Второстепенные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Обобщение и систематизация знаний по теме "Второстепенные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtorostepennye_moy_urok.rar85.31 КБ

Предварительный просмотр:

Второстепенные члены предложения. Обобщение. Урок в 8 классе.

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания по теме;
  • продолжить работу над развитием навыка синтаксического разбора простого предложения.

Задачи урока:

  1. Работа с трудными случаями определения роли второстепенных членов предложения.
  2. Формирование креативного и критического мышления.
  3. Создание атмосферы сотрудничества и партнерства.
  4. Развитие коммуникативных навыков.
  5. Социализация личности.

Оборудование:

Менедж мет, номера столов, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

1. Объявление темы урока учителем, постановка цели. Запись темы урока в тетрадь. (СЛАЙД 1)

- Мы заканчиваем изучение темы «Главные и второстепенные члены предложения», начатую ещё в начальной школе. Давайте вспомним основные моменты этой темы и немного подвигаемся, позитивно настроимся на урок. Микс-Фриз-Груп. Сейчас вы встанете, задвинете стулья, будете смешиваться под музыку. Когда музыка остановится, вы замрете, выслушаете вопрос, а затем  образуете группы с таким количеством человек, какая цифра стоит в ответе. Проговаривать вслух ответ нельзя. Начали.

- Минимальное количество слов в словосочетании. (2)

- Сколько у нас главных членов предложения? (2)

- Сколько видов сказуемого вы знаете? (3)

- Сколько в русском языке второстепенных членов предложения? (3)

- Сколько основных видов обстоятельств вы знаете? (6)

По мере образования групп учитель проводит короткий опрос.

Садитесь. Хай Файв.

Сейчас отличный момент, чтобы закрепить материал и соединить все, что мы изучили. Коннект-Экстенд-Чэлендж.

-  Запишите в тетрадь ответ на вопрос: Что вы знали о второстепенных членах предложения до 8 класса? Подумайте 5 секунд. (Пауза) У вас 2 минуты. Пишите. (СЛАЙД 2)

-  Что нового по изучаемой теме вы узнали в этом учебном году? Подумайте 5 секунд. У вас 1 минута. Пишите. (СЛАЙД 2)

- Какие трудности могут возникнуть у вас при дальнейшем определении второстепенных членов в предложении? Что для вас осталось непонятным? Подумайте 5 секунд. У вас 2 минуты. Пишите. (СЛАЙД 2)

А сейчас, начиная с участника №1, вы поделитесь ответами на 2 и 3 вопросы по часовой стрелке. Раунд Робин. У каждого будет 30 секунд. Но, начиная с участника №2, вы сначала 15 секунд даете совет предыдущему партнеру, затем начинаете делиться своими мыслями в течение своих 30 секунд.

Опрос по одному человеку со стола. Не повторяться. (Предположительные трудности: роль инфинитива в предложении, разграничение прямых дополнений и подлежащих, разграничение несогласованного определения и дополнения). При опросе дать определение всем второстепенным членам предложения.

2. Давайте на практике закрепим теорию.

Запишите предложение. Расставьте знаки препинания. (СЛАЙД 3). Учитель читает вслух.

Внизу Арагва и Кура
Обвив каймой из серебра
Подошвы свежих островов…
Бежали
 дружно и легко.

Действенный Конструктивный вопрос.

-  Почему, повторяя данный материал, мы будем работать именно с такой синтаксической единицей, как предложение?

(Главные и второстепенные члены выделяются только в составе предложения.) Один ученик работает у доски.

Учитель при разборе предложения обращает внимание учеников на словосочетание «каймой из серебра», просит трансформировать управление в согласование – если получается, значит, перед нами несогласованное определение, т.к. дополнение – группа сказуемого.

Закрепим это понимание на примерах. (СЛАЙД 4)Трансформируйте словосочетания:

Безмолвие леса, листья березы, золото осени, вершины гор, заросли дуба.

Следующие предложения: (СЛАЙД 5). Расставьте знаки препинания:

Зима это лучшее время для охотника следопыта.

Ледоход атомоход Арктика сложный чудо корабль.

- Расскажите о приложении и знаках препинания при нем.

Упр. 164 (если хватит времени)

Работа устная, по слайду. (СЛАЙД 6) Определите синтаксическую  роль глаголов в неопределенной форме:      

                                    Чему?

Отец научил меня слушать музыку леса.

   С какой целью? Зачем?

Попрощаться с теплом выхожу я за овин.

                                                       Что делать?     

Природа с затаенной грустью будет ждать зимы.

                     

                       Какая? 

Охота странствовать напала на него.

3. Самостоятельная работа с текстом.

- Возьмите листочки с текстом. Выполните задание. (СЛАЙД 7)

Вставить орфограммы, расставить знаки препинания, подчеркнуть все члены предложения, указать их вид. Выписать по одному словосочетанию со связью управление, согласование и примыкание. Один из учеников читает текст:

Желание полюбоват..ся красками осени привело меня в парк. Красив осе..ий парк. Метет б..гряная метель по его доро..кам. Уходит вдаль аллея вытка..ая опавшими листьями. Тих бел..ствольный строй берез на их ветках осталось совсем немного листьев. А кусты боярышника как коробейники на ярмарке развесили напоказ весь свой товар – крупные красные ягоды. Молодые клены и дубы, отливая золотом и бронзой, укр..шают своими листьями бли..кие ели, словно прим..ряя им новогодний наряд.

4. Финк-Райт-Раунд-Робин.(С включением Ол Райт Раунд Робин). –5 минут

- Сейчас я вам задам  вопрос. Вы над ним подумаете в тишине и запишите ответ в тетрадь в виде списка, а затем по кругу обсудите ваши мысли и пополните свой список идеями товарищей.

Действенный вопрос.

- Какую роль играют второстепенные члены предложения в тексте? (СЛАЙД 8) – Подумайте 5 секунд. (Пауза) Запишите ответ в виде списка в тетрадь – 2 минуты.

Ученик №1 зачитывает свой список, остальные ставят галочку, если у них такой ответ есть, и записывают ответы, которые еще не прозвучали. В конце обсуждения у всех должен получиться одинаковый список. Начали. Опросить по одному ученику со стола. Не повторяться. (Второстепенные члены предложения позволяют создать полный образ, целостную картину, делают текст более точным и ясным, придают тексту эмоциональность, выразительность, убедительность.)

5. Подведение итогов. Рефлексия. Таймд-Пэа-Шэа. Обсуждаем с партнером по плечу. (СЛАЙД 9)

- Назовите те этапы урока, которые были легки и понятны вам,  во время которых вы чувствовали себя комфортно. Подумайте 5 секунд. (Пауза). У каждого по 20 секунд. Начинает партнер А.

- Что было сложным для вас? Когда вы чувствовали себя некомфортно? Подумайте 5 секунд. (Пауза). У каждого по 20 секунд. Начинает партнер В.

6. ЧИР  в знак благодарности всем за работу. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...