Лиева Ляна Исмаиловна . Система работы по профилактике неуспеваемости по русскому языку и литературе
статья по русскому языку по теме

Неуспеваемость представляет собой явление, обусловленное рядом причин. Эти причины далеко не всегда сводятся к каким либо недостаткам в умственном развитии школьника.

    Определение этих причин первый мой шаг по предупреждению неуспеваемости. Выделяются следующие типы неуспеваемости:

1 тип – причина неуспеваемости заключается в низком уровне развития мыслительных процессов, отсутствия познавательных интересов, но вместе с тем в положительном отношении к необходимости учиться;

 2 тип – учащихся характеризуется высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению. Эти дети приходят в школу хорошо подготовленными, но с привычкой заниматься только тем, что доставляет удовольствие.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Слабоуспевающие ученики – это вечная проблема школы. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала.

          Существуют различные концепции и теории неуспеваемости. Современные учёные отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной.

Русский язык – весьма сложная дисциплина, поэтому проблема неуспеваемости по русскому языку проявляется особенно остро. Слабоуспевающих учащихся становится с каждым годом всё больше, для их обучения  необходима специальная система занятий, которая, с одной стороны, должна быть всесторонней, а с другой – должна быть доступной для применения в условиях современной наполняемости классов и учебной загруженности учителей. В системе этих занятий обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы целесообразный и эффективный характер деятельности каждого учащегося.

Работая с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися, стараюсь подбирать для них задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.

На своих уроках использую следующие  приёмы:

1.     Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду).

2.     Задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность, использование ИКТ, групповые зачёты, деловые игры.

Работа с учеником на уроке:

         Заранее намечаю  разделы грамматики и орфографии, которые нужно повторить со слабоуспевающими учениками, подбираю наиболее эффективные упражнения по устранению и предупреждению ошибок:

-              задания со вставкой пропущенных букв;

-              задания на выбор проверочного слова;

-              задания с наличием образца выполнения;

-              задания, в которых выполняются отдельные его части;

-              задания творческого характера;

-              задания с выбором  варианта ответа (тесты);

-              задания по составлению монологического высказывания по таблице или схеме;

-              задания со вспомогательными вопросами и т.д.

-              опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию.

         В процессе контроля: стараюсь создать атмосферу доброжелательности, снижаю темп опроса, предлагаю примерный план ответа, разрешаю использовать наглядные пособия, стимулирую оценкой или похвалой;

  -специально контролирую усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение;

- анализирую и систематизирую ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах (использую листы пробелов); выявляю типичные для класса ошибки и концентрирую внимание на их устранении; контролирую усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

         При изложении нового материала: часто обращаюсь к неуспевающим, привлекаю их в качестве помощников; 

-обязательно проверяю в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала; поощряю вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала; применяю средства поддержания интереса к усвоению знаний; использую разнообразные методы обучения, позволяющие всем учащимся активно усваивать материал.        

         При организации самостоятельной работы: выбираю наиболее рациональные упражнения, а не механическое увеличение их числа, более подробно объясняю последовательность выполнения задания, предупреждаю о возможных затруднениях, использую карточки с алгоритмами, карточки с направляющим планом действий;

-обеспечиваю в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически даю домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктирую учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверяю степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.

Проверяю все домашние задания, контролирую выполнения их после уроков (в случае отсутствия).        Вовлекаю слабых учеников в работу литературно –театрального кружка «Друзья» и в спортивные секции, повышая тем самым свою самооценку.

Исследуя проблему неуспеваемости, прихожу к пониманию того, что эту проблему трудно решать учителю-предметнику без помощи педагога-психолога, логопеда, социального педагога, так как эта проблема выходит за рамки отдельного предмета. Тем не менее преодолением неуспеваемости по русскому языку надо заниматься особенно упорно, т.к. именно на этом этапе формируется уровень грамотности человека.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_neuspevayushchimi_uchashchimisya.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по профилактике неуспеваемости.

Неуспеваемость представляет собой явление, обусловленное рядом причин. Эти причины далеко не всегда сводятся к каким либо недостаткам в умственном развитии школьника.

    Определение этих причин первый мой шаг по предупреждению неуспеваемости. Выделяются следующие типы неуспеваемости:

1 тип – причина неуспеваемости заключается в низком уровне развития мыслительных процессов, отсутствия познавательных интересов, но вместе с тем в положительном отношении к необходимости учиться;

 2 тип – учащихся характеризуется высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению. Эти дети приходят в школу хорошо подготовленными, но с привычкой заниматься только тем, что доставляет удовольствие.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Слабоуспевающие ученики – это вечная проблема школы. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала.

          Существуют различные концепции и теории неуспеваемости. Современные учёные отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной.

Русский язык – весьма сложная дисциплина, поэтому проблема неуспеваемости по русскому языку проявляется особенно остро. Слабоуспевающих учащихся становится с каждым годом всё больше, для их обучения  необходима специальная система занятий, которая, с одной стороны, должна быть всесторонней, а с другой – должна быть доступной для применения в условиях современной наполняемости классов и учебной загруженности учителей. В системе этих занятий обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы целесообразный и эффективный характер деятельности каждого учащегося.

Работая с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися, стараюсь подбирать для них задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.

На своих уроках использую следующие  приёмы:

  1. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду).
  2. Задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность, использование ИКТ, групповые зачёты, деловые игры.

Работа с учеником на уроке:

        Заранее намечаю  разделы грамматики и орфографии, которые нужно повторить со слабоуспевающими учениками, подбираю наиболее эффективные упражнения по устранению и предупреждению ошибок:

  • задания со вставкой пропущенных букв;
  • задания на выбор проверочного слова;
  • задания с наличием образца выполнения;
  • задания, в которых выполняются отдельные его части;
  • задания творческого характера;
  • задания с выбором  варианта ответа (тесты);
  • задания по составлению монологического высказывания по таблице или схеме;
  • задания со вспомогательными вопросами и т.д.
  • опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию.

          В процессе контроля: стараюсь создать атмосферу доброжелательности, снижаю темп опроса, предлагаю примерный план ответа, разрешаю использовать наглядные пособия, стимулирую оценкой или похвалой;

  -специально контролирую усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение;

- анализирую и систематизирую ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах (использую листы пробелов); выявляю типичные для класса ошибки и концентрирую внимание на их устранении; контролирую усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

         При изложении нового материала: часто обращаюсь к неуспевающим, привлекаю их в качестве помощников;        

-обязательно проверяю в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала; поощряю вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала; применяю средства поддержания интереса к усвоению знаний; использую разнообразные методы обучения, позволяющие всем учащимся активно усваивать материал.        

          При организации самостоятельной работы: выбираю наиболее рациональные упражнения, а не механическое увеличение их числа, более подробно объясняю последовательность выполнения задания, предупреждаю о возможных затруднениях, использую карточки с алгоритмами, карточки с направляющим планом действий;

-обеспечиваю в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически даю домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктирую учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверяю степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.

Проверяю все домашние задания, контролирую выполнения их после уроков (в случае отсутствия).        Вовлекаю слабых учеников в работу литературно –театрального кружка «Друзья» и в спортивные секции, повышая тем самым свою самооценку.

Исследуя проблему неуспеваемости, прихожу к пониманию того, что эту проблему трудно решать учителю-предметнику без помощи педагога-психолога, логопеда, социального педагога, так как эта проблема выходит за рамки отдельного предмета. Тем не менее преодолением неуспеваемости по русскому языку надо заниматься особенно упорно, т.к. именно на этом этапе формируется уровень грамотности человека.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в системе НПО и СПО.

    Роль и значение художественного текста в работе по развитию речи очевидны.  Изучение текста  – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию лингвистических и...

Система работы "Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12666630","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"330","style":"width: 500px; height: 344px;","width":"480"}}]]Ссылка на материал с пр...

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОУД. 01«Русский язык и литература : русский язык»

В соответствии с примерной программой ФГОС СПО  по дисциплине «Русский язык и литература: русский язык» решается комплекс задач: знать различия между языком и речью, функции языка как...

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы...