Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Миронова (Овчинникова) Наталия Петровна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Составитель: Миронова Наталия Петровна, учитель русского языка и литература МАОУ-лицей №2 г. Альметьевска Республики Татарстан

Предмет: Русский язык.    Класс  - 5 Б,В

Базовый учебник: Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А.                

Тростенцова и др. – М.: Просвещение. 2015.

          Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Цель урока: Повторение ранее изученного о морфологических признаках имени прилагательного,

                       его синтаксической роли в предложении.

Задачи урока: 

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в начальной школе;

                               обобщить материал как систему знаний;

развивающие:       развивать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

                                развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм;

               развивать речь, умение классифицировать и обобщать изучаемые факты;

               развивать коммуникативные навыки;

                               развивать познавательный интерес;

воспитательные:  воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе;

         формировать правильное отношение к слову.

Задачи урока  через планируемые результаты:

                                      Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • формирование сознательного отношения к  оцениванию усваиваемого содержания.

                                            Предметные:

  • знать морфологические признаки имени прилагательного, уметь определять синтаксическую роль прилагательного.

                                        Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.

                      Тип урока: урок повторения знаний.

Основные методы обучения:

Частично-поисковый

Словесный

Самоконтроль

Наглядно-вербальный 

Используемая технология: технология деятельностного подхода.

    Необходимое оборудование:  учебник. дидактические карточки с   заданиями – приложение 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

1

Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Сбор домашних тетрадей.

Создает эмоциональный настрой на урок, желая творческих успехов, достижения учебной целей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Записывают число  и вид работы

2

Погружение в тему урока

-Прочитайте русского писателя А.Н.Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий,  как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый как песня над колыбелью»

- Объясните смысл высказывания.

- Выберите из высказывания слова, характеризующие язык.

- Какой части речи принадлежат слова, характеризующие русский язык, показывающие его особенность и неповторимость?

- Прочитайте высказывание Толстого, опустив прилагательные.

- Что произошло с предложением?

- Какова роль прилагательных в тексте?

- А как называются яркие красочные определения, выраженные прилагательными, в литературе?

Фронтальная работа.

 - Анализ-исследование языкового материала, учащиеся дают объяснения.

3

Определение темы урока. Постановка цели.

- Ребята, ваши ответы и помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. 

Как она будет звучать, какие есть варианты?

 

Запись темы на доске и в тетрадях.

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (Буквы А-О в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ – ).

Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи).

Выдвигают версии.

Формулируют тему урока

Разбирают карточки для создания кластера-схемы

4

Актуализация имеющихся знаний.

Учебно-исследовательская работа по упражнению 565

- Убедимся ещё раз в том, что использование  имён  прилагательных в тексте делает его понятнее, точнее и ярче раньше?

- В ходе учебной деятельности вам предстоит занести в кластер информацию об имени прилагательном. Кстати, почему сведения об имени прилагательном разделены на 3 группы.

- При выполнении упражнения 565 запишите вопросы к имени прилагательному, подчеркните прилагательные как члены предложения.

- Выделите окончания прилагательных, на какое грамматическое значение они указывают?

- Какие сведения занесёте в кластер?

Один ученик работает у доски.

Работают в парах, заполняя кластер. Сообщают свои знания о части речи.

5

Динамическая пауза

- Ребята, а как вы понимаете смысл названия имени прилагательного?

-К чему «прилагается» данная часть речи?

- Как согласуется с существительными имя прилагательное? Проводит физминутку

- Сейчас я буду называть словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных. При с/с мужского рода встают мальчики, при с/с женского рода – девочки: удобный стол, красивая косынка, высокий дуб, вкусная ягода, солёное озеро, высокая гора, рыжий кот, мамина сумка, тёплое море, папин ноутбук.

- Почему при некоторых с/с никто не встал?

Ребята, выдвигают версии.

Дети выполняют лингвистическую физминутку.

6

Применение знаний при решении практических задач.

1)Закрепление умений согласовывать прилагательное с существительным.

- Замените данные словосочетания «существительное + существительное» синонимичными «прилагательное + существительное», сохранив главное слово. В новых словосочетаниях поставьте вопрос от главного к зависимому слову, определите род прилагательных.

- Какую новую информацию внесёте в кластер? (вопрос чей?_

Работа по карточкам, взаимопроверка в парах.

1 вариант

«Озеро в лесу -_______________________,

Город близ моря - _________________________,

Кофта мамы - ______________________________»

2 вариант.

«Дорога вдоль берега - _____________________,

Море на юге -______________________________,

Пиджак папы -______________________________»

2)Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений.

- Письмо с комментированием – выполнение упражнения 566:

- Выполняем столбиком. Указываем главное слово, через тире записываем вопрос, определяем, падеж, число.

3) Повторение знаний о синтаксической роли имени прилагательного.

4) Синтаксический анализ предложений на доске:

«Наступила ранняя весна. Весна в этом году ранняя»

- Какую новую информацию запишите в кластер?

5*) Устная работа по упражнению 567

Повторяют, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже.

Работают по цепочке.

Два ученика работают у доски, составляю по одному простому предложению с любым из с/с, подчёркивают прилагательные как члены предложения.

7

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: реконструкция текста упр. 574 (на карточке)

 - Вставьте подходящие по смыслу прилагательные, определите их синтаксическую функцию.

Весна но холодно. Погода ненас(?)ная. Небо__________.

Из______________ облаков падает то снег, то дождь. Дует _____________ ветер и раскачивает_______________ ветви деревьев. Везде лужи____________воды и _____________ сугробы снега. И всё-таки на душе радос(? )но потому что весна наступила.

Работают самостоятельно по карточке.

8

Рефлексия деятельности.

-Смогли ли мы решить поставленные задачи?

-Сделайте вывод об имени прилагательном как части речи, воспользовавшись схемой ответа. Возле новой для вас информации поставьте знак «!»

Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в __________ , в предложении является _______________.

- Сдайте свои работы на проверку , оценки будут выставлены в журнал.

Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.

9

Домашнее задание

  1. Прочитать теоретический материал в наших учебниках. (стр. 85).
  2. Выполнить упражнение 569.
  3. Найти загадки, в содержании которых имеются имена прилагательные (2-3 загадки), например,

  Гладкое, полосатое,
  Мягкое и лохматое.
  Всегда ты со мною,
  Когда руки мою.
                         (Полотенце)

Записывают выбранное упражнение.

10

Оценивание.

Оценивает  учеников       словесно и качественно в зависимости от успеха на уроке.

Задают вопросы.

Список использованной литературы

  1. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы к учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. -  М., 2014.

2.   Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение. 2015.

3.  Тематическое и поурочное планирование по русскому языку/ Т. В. Раман.-М.: Издательство «Экзамен».

4.  Уроки русского языка в 5 классе/ Е.И. Никитина– М.: Просвещение, 2003.

Приложение 1

1 вариант.         ФИ__________________________________________

  1. Кластер

Имя прилагательное

I.                                          II.                                III.

2 Замените данные словосочетания «существительное + существительное» синонимичными «прилагательное + существительное», сохранив главное слово. В новых словосочетаниях поставьте вопрос от главного к зависимому слову, определите род прилагательных.

Озеро в лесу -__________________________________________,

Город близ моря - ______________________________________,

Кофта мамы –__________________________________________.

3. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные, определите их синтаксическую функцию.

Весна но холодно. Погода ненас(?)ная. Небо________________.

Из______________ облаков падает то снег, то дождь. Дует _____________ ветер и раскачивает_______________ ветви деревьев. Везде лужи____________воды и _____________ сугробы снега. И всё-таки на душе радос(? )но потому что весна наступила.

4. Сделайте вывод об имени прилагательном как части речи, воспользовавшись схемой ответа. Возле новой для вас информации поставьте знак «!»

Имя прилагательное - это_______________________________ , которая отвечает на вопросы ___________________________, согласуется с именем существительным в _________________ , в предложении является _________________________________.

2 вариант.         ФИ__________________________________________

  1. Кластер

Имя прилагательное

I.                                          II.                               III.

2 Замените данные словосочетания «существительное + существительное» синонимичными «прилагательное + существительное», сохранив главное слово. В новых словосочетаниях поставьте вопрос от главного к зависимому слову, определите род прилагательных.

Дорога вдоль берега -____________________________________,

Море на юге - __________________________________________,

Пиджак папы –_________________________________________.

3. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные, определите их синтаксическую функцию.

Весна но холодно. Погода ненас(?)ная. Небо________________.

Из______________ облаков падает то снег, то дождь. Дует _____________ ветер и раскачивает_______________ ветви деревьев. Везде лужи____________воды и _____________ сугробы снега. И всё-таки на душе радос(? )но потому что весна наступила.

4. Сделайте вывод об имени прилагательном как части речи, воспользовавшись схемой ответа. Возле новой для вас информации поставьте знак «!»

Имя прилагательное - это_______________________________ , которая отвечает на вопросы ___________________________, согласуется с именем существительным в _________________ , в предложении является _________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Презентация к уроку "Культура речи. Синтаксическая роль имени прилагательного"

Данная ›презентация поможет 1) повторить сведения о роли прилагательных в словосочетании;2) дать понятие о нормах использования кратких прилагательных в роли однородных сказуемых...

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов.

Конспект урока русского языка в 7 классе "Союз как служебная часть реси. Синтаксическая роль союзов"...

Части речи. Общее значение имен прилагательных.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе...