Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Наумова Елена Валерьевна

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10_kl.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 152

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

на заседании методического объединения учителей _________________.

Протокол № _____ от «____» ______ 2013 г.

Председатель МО

_______________________

СОГЛАСОВАНО:

«____» ________ 2013 г.

Зам. директора по УВР

_________С.Н. Берёзко

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №_________

от «____» ________ 2013 г.

Директор школы № 152

                            _______Р.Ю. Клименко

Рабочая программа

по русскому языку для 10 класса

на 2013-2014 учебный год

Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений (авторы: А.И. Власенков, И.М. Рыбченкова)

Составитель: Наумова Е.В.

                                                                        учитель Наумова Е.В.

Санкт-Петербург

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Основа рабочей программы:

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по русскому языку (авторы А.И. Власенков, И.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2011),

Данная рабочая программа ориентирована на  учебник: А.И. Власенков. Л.М. Рыбченкова  «Русский язык. 10 класс», М., Просвещение, 2005.

        Данная рабочая программа включает разделы:

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Лексика и фразеология

Морфемика и словообразование

Морфология и орфография

Синтаксис и пунктуация

Общая характеристика курса:

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.

      Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Цели изучения курса:

дидактические:

  • дать знания по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию 
  • формировать умения находить орфограммы и пунктограммы
  • вырабатывать (совершенствовать, овладевать) навыки(ами) полного лингвистического анализа текста
  • совершенствовать лингвистические навыки

воспитательные:

  • содействовать воспитанию духовности, нравственности, навыков вежливого общения
  • развивать культуру устной и письменной речи,  внимательность, орфографическую зоркость
  • формировать грамотную речь

коррекционные:

  • совершенствовать навыки нахождения и исправления ошибок
  • формировать умение правильно произносить слова в соответствии с языковыми нормами

Основные виды деятельности учащихся:

  • речевой практикум, конструирование предложений, проектные презентации, комментированное письмо, самостоятельная работа, взаимопроверка, чтение и пересказ лингвистического текста, выполнение упражнений, выполнение различных видов языковых разборов, сравнительный анализ текста, выборочный диктант, словарный диктант, написание сочинений и изложений

Краткая характеристика контингента учащихся:

        В 10 классе обучается 25 учащихся. Основными особенностями контингента являются:

  • уровень знаний средний
  • у некоторых учащихся отсутствует мотивация к учебе
  • у некоторых учащихся недостаточно хорошо развиты речевые навыки, орфографическая и пунктуационная зоркость

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения предмета учащиеся должны

знать:

  • темы всех разделов курса русского языка в 10 классе

уметь:

  • находить орфограммы и пунктограммы в словах
  • строить связное высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с современными языковыми нормами

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета отводится 68часов, 3часa в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

1

Общие сведения о языке

7

2

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

6

3

Лексика и фразеология

8

4

Морфемика и словообразование

4

5

Морфология и орфография

14

6

Синтаксис и пунктуация

12

7

Текст. Основные виды переработки текста

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 четверть

9 недель, 18 уроков

Тема урока

Тип урока

Основное содержание, понятия

Основные виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Примечания

(корректировка программы в течение учебного года)

1

Роль языка в обществе

Урок развития речи

Язык и общество. Язык и культура. 

Русский язык в современном мире: в международном общении,   в межнациональном общении

Устное высказывание, рассуждение, упражнение

У.3

2

«Язык каждого народа создан самим народом»

Урок развития речи

Язык и история народа.

Устное высказыва-ние, рассуждение, упражнение

У.4

3

История развития русского языка

Урок усвоения новых знаний

Три периода в истории русского языка.

Конспектирование, рассуждение

У.5

4

Периоды в истории развития русского языка

Урок усвоения новых знаний

Три периода в истории русского языка. Русский язык в современном мире. Язык
и общество. Язык
и культура.

Упражнение, устное рассуждение

У.6

5

Место и назначения русского языка в современном мире

Урок развития речи

Взаимоотношения
русского языка с язы-
ками коренных народов России; роль
языка на международной арене

Упражнение, рассуждение

У.7

6

Стилистические функции устаревших форм слова

Урок усвоения новых знаний

Стилистические функции уста-

ревших форм слова,

слова с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии

Упражнение, лингвистический анализ текста

У.58

7

Тематический контроль «Общие сведения о языке»

Урок контроля

Активные процессы
в русском языке
на современном
этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка

Упражнение, самостоятельная работа

У.61

8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Повторительно-обобщающий урок

Понятия фонемы, открытого и закрытого слогов. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство

Упражнение, фонетический разбор

У.8

9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Урок усвоения новых знаний

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения   и ударения в русском языке

Упражнение, конструирование предложений

Выписать слова из орфоэпического словаря

10

Принципы русской орфографии

Урок усвоения новых знаний

Понятия орфограммы, сильной и слабой
позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии.  

Упражнение, различные виды разборов

У.14

11

Принципы русской орфографии

Урок усвоения новых знаний

Основные принципы и нормы современной русской орфографии.  

Упражнение, фонетический разбор

У.15

12

Фонетический разбор

Повторительно-обобщающий урок

Общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки

Фонетический разбор

13

Проверочная работа «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Урок контроля

Основные принципы и нормы современной русской орфографии

Упражнение, самостоятельная работа

Анализ текста

14

Повторение по теме «Лексика»

Повторительно-обобщающий урок

Лексическая система русского языка

Беседа, конструирование предложений, исправление ошибок

У.31

15

Сферы употребление русской лексики

Урок усвоения новых знаний

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессио-
нализмы, термины), арготизмы. Межсти-
левая лексика, разговорно-бытовая
и книжная лексика

Чтение и пересказ, конструирование предложений, устное высказывание, упражнение

У.51

16

Исконно русская и заимствованная лексика

Урок усвоения новых знаний

Лексическая система русского языка.

Русская лексика
с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова

Комплексный анализ текста, работа со словарями

У.61

17

Русская фразеология

Урок усвоения новых знаний

Крылатые слова, пословицы и поговорки

Работа со словарем, анализ высказывания, лингвистический анализ текста

У.79

18

Русская фразеология

Урок закрепления изученного

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия

Работа со словарем, анализ высказывания, лингвистический ана-лиз текста

У.82

2 четверть

7 недель, 14 уроков

Тема урока

Тип урока

Основное содержание, понятия

Основные виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Примечания

(корректировка программы в течение учебного года)

19

Словари русского языка

Урок усвоения новых знаний

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия

Работа со словарем, упражнение, устное высказывание

У.84

20

Повторение темы «Лексика и фразеология»

Повторительно-обобщающий урок

Лексическая система русского языка

Работа со словарями, комплексный анализ текста, анализ и оценка чужой и собственной речи

У.85

21

Контрольный диктант

Урок контроля

Лексическое значение

Диктант, разные виды разборов

22

Повторение. «Морфемика и словообразование»

Повторительно-обобщающий урок

Понятие морфемы.

Виды морфем. Мор-
фемный и словообра-
зовательный разборы. Запоминание правила: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных

Морфемный разбор, упражнение, устное высказывание

У.96

23

Способы словообразования

Урок усвоения новых знаний

Основные способы
словообразования.
Морфологические
и неморфологические способы словообра-зования. Словообразовательный разбор

Упражнение, устное высказывание, выполнение тестовых заданий

У.100

24

Выразительные словообразовательные средства

Урок усвоения новых знаний

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок
в структуре художественного слова.

Словообразовательный разбор

Лингвистический анализ текста, составление устного высказывания, упражнение

Выучить термины

25

Обобщающее повторение частей речи

Повторительно-обобщающий урок

Общее грамматическое значение, грам-
матические формы
и синтаксические
функции частей речи.

Различные виды разборов, упражнение

У.104

26

Сжатое изложение

Урок контроля

План, приемы сжатия текста

Написание сжатого изложения

27

Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

Урок закрепления изученного

Правописание н
и
нн в суффиксах существительных, при-
лагательных и наречий», «Правописание
ни ннв суффиксах
причастий и отгла-
гольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи»

Морфологический и морфемный разборы, объяснительный диктант

У.182

28

Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Урок закрепления изученного

Правописание н
и
нн в суффиксах существительных, при-
лагательных и наречий», правописание
ни ннв суффиксах
причастий и отгла-
гольных прилагательных

Объяснительный диктант, различные виды разборов

У.183

29

Правописание не и ни с различными частями речи

Урок закрепления изученного

Приставка, частица, части речи, морфема

Морфемный разбор, объяснительный диктант, упражнение

У.174

30

Различение частиц не и ни

Урок закрепления изученного

Частицы не и ни

Морфемный разбор, объяснительный дик-тант, упражнение

У.177

31

Сжатое изложение

Урок контроля

Приемы сжатия текста

Написание сжатого изложения

32

Правописание наречий

Урок закрепления изученного

Правописание наречий,  слитное, раздельное и дефисное написание слов

Упражнение, объяснительный диктант

У.188

3 четверть

10 недель, 20 уроков

Тема урока

Тип урока

Основное содержание, понятия

Основные виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Примечания

(корректировка программы в течение учебного года)

33

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Урок закрепления изученного

Шипящие согласные, род, число, склонение

Морфологический разбор, упражнение, объяснительный диктант

У.191

34

Правописание глаголов

Урок закрепления изученного

Глагол, наклонения глаголов, не с глаголами, спряжение глаголов

Морфологический разбор

У.172

35

Правописание причастий

Урок закрепления изученного

Причастие, действительное и страдательное причастие, образование причастий, суффиксы причастий, не с причастиями, н и нн в причастиях

Морфологический и морфемный разборы, объяснительный диктант, упражнение

У.181

36

Слитное, раздельное и дефисное написание

Урок закрепления изученного

Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи

Упражнение, объяснительный диктант

У.199

37

Контрольный диктант

Урок контроля

Орфограмма, пунктограмма, основные виды языковых разборов

Диктант, различные виды разборов

38

Принципы русской пунктуации

Урок усвоения новых знаний

Принципы русской пунктуации, знаки препинания

Чтение и пересказ статьи, конструирование предложений

У.211

39

Типы и виды словосочетаний

Повторительно-обобщающий урок

Типы,  виды словосочетаний, согласование, управление, примыкание

Упражнение, составление словосочетаний

У.213

40

Простое предложение

Урок закрепления изученного

Простое предложение, пунктуация

Упражнение, анализ текста

У.227

41

Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений

Урок закрепления изученного

Главные члены предложения, односоставные предложения, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные предложения

Упражнение, пунктуационный разбор

У.230

42

Пунктуация в осложненных предложениях

Урок закрепления изученного

Осложненные предложения, обращение, вводные слова, однородные члены предложения, уточняющие члены предложения

Упражнение, пунктуационный разбор

У.235

43

Осложненное предложение

Урок закрепления изученного

Осложненные предложения, обращение, вводные слова, однородные члены предложения, уточняющие члены предложения, обособление

Упражнение, пунктуационный разбор

У.236

44

Сложносочиненные предложения

Урок закрепления изученного

Сложносочиненные предложения, сочинительные союзы, пунктуация

Конструирование предложений, объяснительный диктант

У.238

45

Бессоюзные сложные предложения

Урок закрепления изученного

Бессоюзные предложения, тире, точка с запятой, двоеточие

Конструирование предложений, пунктуационный разбор

У.239

46

Сложноподчиненные предложения

Урок закрепления изученного

Подчинительная связь, подчинительные союзы

Составление схем СПП, объяснительный диктант

У.240

47

Прямая и косвенная речь

Урок закрепления изученного

Перевод прямой речи в косвенную

Составление схем, анализ текста

У.263

48

Авторская пунктуация

Урок усвоения новых знаний

Авторская пунктуация

Анализ текста

У.264

49

Контрольная работа по синтаксису и пунктуации

Урок контроля

Синтаксис, пунктуация

Синтаксический и пунктуационный разбор

50

Что такое текст?

Урок развития речи

Текст, абзац

Комплексный анализ текста

У.284

51

Абзац

Урок развития речи

Абзацное членение текста

Комплексный анализ текста

У.290

52

Типы речи. Повествование

Урок развития речи

Повествование

Анализ текста, устное рассуждение

У.292

4 четверть

8недель, 16 уроков

Тема урока

Тип урока

Основное содержание, понятия

Основные виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Примечания

(корректировка программы в течение учебного года)

53

Описание

Урок развития речи

Описание

Анализ текста, устное рассуждение

У.299

54

Рассуждение

Урок развития речи

Рассуждение, тезис, аргумент, пример, вывод

Анализ текста, устное рассуждение

У.311

55

Речеведческий анализ текста

Урок развития речи

Анализ текста

Анализ текста

У.313

56

Контрольный диктант

Урок контроля

Орфография, пунктуация, различные виды разбора

Различные виды разбора

57

Виды сокращений

Сжатое изложение

Урок усвоения новых знаний и контроля

Сжатие текста, приемы сжатия текста

Написание сжатого изложения

РНО

58

Конспект. Тематический конспект. Реферат

Урок усвоения новых знаний

Конспект, реферат

Составление конспекта и реферата

Конспект

59

Реферат

Урок усвоения новых знаний

Реферат

Составление реферата

Реферат по творчеству писателя

60

Аннотация

Урок усвоения новых знаний

Аннотация

Составление аннотации, анализ текста

Аннотация к любимой книге

61

Рецензия

Урок усвоения новых знаний

Рецензия, оценочное суждение

Составление рецензии

Рецензия на фильм

62

Сжатое изложение

Урок контроля

Приемы сжатия текста

Написание сжатого изложения

63

Научный стиль речи

Урок развития речи

Стили речи

Комплексный анализ текста

Выписать текст научного стиля

64

Публицистический стиль речи

Урок развития речи

Стили речи

Комплексный анализ текста, составление текста

Сочинение «Перемена в школе»

65

Официально-деловой стиль речи

Урок развития речи

Стили речи

Комплексный анализ текста, составление текста

Составление заявления

66

Разговорный стиль речи

Урок развития речи

Стили речи

Комплексный анализ текста

Сост. диалога

67

Художественный стиль речи

Урок развития речи

Стили речи

Комплексный анализ текста

Анализ художественного текста

68

Итоговая контрольная работа

Урок контроля

Орфография, пунктуация

Написание контрольного диктанта

КОНТРОЛЬНЫЕ  РАБОТЫ

Тема урока

Вид

работы

Тема

(содержание)

работы

Место выполнения работы

1.

Тематический контроль «Общие сведения о языке»

Анализ текста, упражнение

Основные нормы русского языка

кабинет

2.

Проверочная работа «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Диктант

Диктант с грамматическим заданием

кабинет

3.

Русская фразеология

Упражнение

Объяснение фразеологизмов

кабинет

4.

Контрольный диктант

Диктант, различные виды разборов

Диктант с грамматическим заданием

кабинет

5.

Сжатое изложение

Изложение

Изложение

кабинет

6.

Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Объяснительный диктант

Диктант с объяснением

кабинет

7.

Различение частиц не и ни

Объяснительный диктант

Диктант с объяснением

кабинет

8.

Сжатое изложение

Изложение

Изложение

кабинет

9.

Контрольный диктант

Диктант, различные виды разборов

Диктант с грамматическим заданием

кабинет

10.

Контрольная работа по синтаксису и пунктуации

Диктант, различные виды разборов

Диктант с грамматическим заданием

кабинет

11.

Контрольный диктант

Диктант, различные виды разборов

Диктант с грамматическим заданием

кабинет

12.

Сжатое изложение

Изложение

Изложение

кабинет

13.

Сжатое изложение

Изложение

Изложение

кабинет

14.

Итоговая контрольная работа

Диктант, различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

кабинет

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ  РАБОТЫ

Тема урока

Вид

работы

Тема

(содержание)

работы

Место выполнения работы

1.

 

ТВОРЧЕСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ

Тема урока

Вид

работы

Тема

(содержание)

работы

Место выполнения работы

1.

Повторение по теме «Лексика»

Сочинение

«Интересное слово»

кабинет

2.

Русская фразеология

Творческие загадки

Загадай фразеологизм

дом

3.

Описание

Сочинение

Описание уголка природы

дом

4.

Рассуждение

Составление текста

Рассуждение на выбранную тему

дом

5.

Реферат

Написание реферата

Написание реферата на заданную тему

дом, библиотека

6.

Аннотация

Написание аннотации

Написание аннотации

дом, библиотека

7.

Рецензия

Написание рецензии

Написание рецензии

дом, библиотека

8.

Публицистический стиль речи

Написание сочинения

Сочинение «Перемена в школе»

дом, библиотека

9.

Разговорный стиль речи

Составление диалога

Диалог на выбранную тему

дом

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М., «Просвещение», 2005

1. Единый государственный экзамен. 2010. Русский язык : универсальные материалы для подготовки учащихся / сост. В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, И. П. Цыбулько. – М. : Интеллект-Центр, 2011.

2.О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. М., «Просвещение», 2009

  1. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М., «ВАКО», 2005
  2. 2. Л.А. Тропкина. «Русский язык. Поурочные планы». Волгоград, «Учитель», 2007

Учитель  Наумова Елена Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...