Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon soschinenie.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: Шибалина С.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ « Теньгушевская СОШ » Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Слайд 2

Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Слайд 3

Задачи: 1.Обучающая: отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения-рассуждения, учить выделять структуру рассуждения,подбирать аргументы из текста. 2.Развивающая: развивать умение анализа текста-рассуждения;совершенствовать рече- вые умения и навыки. 3.Воспитательная: воспитывать интерес к лингвистике,внимание к авторскому слову как источнику анализа.

Слайд 4

Что такое «сочинение на лингвистическую тему?» Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание, языковедение)-наука,изучающая языки.

Слайд 5

Основным содержанием сочинения будут лингвистические понятия: -знаки препинания -синонимы -антонимы -фразеологизмы -частицы -глаголы -суффиксы и т.д.

Слайд 6

Как сформулировано задание С2? - Внимательно прочитайте задание. -Обратите внимание на основные требования к сочинению. -При написании сочинения старайтесь их выполнить . дополнительной литературы по подготовке к выпускному

Слайд 7

Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2. 1.Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке.Осмыслите его. Выделите ключевые слова. 2.Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идет речь в высказывании.

Слайд 8

Примерные ответы: - о богатстве,выразительности,точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов,метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов,фразеологизмов и т.д. - о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; -о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Слайд 9

3.Оформляем вступление Во вступлении необходимо: -сформулировать позицию автора высказывания; Сформулировать позицию автора помогут слова и выражения: Автор анализирует Характеризует Рассуждает Отмечает Доказывает Сравнивает Сопоставляет Противопоставляет

Слайд 10

Называет Описывает Разбирает Подчеркивает Ссылается на… Останавливается на… Раскрывает содержание Отмечает важность Формулирует Касается Утверждает Считает,что… Выразить свое отношение к ней.

Слайд 11

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: -действительно -на самом деле -не могу не согласиться с автором высказывания -я полностью согласен с… -вынужден согласиться с… -я разделяю точку зрения автора высказывания -я поддерживаю мнение автора -бесспорно мнение автора о том,что…

Слайд 12

Помните! Вступление должно состоять примерно из 2-3 предложений. Можно применить цитирование, например: К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,чего нельзя было бы передать русским словом».Действительно,слова наиболее точно,ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей,все многообразие окружающего мира.

Слайд 13

Можно обойтись и без цитирования, например: Язык-одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Г. Паустовский утвер- ждал, что русским словом можно не только назвать предметы,явления и действия,но и выразить идеи, мысли,чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. или:

Слайд 14

В высказывании К.Г.Паустовского мое внимание привлекла мысль о том,что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообра зия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Слайд 15

4.Пишем основную часть . Основную часть можно начать следующими фразами: -Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…(называем фамилию автора текста) -Обратимся к тексту русского писателя… (фамилия автора текста) -Докажем эту мысль на примерах из текста… -Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах,взятых из текста…

Слайд 16

Приводим примеры,подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам: -примеров должно быть 2; -примеры должны быть из указанного текста; -приводя пример, нужно не только назвать языковое явление,но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Слайд 17

Например: Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия.Наш язык очень богат синонимами(названо языко вое явление)-словами,имеющими общее значение и различа- ющимися дополнительными оттенками или стилистической окраской(объяснено его значение).Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем,что они позволяют с предель- ной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны,автор использует синонимы «горечь и обида» (предл.44), «разговор обеспокоил,удивил,обидел» (предл.33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).

Слайд 18

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразова- тельными возможностями.Способы образования слов в русском языке очень разнообразны.Один из наиболее продуктивных спосо- бов-это суффиксальный. Возьмем,к примеру,слово «Танечка» из предложения1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласка- тельного суффикса –ечк-,который помогает автору выразить симпа- тию к героине своего произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Слайд 19

5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило,в заключении говорится о том же, о чем во вступлении,но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: - Таким образом,… -Итак,… -Следовательно,… -В итоге можно прийти к такому выводу:… -Мы убеждаемся в том,что… -Обобщая сказанное,… -Из этого следует,что… и т.д.

Слайд 20

Например: Таким образом,приведенные примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского в том,что в русском языке можно найти нуж- ные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или:

Слайд 21

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте:они способствуют более полной,точной,яркой и образной передаче оттенков мыслей,чувств и оценок автора текста.

Слайд 22

План сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: 1.Тезис(формулируем позицию автора и выражаем свое отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. 3. Вывод

Слайд 23

Помни! Каждую часть начинаем с красной строки В сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4,т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)

Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы...

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С.2)

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С2.)1. Схема написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему2. Композиционные ча...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по прочитанному тексту" .Задание 15.3 в ОГЭ. 2018 г.

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ» Цели: - расширить и углубить представление обучающихся ...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...