Технологические карты уроков русского языка в 5 классе ФГОС по теме: "Морфема", "Окончание и основа слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Материал содержит готовые задания для урока (в помощь молодым педагогам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_urokov_rus.yaz_5_kl.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 94

Тема: Морфема. Изменение и образование слов.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

  • вовлекать учащихся в активную учебную деятельность;
  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • сформировать понятие о морфеме как наименьшей значимой части слова;
  • сформировать понятие об изменении и образовании слов;
  • выработать умение отличать формы слов от однокоренных слов;
  • раскрыть смысл значимости морфем.

Планируемые результаты

Предметные:

  • работать с текстом;
  • делать фонетический разбор слов;
  • работать самостоятельно, образуя однокоренные слова;
  • работать с учебником.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке;
  • выражать свою точку зрения в монологическом высказывании

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке

Межпредметные связи: Чтение

Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа; индивидуальные карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  1. Проверка д\з.

Настраиваются на учебную деятельность; читают задание из домашнего упр.

Актуализация необходимых знаний

  1. Изучение нового материала.

На доске записаны слова.

Приехал, уехал, подъехал, отъехал, проехал.

Ключ, ключик.

Большой, большущий.

Учитель просит учащихся определить, с помощью каких частей эти слова поменяли значение.

Учитель диктует определение морфемы для записи в ОК.

( Морфема – минимальная значимая часть слова, то есть это приставка, корень, суффикс, окончание). Это можно подтвердить на примерах, написанных на доске. Например, приставка у – обозначает удаление предмета, а приставка при – его приближение (как в слове приехал).

Учащиеся подходят к доске (по одному) и пишут рядом с каждым словом, что оно обозначает, объясняя это слово.

Получится следующая картина:

Приехал – приблизился на каком-либо транспорте.

Уехал – отдалился на каком-либо транспорте.

Проехал – проследовал мимо на каком-либо транспорте.

Ключик – уменьшительнон название ключа, или маленький ключ.

Большущий – очень большой.

  • Отвечают на вопрос учителя (с помощью приставок и суффиксов).

  • Записывают определение морфемы в ОК.

Организация познавательной деятельности

             

  1. Закрепление изученного материала.

С/р по вариантам.( учитель предлагает выписать из текста 1 гл., 1 сущ., 1 прил; разделить выписанные слова на морфемы и обозначить их).

1 вариант.( текст раздается на отдельных карточках каждому учащемуся)

     У графа В… был музыкальный вечер. Первые артисты столицы платили своим искусством за честь аристократического приема; в числе гостей мелькало несколько литераторов и учёных; две или три модные красавицы; несколько барышень и старушек и один гвардейский офицер. Около десятка доморощенных львов красовалось в дверях гостиной и у камина; все шло своим чередом; было ни скучно, ни весело.

     В ту самую минуту как новоприезжая певица подходила к роялю и развертывала ноты… одна молодая женщина зевнула, встала и вышла в соседнюю комнату, на это время опустевшую. На ней было чёрное платье, кажется по случаю придворного траура. На плече, пришпиленный к голубому банту, сверкал бриллиантовый вензель; она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; чёрные, длинные, чудесные волосы оттеняли её ещё молодое, правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли.

 ( М.Ю.Лермонтов)

2 вариант.

     Наружность Лугина была в самом деле ничуть не привлекательна. Несмотря на то что в странном выражении глаз его было много огня и остроумия, вы  бы не встретили во всем его существе ни одного из тех условий, которые делают человека приятным в обществе; он был неловко и грубо сложен; говорил резко и отрывисто; больные и редкие волосы на висках, неровный цвет лица, признаки постоянного и тайного недуга, делали его на вид старее, чем он был на самом деле; он три года лечился в Италии от ипохондрии – и хотя не вылечился, но по крайней мере нашёл средство развлекаться с пользой; он пристрастился к живописи; природный талант, сжатый обязанностями службы, развился в нём широко и свободно под животворным небом юга, при чудных памятниках древних учителей. Он вернулся истинным художником, хотя одни только друзья имели право наслаждаться его прекрасным талантом. В его картинах дышало всегда какое-то неясное, но тяжёлое чувство: на них была печать той горькой поэзии, которую наш бедный век выжимал из сердца первых проповедников. (М.Ю.Лермонтов)

  1. Учитель даёт следующее задание. (Запишите под диктовку слова и самостоятельно образуйте от них однокоренные (где это возможно), а также формы этих слов. Письменно)

Стол, стул, кресло, диван, пол, потолок, окно, стена, книга, ковёр, карандаш, банка, свеча, ручка, телефон, ваза, игрушка, батарея, дерево, трава, ветер, солнце, небо, облако, цветок, дорога, дом.

  1. Физкультминутка.

Отдых накш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

  1. Работа с учебником. (Чтение параграфа, выполнение упражнений)

  • Учащиеся выполняют работу по вариантам, делают фонетический разбор выписанных слов, по желанию сдают тетрадь на проверку учителю.

  • Записывают слова под диктовку, образовывают от них однокоренные и формы слов. Задание проверяется коллективно, вместе с учителем.

  • Читают материал учебника, выполняют под руководством учителя упражнения.

Подведение итогов

  • Организует подведение итогов урока, спрашивает, как называется изучаемый раздел, какой теме был посвящен урок, удалось ли решить учебную задачу, как оценивают свою работу на уроке.
  • Анализируют материал, изученный на уроке, свои успехи и недочёты.

Дополнительный материал: правила работы в парах

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Урок № 95

Тема: Окончание. Основа слова.

Тип: Закрепление изученного.

Задачи:

  • вовлекать учащихся в активную учебную деятельность;
  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • дать понятие об окончании, о типах окончания (нулевое);
  • сформировать представление об основе слова;
  • выработать умение выделять основу в слове.

Планируемые результаты

Предметные:

  • работать с текстом;
  • отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке;
  • выражать свою точку зрения в монологическом высказывании

Личностные:

  • прививать любовь и уважение к родному языку;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке

Межпредметные связи: Чтение

Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа; индивидуальные карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  1. Проверка д\з. (Перечислите слова с пропусками, указывая, в каких морфемах пропущена буква.)

Настраиваются на учебную деятельность; читают задание из домашнего упр.

Актуализация необходимых знаний

  1. Изучение нового материала.

Учитель предлагает записать под диктовку в тетради для ОК определение окончания ( Окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.)

Также учитель сообщает, что окончание у разных частей речи обозначает разные грамматические признаки: у сущ. – падеж и число (без предлога или вместе с ним, у имени прил. – род, падеж и число, у гл. в н. и б.в. – лицо и число, а в пр.в. – род и число)

На доске и в тетрадях:

Гуляла, хотел; солнышко, на солнышке; красивый, красивую.

(Учитель даёт задание определить, как по окончанию можно определить у сущ. –падеж и число, у прил.-род, падеж и число, у гл. н. и б.в. – лицо и число, а в пр.в. – род и число.)

- Знакомо ли вам такое понятие, как основа слова? (Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания)

На доске записаны слова:

Пальто, кашне, погода, солнце, побережье, умываться.(Учитель на конкретных примерах показывает, что такое основа слова)

  • Записывают определение окончания под диктовку учителя в тетрадь с ОК.

  • Слушают сообщение учителя и стараются запомнить.

  • Записывают в тетрадь слова и выполняют задание, отвечая на вопросы учителя.

  • Отвечают на поставленный вопрос, дают определение основы слова.

  • Списывают с доски.

Организация познавательной деятельности

             

  1. Закрепление изученного материала.Работа с текстом.(Всем уч-ся на отдельных карточках раздаётся текст).

     Передо мною стояла красавица, и я понял это с первого взгляда, как понимаю молнию. Я готов клясться, что Маша, или, как звал её отец, Машя, была настоящая красавица, но доказать этого не умею. Иногда бывает, что облака в беспорядке толпятся на горизонте, и солнце, прячась за них, красит их и небо во всевозможные цвета: в багряный, оранжевый, золотой, лиловый, грязно-розовый; одно облачко похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка в чалме. Зарево охватило треть неба, блестит в церковном кресте и в стёклах господского дома, отсвечивает в реке и в лужах, дрожит на деревьях; далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток… И подпасок, гонящий коров, и землемер, едущий в бричке через плотину, и гуляющие господа – все глядят на закат и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чём тут красота. Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. Это была именно та красота, созерцание которой, бог весть откуда, вселяет в вас уверенность, что вы видите черты правильные, что волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармоничный аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту; вам кажется почему-то, что у идеально красивой женщины должен быть именно такой нос, как у Маши, прямой и с небольшой горбинкой, такие большие темные глаза, такие же длинные ресницы, такой же томный взгляд, что её черные кудрявые волосы и брови так же идут к нежному, белому цвету лба и щёк, как зелёный камыш к тихой речке; белая шея Маши и её молодая грудь слабо развиты, но, чтобы суметь изваять их, вам кажется, нужно обладать громадным творческим талантом. Глядите вы, и мало-помалу вам приходит желание сказать Маше что-нибудь необыкновенно приятное, искреннее, красивое, такое же красивое, как она сама. (А.П.Чехов)

Задание.

  1. Выписать из текста и просклонять по падежам пять разных слов.
  2. Выделить окончания во всех падежах.
  3. Подобрать однокоренные слова к каждому слову.
  4. Работа с учебником.

Выполнение упражнения №   . Задание один уч-ся выполняет у доски, остальные в тетрадях самостоятельно. Затем проверка вместе с учителем.

  • Читают текст и выполняют задания. По желанию сдают тетрадь на проверку.

  • Выполняют упражнение у доски и в тетрадях, сдают на проверку учителю.

Подведение итогов

  • Организует подведение итогов урока, спрашивает, как называется изучаемый раздел, какой теме был посвящен урок, удалось ли решить учебную задачу, как оценивают свою работу на уроке.
  • Анализируют материал, изученный на уроке, свои успехи и недочёты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологические карты по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологические карты по русскому языку  5 класс ФГОС....

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Развитие речи. Описание человека

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС.Развитие речи. Описание человека...

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Частица как часть речи.

ФГОС.Технологическая карта урока в 7 классе по русскому языку. Частица как часть речи....

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Действительные и страдательные причастия

ФГОС технологическая карта урока за 7 класс "Действительные и страдательные причастия"...