Презентация "Диалектные слова". Урок русского языка в 5-м классе по программе М.М. Разумовской
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Наконечная Анастасия Андреевна

Цель:

  • организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.

Задачи:

  • научить работать со словарной статьей в Толковом словаре В.И.Даля;
  • учить видеть диалектизмы в художественных текстах;
  • развивать умение определять лексическое значение диалектных слов.
  • привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку;
    воспитывать бережное отношение к родному языку.

Тип урока:

  • урок усвоения знаний, формирования умений, навыков.

Методы проведения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • исследовательский;
  • частично-поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_prezentatsiya.pptx591.31 КБ
Файл otkrytyy_urok_5_klassdialektnye_slova.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. Н.В.Гоголь

Слайд 2

Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши – тетерева, Летятина – дичь, Пересмешки – молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка , Фыпики – снегири; Дежень , Воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери , Как прясницы и веретёна. Возилкой Неполный мешок с зерном Вчера назвала мельничиха, Поднёбицей – полку под потолком, Клюкву – журавлихой. Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства. И ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, Не растерять И есть ли такие средства?

Слайд 3

Вопросы: - Почему внук не понял бабушку? - Назовите общеупотребительные слова. - Какие слова использует бабушка? - Встречали ли вы в речи, в художественной литературе эти слова? - Можете ли сказать, как называются они?

Слайд 4

Диалектные слова

Слайд 5

Диалектные слова Северное наречие Южное наречие

Слайд 6

Карта географического расположения наречий

Слайд 7

Общеупотребительные слова Диалектные слова северные южные 1.Свёкла. 2.Говорить. 3.Красивый. 4.Жердь. 5.Дом. 6.Слабый. Свёкла Баить . Баской. Слега. Изба. Слабый. Туес. Кулига. Бурак. Гутарить . Личманистый . Вага. Хата. Кволый .

Слайд 8

Гимнастика для глаз Берегите зрение

Слайд 9

Вращение Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно. А теперь то же самое, только с закрытыми глазами.

Слайд 10

Во все стороны Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх – вниз, вправо – влево. По 10 – 15 раз.

Слайд 11

Пальчик Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.

Слайд 12

Моргание Поморгай, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее.

Слайд 13

Сон А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чем-нибудь очень приятном.

Слайд 14

Ребята, берегите зрение !

Слайд 15

Задание: найти в словаре диалектные слова, обратив внимание на помету. 1 группа - Бирюк, 2 группа - Бахилы 3группа - Колча 4 группа - Косуля

Слайд 16

В.И.Даль

Слайд 17

В словаре В.И.Даля около 200000 диалектных слов. Он их собирал полвека.

Слайд 18

Вопрос: С какой целью употребляются в художественной литературе диалектные слова?

Слайд 19

1 группа: Пахнет рыхлыми дрочёнами; У порога в дёжке квас, Над печурками точёными Тараканы лезут в паз. Дрочёна – Дёжка – Печурка – Паз –

Слайд 20

2 группа: Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц , А на лавке за солонкою- Шелуха сырых яиц. Заслонка – Попелица –

Слайд 21

3 группа: Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Ухват – Махотка –

Слайд 22

3 группа: Кто ловит пиявок На лаве, где мамка колотит белье, Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку , Кто тащит на пожню ведёрко кваску… Лава – Пожня –

Слайд 23

Работа со стихотворением А.Яшина. Какую тайну языка вы открыли для себя? Как вам это удалось? Какое диалектное слово вам понравилось больше всего? Почему? Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем это нужно?

Слайд 24

Потерять диалектные слова – это значит потерять для истории нашего народа, истории его духовной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи .

Слайд 25

Домашнее задание (на выбор): Загадка слова (например, шаньга, шуга) Составить кроссворд по теме урока.



Предварительный просмотр:

Тема урока: "Диалектные слова". Урок русского языка в 5-м классе по программе М.М. Разумовской

Цель:

  • организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.

Задачи:

  • научить работать со словарной статьей в Толковом словаре В.И.Даля;
  • учить видеть диалектизмы в художественных текстах;
  • развивать умение определять лексическое значение диалектных слов.
  • привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку;
    воспитывать бережное отношение к родному языку.

Тип урока:

  • урок усвоения знаний, формирования умений, навыков.

Методы проведения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • исследовательский;
  • частично-поисковый.

Оборудование, наглядность:

– портрет В.И.Даля;

– Толковый словарь С.И.Ожегова;

– 4-х томный Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля;

–художественные тексты, компьютер, проектор, экран.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Вхождение в урок – 3 мин.
  3. Инсценирование – 3 мин.
  4. Изучение нового материала – 8 мин.
  5. Самостоятельная работа – 20 мин.
  6. Подведение итогов. Рефлексия – 10 мин.
  7. Домашнее задание.

Ход урока:

Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

Н. В. Гоголь.

I. Вхождение в урок. Чтение стихотворения А. Яшина “Родные слова”.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

  • О чем грустит поэт?
  • Можете ли вы, ребята, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов?
  • Почему поэт вводит данные слова в стихотворение?
  • Как он относится к непонятным для вас словам?
  • Зачем нужно сохранять “милые с детства слова”?

(На эти и другие вопросы, возникшие в ходе чтения стихотворения, ответы в течение урока).

II. Инсценирование диалога. (Индивидуальное домашнее задание).

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Люба?

– По батожья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы!

– По что?

– Ну, по петушки!

– По что, по что?!

– По стебни.

– Не понимаю, бабушка!

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща.

– Чего принести, бабушка?

– Бураков.

– А это что такое?

– Ну, у нас так свёклу называют.

Вопросы:

  • Почему внук не понял бабушку?
  • Назовите общеупотребительные слова (Записать слова: щавЕль, свёкла).
  • Какие слова использует бабушка? (Записать на доске и в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни, бурак).
  • Встречали ли вы в речи, в художественной литературе эти слова?
  • Можете ли сказать, как называются они?

(Ответы учащихся: “ старинные слова, устаревшие, старорусские, немодные, так говорят в деревне…”.)

III. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

- А вот сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с такими словами поближе. Записываем тему урока: «Диалектные слова».

– Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры. (На доске записать)

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные, или диалектные слова, понятные жителям определенной территории.

Запись слов: диалектизмы,диалекты, местное наречие, говор.

А теперь, ребята, обратимся к учебнику. Отк4рываем стр.108. Давайте прочитаем определение.

Итак, в учебнике не дано точного четкого определения что же такое диалектные слова. Мы с вами сейчас сами выделим ключевые слова и вычленим правило.

2. Работа с таблицей (наблюдение).

Общеупотребительные слова

Диалектные слова

северные

южные

1.Свёкла.

2.Говорить.

3.Красивый.

4.Жердь.

5.Дом.

6.Слабый.

Свёкла

Баить.

Баской.

Слега.

Изба.

Слабый.

Туес.

Кулига.

Бурак.

Гутарить.

Личманистый.

Вага.

Хата.

Кволый.

ФИЗМИНУТКА

Для того, чтобы потренироваться в нахождении диалектных слов, обратимся к словарю Ожегова и поработаем в группах.

IV.Самостоятельная работа в группах.

С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

Задание: найти в словаре диалектные слова, обратив внимание на помету.

1, 2 группа – Б Бирюк, Бахилы

3, 4 группа – К Колча Косуля

(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)

Какая помета показывает, что данное слово диалектное? (ОБЛ.)

Учитель:

– Многие из вас, ребята, любят что-то собирать, коллекционировать: марки, открытки, книги, видеокассеты, диски … А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собирают слова? А вот Аня нам сейчас и поведает об одном из таких коллекционеров слов! А вы открываете упр. … стр. …и следите, вдруг, Аня что-то пропустит.

V. Рассказ учащегося о В. И. Дале (подготовленное задание).

VI. Чтение стихотворения С. Я. Маршака “Словарь”.

Учитель:

- Ребята, а кто-нибудь из вас догадался, для чего я попросила Карину рассказать это стихотворение?

  • О каком таком чудесном словаре говорится в стихотворении?
  • Хочется ли вам познакомиться с ним поближе?
  • (Показать учащимся 4х томный Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.)

VII. Самостоятельная работа в группах (исследование).

Учитель:

Если диалектные слова не входят в состав литературного языка, если это слова необщеупотребительной лексики, с какой же целью они употребляются в художественной литературе?

1 группа

Пахнет рыхлыми дрочёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

2 группа

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц.

3 группа

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

4 группа

Кто ловит пиявок
На лаве, где мамка колотит белье,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведёрко кваску…

Н.А.Некрасов.

(Каждая группа работает со словарём В. И. Даля, выписывая диалектные слова и объясняя их значение. В целях экономии времени урока и удобства учащихся учитель до урока делает закладки в словаре, отмечая буквы Б, Д, З, К, Л, М, П, У.)

VIII. Проверка работы.

Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, приводит примеры диалектных слов, объясняя их значение.

Дрочёна – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами.

Дёжка – деревянная кадка, в которой месят тесто.

Заслонка – печная дверца в виде железного листа с ручкой.

Пожня – луг во время сенокоса.

Паз – узкая щель между кирпичами и досками.

Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Попелица – попел, пепел.

Махотка – крынка, горшок. 

Лава – пешеходный мостик через речку; топкое место.

Ухват – род железных вил, с помощью которых ставят и вынимают из печи горшки.

Учащиеся:

Диалектные слова дают возможность писателям правдивее изобразить действительность, указать на время и место действия.

Диалекты могут раскрыть характеры героев, их речь.

В литературный язык из диалектов вошли такие слова, как филин, ухват, заслонка, туес и другие.

Учитель:

Однако неумеренное и нередко немотивированное использование диалектных слов в речи засоряет язык и снижает художественную ценность произведения. Писатель должен отобрать наиболее четкие, простые и ясные слова.

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, включаются в толковые словари русского языка с пометой обл. (областное).

X. Рефлексия.

Учитель: – Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворение А. Яшина “Родные слова” (листочки с напечатанным текстом на столах в каждой группе). Попробуем с вами ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока.

  • Какую тайну языка вы открыли для себя? (Работа с эпиграфом).
  • Как вам это удалось?
  • Какое диалектное слово вам понравилось больше всего? Почему?
  • Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем это нужно?

XI. Домашнее задание. Мини – сочинение. (Выбор).

  1. Загадка слова (например, шаньга, шуга).
  2. Составь кроссворд по теме урока.

XI. Заключительное слово учителя.

Для чего же сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что – нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины(старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках.

Для науки представляет определенную ценность каждое слово, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является только принадлежностью какого – либо местного говора, потому что оно появилось в речи народа для того, чтобы им обозначить, назвать предмет, признак, действие, отношения между людьми. Потерять диалектные слова – это значит потерять для истории нашего народа, истории его духовной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи.

XII. Оценивание.

Сегодня на уроке я оцениваю самых активных ребят. И поставлю им  заслуженные оценки.

Всем, спасибо, урок окончен, до свидания.

А. Яшин “Родные слова”.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

А. Яшин “Родные слова”.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

А. Яшин “Родные слова”.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

А. Яшин “Родные слова”.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

А. Яшин “Родные слова”.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

1 группа

Пахнет рыхлыми дрочёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

2 группа

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц.

3 группа

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

4 группа

Кто ловит пиявок
На лаве, где мамка колотит белье,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведёрко кваску…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения на основе авторской Программ...

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)

Настоящая программа  составлена  на основе   программы по русскому языку 5-9 классы к УМК под редакцией  М.М. Разумовской (М., Дрофа, 2013г.)...

Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5-м классе по учебнику М.М.Разумовской, В.И.Капинос и др.

Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе по учебнику  М.М.Разумовской, В.А.Капинос и др....

Рабочая программа по русскому языку для 8-го класса по программе М.Разумовской

Каждый учитель стремится создать рабочую программу в соответствии с требованиями .Федерального стандарта .В данной программе имеются все необходимые разделы....

Рабочая программа по русскому языку в 6 б классе по программе М.М.Разумовской

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе. 7 часов...

Урок русского языка по теме "Заметка в газету" (Программа М. М. Разумовской)

Урок развития речи. Подготовка к сочинению в жанре заметки...