«Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» (Дидро)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Егорова Людмила Николаевна

тестовые задания по русскому языку к егэ в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_po_lyubke_zadaniya.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» (Дидро)

(Выполнение типовых заданий  ЕГЭ

 по русскому языку в 11 классе)

Цели и задачи урока:

  1. закрепить навыки выполнения типовых заданий ЕГЭ, выработать  алгоритмы выбора  верных ответов;
  2. обобщить и систематизировать знание пунктуации;вырабатывать навыки выполнения заданий  синтаксиса;
  3. закрепить знания изобразительных и лексических приёмов в задании В8, развивать творческие способности при написании сочинения – рассуждения, умения определять  проблематику, приводить аргументы.

Методы и приёмы: тестовая работа  на основе текста из рассказа Дины Рубиной «Любка» по вариантам. (Два варианта).

Оборудование: напечатанные  индивидуальные задания по вариантам, готовый  пронумерованный текст.

Текст

1)В  кирпичном  доме  им   дали  комнату  -   приличная  комната,  метров

двенадцать,  в квартире  с  одной  соседкой, и кухня большая,  даже ванная с

титаном есть - чего еще! 2)Все прекрасно,  все  прекрасно...  3)Ирина Михайловна проработала три месяца и  ушла в декрет. 4)Сонечка родилась в той же санчасти. 5)А  что, да почему,  да  от  кого  - это никого не касается.  6)Глубоко  личное дело...

7)Главное, с мамой ничего не  было страшно,  она умела все: перелицевать

пальто,  торговаться на базаре, сварить  из пустяка борщ,  нашить пеленок из

рваного  пододеяльника  - вероятно,  для этого  в свое  время  она  окончила

Сорбонну.8)Словом,  Ирина  Михайловна выросла  в  уверенности,  что крепкий

человек мама не подкачает.

9)Но  мама  подкачала. 10) Она  умерла  в одно мгновение:  стояла у  окна  с пятимесячной Сонечкой на руках, вдруг сказала спокойно:

    11) -  Что-то  нехорошо мне, Ира, дай-ка воды, - успела  опустить ребенка в коляску и - у мамы никогда ничего не болело! - упала навзничь.

12) Когда, расплескивая воду,  Ирина  Михайловна прибежала со  стаканом  из кухни,  мама лежала на  полу  и  уже не  дышала. 13)Дипломированный врач  Ирина Михайловна   долго  ползала   вокруг  мамы,  как  медвежонок  вокруг  убитоймедведицы, оглашая  воем квартиру, пытаясь  делать искусственное дыхание, не понимая, почему у мамы нет пульса и вообще ничего нет.

14)Так  что, вот  какое  дело...  15)После  похорон  на  песчаном  полупустом кладбище (мама!  где Сорбонна, где  отец, где отныне твоя могила...) – после похорон  оцепеневшей Ирине Михайловне надо было  решать что-то  с  Сонечкой. 16)Были, были ясли от комбината, да черт бы их побрал, эти ясли. 17)Ребенка жалко.

18)Тут предложила услуги соседка, Кондакова. 19)Она работала телефонисткой на почтамте,  дежурила  через двое суток на  третьи и  готова  была  посидеть с ребенком. 20)Недешево, конечно, за бесплатно дураки сидят. 21)Но выхода не было. 22)В дни дежурств Кондаковой Ирина Михайловна  приносила Сонечку в санчасть, и та ползала в  ординаторской сама  по себе, заползала в углы, доверчиво оставляя там лужи.

23)Нет, с Сонечкой надо было что-то решать.  24)Да  и  по хозяйству ничего не успевала Ирина Михайловна. 25)После работы Сонечке кашку сварит, а о себе уже и думать некогда. 26)Простирнет то-другое, а убрать уже  и сил нет.  27)В доме стало запущенно, под шкафом пыль каталась. 28)Мама, мама...

29)Словом,  необходим  был  человек  в  доме. 30)Где,  спрашивается,  в  этом городишке взять человека?

31)Из  года  в год  комбинат  заглатывал,  перемалывал,  переваривал сотни заключенных из близрасположенного  лагеря, пленных японцев,  ну  и, конечно,вольнонаемных рабочих.

32)Любка была вольнонаемной...

33)Вечером она явилась все  в той  же линялой  кофте  -  ни  чемодана,  ни узелка.  34)От  нее веяло гордой  бездомностью.

35)А Любка облачилась  в мятое  клетчатое платье, сшитое когда-то  лучшей ташкентской портнихой для выпускного бала, и долго возилась у  печки, не безудовольствия ворочая кочергой в огне топки пожившую зеленую кофту.

36) - И  вот  что,  доктор,  -  ласково  щурясь в  танцующих  бликах  огня,проговорила  Любка. 37) -  Вы  моих денег   мне   не  давайте... 38)Складывайте где-нибудь... чтоб я места не знала...

39)Она сразу взвалила  на  себя всю  работу  по  дому.  40)Скребла,  стирала, кипятила, варила, возилась  с  малышкой - самозабвенно. 41) В народе про  такоеговорят - пластается. 42)Ирина  Михайловна переживала, пыталась придержать ее -куда  там! 43)Просто,  когда  Ирина Михайловна возвращалась  из  санчасти,  домоказывался  прибранным,  обед  приготовлен и укрыт  старым  маминым платком,ребенок накормлен и  угомонен. 44)Всего за два-три дня  жизнь Ирины Михайловны задышала теплым ухоженным бытом,  словно  мама  вернулась,  и  от  этого  по вечерам тоненько скулило сердце...

Дина Ильинична Рубина – современный русский писатель, живущий в Израиле, автор таких известных произведений, как  «Когда же пойдёт снег?», «На солнечной стороне улицы», «На верхней Масловке», «Почерк Леонардо» и др.

Вариант 1

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) дали комнату (предложение 1)

2) ванная есть (предложение 2)

3) Ирина Михайловна проработала (предложение 3)

4) это никого не касается (предложение 5)

А11.Укажите предложение, в котором есть прилагательное, употреблённое в роли существительного.

1) 2

2) 19

3) 26

4) 22

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ГОТОВА (предложение  19)

1) глагол

2) причастие

3) имя прилагательное

4) наречие

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова УКРЫТ (предложение 43)

1) глагол

2) страдательное причастие

3) действительное причастие

4) краткое прилагательное

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?                                                                        
Она умерла в одно мгновенье: стояла у окна с пятимесячной Сонечкой на руках, вдруг сказала спокойно.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А28. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

  1. Соседка работала телефонисткой на почтамте и не готова была посидеть с ребёнком.
  2. В этом городишке некого было попросить поработать нянькой.
  3. За два-три дня жизнь Ирины Михайловны наладилась, словно мама вернулась.
  4. Всю работу по дому Любка взвалила на себя.

А 29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложении 1 представлено описание.

2) Предложение 40 поясняет содержание предложения 39.

3) В предложениях 15-17  представлено повествование.

4) В предложениях 29-30 представлено рассуждение.

А 30. Укажите номер предложения, в котором употреблён фразеологизм.

  1. 6        2) 21        3) 1        4) 16

В1. Укажите способ образования слова ПОДОДЕЯЛЬНИК (предложение 7).

В1. Укажите способ образования слова БЕЗДОМНОСТЬЮ (предложение 34).

В2. Выпишите словосочетание  типа подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ (предлож.16-17).

В2.  Из предложений  31-34 выпишите словосочетание типа подчинительной связи примыкание.

В3. Из предложений 33–36 выпишите страдательное причастие.

В3. Из предложений 32-34 выпишите все частицы.

В4. Среди предложений 12–15 найдите простое односоставное безличное

предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 22- 35 найдите предложение с обособленнымобстоятельством и обособленным определением.  Напишите номер этого предложения.

В5.Среди предложений 18-29  найдите предложение (я) с вводным словом. Напишите номер (а) этого(их) предложения(ий).

В6. Среди предложений 1-10 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное.

В7. Среди предложений 1-10  найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.        

В8. Дина Рубина, известный писатель, повествуя историю молодого талантливого врача, обращает внимание читателей на самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, - на мать. Чтобы заставить задуматься над тем, что значит мать, автор использует_______ (предложение 7). Чтобы подчеркнуть беспомощность и растерянность Ирины Михайловны, автор употребил такое изобразительное средство как______ (предложение 13). Эмоциональный настрой текста создаётся в основном таким лексическим средством как_______ (предложения 15,28). Чтобы создать  картину нарастания производимого впечатления, в предложении 31 автор использовал такую стилистическую фигуру, как _____.

Список терминов:

  1. Ряды однородных членов
  2. Синтаксический параллелизм
  3. Градация
  4. Эпитет
  5. Сравнение
  6. Метафора
  7. Лексический повтор
  8. Вводное слово
  9. Антитеза

Текст

1)В  кирпичном  доме  им   дали  комнату  -   приличная  комната,  метров

двенадцать,  в квартире  с  одной  соседкой, и кухня большая,  даже ванная с

титаном есть - чего еще! 2)Все прекрасно,  все  прекрасно...  3)Ирина Михайловна проработала три месяца и  ушла в декрет. 4)Сонечка родилась в той же санчасти. 5)А  что, да почему,  да  от  кого  - это никого не касается.  6)Глубоко  личное дело...

     7)Главное, с мамой ничего не  было страшно,  она умела все: перелицевать

пальто,  торговаться на базаре, сварить  из пустяка борщ,  нашить пеленок из

рваного  пододеяльника  - вероятно,  для этого  в свое  время  она  окончила

Сорбонну.  8)Словом,  Ирина  Михайловна выросла  в  уверенности,  что крепкий

человек  мама не подкачает.

9)Но  мама  подкачала. 10) Она  умерла  в одно мгновение:  стояла у  окна  с пятимесячной Сонечкой на руках, вдруг сказала спокойно:

    11) -  Что-то  нехорошо мне, Ира, дай-ка воды, - успела  опустить ребенка в коляску и - у мамы никогда ничего не болело! - упала навзничь.

12) Когда, расплескивая воду,  Ирина  Михайловна прибежала со  стаканом  из кухни,  мама лежала на  полу  и  уже не  дышала. 13)Дипломированный врач  Ирина Михайловна   долго  ползала   вокруг  мамы,  как  медвежонок  вокруг  убитой медведицы, оглашая  воем квартиру, пытаясь  делать искусственное дыхание, не понимая, почему у мамы нет пульса и вообще ничего нет.

14)Так  что, вот  какое  дело...  15)После  похорон  на  песчаном  полупустом кладбище (мама!  где Сорбонна, где  отец, где отныне твоя могила...) – после похорон  оцепеневшей Ирине Михайловне надо было  решать что-то  с  Сонечкой. 16)Были, были ясли от комбината, да черт бы их побрал, эти ясли. 17)Ребенка жалко.

18)Тут предложила услуги соседка, Кондакова. 19)Она работала телефонисткой на почтамте,  дежурила  через двое суток на  третьи  и  готова  была  посидеть с ребенком. 20)Недешево, конечно, за бесплатно дураки сидят. 21)Но выхода не было. 22)В дни дежурств Кондаковой Ирина Михайловна  приносила Сонечку в санчасть, и та ползала в  ординаторской сама  по себе, заползала в углы, доверчиво оставляя там лужи.

23)Нет, с Сонечкой надо было что-то решать.  24)Да  и  по хозяйству ничего не успевала Ирина Михайловна. 25)После работы Сонечке кашку сварит, а о себе уже и думать некогда. 26)Простирнет то-другое, а убрать уже  и сил нет.  27)В доме стало запущенно, под шкафом пыль каталась. 28)Мама, мама...

29)Словом,  необходим  был  человек  в  доме. 30)Где,  спрашивается,  в  этом городишке взять человека?

     31)Из  года  в год  комбинат  заглатывал,  перемалывал,  переваривал сотни заключенных из близрасположенного  лагеря, пленных японцев,  ну  и, конечно, вольнонаемных рабочих.

     32)Любка была вольнонаемной...

33)Вечером она явилась все  в той  же линялой  кофте  -  ни  чемодана,  ни узелка.  34)От  нее веяло гордой  бездомностью.

       35)А Любка облачилась  в мятое  клетчатое платье, сшитое когда-то  лучшей ташкентской портнихой для выпускного бала, и долго возилась у  печки, не безудовольствия ворочая кочергой в огне топки пожившую зеленую кофту.

36) - И  вот  что,  доктор,  -  ласково  щурясь в  танцующих  бликах  огня, проговорила  Любка. 37) -  Вы  моих  денег   мне   не  давайте... 38)Складывайте где-нибудь... чтоб я места не знала...

39)Она сразу взвалила  на  себя всю  работу  по  дому.  40) Скребла,  стирала, кипятила, варила, возилась  с  малышкой - самозабвенно. 41) В народе про  такоеговорят - пластается. 42)Ирина  Михайловна переживала, пыталась придержать ее -куда  там! 43)Просто,  когда  Ирина Михайловна возвращалась  из  санчасти,  домоказывался  прибранным,  обед  приготовлен и укрыт  старым  маминым платком,ребенок накормлен и  угомонен. 44)Всего за два-три  дня  жизнь Ирины Михайловны задышала теплым ухоженным бытом,  словно  мама  вернулась,  и  от  этого  по вечерам тоненько скулило сердце...

Дина Ильинична Рубина – современный русский писатель, живущий в Израиле, автор таких известных произведений, как  «Когда же пойдёт снег?», «На солнечной стороне улицы», «На верхней Масловке», «Почерк Леонардо» и др.

Вариант 2

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) выхода не было (предложение 21)

2) та ползала (предложение 22)

3) надо было что-то решать (предложение 23)

4) жалко (предложение 17)

А 11.Укажите предложение, в котором есть прилагательное, употреблённое в роли существительного.

1) 26

2) 31

3) 2

4) 32

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАПУЩЕННО (предлож.  27)

1) категория состояния

2)причастие

3)краткое прилагательное

4) наречие

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова НЕОБХОДИМ (предлож.  29)

1) причастие

2) имя прилагательное

4) наречие

3) глагол

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?                                                                            

Главное, с мамой ничего не  было страшно,  она умела все: перелицевать

пальто,  торговаться на базаре, сварить  из пустяка борщ,  нашить пеленок из

рваного  пододеяльника.  

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А 28. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) По хозяйству ничего не успевала Ирина Михайловна.

2) Ирина  Михайловна выросла  в  уверенности,  что крепкий человек  мама не подкачает.

3) Ирина Михайловна  сразу взвалила  на  себя всю  работу  по  дому.

4) Ирина Михайловна не хотела отправлять Сонечку в ясли.        

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1)В предложениях 9-11 представлено рассуждение.

2)В предложениях 20-21 представлено рассуждение.

3) В предложениях 42-43 представлено повествование.        

4)Предложение 35 представляет собой повествование  с описанием.

А30.  Укажите номер предложения, в котором употреблён фразеологизм.

  1. 7                         2) 23                           3) 10                                 4)  34

В1. Укажите способ образования слова ВЫХОДА (предложение 21).

В1. Укажите способ образования слова  УВЕРЕННОСТИ (предложение 8).

В2. Определите тип подчинительной связи ПОСИДЕТЬ С РЕБЁНКОМ (предлож. 19).

В2.  Из предложений  2-3 выпишите словосочетание типа подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В3. Из предложений 36–42 выпишите действительное причастие.

В3. Из предложений 23-25 выпишите все частицы.

В4. Среди предложений 1-8 найдите такое, в составе которого есть односоставное неопределённо – личное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5.Среди предложений 1-10  найдите предложение (я) с вводным словом. Напишите номер (а) этого(их) предложения(ий).

В5. Среди предложений 18- 22  найдите предложение с обособленнымобстоятельством.

В6. Среди предложений 11- 17  найдите сложноподчинённое  предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 18-28  найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

В8. Повествуя историю молодого талантливого врача в годы репрессий, известный писатель Дина Рубина, обращает внимание читателей и на непростую судьбу вольнонаёмной Любки, которая сыграла немаловажную роль в жизни Ирины Михайловны. Чтобы обратить внимание на характер Любки, автор применил такое изобразительное средство, как ______ («гордой бездомностью» в предложении 34). Подчёркивая трудолюбие героини, автор использует такое синтаксическое средство, как______(в предложении 40). Изменения в жизни героини помогает увидеть такой троп, как ______ («жизнь задышала тёплым ухоженным бытом» в предложении 44).

Желая показать стойкий, неунывающий  характер героини, автором использован такой лексический приём, как ______  (предложение 7).

Список терминов:

1)Парцелляция

2)Риторический вопрос

3)Ирония

4)Эпитет

5)Сравнение

6)Олицетворение

7)Лексический повтор

8) Ряды однородных членов

9)Антитеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)"

Это великолепная книга, написанная Алланом Пизом, известенейшим специалистом в области языка телодвижений. Она приоткрывает завесу тайны над мыслями людей, так как она показывает, как можно понимать м...

Проект «Читать, мыслить, творить…»

Предпосылки для формирования потребности к чтению закладываются у ребёнка ещё в дошкольном возрасте под влиянием познавательной активности и социального окружения. Для умственно отсталых детей характ...

Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.... В работе представлены размышления по теме: "Мир чтения в жизни наших учителей"...

Мастер-класс по химии «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»

Материал для Мастер-класса «Развиваем самостоятельность,  учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»...

Мысли о прочитанном. М.Аромштам. "Когда отдыхают ангелы"

О чём подумадось после прочтения книги М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы"....

Обобщение опыта работы по литературе УМК под редакцией Р.Н. Бунеева " Школа 2100" статья "Читать значит мыслить"

Статья из опыта работы  опубликована  в сборнике материалов региональной научно-практической  конференции ВИПКРО  по теме:  "Профилизация школьного языкового и литератур...

Эссе "Человек не мыслим вне общества" Л.Н. Толстой

Эссе по обществознанию 11 класс. Тема : "Человек не мыслим вне общества" . Л.Н. Толстой...