Рассказывание или словесное рисование на основе художественного произведения
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Тимченко Лариса Николаевна

Урок в 7 классе по развитию речи представляет из себя разработку,в которой дается описание урока словесного рисования.
Ученики,разбирая каждый свой текст,приготовленный заранее,погружают учителя и товарищей по учебе   в то видение материала,которое доступно им.
Анализ текстов в моей разроботке следующий:по произведению Л.Толстого "Детство",по стихотворению Лермонтова и по японским хокку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvanie.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:продолжить развитие устной монологической речи,выразительного чтения;развивать творческие и познавательные способности,образное и логическое мышление.
 Оборудование:разнообразные тексты художественных произведений,например:повесть   Л.Н.Толстого  «Детство»,стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел»;японские хокку;планы описания и планы для анализа монологических выступлений учащихся.Иллюстрации различных художников или рисунки учащихся.

План урока рассказывания,или устного рисования.
1.Вступительное слово учителя.Постановка учебных задач.
2.Выразительное чтение школьниками выбранных ими отрывков из текстов различных художественных произведений.
3.Монологические выступления учащихся в форме рассказывания,или устного рисования.
4.Анализ выступлений.
5 .Заключительное слово учителя.Подведение итогов урока.

                                               Ход урока.
Ученики были предупреждены заранее о проведении урока,что дало им возможность подготовиться к уроку осмысленно и эффективно. Все учащиеся получили задание-подобрать отрывок из какого-либо художественного произведения, входящего в школьную программу и подготовить его выразительное чтение.
Условно разделить текст на отдельные части. Составить описание текста в устной форме и образно и интересно рассказать о нем.
 1
.Вступительное слово учителя.Постановка учебных задач.Учитель рассказывает ребятам правила и условия работы в ходе урока.Напоминает о том,какое домашнее задание было получено ими.Ставит перед школьниками конкретные учебные задачи.
2.
Выразительное чтение школьниками выбранных ими отрывков из текстов различных художественных произведений.Затем учитель предлагает  школьникам перейти к следующему этапу данного урока-выразительному чтению.
Семиклассники могут выбрать любой понравившийся им текст для выразительного чтения и последующего этапа.
3
.Монологические выступления учащихся в форме рассказывания,или устного рисования.
Когда выступающий декламатор закончит выразительное чтение,он сразу же переходит к описанию художественного видения произведения в форме рассказывания,или устного рисования. Школьник должен ярко и образно при помощи слов нарисовать картинку окружающей обстановки,пейзаж,интерьер или портрет человека так, как именно он представляет в своем воображении.
  Например,кто-нибудь из школьников может  выразительно прочитать,а затем устно обрисовать,то есть описать художественное видение следующего отрывка из повести Л.Н.Толстого «Детство»:



«Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать; когда же пришло время говорить их Карлу Иванычу, который, зажмурившись, слушал меня (это был дурной признак), именно на том месте, где один говорит: «Wokommensieher?» [10] , а другой отвечает: «IchkommevomKaffe-Hause» [11] , — я не мог более удерживать слез и от рыданий не мог произнести: «HabensiedieZeitungnichtgelesen?» [12] . Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге. 

Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью»
Ответ ученика:
-Здесь автор  желал показать волнение и раскрыть переживания Николеньки,который не знал заданного урока,показать степень его напряжения(это и есть сверхзадача)
  Вопрос учителя:
 -Как вы себе представляете данную ситуацию и главных героев? Опишите их.
  Учащийся переходит к описанию художественного видения произведения, то есть к его яркому и образному представлению»
Рассказывание,или устное рисование,по данному отрывку может быть приблизительно таким:
«Класс.Николенька напряженно смотрит в книгу и молчит.Лицо Карла Ивановича меняется.Он выглядит брезгливым и недовольным.Николенька разрыдался.В комнате все напряжено.Грязная тетрадь.Слезы на ней.Учитель хлопает дверью.Николенька стоит на коленях»
    После завершения устного монологического высказывания ученика,учитель обращается к школьникам с вопросом о том,кто из остальных детей как представляет данную ситуацию.
     При выразительном чтении стихотворений наиболее необходимым фактором является эмоциональная взволнованность школьника, который читает произведение.
Например,один из учеников, обучающихся в данном классе,может выбрать для предлагаемого способа работы стихотворение М. Ю. Лермонтова  «Ангел»
«По небу полуночи ангел летел,

   И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

   Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

   Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

   Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

   Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

   Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

   Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

   Ей скучные песни земли.

Ответ ученика:
-В данном стихотворении М.Ю.Лермонтов нарисовал фантастический образ ангела,который разговаривает с ночными светилами и поёт песню.Он поет хвалу Богу.
Наверное,кто-то слышит его песню.Ангел отдал свою душу земле,но той было скучно без небес.Во всем этом и заключается подтекст стихотворения»
Далее ученик переходит к художественному видению произведения,озвучивая его в форме рассказывания,или устного рисования,которое может быть следующим:
    «Мне видится темное небо.В нем летит одинокий ангел.Раздается звук его ангельского голоса.Затем его душа спускается на землю.В этот момент звёзды сопровождают ее»
 После завершения очередного устного монологического выступления ученика учитель снова обращается к школьникам с вопросом о том, кто из детей представляет картину видения по-другому.
Очень интересно проходит словесное рисование хокку.
   Например:
                 « Весенние картинки


Лед растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.
Басе

Слива в цвету –
Лунный луч прохожего дразнит:
Отломи-ка ветку! 
Басе

Тают снега.
Туманом окутаны горы. 
Каркает ворона.
Басе»

Описание художественного видения ученика
«Я лечу пушинкой по снежной глади. Со мной дружат льдинки пруда,которые превращаются в воду….Затем я взлетаю на сливу, танцую на ее цветках, превращаюсь в туман над горой и дразню ворону»
4.
Анализ выступлений учащихся.
Когда выслушаны все основные и дополнительные устные монологические описания на основе услышанных или прочитанных отрывков из текстов художественных произведений в форме рассказывания,или устного рисования,учитель предлагает перейти к их анализу. Учитель напоминает школьникам, что, обсуждая и анализируя выступления своих товарищей, им предстоит выяснить, интересна ли заявленная тема Какие мысли ,по их мнению, хотел донести до слушателей выступающий рассказчик.
5
.Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока. На заключительном этапе учитель подводит итоги урока рассказывания, или устного рисования, попутно комментируя выступления учащихся и оценивает их.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы художественно-исполнительского мастерства. Методы работы над музыкальными произведениями с начинающими.

Эта  работа  адресована педагогам по фортепиано,а также родителям начинающих учеников.  В ней содержатся рекомендации  по обучению  нотной грамоте,  упражнения, представл...

Устное словесное рисование в 5 классе

Материал направлен на развитие речи учащихся 5-х классов...

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Тема урока «Цвет – основа языка живописи. Роль колорита в художественном произведении».

Данная разработка является вторым уроком при знакомстве учащихся 6 класса с основами образного языка живописи. Первый урок посвящен основам цветоведения. Дети знакомятся с такими понятиями как цветово...

Проект "Моя любимая книга" на основе художественного произведения О.Уайлда "Портрет Дориана Грея"

Данная работа представляет собой разработку анализа художественного произведения на английском языке для учителей и учащихся, при подготовке к проекту по теме "Моя любимая книга"....

Отчет по теме самообразования "Обучение словесному рисованию"

Свою практическую деятельность я направила на развитие творческих способностей учащихся, как один из способов мотивации учащихся в процессе обучения...