ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
проект по русскому языку (5 класс) по теме

  «Влияние SMS-языка на русскую речь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_tezisy.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Тема:  «Влияние SMS-языка на русскую речь»

Автор: Степанищева К. А.

Научный руководитель: Глушенкова Т.В.

МОУ «Макаровская основная общеобразовательная школа»,

 6  класс,  Московская обл., г. Ногинск-4.

Введение

Целесообразность и Актуальность работы связана с изучением SMS-общения, потому как данный вид  общения приобретает большую значимость и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире.

Практическая  значимость данной работы заключается в распространении и внедрении SMS-языка в русскую речь среди молодёжной среды.

Объектом исследования  данной работы является язык SMS-сообщения.
Предмет исследования – языковые  особенности SMS –сообщения.

 Цель работы - исследовать особенности и степень влияния SMS языка на русскую речь.
 Задачи:

  •  Изучить понятие и организацию общения через SMS  -сообщения.
  • Выявить  орфографические,  фонетические и синтаксические  особенности SMS - языка.
  • Проанализировать особенности  SMS-сообщения; сделать необходимые выводы и отразить их в данной работе.

Гипотеза

  • Распространение и внедрение SMS-языка в русскую речь среди молодёжной среды способствует её изменению и деформации.

Методологической базой  данной работы являются исследования в этой области  Гагина А., Кронгауза М., Сидоровой М.Ю., Щербы Л.В. Эти ученые занимаются данной проблемой на протяжении последних лет, это ещё раз подчеркивает актуальность нашего исследования.

 При проведении исследования  были использованы такие  методы исследования, как анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), анкетирование, обобщающие  методы.

Эмпирической базой данной работы являются результаты авторского исследования (путем анкетирования, Приложение 1), проведенного в январе - феврале  2011 года среди учащихся МОУ «Макаровская основная общеобразовательная школа» (опрошено 50 респондентов).

Логика  исследования обусловила структуру данной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Глава I. История возникновения SMS-сообщения.

Придумал SMS Нейл  Папуорт  - инженер фирмы Vodafon. Он же отправил первую в мире SMS-ку. Случилось это, как и положено чудесам, под Рождество, еще в 1992 году. В эпохальном послании так и значилось: "Merry Christmas- 92". Однако после о ноу-хау запамятовали. Лишь в 2000-м сотовые компании очнулись и ввели услугу Short Message Service. Первые телефоны с функцией отправки/приема SMS начала производить знаменитая финская корпорация Nokia.

Спрос заметно увеличился, когда определилась так называемая «целевая группа». Молодежь очень быстро освоила все прелести SMS-почты, и началось триумфальное шествие услуги по миру. Зачем тратить деньги на голосовое общение, когда все что нужно можно уместить в 160 символах, включая пробелы? Студенты строчили сообщения на лекциях, передавали с их помощью длинные адреса и даты, время встречи и признания в любви. Немаловажную роль сыграла и присущая многим подросткам застенчивость — многие вещи проще написать, чем сказать.

Исследование по данной тематике прослеживается в работах Гагина А., Кронгауза М., Сидоровой М.Ю., Щербы Л.В. Эти ученые занимаются данной проблемой на протяжении последних лет, это ещё раз подчеркивает актуальность нашего исследования. Сегодня сложно представить, что раньше не было мобильных телефонов и не менее сложно представить многим  свой день без написанного  или полученного SMS -сообщения. На улице и в общественном транспорте, на лекциях и в перерывах между ними, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а SMS -сообщения, попросту смски. Общение это способ взаимодействия  людей друг с другом, а с появлением функции SMS это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Поэтому актуальным  является изучение SMS -общения, потому как данный вид  общения приобретает большую значимость и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире.

Глава II. Языковые особенности  SMS –сообщений.

Начнем с самого простого в SMS-языке с яростной порчей орфографии, которая оказалась настолько привлекательной  идеей, что сразу овладела SMS – умами и стала модной и почти обязательной.

  • Во-первых, не надо думать, как писать, да и чтению не мешает.
  • Вторая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что придает слову дополнительную выразительность ((жы)вот). Всевозможные выражения языка «пиши исчо» – безусловно выразительны и потому так популярны.

Например: «зачот» – положительная оценка («хороший текст»),
«убей себя опстену» – отрицательная(«плохой текст»); «ржунимагу» – означает смешно.

Рассмотрим особенности фонетического уровня языка SMS -сообщений, при  характеристике которого намечается ряд тенденций:

1.1.Выпадение интервокальных согласных.

  • Максим: да уже, сёня(«сегодня»)тут весело… я еще попозже!
  • Лена: Завтра день ваще жесть прост!!!
  • Максим: а я тя хотел позвать сюда!

1.2. Упрощение групп согласных.

  • Лёша: я ж не ревную када ты с кем то говориш. 
  • Маша: Ёжик, а чо эт так??
  • Лёша:  у меня тада чё  токо на ум не приходит…

1.3. Ассимиляция по глухости/ звонкости, твёрдости/ мягкости является нормой в  

литературном языке.

  • Даша: А я в худошку хожу.
  • Кирилл: Дах, так лутше сразу на кладбище.

1.4. Орфографическое сочетание «тс/тьс», «шь» отражается фонетическим написанием «ц»/ «цц»/ «тс» и «ш». Мягкий знак в данном случае пишется крайне редко, т.к. не передаёт мягкости при произнесении:

  • Вова: Лёх, чо там в гараже ща творицца?
  • Лёша: ща дед будет по той теме ругатся! Помниш:

1.5. По норме современного русского языка орфографическое сочетание «чн» передается фонетически [чн] и [шн].

  • Коля: Лен, ты меня любиш? 
  • Лена:Коль, конешно, а ты?

Встречаются примеры языковой игры:

  • Лена:  Весна весна… как это романтишно. 

1.6. Количественная редукция  гласных.

  • Кирилл: Дашустик,  да вот мимо проходил… ща уйду уже..как дел?
  • Даша: ды ничо! Норм! Ти как?

1.7. Аканье - произношение безударного звука на месте орфографического «о».

  • Даша: Кир, а  ты меня аткуда знаешь?

1.8. Иканье-произношение безударного гласного звука на месте орфографического «е» после мягких согласных.

  • Ирина: Жень, чёт давно я тя  не видила! 
  • Женя: у тя есть жылание пообщаться?

1.9. Стяжение гласных.

  • Алия: там небось стока народа  терь. 

1.10. Растягивание ударных гласных.

  • Максим: никтооо Пашку Кактуса не знает???
  • Алия: Я уж поняла какой он крутооой; 
  • Таня: Мой парень самый красииивый!!!
  • Максим: как мне надоел институуут…экзааамены…сееессия…блин! а те?

1.11. Использование латинской графики для русского текста.

  • Максим: skushnovato!

Заключение

SMS — это не просто текстовое сообщение. Так что давайте лучше считать SMS-язык способом самовыражения, максимально приближенным к живой речи.

Задачи, решаемые в процессе написания SMS- СООБЩЕНИЯ:

  1. Объем смски ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков.
  2. Активизация языкового чутья, - это так называемая  транслитерация - необходимость набирать русские слова латиницей (так приходится делать пользователям нерусифицированных телефонов).

Распространение  SMS- языка возникло в результате совпадения следующих факторов:

распространение и доступность высоких технологий (интернета и мобильной связи);

  • стремление человека к мобильности в жизни;
  • стремление к рационализации языка за счет экономии  языковых средств и времени.

Выводы:

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла своё полное подтверждение:
Распространение и внедрение SMS-языка в русскую речь среди молодёжной среды способствует её изменению и деформации.

  • Выявлены особенности использования SMS – языка в русской речи;
  • Показана высокая степень влияния SMS – языка на русскую речь;
  • Доказано широкое распространение SMS – языка среди молодежной среды, что значительным образом влияет на изменение и деформацию русской речи.

Рекомендации:
SMS- язык стал частью общественной жизни и поэтому требует теоретического осмысления со стороны филологов и психологов для того, чтобы уменьшить его негативное влияние на традиционный язык и на формирование личности человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бёрн, Э. Игры в которые играют люди [Текст] / Э. Бёрн. - М.: Айрис - пресс, - 2005. - 230с.

2.Гагин А. Язык–огромный самостоятельный организм со своими законами…//Антикватория №1(26) март-май. 2008.-С.13. 

3. Колесов, В.В. Язык, стиль, норма [Текст] / В.В. Колесов. - М.: Мир и образование, - 2000. -283с.
4. Кронгауз М. Язык и коммуникация: новые тенденции//Полит.РУ.2001.-С.7.
 9.

 5. Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека [Текст] / М. Маклюэн. -М.:Айрис-пресс,-2003.174с.
6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учеб. Пособие для филол. специальностей ун-тов.-М.:Высшая школа,  1975.-с.256-257;

7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; общ. ред. Л.И.Скворцова; Мир и образование. - 25-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс, 2006. - 976с.

8. Олиефриенко, И.Е. Свежайшие анекдоты и прикольные SMSки [Текст] / И.Е. Олифриенко. - Харьков: Книжный Клуб, - 2007. - 237с.
9. Осипов, Б.И. Учителю об истории русского письма [Текст] / Б.И. Осипов. - Омск: Астрель, - 1999. - 290с.

10. Разговорная речь. М.2003. – С.160-161.

11. Русская грамматика. т.2.1980.-С.82.

12. Сидорова, М.Ю. Рефлексия "наивного" говорящего над языком и коммуникацией (по материалам открытых Интернет - дневников). [Текст] / М.Ю. Сидорова // Сибирский филологический журнал. - 20 сен. 2004. - С. 14 - 18.

13. Сидорова М.Ю. "Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?". М. 2003.

14. Соколов, Я.В., Прутченков, А.С. Общество и человек [Текст] / Я.В. Соколов, А.С. Прутченков. - М.: Просвещение. - 2001. - 315с.

15. Щерба Л.В. Теория русского письма. Л., 1983.

16. http:// www.procontect. ru/ tags/sms.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Тезисы к научно-исследовательской работе «Сюжеты мордовских сказок»

Фольклор- весомая часть национальной культуры каждого народа, и изучение его является не только увлекательной, но и исключительно актуальной задачей, стоящей в наши дни перед исследователями дух...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...