиксы прилагательных.

В музее краеведения показывали предметы отечестве_ого быта: шерстя_ые покрывала, глиня_ую и серебря_ую посуду, хозяйстве_ый инвентарь, расшитую полотня_ую одежду, стари_ые монеты,  каме_ые орудия труда, лошади_ую упряжь, кожа_ую обувь и много всего другого.

2. Раскройте скобки,  найдите и подчеркните в каждой строчке лишнее слово.

Тёмно(зелёный),  бело(ствольный), северо(восточный), русско(французский);

Древне(русский), средне(вековый), трудно(доступный), юго(западный);

Санкт(Петербург), бетоно(мешалка), северо(запад), генерал(майор)

Пол(игры), пол(Москвы), пол(деревни), пол(луковицы).

3. Образуйте прилагательные способом сложения.

Ткань (светлая, зелёная); завод, где строятся корабли; деревья высокого роста; растения, любящие тепло; треугольник с равными сторонами; словарь русский и немецкий; литература Древней Руси.

4. Определите способы образования слов. Например, гусиный – суффикс. сп.

Придорожный, МГУ,  домище, сверхскорость, побережье, сталевар.

5. Сделайте морфологический разбор прилагательного.

Между скал встречаются полянки  с коралловым песком.

Самостоятельная работа

по теме «Написание сложных имён прилагательных и существительных».

II вариант

1. Выпиши прилагательные в два столбика: в 1 – с -н- в суффиксе, во 2 – с  -нн-. Выделите суффиксы прилагательных.

В музее краеведения показывали предметы отечестве_ого быта: шерстя_ые покрывала, глиня_ую и серебря_ую посуду, хозяйстве_ый инвентарь, расшитую полотня_ую одежду, стари_ые монеты,  каме_ые орудия труда, лошади_ую упряжь, кожа_ую обувь и много всего другого.

2. Раскройте скобки,  найдите и подчеркните в каждой строчке лишнее слово.

Немецко(русский), средне(азиатский), ярко(красный), северо(западный);

Машино(ремонтный),  бело(головый), синий(пресиний), дальне(восточный);

Ханты(Мансийск), авто(гонка), юго(запад), кресло(качалка)

Пол(яблока), пол(Амура), пол(реки), пол(листа).

3. Образуйте прилагательные способом сложения.

Юбка (яркая, синяя); завод, где строятся самолёты; дуб, которому сто лет; растения, любящие тень; участок плодовый и ягодный; словарь русский и китайский; литература Северной Америки.

4. Разберите слова по составу. Определите способы образования слов. Например, гусиный – суффикс. сп.

Кофемолка, ГИБДД,  сбербанк, хвостище, бездорожье, загородный.

5. Сделайте морфологический разбор прилагательного.

Незабудки мелькали в зелёной траве.

Разгадайте кроссворд, используя для ответов существительные с соединительными гласными о-е.

 1

 2

 3

 4

 5

 6

  1. Движение льда по течению реки и на озерах весной.
  2. Сухой горячий ветер, губительно действующий на растения.
  3. Время падения листьев.
  4. Выпадение снега в больших количествах.
  5. Приспособление для закачивания воды.
  6. Колебание земной поверхности.

Самостоятельная работа

по орфографии.

II вариант.

  1. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание данных слов.

Ра_жать, пр_двинуть, ра_мотреть, пр_мудрый,  пр_ключение, роз_скивать, изл_жение, пр_сесть, бе_жалостный, пр_дорожный, по_толкнуть, подр_сти, сверх_нтересный, пр_увеличить, пр_забавный, без_нтересный.

  1. Раскрой скобки, объясни правописание данных слов.

Пол(шага), юго(западный), полу(сон), зоо(товары), бледно(розовый), лесо(руб), средне(вековый), пол(огурца), судо(строительный), пол(Африки), красный(прекрасный), био(сфера), пол(листа), премьер(министр).

  1. Укажи неверное утверждение:

Существительные с первой частью пол- пишутся через дефис

а) перед прописными буквами

б) перед гласными

в) перед согласными

г) всегда

Самостоятельная работа

по орфографии.

I вариант.

  1. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание данных слов.

Ра_кроить, пр_бить, бе_жалостный, пр_веселый,  пр_зрение, роз_ск, изл_гать, пр_открыть, бе_форменный, пр_вокзальный, по_бросить, вар_сли, сверх_звестный, пр_меньшить, пр_интересный, без_сходный.

  1. Раскрой скобки, объясни правописание данных слов.

Пол(метра), северо(западный), полу(месяц), авто(товары), бледно(голубой), вело(гонки), низко(рослый), пол(окна), судо(ремонтный), пол(Америки), злой(презлой), метео(сводка), пол(лимона), генерал(майор).

  1. Укажи неверное утверждение:

Существительные с первой частью полу- пишутся через дефис

а) перед прописными буквами

б) перед гласными

в) перед согласными

г) всегда

Расставь ударение в словах, запомни их произношение.

Газопровод, каучук, начать, столяр, творог, углубить, обеспечение, хаос, хвоя, черпать, эксперт, красивее, звонит, баловать, иначе, поняла, кулинария, принять, ржаветь, каталог, квартал, досуг, средства, минусовый, ободрить, кухонный, включит, сорит, сливовый, убрала, убрали, клала.

Причастие

Тест

  1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
  1. существительного;
  2. прилагательного;
  3. наречия;
  4. глагола.
  1. Что обозначает причастие как особая форма глагола?
  1. признак предмета;
  2. действие предмета;
  3. признак предмета по действию;
  4. признак действия.
  1. Какие утверждения о причастии являются верными?
  1. причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетается с глаголом;
  2. причастие склоняется, согласуется с именами существительными и выполняет роль определения;
  3. отличить причастие от прилагательного можно только по вопросам;
  4. отличить причастие от прилагательного можно по фразе «тот, который», по суффиксам и по вопросам;
  5. причастие и определяемое слово называются причастным оборотом;
  6. причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;
  7. определяемое слово не входит в причастный оборот;
  8. причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

  1. Слово, от которого зависит причастие в словосочетании, называется ___________________словом.
  2. Укажите, в каком ряду верно указаны грамматические признаки причастия.
  1. дремлющий – прич., Н.вр., несов.в., ж.р., ед.ч., И.п.
  2. пролитая – прич., П.вр., сов.в., ж.р., ед.ч., И.п.
  3. отнимает – прич., Н.вр., несов.в., м.р., ед.ч., И.п.
  4. осветившее – прич., П.вр., несов.в., ср.р., ед.ч., И.п.

1. Вставь пропущенные окончания.

2. Выдели суффиксы причастий.

В чернеющ

шумящ

устремляющ

о льющ

задымивш

закрасневш

колеблющ

встречающ

поросш

на раскачивающ

сгибающ

расстилающ

о будущ

осыпающ

о хранящ

сражающ

лесу

потоком

ся потока

ся дожде

ся речку

ся зари

ся ветерком

ся льдинами

болотом

ся березу

ся колосьев

ся тучи

океане

ся листвы

ся письмах

ся отрядами

Спишите, одиночные причастия распространите и полученные причастные обороты поставьте после определяемых слов. Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы.

Слышен шум бурлящего вод_пада. Тающий снеж_к покрывал тонким слоем землю. Мы бросали еловые шишки в горящий к_стер. Вода в реке была так прозрачна, что были видны плавающие рыбки.

1. От данных глаголов образуйте и запишите страдательные причастия прошедшего времени. С двумя любыми причастиями составьте предложения с однородными членами.

Образец: потерять – потерянный, косить – скошенный, понять – понятый.

Обещать, увешать, засеять, овеять, замешать, приехать, замешать, приехать, заместить, заклеить, наградить, победить, возвратить, расколоть, бросить, вырастить, взвесить, углубить, исправить, привлечь, преобразить, спрессовать, привести, увидеть, обидеть, разбить, перевести.

2. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните причастия как члены предложения. Обозначьте суффиксы причастий. Укажите падеж, число и род причастий.

Образец: Значок, приколотый (прич. Пр. вр., м.р, ед.ч., И.п.) к груди переливался на солнце.

Мы рас_матривали сотни горных пород св_савших над головой квадратными плитами. Зеленоватый сумрачный воздух наполненный солнечным дымом струился над ними.  Нескошенные луга так душ_сты, что с (не) привычки туманится и тяжеле_т голова. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота покрытые ольхой и осиной, обугленные от старости избы лесников. Из деревни изредка доносился запах только что испечённого ч_рного хлеба.

3. Образуй от глаголов все возможные причастия, учитывая время, вид и возвратность.

Образец: Потерять (инфинитив сов.в., невозв.) – потерянный (страд. прич. Пр.вр., сов.в., невозвр.); потерявший (действ. прич., Пр.вр., сов.в., невозвр.).

Построить, прочитать, понять, принести, летит, украшать, уважает, оберегать, погружает, сверять, приглашает, видеть.

4. Раздели слова на 2 группы: причастия и прилагательные:

Горячий, горящий, кожанные, белеющий, белая, запомнившегося, стоявшими, летний, летящие, мокрый, чистого, таявший, тёмным, шумящая, шумная, светлеющий, светлый, отпиленный, собранные, седой, седеющий, поседевший.

5. Определи в словосочетании определяемые и зависимые слова, подпиши части речи.

Стареющий дуб, быстро бежавший, закрытая дверь, висевший на стене, лечащий врач, смотревшая вдаль, медленно поющий, колющий предмет, шумный разговор, темная комната, льющийся поток, плывший по реке, к говорящему костру.

Запиши предложения, раскрой скобки, поставь нужные знаки препинания.

Солнце (прорвавшийся) сквозь облака освещает желтоватый лес.

Мы стоим возле каменного столба (утвержденный) когда-то на границе муждц двумя губерниями.

Шофер (останонившийся) тут же машины схватил вдруг (валявшийся) здесь обломок жерди.

Запиши предложения, раскрой скобки, поставь нужные знаки препинания.

Старая ель (потревоженный) им мгновенно оделась (Сияющий) семенами.

Каждое семечко в полете кажется мотыльком весело (помахивающий) двумя крылышками.

Высокая (освещенный) солнцем ель распростёрла вокруг тяжелые лапы.

ПРИЧАСТИЕ

1 вариант

  1. Найдите и выделите причастные обороты и определяемые слова, поставьте, если нужно, запятые.

Ветер дувший с моря все время усиливался. Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре ветра. Мыс возвышающийся над поверхностью озера был похож на утюг. Вся изрытая глубокими колеями дорога шла темным хвойным лесом.

  1. Согласуйте причастие с определяемым словом, расставьте знаки препинания.
  1. Листы железа (продырявленный пулями) были свалены в углу.
  2. Я жил в тихой (затерявшийся среди густого соснового леса) деревушке.
  3. По обочине дороги ходили в плащ-палатках (накинутый поверх шинелей) часовые.
  4. Земля (размытый недавними сильными дождями) лопалась, налипала к ногам.

2 вариант

  1. Найдите и выделите причастные обороты и определяемые слова, поставьте, если нужно, запятые.

В середине прошлого века в Новгороде ученые нашли берестяные грамоты написанные без единой капли чернил. Буквы не бересте процарапаны тщательно заостренным писалом. Новгородцы в древности буквально ходили по грамотам брошенным на землю. От брошенного в грязь современного бумажного письма вскоре не остается даже следа, а берестяные письма уцелели.

  1. Согласуйте причастие с определяемым словом, расставьте знаки препинания.
  1. Цветы (замерзший за ночь) постепенно оживали.
  2. Мы завидовали всем, кто жил в этих местах: каждой девочке (бежавший с сумкой по дороге), каждой птице (пролетавший сквозь заросли).
  3. Гроза – атмосферное явление (вызываемый конденсацией водяного пара) и  (сопровождаемый электрическими разрядами).
  4. Листья (кружащийся в воздухе) медленно падают на землю.
  5. (Мелькающий среди деревьев) белочка отыскивает орехи.

Задание № 1 Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом. Запишите полученные предложения.

Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом; вернувшегося домой; управляемая опытным капитаном.

  1. Лодка плыла по узкому фарватеру. 2) Леса сияли всеми цветами радуги. 3) Травы перевезли в деревню. 4) Солдата встречала вся семья.


Задание № 2

Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

Слова для справок: освещенная бледной луной; припудренные утренним инеем; выкрашенные к празднику; долетавшими издалека.

1) Тишина изредка прерывалась звуками. 2) Дорога петляла среди деревьев. 3) Дома смотрелись как новые. 4) Луга светились серебром.

Задание № 3

Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине около заросшего ракушечником камня лениво проплыла мимо.

Задание № 4 В простые предложения, вставьте подходящий по смыслу причастный оборот,  выбрав его из списка, приведенного ниже.

Снег… покрыл землю. Вороны … были удивлены переменами в природе. Птицы копались в траве… . Листья берёз … трепетали на ветру. Только высокие ели … стояли молча. Село … замерло в ожидании большого снега.

Виднеющееся за озером

Выпавший ночью

Поднявшие свои вершины

Торчавшей из-под снега

Искавшие корм

Желтеющие вдали

Задание № 5

Диктант-схема. Самопроверка.

  1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
  2. Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
  3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
  4. В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
  5. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
  6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
  7. На засеянном по весне поле появились первые всходы.
  8. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
  9. На окне все еще лежала забытая утром книга.
  10.  Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.
  11.  От травы скошенной утром шел пряный запах.
  12.  И лишь увядшие цветы напоминали о  лете.

Контрольная работа по теме «Причастие».

II вариант

1. Раздели слова на 2 группы: причастия и прилагательные:

Горячий, горящий, кожаные, белеющий, белая, запомнившегося, стоявшими, летний, летящие, мокрый, чистого, таявший, тёмным, шумящая, шумная, светлеющий, светлый, отпиленный, собранные, седой, седеющий, поседевший, колющий.

2. Расставь пропущенные знаки препинания, обозначь определяемое слово и подчеркни причастие или причастный оборот как член предложения.

Небо все было в звездах излучавших ровный свет. Иван предложил взобраться на невысокий забор поросший кустарником и посмотреть на реку. Собрание директоров не закончено. Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды. Изредка доносились ночные шорохи приглушенные лесом. Торчавшая из воды палка служила ориентиром.

3. Сделай морфологический и морфемный разбор выделенного причастия.

4. Вставь пропущенные буквы в суффиксах причастий, раскрой скобки.

(Не)замеченная оплошность, (не)годующий, (не)разговорчивый с детства сосед, план (не)продуман, телефон (не)отремонтирован, (не)прояснившийся после бури небосклон, (не)помогавший сотрудник, на застекле_ой веранде, клюкве_ый напиток, лома_ая линия, подкова_ая лошадь, кова_ый сундук, ране_ый боец, краше_ый забор, покраше_ая лавка.

5. Упр. 449

Контрольная работа по теме «Причастие».

I вариант

1. Раздели слова на 2 группы: причастия и прилагательные:

Собранные, седой, седеющий, летний, поседевший, колющий, тёмным, шумящая, шумная, горячий, горящий, белеющий, белая, запомнившегося, светлый, летящие, мокрый, чистого, таявший, светлеющий, отпиленный, кожаные, стоявшими.

2. Расставь пропущенные знаки препинания, обозначь определяемое слово и подчеркни причастие или причастный оборот как член предложения.

Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды. Изредка доносились ночные шорохи приглушенные лесом. Торчавшая из воды палка служила ориентиром. Небо все было в звездах излучавших ровный свет. Иван предложил взобраться на невысокий забор поросший кустарником и посмотреть на реку. Собрание директоров не закончено.

3. Сделай морфологический и морфемный разбор выделенного причастия.

4. Вставь пропущенные буквы в суффиксах причастий, раскрой скобки.

Краше_ый забор, покраше_ая лавка, (не)прочитанная книга, кова_ый сундук, подкова_ая лошадь, (не)доумевающий, план (не)продуман, телефон (не)отремонтирован, (не)помогавший сотрудник, на застекле_ой веранде, клюкве_ый напиток, (не)прояснившийся после бури небосклон, плетё_ая корзина, сплетё_ая из прутьев, (не)продуманный до деталей план, ране_ый боец.

5. Упр. 449

Деепричастие.

I вариант

1. Деепричастие – это: а) неизменяемая часть речи; б) изменяемая часть речи; в) служебная часть речи.

2. Деепричастие имеет признаки: а) глагола и прилагательного; б) существительного и прилагательного; в) глагола и наречия.

3. Укажите признаки глагола у деепричастия____________________________________________________

4. Что обозначает деепричастие?______________________________

5. Укажите части речи.

Оскорбить, оскорбленный, оскорбляя, оскорбивший, оскорбляет,  колотящий, поколотить, колотя, колотят, поколотив.

6. Как образуются деепричастия несовершенного вида

а) основа инфинитива + суффиксы в, вши, ши;  б) основа инфинитива + суффиксы а, я;  

в) основа глаг. Наст. вр. + суффиксы в, вши, ши;  г) основа глаг. Наст. вр + суффиксы а, я.  

7. Продолжите предложения:

Деепричастие с зависимыми словами называется __________________________

Деепричастный оборот на письме _________________________________________

8. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой

а) Ребята, сбежавшись со всех сторон, смотрели на новенького.  б) Виноград вился, карабкаясь по соседним деревьям.  в) Вот бегает дворовый мальчик в салазки Жучку, посадив.

Деепричастие.

II вариант

1.  Деепричастие – это: а) особая форма глагола; б) самостоятельная часть речи; в) форма причастия.

2.  Деепричастие отвечает на вопросы: а) что делать? что сделать?; б) какой? что делающий?; в) что делая? как? когда? и др.

3. Укажите признаки наречия у деепричастия __________________________________________________.

4. Что обозначает деепричастие?__________________________________________

5. Укажите части речи.

Симпатичный, симпатизировать, симпатизируя, симпатизирующий, производить, произведя, производящий, производимый.

6. Как образуются деепричастия совершенного вида

а) основа инфинитива + суффиксы в, вши, ши;  б) основа инфинитива + суффиксы а, я;  

в) основа глаг. Наст. вр. + суффиксы в, вши, ши;  г) основа глаг. Наст. вр + суффиксы а, я.  

7. Продолжите предложения:

Деепричастие с зависимыми словами называется __________________________

Деепричастный оборот на письме _________________________________________

8. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой

а) Живя в маленьком домике, я наблюдал наступление весны.  б) Отрезав, нужное количество ткани Яшка завернул его в бумагу.  в) Путешественники сделали привал, проехав половину пути.

Диктант «Причастие, деепричастие»

Таинственный ящик

У прославленного певца Шаляпина был кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, возил портфель с собой, никому не доверяя, почти не выпуская из рук.

В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина, его не расспрашивали о ящике. Это была таинственная загадка.

После смерти артиста его вдова вскрыла заколоченный ящик. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть родной русской земли.

        (121 слово)

Проверь себя

Таинственный ящик

У прославле___ого певца Шаляпина был кожа__ый портфель оклее__ый множеством ярлыков тур__стических фирм разных стран и городов в которых гастролировал артист. Все годы прожитые за границ__ возил портфель с собой никому (не)доверяя, почти (не)выпуская из рук.

В портфел__ лежал (не)большой ящичек. Не только люди работавшие с Шаляпиным но и родные (не) имели представления о его сод__ржимом.

Приезжая в новый город и входя в приготовле___ый ему номер Шаляпин вынимал из портфеля ящик  смотрел на него в раздумье и ставил под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина его (не)ра(с, сс)прашивали о ящик__. Это была таинстве__ая загадка.

После смерти артиста его вдова вскрыла заколоче__ый ящик. В нём оказалась горсть земли взятой Шаляпиным перед от(ъ, ь)ездом за границу. Горсть родной ру__кой земли.

        (121 слово)

Тест Числительное

1. Числительные обозначают _______________ предметов или _______________ предметов________________. Первые отвечают на вопрос сколько? и называются___________________, вторые – на вопрос который по счету? и называются _____________________.

2. Слова три и тройка отличаются друг от друга тем, что первое не изменяется по _______________________, а второе изменяется, поэтому первое – имя _______________, а второе – имя _________________.

3. Определяю разряд числительного по составу: двенадцать – ________________________, пятьдесят – ___________________, двадцать пять – ______________________.

4. Вставляю пропущенные буквы, если нужно: восем_сот, сем_десят, пят_надцать, шест_надцать, девят_сот.

5. Ставлю числительное 2578 в формы род. и твор. пад.

6. Правильно употребляю собирательные числительные с существительными: а) пять? пятеро? девушек; б) семь? семеро? котят; в) девять? девятеро? друзей; г) двадцать два сутки? двадцать две сутки? Или иначе?

Числительное

1. Числительные обозначают ________ предметов или ________ предметов___________. Первые отвечают на вопрос сколько? и называются_____ ___________, вторые – на вопрос который по счету? и называются_______________.

2 балла

2. Слова три и тройка отличаются друг от друга тем, что первое не изменяется по __________, а второе изменяется, поэтому первое – имя __________, а второе – имя ____________.

3 балла

3. Определяю разряд числительного по составу: двенадцать – _____________________, пятьдесят – ________________, двадцать пять – __________.

3 балла

4. Вставляю пропущенные буквы, если нужно: восем_сот, сем_десят, пят_надцать, шест_надцать, девят_сот.

5 баллов

5. Ставлю числительное 2578 в формы род. и твор. пад.

2 балла

6. Правильно употребляю собирательные числительные с существительными: а) пять? пятеро? девушек; б) семь? семеро? котят; в) девять? девятеро? друзей; г) двадцать два сутки? двадцать две сутки? Или иначе?

4 балла

Итого: 12–14 баллов – «3», 15–16 баллов – «4», 17–18 баллов – «5».

ОТВЕТЫ

Числительное

1. Числительные обозначают количество предметов или порядок предметов при счете. Первые отвечают на вопрос сколько? и называются количественными, вторые – на вопрос который по счету? и называются порядковыми.

2. Слова три и тройка отличаются друг от друга тем, что первое не изменяется по числам, а второе изменяется, поэтому первое – имя числительное, а второе – имя существительное.

3. Определяю разряд числительного по составу: двенадцать – простое, пятьдесят – сложное, два корня, двадцать пять – составное.

4. Вставляю пропущенные буквы, если нужно: восемьсот, семьдесят, пятнадцать, шестнадцать, девятьсот.

5. Ставлю числительное 2578 в род. пад.: (нет) двух тысяч пятисот семидесяти восьми в твор. пад.: двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью восемью.

6. Правильно употребляю собирательные числительные с существительными:

а) пять девушек; б) семь котят (но в сказке из-за олицетворения семеро козлят); в) девятеро друзей; г) двадцать два дня (ср. двое суток).

Тип числительных

Вопросы

Как изменяется

Разряды по строению

Примеры

Разряды по значению

-

Числительное

Задача: В стране Числительное, в Лингвинии, из пункта А в пункт Б вышел шестиклассник – большой любитель сложных числительных. Расстояние между пунктами А и Б – 1 км. Через каждые 110 м школьник видел дорожные столбики, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б . Шестиклассник от нечего делать стал читать все надписи вслух.

Задание:

1. Запишите числительные, которые читал мальчик, словами.

2. Посчитайте, сколько раз была написана вами буква ь.

3. Сколько сложных числительных он назвал?

Ответ:

1. Восемьсот девяносто, семьсот восемьдесят, шестьсот семьдесят, пятьсот шестьдесят, четыреста пятьдесят, триста сорок, двести тридцать, сто двадцать, десять.

2. 11 раз.

3. 8 сложных числительных.

Блицопрос.

Что такое имя числительное?

Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

На какие две группы делятся числительные?

Назовите разряды количественных числительных.

Чем отличаются простые числительные от составных?

Как склоняются порядковые числительные?

Какие числительные склоняются, как существительные 3-го склонения?

В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые сотни?

Какие числительные, называющие круглые десятки, склоняются так же?

Как склоняются дробные числительные?

Как склоняются составные количественные числительные?

Какие числительные имеют только две падежные формы?

В каких числительных пишется мягкий знак в середине?

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Все числительные по значению делятся на ... . (Количественные и порядковые.)

Количественные числительные обозначают отвлеченное число или... . (Количество предметов.)

Среди количественных числительных выделяются ... . (Целые, собирательные и дробные.)

Собирательные числительные представляют собой замкнутую группу из ... слов. (Девяти.)

Собирательные числительные образуются при помощи суффиксов ... от ... . (При помощи суффиксов -ой-, -ер- от количественных числительных.

Дробные числительные обозначают число или количество предметов, полученных в результате дробления ... . (Единицы.)

Дробные числительные, кроме слов ..., составные. (Полтора/полторы.)

Числитель дроби представляет собой ... числительное, знаменатель – ... . (Количественное, порядковое.)

Порядковые числительные похожи на ... . (Прилагательные.)

Порядковые числительные, кроме слов ..., образуются от количественных. (Первый и второй.)

Если в дробном числе обозначается двадцать пять сотых, семьдесят пять сотых, одна третья, то в разговорной речи употребляются слова: ... . (Четверть, три четверти, треть.)

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Все числительные по значению делятся на ... .

Количественные числительные обозначают отвлеченное число или... .

Среди количественных числительных выделяются ... .

Собирательные числительные представляют собой замкнутую группу из ... слов.

Собирательные числительные образуются при помощи суффиксов ... от ... .

Дробные числ-ные обозначают число или количество предметов, полученных в результате дробления ... .

Дробные числительные, кроме слов ..., составные.

Числитель дроби представляет собой ... числительное, знаменатель – ... .

Порядковые числительные похожи на ... .

Порядковые числительные, кроме слов ..., образуются от количественных.

Если в дробном числе обозначается двадцать пять сотых, семьдесят пять сотых, одна третья, то в разговорной речи употребляются слова: ... .

2. Перепишите. Вставьте и объясните пропущенные буквы. Числительные запишите словами, объясните их правописание. Охарактеризуйте числительные по структуре (простые, сложные, составные).

Сер_це – ц_нтральный огран кров_носной системы ж_вотных и человека, нагн_тающий кровь в артериальную систему и об_спечивающий ее в_зврат по венам. Сердце некоторых пр_смыкающихся (крокодилы), птиц, млекоп_тающих и человека – полый мышечный орган, разделе_ый на 4 камеры: правое и левое пр_дсердия, правый и левый желудочки. У человека сердце заключе_о в околосердечную сумку (перикард) и распол_ж_о в средостении грудной полости. У взрослых дли_а сердца – 12–15 сантиметров, поперечный р_зрез 8–11 сантиметров, масса (без крови в камерах) в среднем у жен_ин – около 240 граммов, у муж_ин – около 330 граммов. Сердце взрослого человека (в нормальных условиях) сокр_щает_я 55–80 раз в минуту, прог_няя 4,5–5 литров крови; за одно сокращение выбрас_вается 60–75 миллилитров крови.

Записывайте числительные словами.

Чтобы собрать 1 килограмм меда, пчеле надо «налетать» около 300 тысяч километров (больше 3/4 расстояния до Луны), посетив при этом около 19 миллионов цветков.

Пчела живет не более 30–35 дней. Но трудолюбие пчел вошло в поговорку: летая со скоростью 6,5 километра в час, одна пчела за хороший рабочий день посещает примерно 7 тысяч цветков.

Память лучше всего работает между 8 и 12 часами дня. Потом наступает спад, который длится примерно до 17 часов. Затем память снова улучшается и к 19 часам становится наиболее эффективной.

Контрольная работа по теме «Имя числительное».

I вариант

1. Выпиши только числительные. Укажи их вид (количественное или порядковое; простое, сложное или составное; целое, дробное или собирательное).

Удвоить, тройка, четырёх тетрадей, шестиэтажный, тысяча восемьсот второй, семидесятилетний, впятером, пятый, пятеро, одна вторая, дважды, столетний, полтора.

2. Запиши числительные словами.

Из 245 – 67 = ?,    к 1  2/5 + 4 2/3 = ?,      от  7839 – 103 = ?

Верю 2 друзьям, помню о 245 играх, 572 местами, о 60 ветеранах, вижу 643 серию, 800 сантиметрам.

3. Образуйте порядковые числительные. (2 тысячи – двухтысячный)

7 миллионов,  100 лет,   1,5 часа,  5 копеек, 3 дня, 1000 рублей, 6 баллов, 11 литров, 45 грамм.

4. Сделайте морфологический разбор числительного.

Двадцать седьмого мая мы с ребятами пошли в поход.

5. Как изменяются порядковые числительные?

а) по падежам; б) по числам; в) по родам; г) не изменяются.

6. Найди верное утверждение:

а) имя  числительное обозначает только количество предметов;

б) количественное имя  числительное изменяется только по падежам;

в) у порядковых числительных при склонении изменяются все слова.

7. Найди ошибку:

а) к десятому декабря; б) к десятому декабрю; в) к восьмому марта; г) все верно.

8. Поставь слова, данные в скобках, в нужном падеже:

Держать (обе) руками, приложить к (оба) ушам, (семеро) козлят, (1830) года, (полтораста) километров.

Контрольная работа по теме «Имя числительное».

II вариант

1. Выпиши только числительные. Укажи их вид (количественное или порядковое; простое, сложное или составное; целое, дробное или собирательное).

Четверка, семеро, десятью ручками, трижды, четыре седьмых, всемером, восьмиэтажный, полтораста, седьмой, тысяча шестьсот пятидесятый, сорокалетний, утроить, пятикопеечный.

2. Запиши числительные словами.

Из 452 – 63 = ?,    к 2  3/5 + 3 1/4 = ?,      от  8973 – 102 = ?

Верю 3 друзьям, помню о 324 играх, 753 местами, о 80 ветеранах, вижу 548 серию, 900 сантиметрам.

3. Образуйте порядковые числительные. (2 тысячи – двухтысячный)

8 миллионов,  200 лет,   1,5 часа,  7 копеек, 4 дня, 1000 рублей, 4 баллов, 12 литров, 57 грамм.

4. Сделайте морфологический разбор числительного.

День России празднуется двенадцатого июня.

5. Как изменяются количественныечислительные?

а) по падежам; б) по числам; в) по родам; г) не изменяются.

6. Найди верное утверждение:

а) имя  числительное обозначает только порядок предметов при счете;

б) у количественных числительных при склонении изменяются все слова;

в) порядковое имя  числительное изменяется только по падежам.

7. Найди ошибку:

а) к одиннадцатому маю; б) к одиннадцатому мая; в) к восьмому сентября; г) все неверно.

8. Поставь слова, данные в скобках, в нужном падеже:

Держать (обе) руками, приложить к (оба) ушам, (семеро) козлят, (1830) года, (полтораста) километров.

ПЕРЕМЕНА

Поиграйте на перемене в игру, которая называется «Глазомер». Ответьте на вопросы:

1. Какое расстояние от вас до стены (окна, шкафа) в вашей комнате или в классе? Стену или что-либо иное выберите сами.

2. Сколько шагов до конца коридора?

3. Какова в сантиметрах толщина книги, которую вы читаете? Или длина карандаша, ручки?

4. На какой странице книги находится закладка?

После этого проверьте себя, измерив расстояние линейкой или еще чем-нибудь.

МЕСТОИМЕНИЕ

Найди местоимения, определи их разряд и синтаксическую роль.

Каждый, кто хоть раз включал телевизор в веселые перестроечные годы, знает профессора Чайникова. Любую свою новую лекцию он начинал радостно и приветливо: «Дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам о том,   о чем вы все давно желаете узнать».

Никто и никогда на телевидении  не знает, чем сегодня будет заниматься профессор. Страна под его руководством смело изготовляет шифер, разбирает холодильники и производит чернила домашним способом.

Самостоятельная работа по теме «Местоимение». (1)

I вариант

1. Выпиши из предложений изученные местоимения, укажи их разряд, число, падеж и род (где это возможно).

И тут мне пришло в голову: «Какие же кузнечики в начале лета? Они у нас начинают трещать в июле». Я  резко повернулся: на вершине ольхи сидела маленькая птичка. Она разевала клюв, и перья у неё трепетали, а песни слышно не было. Мне хватило этого мгновения, чтобы узнать птичку. Это была обыкновенная камышовка.

2. Расскажи, что ты узнал о притяжательных местоимениях.

3. Ответь на вопросы.                

1. Какое местоимение не имеет форму имен. падежа?

2. Каким членом предложения является местоимение в предложении: Писатель Гладков был хорошо известен, и его книги были очень популярны.

3. Как изменяются личные местоимения? Приведи примеры. I

4. Сделай морфологический разбор двух местоимений разных разрядов из 1 задания.

Самостоятельная работа по теме «Местоимение». (2)

II вариант

1. Выпиши из предложений изученные местоимения, укажи их разряд, число, падеж и род (где это возможно).

О ней поют поэты всех веков. Песок этот был удивительной белизны и тонкости. Вязкий и плотный, он напоминал манную крупу.  Мне  хочется, чтобы ты открыл окно. Кто, я? Ни за что не открою! Беликов ходил к Коваленко так же, как и к нам. Придет к нему, сядет и молчит. И вот она одной рукой, кружа его над головой, помчится вдруг…

2. Расскажи, что ты узнал о личных местоимениях.

3. Ответь на вопросы.                

1. Какие местоимения не изменяются по родам? Приведи примеры.

2. Каким членом предложения является местоимение в предложении: Царица злая, про царевну вспоминая, не могла простить её.

3. Как изменяются притяжательные  местоимения? Приведи примеры.

4. Сделай морфологический разбор двух местоимений разных разрядов из 1 задания.

Самостоятельная работа по теме «Местоимение». (3)

III вариант

1. Выпиши из предложений изученные местоимения, укажи их разряд, число, падеж и род (где это возможно).

Однажды мой отец вернулся из похода в горы и принес мне ежа. Я очень обрадовался – прыгал вокруг него, трогал колючки, угощал этого зверька сыром. Вечером, когда стемнело,  налил ему молока и отнес в сени. А сам преспокойно пошел спать. Утром зверька на своем месте мы не нашли, искали его везде. У кого только не спрашивали! Но ежа и след простыл.

2. Расскажи, что ты узнал об определительных местоимениях.

3. Ответь на вопросы.                

1. Какие местоимения не изменяются по числам? Приведи примеры.

2. Каким членом предложения является местоимение в предложении: И волны и суша покорны тебе, завидует недруг столь дивной судьбе.

3. Как изменяется возвратное  местоимение? Приведи примеры.

4. Сделай морфологический разбор двух местоимений разных разрядов из 1 задания.

Самостоятельная работа по теме «Местоимение». (4)

IV вариант

1. Выпиши из предложений изученные местоимения, укажи их разряд, число, падеж и род (где это возможно).

Однажды я потерял своего ежа. Тетя Лена, узнав про моё огорчение, предложила нам цыпленка, но мы отказались. Её сын Женька протянул мне шарманку.  Весь вечер я с ней не расставался. Где же запропастился еж? Перед сном я играл на шарманке и тут из кустов выполз наш беглец. Теперь каждый вечер он прибегал к нашему крыльцу. С той поры  мы так его и прозвали – любитель музыки.

2. Расскажи, что ты узнал об указательных местоимениях.

3. Ответь на вопросы.                

1. Значение каких местоимений зависит от того, где они употребляются? Приведи примеры.

2. Каким членом предложения является местоимение в предложении: Дорожи честью своей семьи.

3. Как изменяются определительные  местоимения? Приведи примеры.

4. Сделай морфологический разбор двух местоимений разных разрядов из 1 задания.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

I вариант

I. 1.Выпиши из текста местоимения. Укажи их постоянные и непостоянные признаки. В тексте подчеркни местоимения как члены предложения.

Вдруг послышался треск сучьев и чье-то прерывистое дыхание. Какой-то зверь бежал прямо на меня. Кем он мог оказаться? Я почувствовал, как животное подошло ко мне. Это была моя собака.

2. Сделай морфологический разбор двух местоимений разных разрядов.

II. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.

Н_(о)чем не спрашивай, (н_)чего сказать, (н_)(при)чем, какой(то), кое(у)кого, (кое)как, н_чего себе, (н_)(с)кем поговорить, чей(то), кто(нибудь), (н_)чем заняться, кем(либо) .

III. Выбери правильный вариант ответа или напиши свой.

1. Постоянные признаки местоимения:

а) падеж, род, число; б) род и число; в) разряд.

2. Найди неверное утверждение.

а) местоимения обозначают лицо и указывают на предметы, признаки и количество;

б) местоимения с приставкой кое- пишутся через дефис;

в) личные местоимения я, ты, вы, мы изменяются по родам.

3. Найди ошибку в употреблении формы местоимения:

а) выступал после его; б) ихний костюм; в) их письмо; г) благодаря ему.

4. Какое слово не является местоимением:

а) столько; б) каждый; в) свой; г) разный.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

II вариант

I. 1.Выпиши из текста местоимения. Укажи их постоянные и непостоянные признаки. В тексте подчеркни местоимения как члены предложения.

Однажды на охоте я увидел тетеревов. Собираюсь уже в них стрелять, но они вдруг разом вспорхнули. Кто спугнул их? Какой-нибудь охотник? Каждый треск сучьев заставлял меня обернуться. В этот раз кто-то оставил меня ни с чем.

2. Сделай морфологический разбор двух местоимений разных разрядов.

II. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.

Н_(о)чем говорить, (н_)чем не удивишь, (н_)(при)чем, какой(либо), кое(с)кем, н_чего не видно, (н_)(с)кем поговорить, чей(то), (кое)где, кто(то), (н_)чем заняться, кем(нибудь) .

III. Выбери правильный вариант ответа или напиши свой.

1. Непостоянные признаки местоимения:

а) падеж, род, число; б) род и число; в) разряд.

2. Найди неверное утверждение.

а) местоимения обозначают предметы, признаки и количество;

б) местоимения с суффиксом то- пишутся через дефис;

в) личные местоимения 3 лица изменяются по родам.

3. Найди правильную  форму местоимения:

а) ихний вечер; б) егошний костюм; в) около него; г) встретил него.

4. Какое слово не является местоимением:

а) какой; б) иной; в) весь; г) оба.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

III вариант

I. 1.Выпиши из текста местоимения. Укажи их постоянные и непостоянные признаки. В тексте подчеркни местоимения как члены предложения.

Каждое утро я отправляюсь в лес по грибы, но всякий раз возвращаюсь ни с чем. В чем тут дело? Надо мной смеются мои соседи: «Вам бы подзорную трубу с собой брать, тогда какую-нибудь сыроежку отыщите». Все эти дружеские нападки меня не задевают. Ведь никто из них не подозревает, что я просто слежу за тем, как грибы растут.

2. Сделай морфологический разбор двух местоимений разных разрядов.

II. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.

Н_(о)чем не подозревать,(н_)который интерес, (н_)чем заняться, (н_)(при)чем, чей (либо), кое(за)чем, н_чего не видно, (н_)(с)кем поговорить, где(то), (кое)что, какой (то), (н_)что интересное, чем(нибудь), (н_)чему радоваться, (н_)чему не научился.

III. Выбери правильный вариант ответа или напиши свой.

1. В предложении местоимения могут быть:

а) только главными членами; б) только второстепенными членами; в) любыми членами г) всеми, кроме обстоятельства.

2. Найди неверное утверждение.

а) неопределенные местоимения образуются от вопросительно-относительных;

б) отрицательные местоимения всегда пишутся в три слова;

в) местоимения себя, нечего, некого не имеют имен. падежа.

3. Найди правильную  форму местоимения:

а) об той; б) к ей; в) ихний сын; г) встретил его.

4. Какое слово не является местоимением:

а) сколькими; б) иной; в) каждый; г) потом.

Итоговый диктант

Солнечный цветок

Его родина - далёкая Мексика. Ярко-жёлтые соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали и в том, что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца, желая поймать его горячие лучи. Поэтому подсолнечник считали священным.

Испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку, завезли растение к себе на родину, и восторгам не было конца. Каждый, имевший хоть клочок земли, старался вырастить необычайный цветок. Другие разводили подсолнечник в горшках, как комнатное растение. В нём видели прелестное живое украшение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.

И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарев смастерил небольшой пресс, выжимающий подсолнечное масло. Это было в 1829 году.

        (По Н. ОСИПОВУ)         (119 слов)

Подготовительная работа к итоговому диктанту.

1. Спиши слова, сделав орфографический анализ.

К_зались, солн_чный цв_ток, ярко(жёлтые) с_цветия п_дсолнеч(ь)ника, спустивш_мися, чудес(т)ными, пр_плывший (в)месте, таинстве(н, нн)ое р_стение сч_тали св_ще(н, нн)ым, светило, (не)большой пресс, пов_рачиваются, выж_мающий подсолнечное масло, испанские м_ряки, какая(то) польза, (К,к)олумб, восторг, см_стерил, кл_чок, выр_стить, (не)обычайный, (по)этому разв_дили прелес(т)ное укр_шение, (не)подозревая, крепостной крестьянин Даниил Бокарев.

2. Расставь знаки препинания.

Его родина далёкая Мексика. Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали и в том что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца желая поймать его горячие лучи. Испанские моряки приплывшие вместе с Колумбом в Америку завезли растение к себе на родину и восторгам не было конца. Каждый, имевший хоть клочок земли, старался вырастить необычайный цветок. В нём видели прелестное живое украшение не подозревая что от него может быть какая-то польза. И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарев смастерил небольшой пресс выжимающий подсолнечное масло.

Вопросы к зачету по русскому языку за курс 6 класса

  1. Определение причастия. Постоянные и непостоянные признаки причастий.
  2. Написание не с причастиями, деепричастиями.
  3. Написание сложных существительных. Примеры.
  4. Написание сложных прилагательных. Примеры.
  5. Определение числительного. Постоянные и непостоянные признаки числительных.
  6. Склонение порядковых и количественных числительных.
  7. Определение местоимения. Постоянные и непостоянные признаки местоимения.
  8. Разряды местоимений.  Значение и морфологические признаки.
  9. Написание неопределённых и отрицательных местоимений.
  10. Написание приставок I (неизменяемых), II (на з,с) и III (пре-, при-) групп.
  11.  Причастный и деепричастный обороты. Определение и выделение на письме.
  12.  Написание н-нн в суффиксах полных и кратких прилагательных.
  13.  Написание н-нн в суффиксах полных и кратких причастий.

Уметь делать морфологический, морфемный и синтаксический разбор.

         

ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЯМИ

В КРЫМУ

Когда утром мы проснулись, сквозь ажурные листья инжира били яркие солнечные лучи. Погода, без сомнения, располагала к путешествиям, и мы засобирались в путь. Нашей мечтой было непременно подняться на высочайшую гору Крыма Ай-Петри*, на которую вела канатная дорога. Мы хотели насладиться великолепными видами горных круч и морских далей, которые простираются до самого горизонта.
Уже целую неделю мы бегали на пляж, много загорали на пустынном берегу, купались, рассмотрели все прибрежные водоросли. Но мы не хотели проводить дни так однообразно. Сегодня нас, безусловно, ожидала замечательная поездка.
Мы положили в рюкзачок кое-что из съестного, захватили фотокамеру, и скоро маленький автобус помчал нас в Ялту.
За окнами мелькают чудесные сады и виноградники, какие-то удивительные цветущие растения, а в лицо веет крымский ветерок.

Задания

1. Выполните фонетический разбор.

I вариант: листья, поездка;
II вариант:
Ялта, съестное.

2. Выполните морфемный разбор (разбор слова по составу).

I вариант: однообразно, водоросли;
II вариант:
пустынный, прибрежные.

3. Выполните синтаксический разбор.

I вариант: Погода, без сомнения...
II вариант:
Мы положили в рюкзачок...

_____________________
*Слова, сопровождаемые звездочкой, выписываются на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для индивидуальной работы по родному языку

Карточки по тувинскому языку, предназначенные для учащихся 6-7 классов....

Карточки для индивидуальной работы по теме "Электрический ток" 8 класс

Карточки для самостоятельной работы с учебником А.В Перышкина (8 класс) по теме "Электрический ток"...

Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 8 классе

Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 8 классе содержат задания по следующим разделам: Фонетика. Словообразование и морфемика. Лексика и фразеология. Морфология....

Карточки для индивидуальной работы 5 класс. Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Индивидуальная работа по математике 5 класс. Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей». Работу можно выполнять в различных вариациях....

Карточки для индивидуальной работы учащихся по русскому языку в 8 классе

Карточки для индивидуальной работы по русскому языку для повторения курса   8 класса. ...

Карточка индивидуальной работы учащегося

Карточка индивидуальной работы учащегося предназначена для самостоятельной работы. Может быть использована как на уроке, так и в дистанционном обучении (во время карантина, болезни учащегося), для дом...

Карточки для индивидуальной работы учащихся 8 класса по русскому языку

Дифференцированные  карточки очень важны при организации работы над пунктуационными  ошибками,  такая работа является важным средством повышения грамотности учащихся....