Фрагмент занятия русского языка в 7 классе по теме «Категория состояния как часть речи»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Еремченко Евгения Владимировна

Технологическая карта фрагмента занятия, проведённого в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kategoriya_sostyaniya_kak_chast_rechi_-_final.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент занятия русского языка в 7 классе

по теме «Категория состояния как часть речи»

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Слово учителя. (Слайд 1.)

Здравствуйте, дорогие семиклассники. Меня зовут Евгения Владимировна Еремченко, я работаю учителем русского языка и литературы в Богучарской средней школе № 2. Сегодня мы с вами проведем фрагмент занятия по русскому языку. Я надеюсь, что вам со мной будет интересно. (Слайд 2).

У вас на партах лежат дорожные карты сегодняшнего занятия. Скажите, вы знаете, что такое дорожная карта? … Это маршрут нашего занятия. Мы будем пользоваться ими вместо тетрадей. Подпишите их, пожалуйста.

Давайте посмотрим в окно. На улице у нас как? (Слайд 2, по щелчку.)

А теперь послушаем марш Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик» (Слайд 3). Как стало у вас на душе? (Слайд 4)

(Слайд 5.)

А сейчас нам было… смешно. Верно. (Слайд 5, по щелчку).

Давайте посмотрим, какие предложения у нас получились (слайд 6):

На душе (как? каково?) весело, радостно.

Нам (как? каково?)  смешно.

За окном (как? каково?) … холодно, морозно, пасмурно, сыро…

Скажите, пожалуйста, что передают слова весело, радостно, холодно, пасмурно, интересно?

Правильно, состояние человека и природы. В русском языке существует специальная часть речи для обозначения состояния человека и природы. Это категория состояния. (Слайд 7.)

Запишите в дорожную карту тему сегодняшнего занятия:

«Категория состояния как часть речи».

  1. Постановка цели урока.

Слово учителя.

Впервые термин «категория состояния как часть речи» ввёл в лингвистику Лев Владимирович  Щерба в статье «О частях речи в русском языке» в 1928 году (слайд 8).

А известный лингвист Абрам Борисович Шапиро (слайд 9) назвал слова категории состояния беспризорными, так как они не могут быть включены ни в одну часть речи. Вы удивились? Отлично! Ведь ещё Аристотель говорил, что «познание начинается с удивления».

Сегодня мы проведём собственное исследование, чтобы выяснить, кто из ученых прав. Итак, приступим.

Как вы понимаете слово беспризорный?

Обратимся за помощью к «Словарю русского языка» Сергея Ивановича Ожегова (слайд 10).

Слово беспризорный имеет в нем два значения: «лишенный присмотра» и «бездомный, живущий на улице».

Давайте позаботимся о словах категории состояния. Для этого нам придётся доказать, что слова категории состояния – это самостоятельная часть речи. Только в этом случае словам категории состояния не придётся искать пристанище у других частей речи, у них будет свой дом или квартира.

Что вы всегда изучаете при знакомстве с новой частью речи?

Правильно. Вот и для слов категории состояния мы определим, что они обозначают, какие грамматические категории имеют и как ведут себя в предложении. Таким образом слова категории состояния получат у нас трёхкомнатную квартиру.

Как вы думаете, какая цель сегодняшнего занятия? (Мы с вами узнаем, что обозначает категория состояния, какие грамматические признаки имеет и чем является в предложении) (Слайд 11).

  1. Актуализация знаний.

  1. Работа по группам.

Для этого мы с вами поработаем в группах.

Для того чтобы прописать нашу категорию состояния в получившуюся у нас трёхкомнатную квартиру, каждая группа должна на основании собственных выводов сформулировать по одному пункту из правила о категории состояния как самостоятельной части речи.

Лексическая группа определит, что обозначают слова категории состояния, грамматическая группа выяснит, как изменяются слова категории состояния, а синтаксическая группа определит, какую роль слова категории состояния играют в предложении.

- Запишите в дорожные карты название своей группы.

Таким образом вы сможете подтвердить слова Конфуция: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму»

У каждой группы есть лингвистический материал для исследования и задание. Выполните задание, запишите получившиеся результаты в дорожную карту, заполните свою таблицу в Дорожной карте и выберите того, кто сформулирует ваши выводы. На эту работу я отвожу вам 7 минут. (Учитель чертит на доске план квартиры.)

  1. Отчёты групп. (Слайды 12, 13, 14)

  1. Слово учителя.

         Итак, мои юные исследователи, вы определили причины, по которым мы теперь можем выделить слова категории состояния в отдельную часть речи. Давайте назовём их, чтобы слова категории состояния получили своё жильё.

Слова категории состояния обозначают состояние человека и природы. Например:...

Слова категории состояния не изменяются, могут иметь степени сравнения. Например: …

В предложении слова категории состояния являются главными членами предложения (сказуемыми) в безличном предложении, могут сочетаться с глаголами было, будет, стало, становиться. Например: …

        Теперь мы можем сделать вывод о том, что категория состояния – самостоятельная часть речи, потому что обладает для этого всеми отличительными признаками.

Так кто же, по вашему мнению, прав: Щерба или Шапиро?

Дома вы заполните те таблицы в Дорожной карте, которые остались пустыми.

Вы – молодцы. Благодаря вам слова категории состояния перестали быть беспризорными, получили свою собственную квартиру. (Слайд 15.) Первая комната в ней – лексическое значение, вторая – грамматические признаки, третья – синтаксическая роль.

А сейчас запишите в Дорожные карты наш общий вывод: «Слова категории состояния (СКС) – самостоятельная часть речи».

  1. Проверка первичного понимания темы. (Слайд 16.)

- Сейчас мы с вами выполним тест на понимание сегодняшней темы с помощью электронной системы голосования. Возьмите в руки пульты. На экране будут появляться вопросы. С помощью кнопок вы будете выбирать номер правильного ответа. Нажимать на кнопки вы будете только после моей команды.

Тест

  1. Какая часть речи выражает  значение состояния?

  1. Глагол.
  2. Наречие.

  3. Категория состояния.

  1. Верно ли считать, что слова категории состояния отвечают на вопросы: как? каково?

  1. Да.

  2. Нет.

  1. Верно ли относить слова категории состояния к неизменяемым частям речи?

  1.  Да.

  2. Нет.

  1. В какой роли бывают слова категории состояния в предложениях?

  1. В любой.

  2. В качестве сказуемого.

  1. Есть ли пример слов категории состояния в предложении: «По ночам на улице еще бывало холодно»?

  1. Да.

  2. Нет.

- Молодцы!

Вы усвоили новую тему на  ____%!

-Посмотрите на доску. (Слайд 17.) Кто на ней? Правильно, вы! И мне с амии было интересно, увлекательно, замечательно! Спасибо за занятие! До свидания! (Слайд 18.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....

Презентация к фрагменту занятия по русскому языку в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи"

Данная презентация сопровождает проведение фрагмента занятия по указанной теме...

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

План- конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Категория состояния как часть речи"

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе с применением ЭОР и ЦОР...

Урок русского языка в 7 классе "Категория состояния как часть речи"

Тема урока: Категория состояния как часть речи.Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Цели урока:Дeятeльнocтнaя: фopмиpoвaниe cпocoбнocти учaщихcя к нoвым cпocoбaм дeйcтвия:  н...

Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»

Открытый урок. Русский язык 7 класс  Тема: «Категория состояния и  другие части речи»...