Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ткаченко Марина Владимировна

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании.

Цель:

  1. образовательная: повторить изученное об имени прилагательном как о части речи;

научить  четко определять морфологические признаки;

 синтаксическую роль в предложении; определять роль прилагательного в тексте;

  1. развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте;

  1. воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи.

Форма: дидактическая игра-путешествие

Оборудование: карта путешествия, карточки, презентация.

Учебник:  С.И.Львова. Русский язык 5 класс для ОУ в трех частях; 5-е издание, исправленное; М.: Мнемозина, 2014 г.

I. Оргмомент

Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний. И тетради у вас сегодня необычные, они называются картами. Давайте их подпишем. Напишите на первой линии авшу фамилию и имя в родительном падеже. По ним я познакомлюсь с вами и вашей работой. Как истинные путешественники, на ней мы будем отмечать пройденный маршрут. Начнем с даты.

Из нашего с вами путешествия вы , я надеюсь, привезете одни пятерки. А

На доске сказочная карта  знаний, на ней указан наш маршрут.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай поднимаем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

II. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, вы уже догадались, что мы отправляемся в необычное путешествие по морю под названием «Имя прилагательное». Запишите тему в карту. Это путешествие займет у вас не один урок. Его продолжит с вами ваш учитель. А вам сегодня предстоит самим оценивать свои зниния. Посмотрите на карту: после каждого задания на карте есть графа «оценка учащегося» и «оценка учителя»

Перед тем, как отправиться в путешествие, нам необходимо понимание того, с какой целью мы вышли в плавание. Сформулируйте цель нашего путешествия, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске и на ваших листочках.

1) Повторить, что............................................ ;

2) Уточнить, как………………………, с чем……………… и чем…………………….. в предложении ;

3) Учиться отличать…………………… от других……………….. ;

4) определять роль……………………………… в тексте.

 (Цель  нашего урока: повторить, что такое имя прилагательное; уточнить, как изменяется имя прилагательное, с чем оно согласуется и чем  является в предложении; учиться отличать имя прилагательное от других частей речи; определять роль прилагательного в тексте.)

    На доске и листочках написан план:

1. Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. С какой часть речи согласуются имена прилагательные?

4. Каким членом предложения обычно являются имена прилагательные?

5. Какова роль имен прилагательных в речи?

В конце урока в соответствии с данным планом вы должны будете составить связный текст - отчет о путешествии  на тему «Имя прилагательное как часть речи». Кому будет трудно, могут воспользоваться подсказкой на стр. 93 учебника.

Преодолевая препятствия, встречающиеся на нашем пути, мы будем постепенно надувать, т.е. раскрывать паруса нашего корабля, который без парусов плыть не может.

II. Чистописание

А отправляемся мы из порта Чистописания.

Небольшое волнение на море, как в этих строчках:

И мои вам пожелания:

Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути! – запись в картах.

Эти слова являются пропуском на наш большой корабль.

III. Словарная работа

Вперед!

Вот уже мы в бухте  Словарных слов, и думаем про наше путешествие.

про путешествие (В.п.)

на корабле (П.п.)

с экипажем (Т.п.)

к горизонту (Д.п.)

Но на таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту.

Запишите словарные слова и поработайте с ними (ударения, безударные, предлоги и окончания).

Определим падежи.

     

Дадим объяснение новому слову.

Объясните, как вы понимаете слово бриз; составьте с этим словом словосочетания и предложения. Запишите.

Бриз - легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши.

Морской бриз, береговой бриз.

Дует горько-соленый бриз.

IV. Повторение.

Мы приближаемся к острову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок. Будьте внимательны. Мы туда не собирались заходить.

Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны слова, но соленая океанская вода размыла  чернила.

SOS! Помогите мне - запишите слова в два столбика, назовите столбики и объясните свой выбор.        

V. Основная часть урока

1. К какой части речи принадлежат записанные вами слова?

( Это имена прилагательные)

Что называют именем прилагательным? На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Среди записанных вами слов  какие-то прилагательные отсутствуют. Какие? (Отвечающие на вопрос: Чей?) Приведите примеры таких прилагательных.

             сн

                        стн

чудесный

доблестный

ужасный

радостный

интересный

прелестный

прекрасный

известный

Назовите  орфограмму, прочтите слова.

Вот мы и открыли первый наш парус. Он называется : «Вопросы»

2.Мы продолжаем плыть по морю «Имя прилагательное».

Впереди – остров Значения.

Объявляется общий сбор на палубе нашего корабля.

I. Упражнения

Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского?

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.  (о лосе)

- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).

- Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?

Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.

        Если провести количественный анализ частей речи в этом отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему? (чтобы указать отличительные признаки лося)

- Сформулируйте задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное)

  • По цвету:  тёмно-бурый, белые
  • Форме:  горбоносая морда, стройные, вывороченные
  • Размеру, росту:  длинная, огромная, высокие
  • Весу:  тяжёлый, грузный
  • Авторской оценке (отношение автора):  своеобразный, хорош.

- Сделаем вывод: Что обозначают прилагательные? (различные признаки предмета) Для чего же служат прилагательные? (чтобы охарактеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

Мы можем открыть второй парус, парус «Значение»

З а д а н и е: объяснить, почему в данные предложения необходимо включить прил-ые? Какие именно?


1. Олень -...................,........................животное с...................рогами.
2. Лось - ...................,........................животное с...................рогами.

3. Корова - ………………………….животное с …………..рогами.


  Задание выполняется сначала устно, в ходе беседы (используются картинки с изображениями этих животных).

 Прилагательные в данные предложения включить необходимо, потому что без них нельзя оленя отличить от лося и любого животного, имеющего рога.
  Запись предложений.
1. Олень - красивое, стройное животное с высокими ветвистыми рогами.

2. Лось - огромное, исполинское животное с широкими развесистыми рогами.

3. Корова – домашнее животное с небольшими рогами.

Неслучайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

А что там впереди? Да это же остров Сокровищ!

        Ребята, чтобы нам с вами высадиться на этом чудесном острове, необходимо выполнить задание: найти признаки имени прилагательного и выписать их в свою карту.

Лицо, род, склонение, наклонение, падеж, переходность, число, определение, сказуемое, дополнение, краткая форма.

Какие признаки имен прилагаельных вы выписали?

 Род,   падеж, число, определение, сказуемое, краткая форма.

Чтобы иметь право первыми увидеть сокровища острова, необходимо просклонять  словосочетание: морская жемчужина (1 вариант) и несметные сокровища(2 вариант) по цепочке

Чтобы добыть сокровища, необходимо ответить на ряд вопросов.

   Изменяется ли имя существительное? А имя прилагательное? (Вместе с существительным)

 Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

(Нет.)

Сделаем вывод: Как изменяются имена прилагательные?

(Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.)

  Дополни высказывание.

Число, род и падеж имени прилагательного зависят от числа, ………. и ……………. Имени существительного.

Мы  теперь можем открыть второй парус, парус «Морфологические признаки»

Вот мы и добыли сокровища. Плывем дальше.

На горизонте показался Остров поэзии.

Присмотримся, ребята. Какое задание нам приготовлено?

Найдите в тексте имена прилагательные. Определите их синтаксическую функции.

Белеет парус одинокий                          Стих Лермонтова нежен,

В тумане моря голубом.                        Сладостен, мягок, как ропот

Что кинул он в краю далеком?                Волны…

Что ищет он в краю родном?

Кто автор этих замечательных строк?

Как правильно определить, какой член предложения выражен прилагательным? (Нужно учитывать место прилагательного по отношению к сущ-му, с которым оно связано: прилагательное-определение стоит обычно перед существительным, к которому оно относится, а прилагательное-сказуемое – после существительного. (И ещё: прилагательное в роли сказуемого может стоять только в Им. п., а прилагательное-определение может быть в форме любого падежа).

Мы можем открыть второй парус, парус «Синтаксическая роль»

ФИЗМИНУТКА

 Встаем. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных  и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

VI. Физкультминутка

Штормы и ветры нам не страшны.

Ждут берега нас далекой страны.

Пусть бури и ветры с тобой верный друг

И помощь протянут тебе сорок рук.

Будь смел и отважен -

Прочти много книг,

В большом море знаний

Плыви, ученик.

К заветной мечте и чудесной земле.

В нагруженном знаниями корабле!

Займите места в своих каютах.

VII. Закрепление. Роль прилагательных в речевом высказывании.

Наше путешествие продолжается. Посмотрите, ребята, мы находимся недалеко от острова Робинзонов.

Чтобы найти общий язык с обитателями острова, необходимо знать особенности употребления прилагательных в речи.

- Сформулируйте задание к упражнению  (нужно вставить прилагательные, которые согласуются со всеми существительными)

                   - конура

Собачий   - хвост

                  - холод

        - кольцо

        ?         - перстень

        - характер

        ?          - шуба

        - услуга

       

        ?         - нервы

                  - прутья

        

  • Собачья конура, собачий хвост, собачий холод;
  • Золотое кольцо, золотой перстень, золотой характер;
  • Медвежья шуба, медвежья услуга
  • Стальные нервы, стальные прутья.

- Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую?

- Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе.

Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)

Фразеологизм (от греч. –выражение) – неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание.

- Назовите фразеологизмы:  (медвежья услуга, собачий холод)

- Какое значение имеет фразеологизм медвежья услуга? (услуга, приносящая вред)        

- Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)

- Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте предложения с ними.

Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее)

Эпитет ( от греческого -  приложение) –  художественное (образное) определение, вид тропа. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

По меткому выражению критика XIX века Боткина,эпитеты обладают способностью “озарять предметы”. Как вы понимаете это выражение?

Работа по учебнику.

Имена прилагательные важны не только в художественных текстах, но и в научной речи. Найдите на стр. 98 учебника упр. №828 и выполните задание.

Какова роль имен прилагательных в речевом высказывании?

(Имена прилагательные помогают точно охарактеризовать описываемые предметы, делают нашу речь яркой, образной)

Теперь мы можем открыть и последний парус, который называется

«Роль прилагательного в речи»

IX. Закрепление. Творческая работа

Ежедневно ведется судовой журнал. Давайте сделаем свои записи. Украсьте сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

Сегодня

отличный

замечательный

чудесный

день.

Какое

ясное

голубое

лазурное

небо, какое                              

спокойное

синее

тихое

                          море!

Впереди

небольшой

одинокий

таинственный

незнакомый

остров...На берегу                  

чистый

теплый

желтый

песок и

изумрудная

сочная

зеленая

трава.

Вдали

старинная

каменная

таинственная

крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к      

удивительному

незнакомому

чудесному

остро

ву.

                     

X. Проверка знаний. Подведение итогов.

Остановка «Полуостров Итоговый»

 

Нам , ребята, пора показать, чему же мы с вами научились за время нашего путешествия.

Для этого необходимо выполнить тест.

Итоговое тестирование.

Выполняя тест в ваших картах, заполните пропуски. На выполнение теста дается 2 минуты.

  1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает……………………. .
  2. Найди имя прилагательное ( дерево, красив, говорит, желтизна).
  3. Найди прилагательное, которое является в предложении определением (интеллигент, интересен, умный, красавец)
  4. Какого признака нет у прилагательного? (род, число, падеж, лицо).

Ребята, пора нам сделать отчет о нашем путешествии. Найдите вопросы, на которые необходимо ответить.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. С какой часть речи согласуются имена прилагательные?

4. Каким членом предложения обычно являются имена прилагательные?

5. Какова роль имен прилагательных в речи?

Ребята, мы в течение урока открывали паруса корабля, название котороо нам не известно. Как вы думаете, каково оно? (Имя прилагательное)

Вдали видна Земля Знаний. С каждым уроком, с каждой новой книгой мы приближаемся к ней.

Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди.

По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к Земле знаний 

Ну что, ребята, собираем вещи, возвращаемся домой. Курс – школа.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное)

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

  1. Задание.

 Выполнив это упражнение, вы узнаете об одном из самых точных природных барометров. Прочитайте предложения. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте своё задание к упражнению. (Надо написать предложения в порядке, указанном в таблице). Сначала - предложение с одним именем прилагательныым, затем - без прилагательных, далее - с тремя и двумя прилагательными. Вставь пропущенные буквы.


- Он заранее знает о том, что п...года изменится.
- Нежный цветок на тонкой треп...тной но...ке пон...кает.
- Перед ненастьем чуткий клев...р сбл...жает изумрудные листочки.
- Клев...р - надёжный б...рометр.


№ Количество имён прилагательных
1) 1
2) -
3)  3
4) 2
-Что у вас получилось в процессе записи? (…….)

  1. Упражнение 829 учебника (устно)
  2. Упражнение 830 – письменно . Написать сочинение-миниатюру, постараясь убедить читателей в том, что ландыш – один из самых прекрасных цветов. Объясните, почему в вашем сочинении нельзя обойтись без имен прилагательных. Кто выполнит лишь упражнение №830, получит оценку «3».

Чтобы получить оценки «4» и «5», вам необходимо выполнить упражнения на карточке и упражнения в учебнике.

У кого есть вопросы по домашнему заданию?

Поставьте себе в карты итоговую оценку за урок.

 Ребята, вы уже знаете свои предварительные оценки. Я их посмотрю и выставлю общую оценку за письменную работу на уроке. А за устную работу получают оценки ………….

Я никого не пропустила? Спасибо вам большое за урок! До свидания…

Давате проанализируем наше путешествие и продолжим фразы:

*Мне больше всего удалось…

*Я могу себя похвалить за…

*Я могу похвалить своих товарищей за…

*Я могу похвалить учителя за…

      *Для меня было открытием то…

*Мне показалось важным…

*Я понял, что…

*Я почувствовал, что…

2.Выберите утверждение, которое характеризует ваше состояние на уроке.

Я ощущал себя:

  • Хорошим учеником
  • Уверенным
  • Смелым
  • Гордым
  • Комфортно
  • Глупым
  • Неуверенным
  • Сердитым
  • Грустным

3.На пирамиде « Состояние моей души» найдите свое место.

Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял задания…

Теперь я могу…
Я научился…

Дополнительные материалы к уроку.

Беседа.

- С какой частью речи связано прилагательное? (с существительным)

-Почему? (существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)

-В чём выражается грамматическая связь прилагательного с существительным?

(в числе, роде и падеже)

-Какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (определением и сказуемым)

-Как правильно определить, какой член предложения выражен прилагательным? (Обратить внимание учащихся на место прилагательного по отношению к существительному, с которым оно связано: прилагательное-определение стоит обычно перед существительным, к которому оно относится, а прилагательное-сказуемое – после существительного. Прилагательное в виде сказуемого может стоять только и именительном падеже).

Для доказательства этой мысли выполните упражнение 567.

Выводы по наблюдению:

4. Закрепление.  Работа в группах.

Используя прилагательные, составьте текст.

1 группа – дикторы телевидения (дать объявление о пропаже собаки)

2 группа – учёные-селекционеры, вырастившие чудо-цветок

3 группа – рекламное бюро (составить рекламу на мебель)

(На выполнение задания – 4 минуты).

Защита работ.

Проблемный вопрос:

- Зачем используются прилагательные в речи? (Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета. В предложении являются определениями).

2. Даны два ряда словосочетаний. Укажите в каком из них прилагательные употреблены:

А) в переносном значении

Б) в прямом значении

Каменное здание                                                    Каменное лицо

Глубокий ров                                                           Глубокое здание

Мягкое кресло                                                         Мягкий климат

Сильный зверь                                                         Сильный характер

2 группа работает с индивидуальными карточками на станции Синонимов.

Задания для индивидуальной работы:

№1. О каких предметах можно сказать:

- построен, сооружен, воздвигнут.
- огромный, большой, значительный, исполинский.
- небольшой, крошечный, маленький.

№2. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака:

Колоссальный, большой, громадный.

Гениальный, способный, талантливый.
Родимый, родной, близкий, кровный.
Противный, омерзительный, неприятный.

№3. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

А) алчный, жадный, завистливый, ненасытный.
Б) беспросветный, безысходный, безрадостный, безнадежный.
В) жеманный, наигранный, неестественный, кокетливый.

А теперь проверяем выполненные задания. Вопросы к 1 группе: Какой тип речи вы использовали при написании зимней миниатюры? Какие части речи вам в этом помогли? Вопросы 2 группе: Дайте определение понятию синоним. В какой форме употреблены прилагательные: построен, сооружен, воздвигнут?

Вот уже мы в море Словарных слов. «Морские обитатели».

  1. Вытянутая, похожая на змею, с угловатой большой головой, донная рыба. Предпочитает мягкие грунты - песок. Чувствуя опасность, расправляет черный веер спинного плавника, все пять лучей которого - отравленные колючки. (морской дракончик)
  2. Полупрозрачный рачок, держится в зарослях морской травы и умеет менять цвет. Плавает на манер рыб – головой вперед, а удирает, как все раки, задом наперед.(креветка)
  3. Эти колючие хищники таятся между камнями, под водорослями, и, как и все донные рыбы, меняют окраску под цвет своего окружения, могут быстро светлеть или темнеть в зависимости от освещенности. (морской ёрш)
  4. Это самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей. (дельфин)
  5. Сейчас в Черном море известно около 200 видов моллюсков, более 500 видов ракообразных, в том числе крупных крабов, раков, креветок, почти 200 видов рыб, и еще более полутора тысяч не столь заметных видов, принадлежащих кишечнополостным, губкам, гребневикам, кольчатым червям, немертинам, щупальцевым и некоторым другим типам животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Презентация по теме: "Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение"

Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение...