Элективный курс «Литература как вид искусства»
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Алимасова Татьяна Вячеславовна

Программа предназначена для проведения занятий по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов обще- образовательных учебных заведений. Основной задачей является изучение литературы как искусства в ее органи­ческой связи с другими видами искусств. Курс межпред­метный, строится на материале русской литературы 5-9 классов. Изучаются отдельные литературные произ­ведения русских авторов и их фрагменты с использовани­ем музыкальных произведений и произведений изобрази­тельного искусства.

·    Цель курса:

•  заинтересовать девятиклассников в дальнейшем изу­чении литературы как одного из важнейших предметов в системе гуманитарных и филологических дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_9_kl_literatura_kak_vid_iskusstva.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

«Литература как вид искусства»

Пояснительная записка

Программа предназначена для проведения занятий по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов обще- образовательных учебных заведений. Основной задачей является изучение литературы как искусства в ее органической связи с другими видами искусств. Курс межпредметный, строится на материале русской литературы 5-9 классов. Изучаются отдельные литературные произведения русских авторов и их фрагменты с использованием музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.

  • Цель курса:
  • заинтересовать девятиклассников в дальнейшем изучении литературы как одного из важнейших предметов в системе гуманитарных и филологических дисциплин.
  • Задачи курса:
  • дать представление школьникам о специфике искусства слова, о творческом труде автора, о ходе творческого процесса создания произведения в любом виде искусства;
  • проанализировать понятие прекрасного как основной категории искусства;
  • обогатить внутренний мир учащихся, способствовать формированию у них целостной картины мира;
  • развить познавательный интерес школьников, расширить их представление о роли литературы в ряду различных искусств;
  • познакомить девятиклассников с новыми литературными произведениями и повторить уже пройденное, обогатить словарный запас, развить внимание к слову, к оттенкам его лексического значения, к различным возможностям их употребления.

Из организационных форм обучения используются различные виды уроков (урок-диспут, «круглый стол», мини-лекция, литературная беседа, семинар с элементами дискуссии и др.).

В ходе занятий используется метод творческого чтения, лекционное чтение (мини-лекция, сообщение учителя или ученика, выразительное или аналитическое чтение), литературная беседа, наблюдение за материалом, исследовательский метод. Предлагается выполнять различные виды словарных работ (как групповых, так и индивидуальных):

  • определять прямое и переносное значение слова;
  • находить однокоренные слова;
  • проводить сопоставление и осмысление лексических параллелей (книжная форма слова и просторечная, современное и устаревшее значения слова и т. п.);
  • характеризовать эстетическую форму слова в данном контексте.

Материал курса представлен в виде двух разделов. Объем учебного времени, отводимого на курс, составляет 12 часов.

Первый раздел посвящен творческому труду писателя, тайнам его ремесла, процессу создания произведения, а также связи литературы с действительностью, ее общественному значению.

Во втором разделе предлагаемого курса рассматривается литература как вид искусства, дается представление о прекрасном как важнейшей категории искусства, о различных типах красоты, анализируется связь литературы с музыкой (средства музыкальной выразительности слова) и живописью (живопись словом).

Особенностями курса можно считать следующие: во-первых, мало времени на занятиях отводится жизнеописаниям, биографическим фактам, что дает возможность больше времени посвятить анализу, осмыслению и обсуждению самих художественных произведений; во-вторых, курс основан на литературных произведениях небольшого объема, что позволяет школьникам прочитать их непосредственно на самом занятии. Таким образом, учащиеся не тратят много времени на подготовку к занятиям вне класса в дополнение к основной учебной нагрузке, а следовательно, не перегружаются.

Содержание программы

Раздел 1 Литература и действительность. Литература и человек. Труд писателя

(4 ч)

Научная и художественная формы познания мира. Обогащение человеческого опыта через литературу. Художник — человек творческого труда. Особое умение видеть — видеть своим разумом, своим сердцем. На примере стихотворения Н. Некрасова «Несжатая полоса».

Анализ стихотворений А. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете...», А. Ахматовой «Творчество» (отрывок), «Поэт». Предмет поэзии. Тайна ремесла — умение видеть необычное в обычном.

Словарная работа: творчество, заветный, завещанный.

Можно ли описать творческий процесс? Отрывок из письма А. Пушкина П. Плетневу (1830). Анализ стихотворения А. Пушкина «Осень». Сопоставительный анализ описания осени и творческого состояния в стихотворении и в письме. Соотнесение творчества писателя с жизнью общества. Разный результат творчества (философский трактат Л. Толстого «Что такое искусство?», афоризм «Цель творчества — самоотдача» Б. Пастернака, книга о писательском труде К. Паустовского «Золотая роза»). Рассказ К. Паустовского «Драгоценная пыль».

Раздел 2 Литература и другие виды искусства (музыка, живопись)

(7ч)

Формирование представлений об идеале через искусство. Образная природа изобразительных искусств, музыки, литературы. Понятие о прекрасном — главная категория всех видов искусств. Рассказ В. Вересаева «Состязание»: поиск художника, сравнительный анализ двух типов красоты, словообразы в рассказе, небесная красота — благоговейное восхищение, земная — радость.

Словарная работа: глашатай, красный, прекрасный, красота, фиалка, фиалковенчанная, виноград, виноградарь и др.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Сентябрь»: словесный художественный образ; трепетная, зыбкая, скользящая картина. Стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»: отношение поэта к внешней и внутренней красоте человека.

Музыка — мир звуков. «Полет шмеля» Н. Римского - Корсакова, «Бабочки» Э. Грига. Музыка и поэзия («музыка стиха»). Слуховые ассоциации, звуковой образ, симфония звуков, палитра звуков. Средства музыкальной выразительности слова. Стихотворения А. Блока «Сумерки, сумерки вешние...», «Девушка пела в церковном хоре», А. Фета «Вечер»: звукопись, аллитерация, стихотворный размер, рифма.

Словарная работа: симфония звуков, фантазия, тембр, звукопись и др.

Музыкальное начало в прозе (ритм, тон повествования). Рассказ К. Паустовского «Старый повар»; В. Моцарт, Симфония № 40 — эмоциональное воздействие музыки. Литература и музыка: народные песни — «Тройка» на стихи А. Кольцова, «Клен ты мой опавший» на стихи С. Есенина, романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. Пушкина; песни, написанные на стихи поэтов- современников: «Эх, дороги» (муз. J1. Ошанина, сл. А. Новикова), «Землянка» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова); оперы — «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Война и мир» С. Прокофьева; авторские песни.

Образ в литературе и живописи. Словесная живопись, зримость словесного образа, его развитие, движение, перемена красок. Стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» (по картине Ф. Рокотова «Портрет А. Струйской»), Отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»: синонимы, эпитеты, эмоциональные краски, мелодия стиха, аллитерация, зрительные и звуковые образы. Стихотворение Ф. Тютчева «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою...». Отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Пейзаж, портрет и другие описания: звуки, краски, запахи окружающего мира. Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки»: осень, средняя полоса России глазами подростка, юноши, зрелого человека. От пристального внимания к живописным описаниям к определению авторской позиции.

Многообразие русской пейзажной лирики — А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, Ф. Тютчев, Б. Пастернак, С. Есенин и др. Сопоставительный анализ зимних пейзажей в стихотворениях С. Есенина «Разгулялась вьюга...» и Б. Пастернака «Снег идет».

Учебно-тематический план

Модуль, тема курса

Количество часов

Форма контроля

всего

лекция

практика

1.Литература и действительность. Литература и человек. Труд писателя

4

1

3

Литература и действительность. Литература и человек. Творческий труд писателя. Особое умение видеть

1

1

Анализ текста

Понимание художником своего предназначения и своей ответственности

1

1

Литературная беседа, aнализ текста

Творческий процесс создания художественного произведения

1

1

Литературная беседа, сообщения учителя

Общественное предназначение литературы

1

1

Семинар с элементами дискуссии

2.Литература и другие виды искусства (музыка, живопись)

7

1

6

Что есть красота и почему ее обожествляют люди?

1

1

Семинар с

элементами

дискуссии

Литература и музыка. Музыка звука и музыка слова

1

1

Литературная беседа, сообщения учителя и учеников

Литература и музыка. Использование музыкальных образов для характеристики персонажей

1

1

Cеминар, сообщения учащихся

Литература и живопись. Живопись словом

1

1

Анализ текста

Литература и живопись. Живопись прозы

2

2

«Круглый стол», защита проектов

Одухотворенность поэтических пейзажей

1

1

Литературная беседа, защита проектов

Методические рекомендации

по изучению курса

«Литература как искусство слова»

Литература и действительность. Литература и человек. Творческий труд писателя. Особое умение видеть. Первое занятие курса следует провести в форме мини-лекции с элементами беседы. Это поможет ученикам самостоятельно найти ответ на проблемные вопросы занятия, которые активизируют у учащихся интерес к содержанию курса, даст возможность подвести учеников к выводу. Вопросы могут быть такими:

  • Что такое литература?
  • Почему она существует много веков?
  • Что ищет в ней человек?
  • Почему появляются все новые и новые произведения на всех языках мира?

В процессе занятия необходимо обозначить различия между научной и художественной формами познания мира: наука познает мир в закономерных связях с помощью анализа фактов, искусство отражает действительность в художественных образах — это способ эстетического познания. Литература помогает человеку познать самого себя. В художественных произведениях герои размышляют и действуют, поэтому литература помогает понять причины и следствия человеческих поступков и слов.

Тема «Понимание художником своего предназначения и своей ответственности» раскрывается на материале произведений А.Твардовского («Вся суть в одном-единственном завете...») и А. Ахматовой («Творчество» (отрывок), «Поэт»), Возможные проблемные вопросы занятия:

  • Почему так много произведений посвящено теме творчества, судьбам поэтов, общественному положению поэта, цели творчества?
  • Зачем создаются художественные произведения?
  • В чем главная загадка творчества?
  • Как можно охарактеризовать предмет поэзии?
  • Можно ли запечатлеть творческий процесс?

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что

тайна «ремесла» поэта состоит в умении видеть необычное в обычном, понимать и раскрывать красоту этого мира, в способности передавать радость познания красоты читателю; в том, чтобы чувствовать слово, его тончайшие оттенки, в умении «находить... единственные, незаменимые слова» (М. Исаковский).

По теме «Творческий процесс создания художественного произведения» занятие желательно провести в форме литературной беседы, использовать метод комментированного чтения, исследовательский метод. Дать групповые задания и провести сопоставительный анализ описаний осени и творческого состояния поэта. Следует привести пример творческого поиска поэта, например черновой вариант текста стихотворения А. Пушкина «Осень».

В рамках изучения темы «Общественное предназначение литературы» предлагается обсудить соотнесение творчества писателя с жизнью общества, его роль и влияние на жизнь каждого человека.

Нужно обратить внимание школьников на то, что результаты творчества могут быть разными. В качестве примеров можно привести философский трактат Л. Толстого «Что такое искусство?», афоризм «Цель творчества — самоотдача» Б. Пастернака, книгу о писательском труде К. Паустовского «Золотая роза».

Форма проведения этого занятия — семинар с элементами дискуссии, сопровождающийся выразительным чтением учителя. Цель занятия — найти ответ на вопрос: «В чем главное предназначение писательского труда?»

Занятие по теме «Прекрасное как категория искусства» строится на основе анализа рассказа В. Вересаева «Состязание».

Эпиграфом к уроку могут стать слова К. Паустовского: «...В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного...»

Рассказ Вересаева может быть прочитан непосредственно на занятии учителем или кем-то из учеников, заранее подготовившихся. Следует использовать метод комментированного чтения. Учащимся предлагается провести сравнительный анализ двух типов красоты. Что несет в себе каждый из них: небесная красота — благоговейное восхищение, земная — радость? Возможно заслушать несколько кратких сообщений учащихся на тему об идеале красоты в различные эпохи.

Занятие предлагается провести в форме «круглого стола». Надо обратить внимание учащихся на то, что представления о прекрасном, об идеале формируются у человека в течение всей жизни, но в первую очередь — в молодости. Здесь неоценима роль искусства (в том числе и литературы), которое дает людям представление об основных общечеловеческих ценностях — добре, истине и красоте — трех гранях одного понятия, обозначающих главную категорию искусства, — понятие о прекрасном.

Необходимо настроить учеников на дальнейший разговор о внутренних связях различных видов искусства (литературы, живописи, музыки), которые объединяются образной природой (создают образы, вызывают у читателя, слушателя или зрителя образные звуковые и цветовые ассоциации). Как звучит музыка слова? Как словом создается зримая, «живописная» картина?

Стихотворения Н. Заболоцкого «Сентябрь», «Некрасивая девочка» будут рассмотрены при изучении темы «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?». Занятие возможно провести в форме семинара. Основное время посвящается работе с текстами, анализу лексики (в том числе эмоциональной), обсуждению тем, предложенных учителем: красота человека — внешняя и внутренняя, отношение к ней поэта и учеников; пейзаж — трепетная, зыбкая, скользящая картина; эмоциональные краски, словесный художественный образ.

На занятии желательно использовать выразительное чтение, метод литературной беседы, анализа языка и стиля, большое внимание должно быть уделено работе со словом, портретной зарисовке и деталям как средству передачи авторской мысли и состояния. В процессе изучения темы у учащихся складывается свое собственное представление об истинной красоте человека, а задача учителя — скорректировать их мнения.

Занятие «Литература и музыка. Музыка звука и музыка слова» посвящено двум взаимосвязанным видам искусства — литературе и музыке. Его предлагается начать с прослушивания музыкальных произведений (или отрывков из них): «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, «Бабочки» Э. Грига. Необходимо подчеркнуть, что звуки в музыке создают, как в живописи, образ предметов. Музыка передает все многообразие окружающего мира и эмоциональное состояние человека звуками, словом музыку окружающего мира может передать поэзия — музыка стиха.

Необходимо рассмотреть средства звуковой выразительности слова: звукопись, стихотворные размеры, рифму и др.

Занятие можно проводить в форме мини-лекции, сообщения учителя, сопровождаемого иллюстративным материалом.

Занятие по теме «Литература и музыка. Использование музыкальных образов для характеристики персонажей». На

материале литературных и музыкальных произведений (К. Паустовский. «Старый повар»; В. Моцарт. Симфония № 40; народные песни «Тройка» на стихи А. Кольцова, «Клен ты мой опавший» на стихи С. Есенина, романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. Пушкина, песни, написанные на стихи поэтов военных лет: «Эх, дороги» (муз. Л. Ошанина, сл. А. Новикова), «Землянка» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова); оперы — «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Война и мир» С. Прокофьева, авторские песни) раскрывается музыкальное начало перечисленных литературных произведений.

Занятие по этой теме условно можно поделить на три части. Начать работу можно с небольшого сообщения учителя, посвященного тому, что в прозе, как и в поэзии, также присутствует музыкальное начало. Свое выражение это начало находит в определенном ритме и тоне, в котором ведется повествование.

Вторая часть посвящается работе группы с рассказом К. Паустовского «Старый повар», который может быть прочитан на занятии. Здесь стоит обратить особое внимание на огромное эмоциональное воздействие музыки на человека. Желательно напомнить ученикам некоторые факты биографии В. Моцарта. Закончить эту часть урока можно прослушиванием Симфонии № 40.

В оставшееся время нужно рассмотреть такие формы сотрудничества литературы и музыки, как народные песни, романсы, оперы, авторские песни. Это могут быть небольшие сообщения, в которых отмечаются особенности каждого жанра, сопровождающиеся аудиозаписью музыкального произведения.

Занятие по теме «Литература и живопись. Живопись словом» строится на материале литературных и живописных произведений: стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» (по картине Ф. Рокотова «Портрет А. Струйской»), стихотворение Ф. Тютчева «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою...», отрывки из стихотворений Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц», «Лебедь в зоопарке». Следует обратить внимание учащихся на сходство и различия средств создания художественного образа в изобразительном искусстве и литературе. В живописи, скульптуре, графике образ, воспринимаемый зрителем, яркий, пластичный и объемный, но он статичен, так как художник или скульптор может запечатлеть лишь один момент действительности вне его движения. Писатель или поэт отражает эту действительность в динамике, с помощью словесных образов, которые начинают жить в воображении каждого читателя. Поэзия особенно богата различными средствами языковой выразительности стиха; необходимо рассмотреть синонимы, эпитеты, эмоциональные краски, мелодию стиха, ритм, рифму, звукопись и др.

Начать занятие можно с небольшого сообщения учителя или учеников, основное время должно быть посвящено работе с художественным текстом, анализу языка и стиля, комментированному чтению, выполнению групповых заданий. При работе со стихотворением Н. Заболоцкого «Портрет» следует продемонстрировать учащимся работу Ф. Рокотова «Портрет А. Струйской» (1772), под впечатлением от которой было написано это стихотворение. Роль учителя на этом этапе — скорректировать выводы и мнения учащихся, направить их рассуждения в нужном направлении, восполнить недостающую информацию, обратить внимание на связь зрительных и словесных образов.

Рекомендуемая форма проведения занятия «Литература и живопись. Живопись прозы» — «круглый стол». На уроке рассматривается рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки».

Возможный эпиграф к уроку: «...Одно нужно — только видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски. Я привык смотреть. Художники научили меня этому искусству...» (И. Бунин).

Необходимо еще раз напомнить о связи литературы и живописи посредством образной природы: о создании живописного образа; о его неизмененности, о придании литературному, словесному образу зримости и развития.

Необходимо обратить особое внимание на связь живописных описаний с определенной позицией автора, на изменение восприятия окружающего мира в зависимости от изменений внутреннего состояния автора: картины осени средней полосы России, увиденные в разные годы, - взгляд подростка, юноши, зрелого человека, но всегда — это взгляд художника.

Беседа во время проведения занятия должна сопровождаться выразительным и комментированным чтением произведений и их анализом.

Часть времени урока нужно отвести на защиту проектов учащихся.

На занятии по теме «Одухотворенность поэтических пейзажей» рассматривается многообразие русской пейзажной лирики (А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, Ф. Тютчев, Б. Пастернак, С. Есенин и др.). Учащиеся должны провести сопоставительный анализ зимних пейзажей в стихотворениях С. Есенина «Разгулялась вьюга...» и Б. Пастернака «Снег идет».

На этом же уроке подводятся итоги курса, обсуждаются творческие работы школьников и возможности их дальнейшего применения. Часть времени, так же, как и на предыдущем занятии, может быть посвящена защите проектов учащихся.

Примерные темы проектов

Прекрасное  как категория искусства.

Средства музыкальной выразительности слова.

Одухотворенность поэтических пейзажей.

Литература и кино.

Литература и театр.

Монтаж — выразительное средство кино и литературы.

Литература и музыка.

Что такое идеал?

Автор и читатель.

Роль литературы в жизни человека и общества.

     

Литература для учителя

Болдинская осень: Стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, письма, критические статьи, написанные А. С. Пушкиным в селе Болдине Лукояновского уезда Нижегородской губернии осенью 1830 г. M., 1974.

Бунин И. А. Поэзия и проза / Предисл., сост. и примеч. П. А. Николаева. М., 1986.

Вересаев В. В. Собр. соч. В 5 т. Т. 4 / Подготовка текста и примечаний Ю. У. Бабушкина. М., 1961.

Некрасов Н. А. Избранное. М., 1983.

Паустовский К. Г. Золотая роза: Повести, рассказы / Сост. Г. А. Арбузова. М., 1983.

Поэтика художественного текста на уроках литературы // Сб. статей / Отв. ред О. Ю. Богданова. М., 1997.

Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика. Предпрофильное обучение. 9 класс| авт.-сост.С.К. Семенина.- Дрофа,2006.-с.42-55.

Литература для обучающихся

Краткая литературная энциклопедия. Т. 1-9. М., 1978.

Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся. М., 1988.

Методика преподавания литературы: Учебник для студентов пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; Под ред. О. Ю.Богдановой. М., 1999.

Пушкин А. С. Избр. соч. / Ред. Н. Ширяев. М., 1949.

Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе: Кн. для учащихся 11 кл. сред. школ. В 2 ч. / В. А. Чалмаев, В. Г. Боборыкин, А. И. Павловский и др.; Сост. Е. П. Пронина; Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. М„ 1991.

Толстой Л. Н. Что такое искусство: [Статьи, письма, дневники] / Сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Основина. М., 1985. (Любителям российской словесности: Из литературного наследия.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Литература и искусство" 9 класс

Программа элективного курса для учащихся 9 класса  "Литература и искусство" составлена с целью   профессионального самоопределения  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ИСКУССТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ». 10 КЛАСС

. Курс «Искусство письменной речи» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Искусство владеть словом"

Пояснительная запискаПланирование программы составлено на основе Программы элективного курса « Искусство владеть словом»  под редакцией Н.В. Васильченко, Волгоград, издательство « Учитель» , 2008...

Элективный курс по русскому языку "Искусство образной речи"

Элективный курс для 11 класса по русскому языку для подгготовки к ЕГЭ...

Программа элективного курса "Литература и кино: содружество двух видов искусств"

Ведущая методическая идея элективного курса заключается в том, что на общем фоне инновационных процессов не лишним будет обращение к такому дидактическому средству, которое интересно учащимся и актуал...

Элективный курс по русскому языку «Искусство письменной речи» 11 класс

Элективный курс  может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов  при подготовки в ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и ...

Рабочая программа элективного курса"Учиться языку как искусству"

Рабочая программа элективного курса "Учиться языку как искусству"...