Корень, окончание, основа
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Дондай Любовь Кан-ооловна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_okonchanie_osnova.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Морфема. Слова с одинаковыми морфемами. Корень. Окончание. Основа. Суффикс
Краткий план ответа на вопрос 


  1. Понятие морфемики. Определение понятий корень, основа, приставка, суффикс, интерфикс.

  2. Словообразование. Основные способы словообразования.

  3. Способы образования самостоятельных частей речи.
  4. Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
       Основная единица морфемики — морфема. 
    Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
    Слово состоит из основы и окончания.
    В основу входят: приставка, корень, суффикс.
    Основа- это часть слова без окончания, в основе заключено лексическое значение слова.
    Корень- это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный- подводный- водяной –водник -водянистый.Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к воде, так как в них входит корень вод-. 
    Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
    Окончание- изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. В окончании заключено грамматическое значение слова ( у существительных- падеж и число, у прилагательных, причастий, некоторых местоимений – падеж, число, род и т. д.).
    Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками ( конь_ -коня).
    Приставка- значимая часть слова, которая служит для образования новых слов: читать- прочитать, перечитать.
    Приставка присоединяется к целому слову: читать- прочитать.
    Абсолютное большинство приставок исконно русские, иноязычных немного:
    Контр-; ультра-; интер-; экс-.
    Суффикс- значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов: вода- водный.
    Значение суффиксов:
    -чик-, –щик-, -ин-, -ан-, -ец-, -ист-, -тель- - образуют названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по месту жительства ( летчик, лекальщик, академик, грузин, писатель).
    -ость-, -ние- - характерны для имен существительных.
    -ущ-, -ющ-, -ящ- - для причастий.
    -к- -название лиц женского пола(пианистка).
    интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс)
    • согласные, вставляемые между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами; -л- (жи-л-ец), -в- (пе-в-ец), -j- (кофе-й-ный), -т- (арго-т-ичесий), -ш- (кино-ш-ный); 
    Что касается интерфиксов этой группы, существует три точки зрения: 
    – оставлять их между морфемами (пе(в)ец), 
    – присоединять их к корню (пев-ец) – наиболее распространенная,
    – присоединять их к суффиксу (пе-вец);
    • элементы при образовании форм существительного: -j- (листь-j-я), -ов- (сын-овь-я), -ер- (мат-ер-и), -ен- (плем-ен-а). 
    • гласные в конце основы глагола, не имеющие значения и закрывающие глагольную основу: -а- (пис-а-ть), -е- (гор-е-ть), -о- (пол-о-ть), -и- (люб-и-ть).
    Интерфиксы, используемые в образовании форм существительных, принято считать наращениями корня (мать – матер-и), а гласные в конце глагольной основы обозначать как суффиксы (чит-а-ть).
    Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.
     
    Способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:


1) приставочный: делать 
 пере-делать,

2) суффиксальный: 
синий  син-ев-а, мыть  мыть-ся, гордый  горд-и-ть-ся,

3) приставочно-суффиксальный: 
стакан  под-стакан-ник, бежать  раз-бежать-сяговорить  пере-говар-ива-ть-ся.
Способы, использующие операционные средства словообразования:

1) сокращение: заместитель  зам,
2) сложение: 
а) сложносоставной способ: 
диван + кровать  диван-кровать,
б) сложение: 
лес + степь  лес(о)степь,
Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: 
с ума сшедший  сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший.
в) сложение с сокращением (аббревиация): 
стенная газета  стенгазета, Министерство иностранных дел  МИД,
  При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (
вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования  гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и / или концом второго (торговое представительство  торгпредство).
3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация — переход прилагательного или причастия в существительное: 
столовая (прил.)  столовая (сущ.).
3.Смешанные способы — способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования:
орден + носить  орден(о)нос-ец (сложение производящий основ + суффиксация).

   Способы образования самостоятельных частей речи
   В русском языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных частей речи:
 
Существительное
1. 
приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город  при-город,
2. 
суффиксальный, при котором происходит образование существительных от
— существительных: 
стол  стол-ик, 
— прилагательных: 
синий  син-ев-а, синь-, 
— глаголов: 
бежать  бег-отн-я, бег-,
— числительных: 
сто  сот-н-я, двое  двой-н-я,
— наречий: 
сообща  сообщ-ник, почему  почему-чк-а,
3. 
приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от
— существительных: 
окно  под-окон-ник, 
— глаголов: 
служить  со-служи-вец,
— прилагательных: 
полярный  за-поляр-ь-е,
4. 
сложение, в том числе с сокращением: лес + степь  лес(о)степьМосковский государственный университет  МГУ,
5. 
усечениеспециалист  спец,
6. 
субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженоезаведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),
7. 
сложение с суффиксациейземля + делать  земл(е)дел-ец.
 
Прилагательное
1. 
приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный  пре-огромный,
2. 
суффиксальный, образующий прилагательные от
— прилагательных: 
синий  син-еньк-ий,
— существительных: 
осень  осен-н-ий,
— глаголов: 
читать  чита-льн-ый,
— числительных:
 двое  двой-н-ой,
— наречий: 
внутри  внутр-енн-ий,
3. 
приставочно-суффиксальныйберег  при-бреж-н-ый,
4. 
сложениерусский + английский  русско-английский;
5. 
сложение с суффиксациейкривой бок  крив(о)бок--ий
 
Числительное
Числительные образуются от числительных следующими способами:
1. 
суффиксальныйдва  дв-адцать, пять  пят-надцать, два  дво-е,
2. 
сложениетри + сто  триста;
Местоимение
Местоимения образуются от местоимений приставками 
ни-, не-, кое— и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто  ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь;
 
Глагол
1. 
приставочный — от глаголов: бежать  про-бежать,
2. 
суффиксальный, при котором глаголы образуются от
— глаголов: 
перечитать  перечит-ыва-ть, мыть  мыть-ся,
— прилагательных: 
красный  красн-е-ть, видный  видн-е-ть-ся,
— существительных: 
партизан  партизан-и-ть, толпа  толп-и-ть-ся,
— числительных: 
двое  дво-и-ть (‘разделять надвое’),
— междометий: 
ах  ах-а-ть,
3. 
приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от
— существительных: 
тень  за-тен-и-ть, банкрот  о-банкрот-и-ть-ся,
— прилагательных: 
прямой  вы-прям-и-ть
— числительных: 
трое  у-тро-и-ть,
— глаголов: 
любить  недо-любл-ива-ть, прыгать  рас-прыгать-ся, звонить  пере-зван-ива-ть-ся;
4. сложение: 
труд устроить  труд(о)устроить,
5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: 
мир + творить  у-мир(о)творить;
 
Наречие
1. 
приставочный — от наречий: долго  не-долго, как  кое-как,
2. 
суффиксальный, которым наречия образуются от
— существительных: 
зима  зим-ой,
— прилагательных: 
хороший  хорош-о,
— числительных: 
три  тр-ижды,
— глаголов: 
лежать  леж-а,
— наречий: 
хорошо  хорош-енько, как  как-нибудь,
3. 
приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от 
— прилагательных: 
новый  по-нов-ому, давний  из-давн-а,
— существительных: 
верх  в-верх-у,
— числительных: 
двое  в-дво-ем,
— глаголов: 
догонять  в-догон-ку, скакать  в-скачь-
— наречий: 
долго  по-долг-у,
4. 
сложение с суффиксациеймимо ходить  мимоход-ом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс Основа и окончание

Урок разработан как урок-игра, урок- аукцион. Учащиеся работают в группах, много разнообразныз интересных заданий. Учащиеся при помощи своих знаний приобретают разные товары Антонимы, синонимы, основа...

Практическая работа к уроку "Окончание. Основа слова"

Записать предложения с последующими заданиями по грамматике, пунктуации и словообразованию....

«Песня, марш, как три коренные основы всей музыки» («Три кита»)

Урок составлен в рамках  примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по музыке, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Технологические карты уроков русского языка в 5 классе ФГОС по теме: "Морфема", "Окончание и основа слова"

Материал содержит готовые задания для урока (в помощь молодым педагогам)...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Морфемика. Окончание слова. Основа"

Урок русского языка в 5 классе по программе и учебнику Е.А.Быстровой. В начале урока - орфоэпическая разминка, состоящая из 2 этапов: знакомство с новыми словами и угадывание по лексическому значению ...

Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова

Презентация к уроку, посвященному разделу "Морфемика и словообразование". В данном уроке подробно рассматриваются морфемы и их значение как частей слова....