Подготовка к ГИА . Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Тостоганова Ирина Валерьевна

Создание алгоритма написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему  в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_gia_-2.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе.

Тема « Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.

Ход занятия

  1. Организационный момент.  Приветствие
  2. Объявление темы и постановка целей

Разделяю класс на три группы.

Третья часть экзаменационной работы в 9 классе предполагает творческое задание – сочинение на лингвистическую тему.

- Давайте разберёмся , КАКАЯ ТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ?

Тему можно назвать лингвистической , если она посвящена языкознанию , изучению какого – либо раздела науки о языке.

Сегодня предлагаю вам побыть исследователями  и объяснить высказывание Н.Шанского: ( объяснить постановку знаков препинания)

« В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали....»

  • Выделите ключевые слова .
  • Какие ключевые понятия непонятны вам и требуют дополнительного разъяснения?
  • Послушаем уч-ся , которые подготовили нам сообщения «Фламандская школа живописи» и «Характерные черты творческой манеры Н.В.Гоголя»

( каждая группа получает экземпляр сообщений)

Заполним таблицу

Фламандская живопись

«Словесная» живопись Н.В.Гоголя

роскошь

Богатство языка (синонимы , антонимы , изобразительно – выразительные средства)

хотели вместить в одно произведение все, что попадалось им на глаза.

. Объединение слов разных стилевых пластов ; соединить

несоединимое

Перегруженность деталями

Обильные перечни ( однородные члены, лексические повторы)

тонкости в изображении мимики, жестов, движений .

Обилие однородных членов , особенно выраженных глаголами и глагольными формами ;

 Продолжить работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три  вопроса: что  хочу  написать,   как  написать   и   для  чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.  

   III.   Актуализация знаний.

1. Повторение теоретического материала .

          - Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать?                           (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

 - Какова структура сочинения- рассуждения?  

( У доски 2 ученика восстанавливают схему- у каждого набор дидактического материала )

  • Остальные записывают в тетрадях.
  • Взаимопроверка

Следующий вопрос , который задаёт Горький : КАК написать?

Как начать сочинение?  С чего начинается сочинение. Со вступления.

В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?  

Работа  по группам : Пишем вступление.

  1. в виде прямой речи
  2. в виде косвенной речи
  3. с помощью вводного слова

(Один у доски)

Прочитайте свои варианты вступления.

-  Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.

Как писать основную часть?
             О чем мы должны написать в основной части?  

      В основной части вы должны  привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста.

Итак , его величество – текст .( аудиозапись)

1)И какой же русский не любит быстрой езды? 2)Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? 3) Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? 4)Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. 5) Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? 6)знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. 7) ...Кони вихрем , спицы в колёсах смешались в один гладкий круг , только дрогнула дорога , да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. 8)И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.                              ( по Н.В.Гоголю)

Справка.

Какие языковые средства позволяют автору в данном фрагменте

 выразить свое отношение к Руси и русскому народу ?

С помощью каких средств словесной изобразительности создается образ «живой Руси» ?В финале главы 11 с помощью развернутой метафоры создан образ

Руси - птицы     тройки,    передающий       авторское   видение     родины .

Стремительность движения тройки передает лексика: глаголы (...) ;    

прилагательные (...) ; сравнение, выраженное существительным в

творительном падеже (...) ; многочисленные лексические повторы (повтор однокоренных слов, форм слова)....; контекстуальных синонимов ....

      На уровне синтаксиса  можно отметить многочисленные ряды однородных

членов ; риторические вопросы, выделяющие смысловые центры авторской речи, и восклицания, отмечающие подъем интонации, «накал» эмоций.

У: Перед вами текст Гоголя ( отрывок из «Мёртвых душ»). Мастерство писателя необъятно , неисчерпаемо : говорить о разных сторонах его мастерства на одном уроке просто невозможно , поэтому мы будем работать сейчас лишь над некоторыми : живопись словом ( или использование выразительных средств языка – эпитетов , сравнений , фразеологизмов) и использование однородных членов , выраженных глаголами и глагольными формами ).

Если вы чувствуете , что можете самостоятельно рассмотреть другие стороны мастерства писателя , ДЕРЗАЙТЕ!

Работа с тестом            

             В тексте можно найти множество примеров, иллюстрирующих теоретический материал.

             Конечно же,  мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и  отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.

Работа по группам:

  1. Найти эпитеты и определить их роль в тексте;
  2. сравнения и определить их роль;
  3. ряды однородных членов.

Используя материалы сообщений запишите РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ и приведите примеры.

Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному  примеру лексического и грамматического явлений.

(шаблоны в справочниках ГИА)

  - Как можно оформлять примеры. ?

1) В предложении … (« … ») автор использует  ……

2) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …

3) Обратим внимание на предложение …  , в котором автор использует …
4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …

5)  Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

.Прочитайте свои работы ( 3 человека)

О чем писать в заключении? ( ответы уч-ся)

       Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.

 Рассмотрим несколько образцов заключения:

1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был..., утверждавший, что «....».

2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  .....является справедливым.

3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

4. Таким образом, смысл высказывания .....я вижу в том, что ....

5. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания......

Запишите свой вариант заключения.
Несколько советов в заключение:

1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!

 - 1 абзац - тезис,
• 2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами,
• 3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами,
• 4 абзац - вывод.

2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.

3.Почерк – разборчивый, аккуратный.

Домашняя работа :

. Используя все материалы, подготовить чистовик сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

 Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.

 ВНИМАНИЕ продолжите , не повторяя ответ товарища

До этого урока я не знал ... , а теперь....

                            Я  не умел ...., а .....

                                  Забыл.......

Шаблон сочинения- рассуждения.

Тезис.

Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал:

« В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали....»

Н. М. Шанский , известный лингвист ,  утверждал , что  « в этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали....»

Попробуем разобраться в этом  высказывании . ( или  С  лингвистом трудно не согласиться , так как...)

Рассуждение на теоретическом  уровне

С данным высказыванием нельзя не согласиться, если понимать его шире: « словесная» живопись Гоголя неповторима.  В богатстве языковых средств и заключается  «особенный стиль» писателя.  Разнообразие проявляется в его лексических и грамматических особенностях.                            

Это текст художественного стиля , в котором  слово несёт  не только определённую информацию , но и воздействует на читателя при помощи художественных образов.

  Примеры

1) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …

Синтаксический строй текста разнообразен. Благодаря использованию предложений с однородными членами , бессоюзных сложных предложений , сложносочиненные предложения прозаический текст приобретает определенный ритм, что способствует созданию художественного образа.

2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …

Заключение-вывод

1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был..., утверждавший, что «....».

2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  .....является справедливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....