урок в 5 классе фгос "Морфема-значимая часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Травина Наталья Олеговна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 24.

Тема:        Морфема – значимая часть слова.  

Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

Л: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.

М/п: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.

6ЛР: находить морфемы в словах, определять значение морфем и выводить лексическое значение слова из суммы морфем, составляющих основу слова; разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы.

3ЛР: давать толкование значений слов с опорой на их морфемный состав, наблюдать за использованием слов с определёнными морфемами (приставками, суффиксами) в художественной речи, определять их роль в текстах разных стилей и типов речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Блицопрос (можно использовать материал предметного диска – блицопрос по теме «Основа слова.»):

– Закончите предложения (записывают на листочках/в тетрадях):

а) Основа слова – это …  (часть слова без окончания).

б) В основе слова заключено его … (лексическое значение).

в) Производную основу всегда можно объяснить через … (производящую).

г) Для слова молодёжный производящей основой будет … (молодёжь).

д) Непроизводная основа состоит из … (корня).

е) Основа слова белка (белк­) – … (непроизводная), а бельчонок – …(производная).

ж) Основа производного слова подружка состоит из … (приставки, корня и суффикса).

Самопроверка. Один из учеников читает варианты (они могут быть представлены на слайде), остальные следят, ставят знак «+» рядом с правильным вариантом.

2. Проверка домашнего задания.

Ученики предлагают свои шутливые толкования слов баранка, весельчак, хлопоты.

Баранка – овца/самка барана (от слова баран – «животное»), в современном языке непроизводное слово, нельзя объяснить, почему слово получило своё название.

Весельчак – гребец (от слова весло – «тот, кто сидит на вёслах»), в современном языке толкуется как «весёлый человек» (ср. смельчак – «смелый человек»).

Хлопоты – аплодисменты (от слова хлопать в ладоши), в современном языке производное от глагола хлопотать – «усердно заниматься чем­либо».

Ученики предлагают свои варианты слов и их шутливые толкования:

ранец – раненый боец;

воротник – вратарь (человек, стоящий на воротах).

ТОУУ

Личностные результаты

Осознавать возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.

III. Введение в тему урока. Формулирование вопросов по теме урока.

1.  Прочитайте тему урока. Что вам уже знакомо?

– Сформулируйте вопросы, на которые вам предстоит найти ответы на уроке. (Что такое морфема? Какие бывают морфемы? Чем отличаются словообразующие от формообразующих морфем? и др.)

2. Чтение текстов после рубрики «Определяем основной вопрос урока».

– Что общего и чем отличаются тексты? (Содержание одно и то же, а имена разные.)

Выполнение заданий после чтения текста и формулировка основного вопроса урока. (Какие части слова помогают понять его значение?)

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать основной вопрос (проблему) урока.

IV. Повторение и углубление изученного.

1. Выполнение заданий после рубрики «Открываем новые знания».

Ученики выписывают слова царица, царевич, выделяют основы (производные), обозначают в основах корень (цар­) и суффикс (­иц­, ­евич), определяют значение суффиксов (жена, сын).

2. Чтение текста в рамке и выполнение заданий после этого текста с последующим формулированием вывода: лексическое значение слова складывается из значений его частей.

Ученики вспоминают всё, что знают о частях слова из начальной школы (задать вопросы по теме друг другу в парах).

Сравнение своих определений с текстом в рамке.

– Какую новую информацию получили?

– Какие отличия в определениях морфем по сравнению с имеющимися ранее обнаружили? (В определении корня  указано, что в нём заключено общее лексическое значение однокоренных слов, в определение окончания добавляется, что в этой морфеме заключено грамматическое значение слова и что окончание образует форму слова.)

– Проверьте свои наблюдения, ответив на вопросы после текста в рамке.

Методическая рекомендация. Важно отметить, что суффиксы могут быть не только словообразующими (служат для образования новых слов), но и формообразующими (­л­, ­ть, ­ти), которые образуют форму прошедшего времени или неопределённую форму глагола. Следует отметить, что есть разные точки зрения в науке в отношении морфемы ­ть/­ти.

3. Чтение текста в рамке о способе определения значений морфем в словах.

– На основе полученной информации заполните таблицу «Роль морфем в слове» (можно использовать материал предметного диска – таблица «Роль морфем в слове»  к §11).

4. Называние и запись ключевых слов темы (морфема, словообразующие и формообразующие морфемы).

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Строить рассуждения, делать выводы.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

Коммуникативные УУД

1. Задавать вопросы.

2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие учебно­ языковых и речевых умений.

1. Упр. 112 – развивается умение находить в тексте слова с приставками и определять значение приставок.

 Выполняется 1­я часть –  коллективно (устанавливаем, что глаголы с одинаковыми приставками создают ощущение движения); 2­я – самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания.

Приставка про­ имеет значение «мимо», приставка по­ (посмеялись, подует) – «немного», за­ (закружит, зажужжит) – «начало действия».

2. Упр. 113 – развивается умение находить в тексте слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами, выявлять отличия между ними (суффиксы существительных и прилагательных) и группировать слова на основе этого отличия.

До списывания проводится беседа по содержанию текста, о роли в нём слов с уменьшительно­ласкательным значением (помогают передать чувства героя: восхищение, умиление, любование).

Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах.

3. Упр. 114 – развивается умение находить однокоренные слова, устанавливать отличия между ними по структуре, разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы.

Выполняется в группах с последующим обменом результатами (один человек из группы пишет на листочке, который затем передаётся в другую группу).

Группы однокоренных слов:

1) играть, проигрывал□, обыгрывал□;

2) шахматы, шахматные (шахматной), шахматистом.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока с комментарием домашнего задания.

– Найдите ошибку в схемах:

                л           □                                 □ ся

– Дополните схему (см. материал предметного диска – схема-опора «Морфема – значимая часть слова»  к §11).

– Что повторили? Что нового узнали?

– Прочитайте ключевые слова в учебнике и сравните с записанными вами. В чём отличие?

– Предположите, как связано это слово с темой урока.

– Прочитайте просмотровым чтением задание к домашнему упр. 115. Почему именно в текстах­повествованиях встречаются глаголы с приставками?

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. Составить таблицу по тексту в рамке (с определениями морфем).

2. Упр. 115.

Травина Наталья Олеговна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....

Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях

Урок русского языка в 7 классе. Цели:       познакомить с дефисным написанием наречий;формировать навык написания дефиса в нар повторить дефисное написание в существительных, прилагател...

Урок русского языка в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»

Урок русского языка в 7 классе«Дефис между частями слова в наречиях» ...

Урок русского языка в 5 классе "Суффикс - значимая часть слова"

Цели урока:Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме...

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" по программе Т.А. Ладыженской. Правописание наречий - одна из самых сложных тем в программе. Конспект урока по...

Материал для урока в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»

Этот материал предназначен для урока «Дефис между частями слова в наречиях». Учащиеся должны с помощью мобильного устройства, на котором установлена программа считывания Q-кодов, отск...