Развитие творческих способностей учащихся 5-9 классов через исследовательский поиск на уроках русского языка
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

 

О перспективности дальнейшего использования  развития творческих способностей учащихся через исследовательский поиск с целью достижения более высокого уровня качества знаний учащихся, повышения познавательной активности учащихся при изучении русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность данного опыта заключается в том, что в   настоящее время сложились условия, когда  востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), от знания приемов речевого воздействия, убеждения. В связи с этим актуален выбор эффективных технологий, способствующих развитию  познавательной активности обучающихся на уроках русского языка. 

Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые  препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память. Очень важно учителю развивать интерес у своих учеников к познанию и творчеству. Творческий человек, как правило, более успешен во всем, от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

Конкретным научным и практическим вкладом в решение этой проблемы является создание условий творческого развития личности. Это обстоятельство и обуславливает выбор темы данного исследования.

Наряду с этим обнаруживаются противоречия :

- -между традиционной методикой преподавания  русского языка и литературы и современными требованиями к процессу обучения;

-между недостаточным уровнем разработанности данной проблемы в условиях школы и необходимостью создания программы на этой основе;

-между однотипным построением уроков отдельными учителями, предпочитающими сообщать знания в готовом виде, и современными требованиями к систематическому развитию творческого потенциала каждого ученика;

- между преобладанием фронтальных и групповых форм работы в практике отдельных учителей русского языка и литературы и возможностями индивидуального и дифференцированного подхода обучению на современном этапе.

Диапазон опыта включает в себя авторскую систему работы на уроках русского языка по развитию творческой самореализации через исследовательский поиск.

 Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития творческих способностей обучающихся через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы.

Теоретическая база опыта. Методологической основой исследования является диалектика как метод познания; фундаментальные психолого-педагогические исследования о развитии творческого мышления и периодизации психического развития; исследования в области гуманизации учебно-воспитательного процесса, педагогики сотрудничества, непрерывного творческого образования; философское положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности ребенка; исследования в области законов развития различных систем.  

Базисной дидактической теорией для данного исследования явилась теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на формирование интеллекта ребенка, на развитие основ творческой личности. В области методологии и методики проведения исследования за основу взяты работы Г.С.Альтшуллера, Н.Е.Вераксы, Л.С.Выготского, М.С.Гафитулина, Л.А.Григорович, В.В.Давыдова, О.М.Дьяченко, М.М.Зиновкиной, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, Н.Н.Поддъякова, Е.Е.Сапоговой, Н.Ф.Талызиной и других.

         В процессе работы над опытом были использованы следующие методы исследования: изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение передового педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса; анализ имеющихся программ воспитания и обучения дошкольников; педагогический эксперимент: формирующий и контрольные этапы; методы, направленные на выявление реального уровня развития детей и фиксацию результатов, достигнутых после формирования выделенных компонентов; педагогическое наблюдение, тестирование и изучение продуктов детского творчества; интервьюирование педагогов и родителей; статистические методы обработки материалов; педагогическая коррекция.

  Новизна опыта состоит в  разработке методов и приёмов, направленных на развитие  творческого потенциала путём внедрения активных форм обучения и воспитания, а именно:

• постоянно направлять учебный процесс на общее развитие школьников;

• замечать любые творческие проявления учеников;

• осуществлять пути познания мира «от конкретного к абстрактному»

• уделять достаточно внимания внутреннему миру ребенка, предоставлять ему возможность

проявления индивидуальности, накопления личностного опыта, развития интересов и склонностей;

• создавать условия для развития творческих способностей.

 

Технология опыта

 Цель опыта: обеспечение позитивной динамики развития творческих способностей учащихся 5-9 классов  через исследовательский поиск на уроках русского языка.

Задачи:

1. изучить сущность творческого потенциала, его развития;

2. выявить особенности творческого потенциала школьника;

3. повысить качество обучения, развивая исследовательские навыки учащихся ;

4.использовать различные приёмы и методы обучения русскому языку и литературе, способствующие развитию творческого потенциала школьников;

5.научить учащихся думать, развивать их мысль, творческую инициативу, самостоятельность;

6.вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность и обучить необходимым умениям и навыкам;

7. развить творческую среду для выявления творчески одаренных ребят.

  Формы, методы и средства работы

Выбор методов определяется поставленными целями и задачами: рассказ, объяснение, беседа. Очень важным является метод самостоятельного добывания знаний, что актуально в наше время. Учащиеся часто пользуются методом самостоятельного наблюдения. Для проверки знаний учащихся учитель применяет метод устного опроса, тестирования.

Использует  различные организационные формы обучения: индивидуальную, групповую, парную, фронтальную, дифференцированную. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательных интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.

Чтобы увлечь детей,  приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, автор начинает с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, перейти  к более серьезным формам. Учитель уверен, что после этого удовольствие будет доставлять сам процесс познания.

Наиболее часто применяет в практике работы такие формы ведения урока, как урок-исследование, урок – игра, которые  имеют ряд особенностей, применяет элементы технологии развития критического мышления.  Все это позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонёк пытливости и любознательности, что облегчает процесс усвоения знаний.

С целью повышения активизации мыслительной деятельности включает  элементы новых педагогических технологий (дифференцированный подход, личностно-ориентированное обучение, информационно-компьютерные технологии). Старается ввести в урок элементы проблемности, занимательности, новизны; осуществляет оптимальный отбор приемов, методов и средств обучения, создает условия для реализации творческих возможностей учащихся. Методы учебно-воспитательного процесса в сочетании с формами помогают достигать намеченной цели.

Средства достижения цели. «Включение» ученика в процесс добывания знаний автор опыта начинает с 5 класса.   Старается, чтобы ребята самостоятельно выводили правила (эта работа заложена в параграфах учебника – материал для наблюдений). При изучении фонетики и знакомстве с орфоэпическим словарем, предлагает учащимся составить словарик типичных орфоэпических ошибок учеников школы и, приобщив к работе родителей, словарик типичных орфоэпических ошибок жителей города. Дети активно берутся за это и проводят анкетирование, сбор материалов, составляют словарь. Итог работы – выступление на уроке, защита исследовательского проекта и выпуск газеты. Как правило, такая  работа имеет продолжение: ребята начинают собирать не только орфоэпические ошибки и не только у учащихся своей школы.

  Словарная работа на уроке тоже превращается в мини-исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас,  приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству. Провожу уроки -исследования. Были проведены  уроки-исследования в 8 классе  по темам: «Главные члены предложения», «Односоставные и двусоставные предложения», в 5 классе - «Синонимы» (Приложение1), в 6 классе - «Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов» (Приложение 2),  урок закрепление по теме «Лексика»(«Словари- наши помощники»)(Приложение 3).  

Автор активно использует в работе технологию развития критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания  в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

- активизация познавательной деятельности;

- осмысление материала через активное чтение и слушание;

- через размышление и анализ к творческой интерпретации.

     Данную технологию учитель использует при работе с текстом на уроках русского языка и литературы, при подготовке учащихся к ЕГЭ. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно-творческие способности.

     Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что усвоили с практическим опытом,  сравнивают полученные знания с другими работами в данной области и других сферах знания. Кроме того, учащиеся должны научиться, а педагоги должны помочь им в этом подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Используя элементы технологии критического мышления, автор опыта провела открытые уроки по следующим темам: «Сочинению-рассуждению о природе родного края» (9 класс), "Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов" (6 класс).

Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют групповые формы работы. Эта форма работы с учащимися давно вошла в школьную жизнь. Каковы же дидактические  условия, с учетом которых должна строиться эта форма обучения?

        Эти условия описаны в работе эстонского ученого Х.И. Лийметса «Групповая работа на уроке», И.М. Чередова «Система форм организации обучения в общеобразовательной школе», В. Дьяченко «Коллективный способ деятельности». Эти условия следующие:

Принципы групповой работы.

  1. Особенности организации.
  •  Класс разбивается на несколько групп – от 3 до 6 человек;
  • внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
  1. Требование к учебному материалу.
  • Задания должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подгруппы;
  • задание должно быть достаточно трудным и желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.
  1. Комплектование групп.

     При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.  

Считается, что группы из 5 человек является самой оптимальной. При определении количественного состава  группы важно помнить: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно – и результативность.

     IV.      Функции учителя.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Его действия должны сводится к следующему:

Объяснение цели предстоящей работы;

  • Разбивка учащихся на группы;
  • Раздача заданий для групп;
  • Контроль за ходом групповой работы;
  • Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • После отсчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращая внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

При закреплении лексических знаний и умений можно использовать методы групповой работы. Например, подготовительная работа к написанию изложения может включать задания поискового характера, ценность которых в данном случае в том, что учащиеся анализируют лексические явления, взятые в определенном контексте; это создает условия для поисковой деятельности, близкие к жизненно-речевой практике, живому процессу речевого общения. (Приложение 3)

   В заключении нужно сказать, что не все темы программы возможно и нужно изучать в группах. Однако  внутри каждой большой темы такая форма урока может быть использована. Учащиеся такую форму работы приняли и для некоторых тем предлагают ее сами. Групповая форма работы, конечно, не является универсальной, но плодотворность ее на современном уроке очень эффективна и дает свои положительные результаты.

Что же дает использование групповой работы на уроке?

     Организуя групповую работу систематически, автор опыта имеет возможность видеть ее результаты и на каждом уроке, и, как говорят, на расстоянии. Слова «учись учиться» приобретают для школьников конкретный смысл, когда они добывают знания совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс  познания и ответственен за качество знаний не только перед собой, но и перед небольшим коллективом (группой), где он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя и поднимает его авторитет, если эта задача успешно решена. А чаще всего она бывает решена,

потому что в случае затруднения на помощь придет ученик – консультант или вся группа. Учащиеся активны и при решении общей проблемы, поставленной перед группой, то есть, на таких уроках работают все

     Работа в группах дает возможность личности раскрыться в ее отношениях с коллективом. Наблюдая за старшеклассниками, видишь, как внимательно обдумав поставленную проблему, они начинают обсуждение, приходят на помощь тому, кто встретился с трудностями. Им далеко не безразличны успехи товарища и всего коллектива: ведь предстоит отчитаться перед классом, а учитель оценит работу не только отвечающих, но и групп.

  Растут и возможности учителя: на таких  уроках он узнает много нового об интересах и способностях учеников, видит сильные и слабые стороны класса и каждого школьника.

     Практика показывает, что групповое обучение можно использовать на уроках всех типов и на всех этапах урока. Особенно важно, чтобы такой урок носил  

творческий характер. Он дает возможность «разговаривать» всем, требует от каждого не только верного осмысленного материала, не только правильной ориентации в художественном тексте, но и хорошей речи.  Это заставляет учеников бережно относиться к слову, учит чувствовать его красоту.

     Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки развития речи. На таких уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

Уроки развития речи способствуют повышению интереса к русскому языку,  развивают творческую активность. Во-первых,  они совершенствуют речь учащихся, во-вторых, отличаются высокой эмоциональностью, в-третьих, организуют ситуацию успеха, результатом которой является творчество детей, а именно, сочинения или изложения с элементами сочинения. Я стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, участником учебного процесса.  

        На начальном этапе обучения ребята писали сочинения по образцу, что не только не давало развивать творчество, а наоборот, сковывало учащихся, мешало проявлению свободы.  

        Постепенно начала учить детей собирать материал  к  сочинению, определять в изучаемом или наблюдаемом материале то, что может быть использовано в будущей творческой работе, развивалось умение фиксировать свои наблюдения и мысли, делать выписки из книг, пользоваться собранным материалом. Если материал был трудным, то предварительно проводилась определенная подготовка. Например, готовясь к сочинениям  по описанию картин, ребята  узнали некоторые искусствоведческие сведения.

       Позже мы отбирали из собранного то, что было  действительно необходимо для раскрытия темы и основной мысли сочинения, группировали собранное по темам, определяли последовательность его использования, связь отдельных частей, т.е. систематизировали. И только после этого использовали образцы интересных школьных сочинений. Привлекался также  иллюстративный материал (могли быть рисунки учащихся).

        Интересным для ребят было задание – «сочинение по началу».  Им нужно было продолжить сочинение по заданной теме «Котенок». Были  еще сочинения-рассуждения  о выборе профессии. После предварительной подготовки к сочинению-рассуждению (собирали и систематизировали материал), мы красочно оформили на альбомных листах лучшие сочинения. Работу  «над профессиями» мы продолжили в 6 классе при изучении темы «Имя существительное», когда изучали орфограмму «Буквы  ч и щ в суффиксах – чик, – щик-». Получив достаточное представление о профессиях , каждый ученик  написал небольшое сочинение о людях той или иной профессии, опираясь еще и на иллюстративный материал. Работали по карточкам с такими  заданиями:                                                            1.Знаешь ли ты профессии?  На рисунке изображены люди разных профессий. Ребята должны перечислить, каких именно, и записать слова с суффиксами  -чик и  - щик-, обозначив орфограмму.

2.О какой профессии идет речь?

                  Наливаю в бак бензин,

                  Завожу пропеллер.

                  В небеса, мотор, вези,

                  Чтобы птицы пели...  

Вопросы:

а) что вы еще знаете об этой профессии?

б) какими чертами характера должны обладать люди, выбирающие профессию летчика?

3. а) При изучении стихотворения Некрасова Н.А. «Железная дорога» дети отвечали на вопросы: «Люди, каких профессий были заняты на строительстве железной дороги? Что можно сказать об их труде? Какой основной мыслью пронизано стихотворение?»

    б) Словарная работа со словарем: подрядчик

           После этой работы ученики писали дома сочинение-миниатюру по заданному началу: «В некотором царстве, в некотором государстве строили замок…»

          И опять же для развития творческих способностей учащиеся не ограничивались только этой темой. Была дана еще общая тема «Если бы не было профессии…», которую ребята конкретизировали сами. Все справились с этим заданием, один ученик необычно построил свое сочинение, показав в нем, что профессия сварщика вполне заменима.

  На следующем этапе была взята узкая тема о снеге. Что такое снег? Снегопад. Однажды зимним днем. В заснеженном царстве. Зимний лес. Некоторые темы брала для того, чтобы шире использовать творческие возможности учащихся, их воображение, ибо выбор уже сам по себе предполагает развитие начального этапа элементов творческой деятельности.

        Перед этим на уроках они рисовали словесную картину зимних месяцев, использовали тексты для игры «Узнай месяц»,  вспоминали загадки,     пословицы и поговорки о природе, о явлениях природы. Например: «Зима лето пугает, да все равно тает. Зимой съел бы грибок, да снег глубок. С осени кисель да блины, а весной  сиди да гляди» и т.д.  Затем ребята сочиняли загадки сами. Сначала они выбирали «объект», хорошо продумывали отбор признаков, находили нужные эпитеты, сравнения. Потом задавали их товарищам на уроке.

       Далее ребята описывали одну из пейзажных картин, представляя, что они увидели её на выставке, а потом должны были рассказать о ней в письме к кому-то или в заметке в стенгазету.    

Затем они попытались написать свою страничку в книгу для    малышей, представив, как катится по белу свету колобок по лесным заснеженным тропинкам… или  «Путешествие снеговика».

      И последний этап – ребята сами писали сочинения о снеге, предварительно выбрав тему. Обдумав свой замысел, и в соответствии с ним готовили материал. Сочинения всегда пишем в двух вариантах ( черновик и собственно сочинение ).

     Традиционно на уроках развития речи четко выделяется основная мысль будущей работы, составляется план, совместно сочиняется вступление и заключение, на доске заранее пишутся слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении. Такая работа важна, она способствует выработке у учащихся знаний, умений и навыков. Но должны быть по развитию речи и уроки – праздники, когда учитель дает свободу творчества.

 Это, например, уроки развития речи с использованием музыки. Например, использует музыку на уроке русского языка по теме «Описание картины П.П. Кончаловского «Сирень».( 5 класс.) Она невелика по объему, но помогает ученикам  понять общее настроение натюрморта, услышать звуки сиреневого сада, активизировать воображение. Таким образом, дети понимают, что об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передает свежесть и великолепие цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой сиреневого сада звуками. «А мы, ребята, - говорит автор, - попытаемся написать обо всем этом словами. Давайте еще раз вместе с художником и композитором «войдем» в просыпающийся сиреневый сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображен на картине Кончаловского».

     Учителю нравится проводить уроки развития речи с использованием произведений декоративно-прикладного искусства, так как народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития школьников.

Игровые упражнения на уроке развивают память учащихся, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные таким словом, чтобы оно давало яркое, образное представление. (Приложение 5)

Использую мини-диктанты с творческими заданиями для игровой работы на уроке, на уроках повторения. К небольшому тексту дается задание: озаглавить текст или объяснить письменно смысл слов, или выписать слова, образованные суффиксальным способом, и так далее. (Приложение 6)                           

Приложение 1

 Урок- исследование «Синонимы» (5 класс)

Тема урока: «Синонимы».

Цель урока: Познакомить учащихся с синонимами. Развивать творческие способности обучающихся через исследовательский поиск.

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей. На доске записаны термины урока: синонимы, синонимический ряд, стержневое слово(доминанта), нейтральная окраска.

2. Повторение изученного материала.

2.1. Синтаксическая/фонетическая пятиминутка. Записать предложение, найти грамматическую основу, составить схему предложения. Записать транскрипцию слова «сучьев». Найти метафору в предложении:

Мороз выжал влажность из древесных сучьев, и кусты опушились блестящим инеем.

2.2. Устная работа по орфоэпии.

Поставьте правильно ударение в словах:

Портфель, свекла, шофер, звонить, процент, начать, договор, средства, красивее.

3. Стадия вызова. Групповая работа.

3.1. Дети заполняют первый и второй столбцы таблицы.

4. Стадия осмысления. Заполнение третьего столбца таблицы. В процессе работы над групповым заданием и последующей беседы отвечают на поставленные вопросы о синонимах, синонимическом ряде, стержневом слове с нейтральной окраской.

5. Стадия рефлексии. Дальнейшее целеполагание.

5.1. Заполняется четвертая графа таблицы, куда вносятся названия словарей и страницы учебника.

5.2. Выполняются упражнения индивидуальные(выбор синонимов) с самопроверкой по тексту повести «Муму» И, С. Тургенева (учебник литературы5 класс, Самопроверка.)  5.3.Задание по подбору синонимов к прилагательным, обозначающим цвет.

5.4.Выстроить синонимический ряд по возрастанию признака Укажите стержневое слово с нейтральной окраской.

-Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.

-Страшиться, трепетать, ужасаться ,робеть, бояться, опасаться.

-Холод, стужа, мороз.

6. Домашнее задание. Учить &68, составить синонимический ряд для прилагательных (3-4) со Словарем синонимов.

7. Итог урока.

Приложение №2

Тема: "Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов" (6 класс)

Цели:

1. обучающая – расширение темы ―Словообразование, знакомство со

словообразованием прилагательных с помощью суффиксов;

2. развивающая – совершенствовать умение находить в тексте

прилагательные, а в прилагательных суффиксы; формировать

умение описывать предмет, качества людей, пользуясь

прилагательными с разными суффиксами; совершенствовать

умение анализировать готовый текст через понятия стиль, тема,

тип, основная мысль; работать над расширением словарного запаса.

3. воспитательная – воспитывать внимательное отношение к слову,

вызывать интерес к русскому языку, воспитывать бережное

отношение к окружающему.

Оборудование: таблица, тексты.

Ход урока

I. Мотивационный этап урока

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно

опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем

снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная

ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они

обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг

другу ―Доброе утро!

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний

день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили

сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Сообщение темы и задач урока.

Посмотрите на этот лист, что на нем написано? (Морфемы)

Как называются эти морфемы? (Приставки, суффиксы)

В русском языке существуют только эти морфемы, или есть

другие? (Есть другие)

Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и

суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в

словообразовании)

А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)

Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над

образованием прилагательных)

Итак, тема нашего урока ―Словообразование имен прилагательных с

помощью суффиксов.

Сегодня на уроке мы будем рассматривать образование прилагательных с

помощью суффиксов, работать над использованием прилагательных с

разными суффиксами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему.

III. Работа с текстом. (I абзац)

(Смотри приложение)

Перед вами лежит текст, работаем с ним, будьте внимательны.

Чтение текста учителем.

Какова его тема? (Зима в лесу, зимний лес)

К какому типу речи он относится? (Описание)

Определите его стиль, докажите правильность своего ответа. (Это

художественный стиль, т.к. есть эпитеты и олицетворения)

Давайте выпишем словосочетания, где прилагательные выступают

в роли эпитетов и олицетворений.

Бархатная кайма, серебряный ковер, сказочные существа; задумчивый

лес, молчаливые сугробы.

Наличие какой части речи подсказало вам, что это текст – описание,

написанный в художественном стиле? (Прилагательные)

Какова роль прилагательных в нашей речи? (Украшают, делают

нашу речь образной, выразительной, яркой)

Существуют слова, которые обогащают русский язык, делают нашу

речь более точной, яркой и разнообразной, помогают избегать

повторов. Что это за слова? (Синонимы)

Подберите синонимы к следующим словам из текста (Устно).

Сказочный – волшебный, удивительный, поразительный,

восхитительный, загадочный, чудесный, прекрасный.

Задумчивый – печальный, грустный.

Счастливый – веселый, радостный.

Итог. Русский язык богат и щедр, и мы должны научиться пользоваться

его богатством: употреблять в своей речи прилагательные, синонимы и

другие слова и обороты, для того чтобы наша речь стала грамотной и

красивой.

Учитель прикрепляет лист

IV. Новая тема.  

- На доске написаны 3 прилагательных из текста, покажите, как

образуются прилагательные.  

А сейчас выпишите из текста 3 прилагательных с разными

суффиксами (не повторяя те, что на доске), покажите их

образование.

Итак, сделайте вывод об образовании прилагательных

 (Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью

суффиксов)  

Учитель прикрепляет лист  

Слова с какими суффиксами нам не встретились в тексте (работа по

таблице ―Суффиксы имен прилагательных)

ев -, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-.

Учитель прикрепляет лист  

V. Здоровьесберегающая пауза.

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно.

А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.

VI. Работа с текстом ( II - III абзац)

(Смотри приложение)

Продолжаем работать с текстом.

Обратимся ко II – III абзацам нашего текста. Что вас заинтересовало

в нем. Что в нем необычного? (Существа)

Что за существа живут в этом лесу? (Человечек, медвежонок,

зайчонок)

Объясните правописание суффиксов в этих словах ( -ек-, -онок-).

Давайте представим их себе. Что поможет нам увидеть

необычность этих существ? (Прилагательные)

Выберите одно из существ и подберите к нему прилагательные с

разными суффиксами.

Три девочки работают индивидуально.

Проверка. Фронтальный опрос с выделением суффиксов.

А теперь давайте послушаем девочек. Им нужно было описать одно

из существ, составив текст из 3-4 предложений.

-У девочек получились яркие, красочные, загадочные описания. Что

помогло им в этом? (Прилагательные с разными суффиксами )

Молодцы! Оценки.

VII. Домашнее задание.

Дома вам нужно будет написать небольшое сочинение-миниатюру (из 5-6

предложений) на одну из тем: ―Зимнее дерево, ―Зимняя ветка,

―Снежный сугроб, ―Зимнее утро, ―Узор на стекле.

Чтобы ваше сочинение получилось красивым и ярким, вам нужно

использовать прилагательные с разными суффиксами.

VIII. Работа с текстом.

Внимание! Вслушайтесь в текст.

Хозяйка зимнего леса, госпожа Вьюга, приглашает нас на вальс, и перед

глазами проносятся люди, дома, машины, деревья. На белом фоне

отчетливо вырисовываются унылые, хмурые лица взрослых и счастливые,

улыбающиеся мордашки мальчишек и девчонок.

Скажите, какова основная мысль этого текста? (Красота, величие,

радость, а мы видим разных людей)

Какой художественный прием использовал автор для того, чтобы

раскрыть эту мысль? (Противопоставление, антитеза)

Вспомните, как в русском языке называются слова,

противоположные по значению? (Антонимы)

Назовите их. (хмурые, унылые – счастливые, улыбающиеся)

Да, люди бывают разными: хмурыми и счастливыми, а еще

добрыми и злыми.

Давайте представим себе добрых и злых людей, какие они, по-

вашему. В одну колонку напишите прилагательные, которые

характеризуют доброго человека, а в другую – злого. Выделите

суффиксы в этих словах.

Добрый                                                                                         Злой

Внимательный                                                                         бессердечный

отзывчивый                                                                            безжалостный

заботливый                                                                           сердитый

душевный                                                                              мрачный

дружелюбный                                                                     безразличный

сердечный                                                                           равнодушный

сострадательный                                                           беззаботный

доброжелательный

ласковый

нежный

При проверке учитель открывает доску, на которой уже записаны эти

слова, Дети читают свои слова, проговаривая суффиксы, а учитель

фиксирует все на доске.

IX. Валеологическая минутка.

Много было названо добрых чувств: доброжелательность, сострадание,

душевность, испытывая которые мы чувствуем радость.

Ведь ―нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал

людям хоть каплю добра.

Но есть чувства, разрушающие наше здоровье.

Ученик-валеолог:

Помните – ты злой, у тебя будет всегда болеть кишечник; много плачешь,

будут болеть почки; беспокойный, позволяешь себе неразумные выходки,

будет болеть желудок, разрушится защитное поле, которое оберегает тебя

от простуды.

- А какому человеку не страшны никакие болезни?

Да, веселому, улыбающемуся. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. И

на душе стало радостно и светло.

X. Творческая работа.

Но рядом с радостью идет печаль, и она заглянула к нам. Пропал

ваш друг (щенок или котенок). Чтобы его найти, надо дать

объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы

по этим приметам он обязательно нашелся.

Фронтальный опрос ( 2-3 человека).

Примерное объявление. Пропал щенок рыжеватого окраса. У него умные

черненькие глазки-бусинки, длинные пушистые ушки, коротенький

хвост. Щенок очень ласковый, дружелюбный, веселый и забавный.

Откликается на кличку Пушок. Мы очень скучаем по нему.

- Наш друг обязательно найдется. Но лучше, если наши друзья будут

всегда рядом с нами.

XI. Подведение итогов. Оценочная деятельность.

- Работая на уроке, получая новые знания, мы поднялись еще на одну

вершину. По каким ступеням мы поднимались вверх. (Ответы учащихся с

опорой на вывешенные в течение урока таблички.)

1. Роль прилагательных

Прилагательные нам нужны для того, чтобы наша речь стала яркой,

выразительной красивой;

дать характеристику людям и животным;

отличать один предмет от другого;

точнее выразить свою мысль.

2. Образование прилагательных

Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью

суффиксов.

3. Суффиксы прилагательных

ев -, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-, -н-, -

тель-, -ив-, -к- и т.д.

XII. Рефлексия

Ребята, вы любите стихи?

Иногда поэзия помогает нам выразить свои чувства, настроение.

Вслушайтесь в строки из стихотворений русских поэтов.

Два ученика читают стихотворения.

1. Все в мире сейчас загадочно,

Все будто летит куда-то,

Метельно, красиво, сказочно…

А сказкам я верю свято.

2. Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

Какое настроение вызывают первые строки? (Грусть). У кого

сейчас такое настроение?

Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали второе

четверостишие? (Радость, загадочность). А у кого такое

настроение?

Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было

приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.

Приложение 3         
Текст

… Это случилось под Севастополем. Выжженную солнцем крымскую землю рвали снаряды. Двадцать одного раненого вынесла в тот раз с передовой  Маша Лесовая. Разыскав в неразберихе боя автомашину¸ она повезла раненых в госпиталь. Но случилось непредвиденное. Фашисты обстреляли автомашину и смертельно ранили шофера.Выглянув из кузова, Маша увидела, как, пригибаясь низко к земле, бежит наперерез дюжина автоматчиков.

Поймав в прорезь прицела ближайшего фашиста, девушка нажала спусковой крючок. На мушке второй,  третий. Четверых  успела сразить Лесовая. Прежде чем гитлеровцы засекли место, откуда она ведет огонь. Но Мария успела сменить позицию, и фашисты расстреляли из автоматов санитарную сумку, оставленную у камня.

Перезарядив автомат, девушки вновь открыла огонь. Взбешенные упорством единственного советского бойца, фашисты бросились в атаку.

Гитлеровцы были рядом. Маша метнула в набегавших врагов одну за другой три гранаты. В глазах потемнело от боли, успела подумать:  «Близко бросила»… Очнулась от того, что кто-то пытался перевернуть на спину. Это был раненый сержант Иванов, единственный, кто был способен ходить.

Она перевязала себе голову, нашла силы собрать оружие убитых фашистов, награды, документы. Потом, опираясь на автомат, пошатываясь от потери крови, пошла к машине.

- Сестричка, родная, спасибо! – повторял кто-то из машины.

Впоследствии врачи так и не могли понять, как она завела машину, как вела ее по разбитой фронтовой дороге. Притормозив у госпиталя, Маша без сознания упала на баранку.

( по Г. Кожемякину).

  1. Как вы понимаете такое предложение: Выжженную солнцем крымскую землю рвали снаряды? В каком значении употреблен глагол «рвали» в этом предложении? Какими синонимами его можно заменить? (рвать=разрывать, раздирать, терзать).
  2. Как объяснить значение глагола поймать в следующем выражении: Поймав в прорезь прицела ближайшего фашиста…? В прямом или переносном значении выражена мысль в предложении: На мушке второй, третий? Докажите.  
  3. К общеупотребительным словам, профессиональной лексике или диалектным словам относятся следующие слова: прицел, (спусковой) крючок, баранка. Чем объясняется их использование в тексте?
  4. В каком значении употреблено слово сестричка в предложении: Сестричка, родная, спасибо! – повторял кто-то из машины? Раскройте возможные значения этого слова. Найдите в тексте заимствованные слова.

Приложение  4        

Фрагмент урока развития речи в 8 классе. Описание памятника архитектуры. Храм Василия Блаженного

Чем это храм отличается от других, виденных вами?

Почему его называют восьмым чудом света?

Как он называется и почему?

Чем он привлекает людей?

Что в нём необычного?

История создания

►   Покровский собор был построен в 1555-60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

►   Существует несколько версий о создателях собора.

►   По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев и Барма.

►   По другой версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества.

►   Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.

►   Назван он в честь блаженного Василия, которые похоронен в приделе храма

Словарная работа.

Зодчий - строитель, архитектор (специалист в области архитектуры).

Архитектура - искусство проектировать и возводить здания и сооружения.

Юродивый, блаженный - у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.

Храм - здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Собор -главная или большая церковь в городе, в монастыре.

Столп -башня, колонна.

Подклеть - нижний ярус в церкви.

Придел - пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада.

Структура храма

►   Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Части храма

Рассмотрим каждую деталь отдельно.

Купола

►   Чем интересны купола этого собора?

►   Запишите материалы (словосочетания)

►   Разные, разного размера и разной формы, окрашенные в разные цвета

►   На что похожи эти купола?

►   На распускающийся бутон, на боевую булаву

Основной столп

►   Чем украшен восьмигранный шатёр?

►   Ярусами кокошников

►   Попробуйте его описать

►   Венец шатра - золочёная луковка

►   Составьте предложение про эту часть храма

►   Основной шатёр венчает золочёная луковка

Барабаны

►   Барабан - это основание купола

►   Все они по-разному декорированы

►   Чем они декорированы?

►   Стрельчатыми окнами, треугольным орнаментом, ромбами, некоторые барабаны покоятся на ярусных закомарах

Крыльцо

►   В храм ведут два входа.

►   Попробуйте описать крыльцо

►   Чем оно декорировано?

►   Расписными изразцами, цветочным орнаментом

►   В какой цветовой гамме выполнено?

►   выполнен в бело-красной цветовой гамме

Колокольня

►   Позже была пристроена шатровая колокольня

►   Опишите её в нескольких предложениях

►   Четырёхгранное основание колокольни венчает восьмигранный шатёр. Он покоится на сводчатых  арках, сквозь которые мы видим колокола. Шатёр колокольни украшен тремя рядами декоративных окошек, которые, словно глазки, взирают на красоту Площади.

Составим план

►   О чём вы напишете во вступлении?

►   О чём вы напишите в заключении?

►   Озаглавьте 1 и 3 пункты плана

►   Как озаглавить основную часть? Основная часть должна отражать идею работы

►   Какие подпункты мы выделим в описании храма? Что можно описать?

►   Расставьте подпункты в логической последовательности

Проверь себя

Храм Василия Блаженного и история его создания

Когда и в честь чего построен

Легендарные зодчие Барма и Постник

Название храма в честь Василия Блаженного

Покровский собор - украшение Красной площади

Необычная композиция - комплекс из девяти храмов

Основной храм - храм Покрова Богородицы - шатровая церковь, венчанная луковичным куполом

Разноцветье куполов

Сложность и декоративность орнамента

Крытая галерея и сводчатые переходы

Ажурное крыльцо

Покровский собор в Москве - восьмое чудо света

В заключении

«Как всегда неожиданно, на распутье вырастает Блаженный. Он родился белокирпичным, но век спустя расцвёл, как гигантский репей, и до сих пор сводит с ума своим языческим, каким-то доразумным великолепием»

Это произведение Бармы и Постника воплощает торжество радости. Они понимали красоту как праздничного узорочья и богатства форм.

Приложение 5

Дидактические игры- упражнения

  1. Игра «Переводчик».

Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1. Доктор прописал пациенту инъекции.2. Разъяренная вьюга замела тропинки.  3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

1.При проверке было выявлено  немало дефектов. 2.Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны.4. Все работали с энтузиазмом.5. Мы гордимся нашим голкипером.6. В газете появилась информация о футбольном матче.7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими?

1.Горят румянцем свежие ланиты. 2.Старец нахмурил чело.3.Построен град великий над Невой.

8. Игра «Корректор».

Найди ошибку в выборе слова.

1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.

4) В центре города построен памятник герою.

Кто   быстрее   и   точнее   отредактирует заметки?

1) В  первой  четверти  работа  нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.

2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил   о  его  жизни,   а  потом   стал   говорить о созданных ученым гибридах.

Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

1) Западня — квартира с окнами на запад.

2) Гривенник — юноша с модной гривой.

3) Маховик — регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик — браконьер.

Найди лишнее слово.

1).Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.

Приложение 6

Варианты творческих диктантов по теме «Имя числительное»
Задание. Прочитайте текст. Отгадайте, из какого художественного произведения взят данный отрывок. Запишите его, дополняя началом и концовкой так, чтобы было понятно, о чем идет речь. Цифры пишите словами. Все числительные подчеркните.

№ 1

– Но раз ты такой лакомка, такой обж..._ра, лучше всего будет по-братски поделить остатки. У тебя еще есть к_нфеты?

Малыш пошарил в карманах.

– Вот, 3 штуки. – И он вытащил 2 засахаренных орешка и 1 л_денец.

– 3 пополам не делится, это знают даже малые дети. – И, быстро схватив с ладони Малыша л_денец, прогл_тил его, а потом с жадностью посм_трел на оставшиеся 2 орешка: 1 из них был чуточку больше другого.

– Вот, теперь можно делить. Я не только в меру упитанный и в самом ра_цвете сил, но еще и очень милый и очень скромный, поэтому я разрешаю тебе взять первому. Но помни: кто берет первым, всегда должен брать то, что поменьше.

№ 2Я опустился на колени. На полу, возле капитана, лежал крохотный бумажный круж_к, ч_рный с одной стороны. Я не сомн_вался, что это и есть ч_рная метка. Я схватил ее и замет_л, что на другой стороне написано красивым, ч_тким поч_рком: «Даем тебе срок до 10 вечера». И в это же мгновение наши стари_ые часы стали бить. Этот внезапный звук заставил нас вздрогнуть. Но он обрадовал нас, так как пробило только 6.

– Ищи ключ, – сказала мама.

Я обшарил карманы капитана один за другим. 12 мелких монеток, 1 наперсток, нитки и толстая игла, нож с кривой ручкой, огниво – вот и все, что я наш_л.

№ 3

2 или 3 молодых человека полюбопытствовали посм_треть, каков я, когда сплю; они взобрались на пово_ку и т_хонько подкрались к моему л_цу. Тут один из них,  гвардейский офицер, засунул мне в левую н_здрю острие своей пики; оно защ_котало, как солом_нка, и я громко чихнул. Испуганные храбрецы мгнове_о скрылись, и только через 3 недели я узнал причину моего внезапного пробуждения. Весь остаток дня мы провели в дорог_; ночью распол_жились на отдых, и подле меня было поставлено на страже по 500 гвардейцев с об_их сторон. С восходом со_нца мы снова трогались в путь...

Когда мы находились в 200 ярдах от городских ворот, навстречу нам вышли император и весь его двор. Высшие сановники решительно воспр_тивились намерению его величества подняться на мое тело, боясь подвергнуть опас_ности его особу.

№ 4

В один сундук я сл_жил все с_естные пр_пасы: 4 меш_чка риса, мешок сухарей, 3 круга голлан_ского сыру, 5 кусков вяленой к_злятины, служившей нам на корабле главной м_сной пищ_й. Кроме того, я наш_л несколько ящиков вина и до 6 галлонов рисовой водки, пр_надлежавших нашему капитану.

В каюте я наш_л 2 хороших охотнич_их руж_я, 2 пистолета, которые я ул_жил на плоту вместе с пороховниц_й, меш_чком дроби и 2 старыми, заржавленными шпагами. Я знал, что на к_рабле было 3 б_чонка с порохом, но не знал, где они хр_нятся. Однако после тщательных поисков все 3 б_чонка нашлись. Один ок_зался подмоченным, а 2 были сухи_...

После осмотра острова, возвр_щаясь в свою пещеру, я подстр_лил одну птицу. Я думаю, это был первый выстрел, раздавшийся в этих диких м_стах. Не успел я

выстр_лить, как над лесом взвились тысячи птиц. Каждая кр_чала на свой лад, но ни один из этих криков не пох_дил на крики знакомых мне птиц.

Тексты взяты из следующих произведений:

А.Линдгрен «Три повести о малыше и Карлсоне»;

Р.Стивенсон « Остров сокровищ»;

Д.Свифт «Путешествие Гулливера»:

Д.Дефо «Робинзон Крузо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.

Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к  новым условиям  учебного труда....

Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.

Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....

Доклад на научно-методический совет "Исследовательский поиск на уроках русского языка как одно из условий раскрытия одаренности ребенка"

Материал предназначен для учителей работающих по теме самообразования, связанной с исследовательской деятельностью...

Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы.

Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить ...

Логические задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики

Статья, посвященная развитию творческих способностей учащихся 5-6 класов на уроках математики....

Презентация. Логические задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики

Презентация, посвященная развитию творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики....