Урок развития речи "Пишите письма"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Карпунина Татьяна Николаевна

Урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма»

Учитель: Карпунина Татьяна Николаевна (учитель высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65 г. Рязани»).

Цель урока познакомиться с письмом как одним из видов общения, узнать историю письма, разновидности писем, научиться писать содержательные и интересные послания.

Ход урока:

Прошу тебя, пиши мне письма!
 В наш громкий век им нет цены.

Н. Кузовлёва

I.  Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте. Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.

Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке.

Тема урока: «Пишите письма»

- Часто ли вы пишите письма?  А получаете? Почему?

Уже  давно прошло время, когда единственным способом сообщения были письма. На дворе 21 век – сотовые телефоны, Интернет! А что может быть лучше настоящего бумажного письма, написанного таким родным, знакомым почерком. И не стоит думать, что телефонные разговоры смогут заменить письма.

Героиня Е. Васильевой фильма "Приходи на меня посмотреть"  одинокая пожилая женщина, прикованная к инвалидному креслу. Читая письма мужа, погибшего на фронте, она произносит замечательную фразу: “Что бы мне осталось от  него, если бы в окопах стояли телефоны?”

Я очень люблю письма. Они нечто нетленное, хоть и ветшают с годами, ведь в каждом письме частичка души того, кто его писал.

        Актуально звучат сегодня строки Н. Кузовлёвой.

Я  хочу,  чтобы    и  у  вас  к  письмам  было  такое  же  теплое  и  трепетное  отношение, чтобы  вы  умели  и  желали  писать  письма

         Писать письма – это искусство, которое требует одновременно  легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются взглядом, голосом, жестом. А на  листе бумаги перед нами только фраза. Поэтому надо  быть осторожными при выборе слов, ведь они могут не только сделать человека счастливым, но и сильно ранить. Нужно писать письма, которые бы радовали, соединяли людей, помогали перенести разлуку.

II.  Сообщение темы и цели  урока.

Учитель: цель нашего урока познакомиться с письмом как одним из видов общения, узнать историю письма, познакомиться с разновидностями писем, научиться писать содержательные и интересные послания.

   -  Для  решения  этих  задач  мы  с  вами  построим  работу  таким  образом:

                   А)  познакомимся с историей письма,  с  новыми  словами,  которые  имеют        

                        отношение  к  эпистолярному  жанру;

                   Б)  проанализируем  несколько  писем;

                   В)  составим  памятку-таблицу;

                   Г)  напишем  письмо

III.  Презентация

Учитель:       Что вы знаете об истории письма?

Давайте вместе посмотрим тот материал, который подготовили Максим, Вероника, Марк и помогали им их родители.

Презентация

IV.   Работа в группах

Учитель: Да, письмо видоизменилось, перейдя в электронную форму, однако сама суть послания, обращенного от человека к человеку, сохранилась, поэтому не теряет актуальности само создание текста письма

Группы получают задания.  У каждого ученика свой конспект, в котором он работает (это для экономии времени), а после урока конспект необходимо вклеить в справочник.

Руководители групп получите задания и оформите ватманы.

Работа в группах

V. ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП

1)  Словарная работа

Учитель:   И начнем мы по традиции со словарной работы.   

Слово представителям 1 группы ( кроссворд)

Учитель: Все учащиеся выполняют Задание № 1  (вписывают слова в кроссворды своих конспектов).

1П

О

Ч

Т

2А

Л

Ь

О

Н

 О

Д

3А

Д

Р

Е

 С

Р

 Д

 Т

Е

 Р

 С

С

 Е

4К

 К

А

 С

5О

Б

 Р

А

Щ

Е

Н

И

Е

 А

Н

 И

Т

 Т

В

 П

 

Е

 Т

Р

 У

т

 М

По горизонтали:

1. Почтальон - разносчик почты, корреспонденции по адресам.

3. Адрес (фр.) – местожительство определенного лица или местонахождение     учреждения, предприятия, организации.

5. Обращение - слово или сочетание слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.

По вертикали:

1. Постскриптум (лат.) – после написанного – приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S.

2. Адресант (нем.) – отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.

3. Адресат (нем.) – получатель, лицо, которому адресовано почтовое  отправление.

4. Конверт - пакетик из бумаги для вкладывания в него письма. 

Учитель:  Спасибо 1 группе.

В конспектах выполняем Задание № 2. Выделите трудные случаи правописания.

Даны предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова, выделите грамматическую основу.

Адресант   отправил  телеграмму.

Адресат  получил заказное письмо.

2)  Виды писем. 

Учитель: По своему назначению письмо может быть простым и заказным.

А каким может быть письмо по содержанию?

Как вы думаете, зачем пишут письма?

(Ответы учащихся)

Существует два основных вида писем – деловые (официальные) и частные (неофициальные)

деловые (официальные) – заявления, для которых нет специальных бланков; обычно пишутся на машинописном листе, по возможности коротко, деловито и понятно;

частные (неофициальные) на разные случаи обыденной жизни.

Экспертами по этому вопросу являются представители 2 группы

Выступление 2 группы (пазлы):

 К частным письмам относятся:

рекомендательное (письмо дают только тому, кого хорошо знают, в письме коротко говорят о способностях рекомендуемого; в меру необходимости, о личных данных);

дружеское (письмо содержит признание в  дружбе )

любовное ( письмо содержит признание в любви )

извинительное (посылается тому, кого обидели; хорошо воспитанный человек не считает для себя унизительным признаться в своей бестактности и попросить за нее прощение).

благодарственное (письмо содержит благодарность; посылается в том случае, если вы не имели возможности лично поблагодарить лицо, оказавшее вам услугу);

поздравительное (письмо содержит поздравление с каким-либо событием)

сочувственное (посылают тому, кого постигло какое-либо несчастье; это одно из самых трудных писем, требующих большого чувства такта; соболезнование должно быть кратким и в то же время сердечным);

письмо в СМИ (письмо содержит вопрос, просьбу, пожелание, проблему и т.д. )

письмо-совет (содержит совет, рекомендацию, пожелание)

письмо-обращение  (содержит призыв, обращение)

бывают и другие виды писем. Мы назвали только самые распространенные.

Учитель:  С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.

3)  Структура письма

Все письма объединяет единая структура или общий план письма.

Итак, 3 группа, вам слово.  

1. Приветствие или обращение

2. Вступление

3. Основная часть

4. Заключение.

5. Дата.

6. Подпись.

7.  PS (постскриптум)

Ученик: Письмо должно начинаться с приветствия или обращения. Дальше вступление, потом само содержание письма, т.е. основная часть, затем заключение. И в конце письма необходимо поставить дату и подписать письмо. Но если вы что-то забыли написать, можно дописать это в постскриптуме после знака P.S.

Учитель:  Спасибо. (Знаете ли вы, что по подписи можно определить характер адресанта?

А по обращению можно определить каково отношение к адресату.)

Каждое письмо, ребята, начинается с приветствия и с обращения к адресату.

Что вы знаете о знаках препинания при обращении? Откройте справочник, проверьте свой ответ.  (Ответы учащихся).

Обращение на письме выделяется запятыми, если произносится с сильным чувством, после обращения  ставится восклицательный знак.

Учитель: Выполните задание №3

Перед вами отрывки из писем М.Горького. (О Горьком).

Понаблюдайте, какими разнообразными могут быть обращения  в письмах.

Поставьте знаки препинания.

  1. Дорогие мои ребята! Рад был получить ваши письма и очень обрадован вашими успехами.
  2. Здравствуйте, ребята! Получил ваше письмо…
  3. Сердечный привет вам, будущие доктора, инженеры, поэты, летчики,  педагоги, изобретатели! Хорошее письмо прислали вы…

VI.  Работа с таблицей

Учитель: Как еще можно обратиться в письме?

Существуют так называемые вспомогательные слова, речевые формулы или по-другому клише, которые употребляют в письмах.

Рассмотрим таблицу «Структура письма и речевые формулы, используемые в них».

        

Структура письма и речевые формулы, используемые в них

Основные части и содержание письма

Речевые формулы

1. Приветствие или обращение

Здравствуйте!

Уважаемый…

Добрый день!

Приветствую тебя!

Дорогой (милый, любимый, родной мой)… имя и его формы

2. Вступление 

(вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания).

Разрешите поздравить…

Получил Ваше письмо                                               Как Ваши дела…

Рад возможности писать Вам…

Очень соскучился…

от всей души…
от всего сердца…

сердечно…

3. Основная часть (изложение информации, интересующей адресата).

Хочу спросить Вас о…
Хотелось бы знать Ваше мнение о…
У меня к Вам большая просьба…
Ваше мнение о проблеме…
Я обращаюсь к Вам…
Я не могу сказать…
Я прошу…

Согласен с Вами…

Разделяю Вашу точку зрения…

Хочется сообщить…

Я хотел бы рассказать…

Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…

Вот некоторые новости…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…

4. Заключение.

Итоговые фразы:

просьба писать; предположение, что переписка будет регулярной;

благодарности; пожелания;

приветы и прощание; уверения в уважении, дружбе, любви.

С (глубоким, искренним) уважением…

Позвольте пожелать…

Я очень благодарен…
Большое (огромное) спасибо…

Благодарю вас за то, что

Напиши мне о…

Мне интересно узнать…

Пишите  чаще.

Жду ответа.

Любящий тебя…

Желаю Вам всего доброго (хорошего)…

Спасибо за…

Очень скучаю без тебя…

Привет всем нашим…

До свидания!

5. Дата.

6. Подпись.

7.  PS (постскриптум)

Учитель: Обращаю ваше внимание на правописание слов «здравствуйте», «до свидания»

VII.  Анализ писем.

Учитель:  В ваших конспектах (Задание № 4). Даны образцы писем

            1.  Прочтите  письмо.  Какова основная мысль текста?

            2.  Определите  вид  письма. Почему  так  решили?  Докажите.

            3.  Выделите основные компоненты письма. Определите содержание компонентов (частей) письма

            4.  Найдите речевые формулы.

Работа в группах.

Письмо первое: Антуан де Сент Экзюпери – своей  маме.

Мамочка!

Как вы можете оставлять меня так долго без вестей о себе, вы же знаете, какая это мука. Мама, как бы мне хотелось быть с вами!

Пишите. Мне так хорошо после ваших писем, будто до меня долетает какое-то дуновение свежести.

Вы мне нужны сейчас, как в дни младенчества. Если бы вы только знали, как я люблю вас, мама!  Вы — лучшее, что у меня есть в жизни.

Сегодня вечером мне грустно до слез. А когда грустно, вы — единственное утешение, вы умеете заставить обо всем позабыть, и под вашим крылом волей-неволей снова чувствуешь себя совсем маленьким мальчуганом.

Нежно-нежно вас целую.

Ваш большой сын

Антуан. 1921г.

Р.S. Завтра в самолете я пролечу, по меньшей мере, пятьдесят километров в вашу сторону и буду воображать, что я лечу к вам. 

Письмо второе: письмо сказочной героини из волшебной сказки.

«Здравствуйте, ребята!
          Пишет вам Фея Вежливости.

Мне бы хотелось рассказать, как вы можете стать волшебниками. Это совсем не трудно, просто нужно говорить людям волшебные слова, которые поднимают настроение, помогают в беде.

Вы знаете, что вовремя сказанное доброе слово может спасти вашего друга.

Когда один человек дарит другому радость, то в мире становится больше доброты и счастья.

Мне бы хотелось, чтобы вы написали письма вашим друзьям, поделились с ними радостью.
          Желаю вам удачи, тепла и хорошего настроения.

Фея Вежливости»

Письмо третье: Письмо сорок шестое из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (Путями доброты!)

Дорогие друзья!

Что же самое главное в жизни?

 Главное может быть у каждого свое собственное, неповторимое, но обязательно  доброе и значительное.

Человек должен уметь подниматься над личными заботами и думать о смысле своей жизни.

Если жить только для себя, заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!

Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Выступления групп

VIII.  Выставка книг.

Учитель: Наши соотечественники, жившие в прошлом, умели и любили писать письма. Не  случайно  письма  так  часто  привлекали  внимание  писателей.

Сколько  великолепных  сюжетов  опирается  на  письма!  «Дети  капитана   Гранта» Ж. Верна,  «Два  капитана» В. Каверина  и  др.

- А вы читали книги, в которых были письма? Назовите их.

  1. А. Чехов “Ванька”.
  2. Д. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”.
  3. М. Горький “Письма сыну”.
  4. А. Сухомлинский “письма сыну”.
  5. Ж.Верн «Дети капитана Гранта»
  6. В.Каверин «Два капитана»
  7. Ф.Достоевский «Бедные люди»
  8. Артур Конан Дойл «Тайна пляшущих человечков»
  9. Р.Киплинг «Как было написано первое письмо»
  10. Э.Успенский «Трое из Простоквашино»
  11. Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  12. А.Гайдар «Чук и Гек»
  13. А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  14. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
  15. А.Алексин «Оля пишет Коле, Коля пишет Оле», «В тылу как в тылу»
  16. Б.Васильев «Неопалимая купина»
  17. и другие.

Но ведь русские писатели прошлого писали письма и сами. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались.

Что ни письмо, то маленькое художественное произведение нового жанра: элегическое раздумье, озорной анекдот, сценка, пародия, мистификация.

IX.  Оформление конверта.

Учитель:  Герой какого рассказа отправил письмо по адресу : «На деревню дедушке»? Кто автор рассказа? Какие ошибки в оформлении адреса допустил мальчик?

- Для того чтобы письмо дошло до адресата, очень важно, чтобы адрес на конверте был написан правильно.

Правила заполнения конверта

В России порядок написания адреса следующий:

1. Город или другой населенный пункт.

2.Область, район.

3.Улица (площадь, проспект, переулок)

4.Дом №, корпус №, квартира №

5. Фамилия, имя, отчество адресата.

- Помни, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта – в родительном падеже.

- Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса.

X.   Написание письма

Учитель:  Давайте обратимся еще раз к эпиграфу к нашего  урока.         

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.

Н. Кузовлёва

Вы знаете виды писем, структуру письма, речевые обороты.

Попробуйте сами написать письмо.

Но помните: в переписке существует определенный речевой этикет, знание которого необходимо составителям писем.

Советы по написанию письма.

  1. Старайся писать чисто и аккуратно.
  2. Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.
  3. В письме слова "Ты" и "Вы" пишутся с большой буквы.
  4. Будь искренним, дружелюбным. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.  
  5. Правильно оформляй конверт.  
  6.  Помни: что написано пером, не вырубишь топором.

Есть еще одно положение, о котором нам напомнят Володя, Максим и Марк.  

     

Сценка на лингвистическую тему (В. Гончаров, «О грамоте и больной ноге»)

Работа в группах

Тема писем: “Письмо президенту”, “Письмо маме”, “Письмо первокласснику”.

XI. Чтение лучших работ.

Отзывы о письмах, написанных учащимися.

Учитель: Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым.

И употребляйте  в них только волшебные слова, которые действуют не на разум, а через разум на чувства человека. 

Пишите письма, хорошие письма и пусть они  радуют тех, кому  адресованы!

Д/З  Напишите письмо себе в будущее.

Приложение 1

Лист учащегося

Тема: «Пишите письма»       Группа 1               _______________________________

Задание № 1 (группа 1).

     

1

2

3

4

5

По горизонтали:

1. Разносчик почты, корреспонденции по адресам.

3. Местожительство определенного лица или местонахождение     учреждения, предприятия, организации.

5. Слово или сочетание слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.

По вертикали:

1.Приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S.

2. Отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.

3. Получатель, лицо, которому адресовано почтовое  отправление.

4. Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма.

Задание № 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова, выделите грамматическую основу.

__________________отправил  телеграмму.

__________________получил заказное письмо.

Задание № 3.

Перед вами отрывки из писем М.Горького. Понаблюдайте, какими разнообразными могут быть обращения  в письмах. Поставьте знаки препинания.

1.Дорогие мои ребята   Рад был получить ваши письма и очень обрадован вашими успехами.

2.Здравствуйте   ребята   Получил ваше письмо…

3. Сердечный привет вам  будущие доктора, инженеры, поэты, летчики,  педагоги, изобретатели   Хорошее письмо прислали вы…

Задание № 4.

Даны образцы писем

            1.  Прочтите  письмо.  

            2.  Определите  вид  письма. Почему  так  решили?  Докажите.

            3.  Выделите основные компоненты письма. Определите содержание компонентов (частей) письма

            4.  Найдите  речевые формулы.

Письмо второе: письмо сказочной героини из волшебной сказки.

«Здравствуйте, ребята!
          Пишет вам Фея Вежливости.

Мне бы хотелось рассказать, как вы можете стать волшебниками. Это совсем не трудно, просто нужно говорить людям волшебные слова, которые поднимают настроение, помогают в беде.

Вы знаете, что вовремя сказанное доброе слово может спасти вашего друга.

Когда один человек дарит другому радость, то в мире становится больше доброты и счастья.

Мне бы хотелось, чтобы вы написали письма вашим друзьям, поделились с ними радостью.
          Желаю вам удачи, тепла и хорошего настроения.

Фея Вежливости»

Задание № 5. Напишите письмо первоклассникам.

 

                                    

Лист учащегося

Тема: «Пишите письма»                Группа 2        ___________________________

Задание № 1 (группа 1).

     

1

2

3

4

5

По горизонтали:

1. Разносчик почты, корреспонденции по адресам.

3. Местожительство определенного лица или местонахождение     учреждения, предприятия, организации.

5. Слово или сочетание слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.

По вертикали:

1.Приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S.

2. Отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.

3. Получатель, лицо, которому адресовано почтовое  отправление.

4. Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма.

Задание № 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова, выделите грамматическую основу.

__________________отправил  телеграмму.

__________________получил заказное письмо.

Задание № 3.

Перед вами отрывки из писем М.Горького. Понаблюдайте, какими разнообразными могут быть обращения  в письмах. Поставьте знаки препинания.

1.Дорогие мои ребята   Рад был получить ваши письма и очень обрадован вашими успехами.

2.Здравствуйте   ребята   Получил ваше письмо…

3. Сердечный привет вам  будущие доктора, инженеры, поэты, летчики,  педагоги, изобретатели   Хорошее письмо прислали вы…

Задание № 4.

Даны образцы писем

            1.  Прочтите  письмо.  

            2.  Определите  вид  письма. Почему  так  решили?  Докажите.

            3.  Выделите основные компоненты письма. Определите содержание компонентов (частей) письма

            4.  Найдите  речевые формулы.

Письмо третье: Письмо сорок шестое из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (Путями доброты!)

Дорогие друзья!

Что же самое главное в жизни?

 Главное может быть у каждого свое собственное, неповторимое, но обязательно  доброе и значительное.

Человек должен уметь подниматься над личными заботами и думать о смысле своей жизни.

Если жить только для себя, заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Задание № 5.  Напишите письмо президенту нашей страны.

                                    

Лист учащегося

Тема: «Пишите письма»           Группа 3                       _ ________________________

Задание № 1 (группа 1).

     

1

2

3

4

5

По горизонтали:

1. Разносчик почты, корреспонденции по адресам.

3. Местожительство определенного лица или местонахождение     учреждения, предприятия, организации.

5. Слово или сочетание слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.

По вертикали:

1.Приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S.

2. Отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.

3. Получатель, лицо, которому адресовано почтовое  отправление.

4. Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма.

Задание № 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова, выделите грамматическую основу.

__________________ отправил  телеграмму.

__________________ получил заказное письмо.

Задание № 3.

Перед вами отрывки из писем М.Горького. Понаблюдайте, какими разнообразными могут быть обращения  в письмах. Поставьте знаки препинания.

1. Дорогие мои ребята   Рад был получить ваши письма и очень обрадован вашими успехами.

2. Здравствуйте   ребята   Получил ваше письмо…

3. Сердечный привет вам  будущие доктора, инженеры, поэты, летчики,  педагоги, изобретатели   Хорошее письмо прислали вы…

Задание № 4.

Даны образцы писем

            1.  Прочтите  письмо.  

            2.  Определите  вид  письма. Почему  так  решили?  Докажите.

            3.  Выделите основные компоненты письма. Определите содержание компонентов (частей) письма

            4.  Найдите  речевые формулы.

 

Письмо первое: Антуан де Сент Экзюпери – своей  маме.

Мамочка!

Как вы можете оставлять меня так долго без вестей о себе, вы же знаете, какая это мука. Мама, как бы мне хотелось быть с вами!

Пишите. Мне так хорошо после ваших писем, будто до меня долетает какое-то дуновение свежести.

Вы мне нужны сейчас, как в дни младенчества. Если бы вы только знали, как я люблю вас, мама!  Вы — лучшее, что у меня есть в жизни.

Сегодня вечером мне грустно до слез. А когда грустно, вы — единственное утешение, вы умеете заставить обо всем позабыть, и под вашим крылом волей-неволей снова чувствуешь себя совсем маленьким мальчуганом.

Нежно-нежно вас целую.

Ваш большой сын

Антуан. 1921г.

Р.S. Завтра в самолете я пролечу, по меньшей мере, пятьдесят километров в вашу сторону и буду воображать, что я лечу к вам.

Задание №5.  Напишите письмо своей маме.

                                       

Приложение 2

Е. Благинина                           « Папе на фронт»

    

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась-

До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеется,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка,

Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: « А скоро елка!

Ты приедешь к нам на Новый год?»

Я сказала, тут же и проснулась,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась,

В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая - ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдет?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю - прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев день и ночь…

…Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так … от счастья…. Твоя дочь.

Приложение 3

1

2

3

4

5

 

 

По горизонтали:

1. Разносчик почты, корреспонденции по адресам.

3. Местожительство определенного лица или местонахождение     учреждения, предприятия, организации.

5. Слово или сочетание слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.

По вертикали:

1.Приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S.

2. Отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.

3. Получатель, лицо, которому адресовано почтовое  отправление.

4. Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма.

Слова для справок:

Обращение 

Почтальон

Постскриптум

Конверт

Адрес

Адресат

Адресант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Письмо. "Я хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Тип урока: развитие речи. Класс: 6. Тема урока: Письмо. «Я хочу рассказать тебе о своём родном крае». Цели: расширить представление учащихся об эпистолярном жанре, сформировать навыки написания лич...

Презентация к уроку развития речи "Письмо - это текст"

Презентация подготовлена к уроку "Письмо - это текст"...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

урок развития речи "Письмо" 5 класс

конспект урока по равзитю речи "Письмо" (обучение составлению письма)...

Урок развития речи "Письмо ветерану", 3 класс

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  С ПРИМЕНЕНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА"...

Урок развития речи Письмо

Урок развития речи в 5-м классе по теме «Письмо» Цель: - знакомство учащихся со структурой письма, с разными видами писем...

Урок развития речи "Письмо" 5 класс

Методическая разработка урока с раздаточным материалом...