Подготовка к ОГЭ
тест по русскому языку (9 класс) по теме

Федчун Светлана Владимировна

Подготовка к ОГЭ по русскому языку, 8 вариантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_9_klass.doc378.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        ОГЭ

ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

РУССКИЙ ЯЗЫК

ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

8 ВАРИАНТОВ

2014 год

С.В.  ФЕДЧУН

Автор: С.В.Федчун, учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей

Введение

     В пособии представлены 8 экзаменационных вариантов, соответствующих

демонстрационной версии ОГЭ по русскому языку 2015 года.

     Издание позволит учителю развивать коммуникативные, лингвистические

и культуроведческие  навыки учащихся. Представленные в пособии тексты способствуют обогащению  словарного  запаса учеников ,воспитанию гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку. Тестовые задания  по лексике, морфологии, синтаксису, орфографии ,пунктуации, культуре речи  помогут  проверить умение учащихся анализировать то или иное языковое явление.

     Пособие   адресовано  учителям для подготовки учащихся к ОГЭ  по русскому языку и ученикам для самоподготовки и самоконтроля.

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 1

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задание 2-14.

(1)Я часто слышала, что внуков любят еще сильнее, чем своих собственных детей. (2)Я не верила…  (3)Но оказалось, что это так. (4) Наверно, потому, что внуки приходят к нам в ту позднюю пору, когда мы больше всего боимся не смерти и не болезней, а одиночества.

(5)Лиза явилась на свет в такую именно пору: мне было под шестьдесят.

(6)Володя, мой сын, и Клава, его жена, еще раньше оповестили, что идут на столь смелый шаг лишь потому, что рядом есть я. (7) Иначе бы они не решились. (8) А когда Лизу привезли домой, Володя и Клава сказали, что возлагают на меня всю ответственность за ее судьбу. (9) Тем более, что я тридцать пять лет проработала в школе.

(10)— Ни один из нас не попадал во власть педагога в таком раннем возрасте! — сказал мне Володя.

(11)Клава присоединилась к мнению мужа.

(12)Когда же Лизе исполнился год, Володя и Клава уехали на раскопки: где-то обнаружился очередной древний курган. (13) Их профессией было не будущее, а далекое прошлое — оба они занимались археологией. (14) И поэтому тоже казалось логичным, что Лизой должна заниматься я.

(15)Я понимала, что моя внучка обязана заговорить раньше всех своих сверстников, что она должна научиться читать раньше всех остальных детей и раньше других проявить понимание окружающего ее мира… (16) Ибо сын намекнул, что на пенсию могла уйти я сама, но не мой педагогический опыт.

(17)Клава присоединилась к мнению мужа.

(18)Они были убеждены, что весь этот опыт, огромный, тридцатипятилетний, должен был обрушиться на бедную Лизу — и принести поразительные результаты.

(19)Но мой опыт столкнулся с ее характером…

(20)Что характер у внучки есть, я поняла сразу: она почти никогда не плакала. (21) Даже если ей было больно и мокро.( 22) Не подавала сигналов! (23) И от этого возникало много дополнительных трудностей.

(24)Когда внучке исполнилось три с половиной года, я объяснила ей, что Лиза — это не полное имя, а полное звучит торжественно …: Елизавета.

(25) С тех пор на имя Лиза она реагировать перестала. (26) Не откликалась — и все. (27) Я стала убеждать внучку, что называть ее, маленькую, длинным именем Елизавета неестественно, что люди будут смеяться.

(28)— И пусть, — сказала она.

(29)Тогда я ей объяснила, что такое имя без отчества произносить просто нельзя, потому что без отчества им называли царицу. (30) С тех пор Лиза приобрела царственную осанку. (31) А я стала сообщать родителям, звонившим откуда-то, где были усыпальницы и курганы: «Елизавета спит… Елизавета сидит на горшке…»

(32)Внучка одержала первую в жизни победу.

(33)В моей комнате, над столом, висели фотографии классов, в которых я преподавала литературу и русский язык. (34) Или была к тому же еще и классной руководительницей. (35) На фотографиях первые ряды полулежали, вторые сидели, а третьи и четвертые обычно стояли. У лежавших, у сидевших и у стоявших выражение лиц было не детское, напряженное. (36)Может быть, из-за присутствия учителей, которые всегда располагались в центре второго ряда.

(37)Елизавета любила водить пальцем по фотографиям и спрашивать: «Это кто? А это кто?..»

(38)Поскольку главное свойство склероза — помнить все, что было очень давно, и забывать то, что было недавно, я сразу называла имена и фамилии своих бывших учеников.

(39)Только на одной фотографии рядов было пять… (40) Рыжий парень, который на черно-белом снимке выглядел просто светловолосым, в отличие от других, улыбался. (41) Он был третьим слева в том самом пятом ряду.

(42)Я уже давно объяснила внучке, что это Ваня Белов, а рядом с ним стоит ее папа. (43) Ваня поспорил в тот день, что сможет удержаться на стуле, который будет поставлен на другой стул. (44)Так образовался дополнительный ряд, которого не было больше ни на одном снимке.

(45)Папа Елизаветы последовал за приятелем, хотя еле удерживался на этом сооружении. (46) Ему было особенно трудно оттого, что он с рождения прихрамывал на правую ногу. (47) И еще чуть не падал со стула Сеня Голубкин, который всегда мечтал стоять выше других.

(48)А Ваня Белов улыбался. (49) Это был мой злой гений. (50) Я рассказывала о его проделках Елизавете, чтобы она никогда ничего подобного в жизни не совершала.

(51)Однажды Ваня Белов на глазах у всей улицы прошел по карнизу третьего этажа и, появившись в окне нашего класса, сказал: «Разрешите войти?»

(52)— Как такое могло случиться? — в тот же день спросил у меня директор.

(53)— Ваня Белов… — ответила я.

(54)В другой раз он объявил голодовку… (55) Ему показалось, что я несправедливо поставила двойку одному из учеников.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924) – писатель, драматург. Его произведения, такие ,как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие  повествуют о мире юности.

Ответами к заданиям  2-14 являются число, последовательность цифр или слово, (словосочетание ),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

 2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какую первую в жизни победу одержала внучка?»

1) Она сможет удержаться на стуле, который будет поставлен на другой стул.

2)  Елизавета любила рассматривать фотографии.

3) Она откликалась только на полное имя Елизавета

4) Она постоянно плакала.

Ответ:_________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

 1)Лиза явилась на свет в такую именно пору: мне было под шестьдесят.

2) С тех пор Лиза приобрела царственную осанку.

3) Папа Елизаветы последовал за приятелем, хотя еле удерживался на этом сооружении.

4)Только на одной фотографии рядов было пять. 

Ответ:_________________________

4 . Из предложений 5-9 выпишите слово, в котором правописание  приставки определяется ее значением-«приближение».

Ответ:_________________________

5.Из предложений 20-24 выпишите слово, в котором  правописание суффикса  определяется правилом : «В наречии на о-е пишется столько н ,сколько было в слове, от которого оно образовано».

Ответ:_________________________

6. Замените официальное слово «оповестили» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:_________________________

7. Замените словосочетание «педагогический опыт» ( предложение 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 25.

Ответ:_________________________

9.Среди предложений 48-55 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

10. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(у), обозначающие запятые при вводном слове.

На фотографиях первые ряды полулежали, (1)вторые сидели, (2)а третьи и четвертые обычно стояли. У лежавших,(3) у сидевших и у стоявших выражение лиц было не детское, (4)напряженное. Может быть,(5) из-за присутствия учителей,(6) которые всегда располагались в центре второго ряда.

Ответ:_________________________

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________

12. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанную подчинительной связью.

В моей комнате,(1) над столом,(2) висели фотографии классов,(3) в которых я преподавала литературу и русский язык.

Ответ:_________________________

13. Среди предложений 28-32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

14 .Среди предложений 3-9 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 2

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задание 2-14.

(1)А в ночь под Новый год мама с папой поссорились.

(2)Я не знаю из-за чего, потому что Новый год они встречали где-то у знакомых и вернулись домой очень поздно. (3) А утром не разговаривали друг с другом…

(4)Это хуже всего! (5)Уж лучше бы пошумели, поспорили и помирились. (6)А то ходят как-то особенно спокойно и разговаривают со мной как-то особенно тихо, будто ничего не случилось. (7)Но я-то в таких случаях всегда чувствую: что-то случилось. (8) А когда кончится то, что случилось, не поймешь. (9) Они же друг с другом не разговаривают! (10) Как. во время болезни… (11)Если вдруг поднимается температура, даже до сорока – это не так уж страшно: ее можно сбить лекарствами. (12) И вообще мне кажется, чем выше температура, тем легче бывает определить болезнь. (13)  И вылечить…(14) А вот когда однажды врач посмотрел на меня как-то очень задумчиво и сказал маме; «Температура-то у него нормальная…», мне сразу стало не по себе.

(15)В общем, в первый день зимних каникул у нас дома было так спокойно и тихо, что мне расхотелось идти на елку.

(16)Когда мама и папа ссорятся, я всегда очень переживаю. (17) Хотя именно в эти дни я мог бы добиться от них всего, чего угодно! (18)Стоило мне, к примеру, отказаться от елки, как папа сразу же предложил мне пойти в Планетарий. (19)  А мама сказала, что с удовольствием пошла бы со мной на каток. (20) Они всегда в таких случаях стараются доказать: их ссора никак не отразится на моем жизненном уровне. (21) И что она вообще никакого отношения ко мне не имеет…

(22)Но я очень переживал. . (23)  Особенно мне стало грустно, когда за завтраком папа спросил меня:

– Не забыл ли ты поздравить маму с Новым годом?

(24)А потом мама, не глядя в папину сторону, сказала:

– Принеси отцу газету. Я слышала: ее только что опустили в ящик.

(25)Она называла папу «отцом» только в редчайших случаях. (26) Это во-первых. (27) А во-вторых, каждый из них опять убеждал меня: «Что бы там между нами ни произошло, это касается только нас!»

(28)Но на самом деле это касалось и меня тоже. (29)Даже очень касалось! (30)  И я отказался от Планетария. (31) И на каток не хотел… (32) «Пусть лучше не разлучаются. Не разъезжаются в разные стороны! – решил я. – Может быть, к вечеру все пройдет».

(33)Но они так и не сказали друг другу ни слова!

(34)Если бы бабушка пришла к нам, мама и папа, я думаю, помирились бы: они не любили огорчать ее. (35) Но бабушка уехала на десять дней в другой город, к одной из своих «школьных подруг».

(36)Она почему-то всегда ездила к этой подруге в дни каникул, будто они обе до сих пор были школьницами и в другое время никак встретиться не могли.

(37)Я старался не выпускать своих родителей из поля зрения ни на минуту. (38) Как только они возвращались с работы, я сразу же обращался к ним с такими просьбами, которые заставляли их обоих быть дома и даже в одной комнате. (39) А просьбы мои они выполняли беспрекословно. (40) Они в этом прямо-таки соревновались друг с другом! (41) И все время как бы тайком, незаметно поглаживали меня по голове. (42) «Жалеют, сочувствуют… – думал я, – значит, происходит что-то серьезное!»

(43)Учительница Валентина Георгиевна была уверена, что каждый день моих зимних каникул будет очень счастливым. (44) Она сказала: «Я в этом не сомневаюсь!» (45) Но прошло целых пять дней, а счастья все не было.

(46) «Отвыкнут разговаривать друг с другом, – рассуждал я. – А потом…»(47) Мне стало страшно. (48) И я твердо решил помирить маму с папой.

(49) Действовать надо было быстро, решительно. (50) Но как?.. (51) Я где-то читал или даже слышал по радио, что радость и горе объединяют людей. ?.. (52)  Конечно, доставить радость труднее, чем горе. (53)  Чтобы обрадовать человека, сделать его счастливым, надо потрудиться, поискать, постараться. (54)   А испортить настроение легче всего! (55)    Но не хочется…(56)    И я решил начать с радости.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924) – писатель, драматург. Его произведения, такие ,как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие  повествуют о мире юности.

Ответами к заданиям  2-14 являются число, последовательность цифр или слово, (словосочетание ),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

 2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:

«Почему герой был несчастлив на зимних каникулах?»

1) Его забыли поздравить с Новым годом.

2) Мальчик заболел.

3)Ему не разрешили идти в Планетарий.

4) Мама с папой поссорились .

Ответ:_________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) И я решил начать с радости.

2) А в ночь под Новый год мама с папой поссорились. 

3) А вот когда однажды врач посмотрел на меня как-то очень задумчиво и сказал маме: «Температура-то у него нормальная…»,мне сразу стало не по себе.  

4) Действовать надо было быстро, решительно. 

Ответ:_________________________

4,  Из предложений 49-56 выпишите слово, в котором правописание согласной в  приставке зависит от последующего согласного.

Ответ:_________________________

5.Из предложений 19-22 выпишите слово, в котором  правописание суффикса  определяется правилом : «В прилагательных ,образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН,-ЕНН ,пишется НН .».

Ответ:_________________________

6. Замените разговорное слово «сбить» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:_________________________

7 Замените словосочетание «жизненный уровень» ( предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ:_________________________

9..Среди предложений 21-27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

10. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(у), обозначающие запятые при вводном слове.

Стоило мне, (1) к примеру, (2) отказаться от елки, (3) как папа сразу же предложил мне пойти в Планетарий.

Ответ:_________________________

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 38. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________

12. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанную подчинительной связью                                                     Учительница Валентина Георгиевна была уверена, ,(1)  что каждый день моих зимних каникул будет очень счастливым. .. Но прошло целых пять дней, ,(2) а счастья все не было.

Ответ:_________________________

13. Среди предложений 37-41 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

14. Среди предложений 19-23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 3

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задание 2-14.

(1)  В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. (2)  Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

(3) И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. 

(4)   С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. (5)   Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. (6)    Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. (7)   К вечеру дождь перестал. (8)    Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». (9)    Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». - (10)   «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь - и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». (11)    Что такое, думаю. (12)    Сбросила тяжесть, разогнулась. (13)    И ровно в глазах воссияло. (14)    Думала - пожар.

(15)   Вятка красная. (16)   Радуга во все небо. (17)    А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.

(18)   И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. (19)    А от него переняла и детям передала.

(20)   Помню, пошла с дочкой за земляникой. (21)    День хороший, солнце. (22)    В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. (23)    Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. (24)    Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

(25)   Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. (26)    Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. (27)   Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». (28)    Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

(29)   И вот чем закончу. (30)    У этой дочки своя дочь(31)  . Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». (32)   На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака». (По В.Крупину)*

* Крупин Владимир Николаевич(род. в 1941) – русский прозаик.Автор книг «Живая вода», «Вятская тетрадь», «Зерна». Печатается в журналах «Новый мир», «Наш современник».

Ответами к заданиям  2-14 являются число, последовательность цифр или слово, (словосочетание ),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему отец сказал Варе, чтобы она сбросила мешок? »

1) Варя промокла, продрогла.

2) Варе тяжело было нести мешок.

3) Отец обратил внимание Вари на красоту :радуга во все небо.

4)Пошел сильный дождь.

Ответ:_________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

 1)А над радугой, как под дугой, солнышко.  

2) )  В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. 

3) День хороший.

4) Полянка вся в землянике, красным-красна.

Ответ:_________________________

4  Из предложений 8-11 выпишите слово ,в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

Ответ:_________________________

5.Из предложений 1-2 выпишите слово ,в котором  правописание окончания  определяется тем, что это глагол 2 спряжения?

Ответ:_________________________

6. Замените просторечное слово «тятя» в предложении  2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:_________________________

7 Замените словосочетание «Санькины чувства» ( предложение 34), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 22.

Ответ:_________________________

9..Среди предложений 24-26  найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

10. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

  Она встала рядом,(1) смотрела-смотрела и говорит: «Жалко,(2) мама,(3) ягоды трогать,(4) давай просто так уйдем».

Ответ:_________________________

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________

12. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(у), обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью..

 В девках я здоровая была,(1) наравне с парнями мешки таскала.  Тятя жалел,(2) да ведь десять ртов в семье жалость заглушат. И вот,(3) никогда не забыть,(4) грузили баржу картошкой. 

  С обеда начали, (5) к вечеру ноги подгибаются.

Ответ:_________________________

13. Среди предложений 20-24 найдите сложносочиненное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

14. Среди предложений 5-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 Ответ:______________________

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 4

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задание 2-14.

(1)Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. (2) Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

 (3)Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. (4)Последний раз она приезжала три года назад.

(5)Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. (6)У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье(7). Лучше не мешать. (8)Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух.

(9)Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. (10) Он осторожно придерживал Кате.рину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо.

(11)Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. (12) Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. (13) Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.

(14)Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки. (15) От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами.

(16)Как-то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.

(17)Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову теплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. (18)Шла она медленно, ощупью.(19) От холодного воздуха разболелась голова(20). Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. (21)Палые листья мешали идти.

(22)Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:

– Кто стучит?

(23)Но за забором никто не ответил.

(24)– Должно быть, почудилось, – сказала Катерина Петровна и побрела назад.

(25)Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. (26) Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

(27)Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.

(28) «Ненаглядная моя, – писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. (29)Приезжай хоть на день. (30) Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. (31)Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу. (32) Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. (33)Нынче осень плохая. (34)Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

(35)Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, – что там? (36) Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.

(37)Настя работала секретарем в Союзе художников. (38)Работ«было много, (39) Устройство выставок, конкурсов – все это проходило через ее руки.

(40)Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. (41)Она спрятала его в сумочку, не читая, – решила прочесть после работы. (42) Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива. (43) Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

(44)После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. (45) Тимофеев жаловался на холод в мастерской и вообще на то, что его затирают и не дают развернуться.

(46)На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, – сейчас она нравилась самой себе. (47) Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

(48)Открыл сам Тимофеев – маленький, решительный, злой. (49)Он был в пальто(50). Шею он замотал огромным шарфом, а на его ногах Настя заметила дамские фетровые боты.

(51)– Не раздевайтесь, – буркнул Тимофеев. – А то замерзнете. Прошу!

(52)Он провел Настю по темному коридору, поднялся вверх на несколько ступеней и открыл узкую дверь в мастерскую.

(53)Из мастерской пахнуло чадом(54). На полу около бочки с мокрой глиной горела керосинка. (55)На станках стояли скульптуры, закрытые сырыми тряпками. (56) За широким окном косо летел снег, заносил туманом Неву, таял в ее темной воде. (57) Ветер посвистывал в рамках и шевелил на полу старые газеты. какие облака». (По К.Паустовскому)*

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель, классик русской литературы. Автор книг «Золотая роза», «Повесть о жизни.»

Ответами к заданиям  2-14 являются число, последовательность цифр или слово, (словосочетание ),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

Ответами к заданиям  2-14 являются число, последовательность цифр или слово, (словосочетание ),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: Почему Катерина Ивановна хотела ,чтобы приехала ее дочь

1) Катерине Ивановне нужны деньги.

2) Она очень хотела увидеть дочь, потому что стала совсем стара.

3)Манюшка хотела видеть Настю.

4) Катерина Ивановна нашла Насте работу.

Ответ:_________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

 1)  Но за забором никто не ответил.

2) На станках стояли скульптуры, закрытые сырыми тряпками.

3)  Открыл сам Тимофеев – маленький, решительный, злой.

4) Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница.

Ответ:_________________________

4  Из предложений 24-27 выпишите слово ,в котором правописание согласной в  приставке зависит от последующего согласного.

Ответ:_________________________

5.Из предложений 34-40-выпишите слово ,в котором  правописание суффикса  определяется правилом : «В прилагательных ,образованных от существительных с помощью суффиксов –АН-ЯН ,пишется Н.».

Ответ:_________________________

6. Замените разговорное  слово «почудилось» в предложении 24  стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:_________________________

7. Замените словосочетание «дамские боты» ( предложение 50), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 16.

Ответ:_________________________

9.Среди предложений 52-57 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

10. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(у), обозначающие запятые при вводном слове.

Так тяжело;(1) вся жизнь,(2) кажется,(3)не была такая длинная,(4) как одна эта осень.

Ответ:_________________________

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

    Ответ:_________________________

                                           

12. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанную подчинительной связью.

Ночи были уже долгие,(1) тяжелые,(2) как бессонница. Рассвет все больше медлил,(3) все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна,(4) где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние,(5) а теперь истлевшие и черные листья.

Ответ:_________________________

13. Среди предложений 40-44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

14. Среди предложений 19-25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 Ответ:_________________________

 

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 5

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задание 2-14.

(1)Татьяна Петровна привыкла и к городку, и к чужому дому. (2) Привыкла к расстроенному роялю, к пожелтевшим фотографиям на стенах, изображавшим неуклюжие броненосцы береговой обороны. (3) Старик Потапов был в прошлом корабельным механиком(4). На его письменном столе с выцветшим зеленым сукном стояла модель крейсера «Громобой», на котором он плавал. (5) Варе не позволяли трогать эту модель. (6) И вообще не позволяли ничего трогать.

(7)Татьяна Петровна знала, что у Потапова остался сын-моряк, что он сейчас на Черноморском флоте. (8)На столе рядом с моделью крейсера стояла его карточка. (9) Иногда Татьяна Петровна брала ее, рассматривала и, нахмурив тонкие брови, задумывалась. (10) Ей все казалось, что она где-то его встречала, но очень давно, еще до своего неудачного замужества. (11) Но где? (12) И когда?

(13)Моряк смотрел на нее спокойными, чуть насмешливыми глазами, будто спрашивал: «Ну что ж? Неужели вы так и не припомните, где мы встречались?»

(14)– Нет, не помню, – тихо отвечала Татьяна Петровна.

(15)– Мама, с кем ты разговариваешь? – кричала из соседней комнаты Варя.

(16)– С роялем, – смеялась в ответ Татьяна Петровна.

(17)Среди зимы начали приходить письма на имя Потапова, написанные одной и той же рукой. (18)Татьяна Петровна складывала их на письменном столе. (19) Однажды ночью она проснулась. (20) Снега тускло светили в окна. (21) На диване всхрапывал серый кот Архип, оставшийся в наследство от Потапова.

(22)Татьяна Петровна накинула халат, пошла в кабинет к Потапову, постояла у окна. (23) С дерева беззвучно сорвалась птица, стряхнула снег. (24) Он долго сыпал белой пылью, запорошил стекла.

(25)Татьяна Петровна зажгла свечу на столе, села в кресло, долго смотрела на язычок огня, – он даже не вздрагивал. (26) Потом осторожно взяла одно из писем, распечатала и, оглянувшись, начала читать.

(27) «Милый мой старик, – читала Татьяна Петровна, – вот уже месяц, как я лежу в госпитале. (28) Рана не очень тяжелая. (29) И вообще она заживает. (30)Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. (31)Умоляю!»

(32) «Я часто вспоминаю тебя, папа, – читала дальше Татьяна Петровна, – и наш дом, и наш городок. (33) Все это страшно далеко, как будто на краю света. (34)Я закрываю глаза, и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. (35)Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. (36)В комнатах трещат печи. (37)Пахнет березовым дымом. (38) Рояль, наконец, настроен, и ты вставил в подсвечники витые желтые свечи – те, что я привез из Ленинграда. (39) И те' же ноты лежат на рояле: увертюра к «Пиковой даме» и романс «Для берегов отчизны дальной…» Звонит ли колокольчик у дверей? (40) Я так и не успел его починить. (41)Неужели я все это увижу опять? (42) Неужели опять буду умываться с дороги нашей колодезной водой из кувшина? (43)Помнишь? (44) Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали! (45) Ты не удивляйся, но я говорю тебе совершенно серьезно: я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. (46) Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок – тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи… и даже кота Архипа. (47)Пожалуйста, не смейся и не качай головой.

(48)Может быть, когда выпишусь из госпиталя, меня отпустят ненадолго домой. (49) Не знаю. (50)Но лучше не жди».

(51)Татьяна Петровна долго сидела у стола, смотрела широко открытыим глазами за окно, где в густой синеве начинался рассвет, думала, что со дня на день может приехать с фронта в этот дом незнакомой человек и ему будет тяжело встретить здесь чужих людей и увидеть все совсем не таким, каким он хотел бы увидеть.

(52)Утром Татьяна Петровна сказала Варе, чтобы она взяла деревянную лопату и расчистила дорожку к беседке над обрывом.  (По К.Паустовскому)*

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель, классик русской литературы. Автор книг «Золотая роза», «Повесть о жизни.»

Ответами к заданиям  2-14 являются число, последовательность цифр или слово, (словосочетание ),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что   и кого вспоминал  сын-моряк в самые страшные минуты боя?»

1) Татьяну Петровну  с Варей.

2) Модель крейсера на письменном столе.

3)Самый милый родной уголок: отца, березовые рощи, кота Архипа.

4) Весенний сад.

Ответ:_________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1)  Может быть, когда выпишусь из госпиталя, меня отпустят ненадолго домой.

2) Татьяна Петровна привыкла и к городку, и к чужому дому.

3) Татьяна Петровна зажгла свечу на столе, села в кресло, долго смотрела на язычок огня.

4) Пахнет березовым дымом.

Ответ:_________________________

4  Из предложений 17-22 выпишите слово , в котором правописание согласной в  приставке зависит от последующего согласного.

Ответ:_________________________

5.Из предложений 17-24 выпишите слово ,в котором  правописание суффикса  определяется правилом : «В полных страдательных причастиях прошедшего времени ,пишется НН.».

Ответ:_________________________

6. Замените разговорное  слово «КАРТОЧКА» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:_________________________

7. Замените словосочетание «на письменном столе» ( предложение 18), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 17.

 Ответ:_________________________

9.Среди предложений 18-23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

10. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(у), обозначающие запятые при вводном слове.

Может быть,(1) когда выпишусь из госпиталя, (2)меня отпустят ненадолго домой.

Ответ:_________________________

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 52. Ответ запишите цифрой.

            Ответ:_________________________

                                   

12. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанную подчинительной связью.

Татьяна Петровна долго сидела у стола, (1)смотрела широко открытыми глазами за окно,(2)где в густой синеве начинался рассвет,(3) думала,(4) что со дня на день может приехать с фронта в этот дом незнакомый человек … и увидеть все совсем не таким,(5) каким он хотел бы увидеть.

Ответ:_________________________

13. Среди предложений 7-12 найдите сложноподчинённое предложение  с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

14. Среди предложений 20-26 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 Ответ:_________________________

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 6

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задание 2-14.

(1)С французским у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. (3) Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. (4)  Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. ..

  (5)  Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить — я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. . (6)  Все было впустую. . (7)  Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. . (8) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. . (9) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. . (10)  Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. . (11)  Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. . (12) Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. . (13) Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. . (14)  При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. (15). Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, чтобы не позорил себя и ее.. . (16)  Тогда она решилась и остановила машину.

. (17) — Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой.

. (18) Я опомнился и убежал.

. (19) Но похудел я не только из-за тоски по дому. . (20) К тому же еще я постоянно недоедал. (21). Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. . (22)  Но вся беда в том, что мне ее не хватало. . (23)  Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала. . (24)  Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. . (25)  Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. . (26)  Проверил — так и есть: был — нету. . (27)  То же самое творилось с картошкой. . (28) Кто потаскивал — тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить. . (29)  Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. . (30)  Но я заставил себя смириться и с этим. (31). Легче матери не станет, если она услышит правду.

. (32) Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. . (33)  Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. . (34)  Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля. . (35)  Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями. . (36)  Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков — от такой рыбалки тоже не раздобреешь. . (37) Больше не ходил — что зря время переводить! . (38)  По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно. .  . (39) На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. . (40)  Утром опять в школу. . (41) Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверъ стучал дядя Ваня. . (42) Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку.  (По В.Распутину.)*

Распутин Валентин Григорьевич (род.1937 ) – русский писатель. Автор книг «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Последний срок».

Ответами к заданиям  2-14 являются число, последовательность цифр или слово, (словосочетание ),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему  у мальчика не получалось с французским языком ?»

1) Он не учил слова.

2) Не умел переводить слова.

3)Трудно давалось правописание.

4) Произношение выдавало ангарское произношение мальчика.

Ответ:_________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1)  Голод здесь совсем не походил на голод в деревне.

2) На плите у тети Нади стоял горячий чайник.

3)  Через день или два снова подсаживал зубы на полку.  

4) Утром опять в школу.

Ответ:_________________________

4  Из предложений 4-7 выпишите слово, в котором  написание приставки определяется ее значением-«приближение». 

Ответ:_________________________

5.Из предложений 17-22  выпишите слово, в котором  правописание суффикса  определяется правилом : «В наречии на о-е пишется столько н ,сколько было в слове, от которого оно образовано».

Ответ:_________________________

6. Замените просторечное слово «сроду» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7 Замените словосочетание «деревенские скороговорки» ( предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ:_________________________

9.Среди предложений 4-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

10. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(у), обозначающие запятые при вводном слове.

  Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и,(1) конечно,(2) не был готов к тому, (3)чтобы жить среди чужих людей. .

Ответ:_________________________

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________

12. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую(ые) между частями сложного предложения, связанную подчинительной  связью.                                                            Осенью, (1)    пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, (2)    стоявшее неподалеку от райцентра, (3)   еду мне присылали довольно часто, (4)    примерно раз в неделю.

Ответ:_________________________

13. Среди предложений 15-20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

14 Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 7

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задание 2-14.

(1)   Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься.  (2)    А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.
  (3)   К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками(4) И снова баба Дуня осталась одна. (5)  Но то было не одиночество. (6) Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. (7)И живым духом веяло в доме. (8) Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. (9) Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. (10) С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…
(11)Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. (12) В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. (13)Кто услышит! (14)А вот в гостях…(15) Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» (16)Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. (17) А это сон у нее такой тревожный. (18) Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся.(19) А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» (20) И снова квартира дыбом. (21) Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. (22) С войной и голодом. (23) Понимать понимали, но от этого было не легче.
(24)Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. (25) Хорошего мало. (26)Водили ее к врачам. (27) Те прописывали лекарства. (28) Ничего не помогало. (29)И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад. (30) И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету. (31)Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да Майские.
(32)Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами,– словом, не скучал. (33)Баба Дуня радовалась.
(34)И нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла. (35) День летел невидя, в суете и заботах. (36) Не успела оглянуться, а уж синело за окном, подступал вечер. (37) Гриша заявился по-светлому. (38)Загромыхал на крылечке,
в хату влетел краснощекий, с морозным духом и с порога заявил:
– Завтра на рыбалку! Берш за мостом берется. Дуром!
(39)– Это хорошо,– одобрила баба Дуня. – Ушицей посладимся.
(40)Гриша поужинал и сел разбирать снасти: мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое богатство. (41) А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем. (42) Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом, большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку. (По Б.Екимову.)*

Екимов Борис Петрович (род.в 1938 г.) – русский прозаик и публицист. Автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых «Ночь исцеления», «За теплым хлебом».

Ответами к заданиям  2-14 являются число, последовательность цифр или слово, (словосочетание ),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:

«Почему баба Дуня не стала ездить к родным в гости?»

1)  Баба  Дуня  кричала во сне,так как у нее была несладкая жизнь.

2) Они ее не приглашали.

3)Тяжело было в дороге.

4) Не было денег.

Ответ:_________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1)  В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет.

2) Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься

3)  Те прописывали лекарства.

4) Ничего не помогало

Ответ:_________________________

4  Из предложений 1-7 выпишите слово ,в котором  написание приставки определяется ее значением-«приближение».

Ответ:_________________________

5.Из предложений 1-7 выпишите слово, в котором  правописание суффикса  определяется правилом : «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна   н».

Ответ:_________________________

6. Замените разговорное слово «разом» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:_________________________

7 Замените словосочетание «родительский дом» ( предложение 30), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 26.

Ответ:_________________________

9..Среди предложений 39-42 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

10. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(у), обозначающие запятые при вводном слове.

 Конечно, (1) все понимали,(2) что виновата старость и несладкая жизнь, (3) какую баба Дуня провела. 

Ответ:_________________________

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 36. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________

12. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанную подчинительной  связью.                                                        Только улягутся и заснут, (1)   как забормочет баба Дуня, (2)  в голос заговорит.

Ответ:_________________________

13. Среди предложений 19-27 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

14. Среди предложений 10-13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:________________________

 Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 8

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задание 2-14.

(1) Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:
    - Будет писать-то!
 (2)  Поди проветрись, клумбу помоги разделать. (3) Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. (4)  Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.
  
(5)   - Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?
  
(6)   - Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. (7) Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.
  
(8)   - Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:
    А лоб у нее, точно мрамор, бел.
 (9)  А щеки горят, будто маков цвет.
  
(10)   - Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. (11) А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.
 
(12)    Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. (13)  Через несколько дней она зазеленела.
(14)     - Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий! (15) Так уж и быть, тройку оставить, тебя пожалела. (16) А остальные все выполола.
  
(17)   Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. (18)  После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. (19)  От свежевымытого пола тянуло прохладой. (20)  Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.
(21)     - Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алешка очень любил квас. (22)  Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал
(23)   Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:
    - Не помешает?
  
(24)   - Что вы!
 
(25)    - Это мой сын Алексей. (26) И комната была его. (27)  Ну, ты располагайся, живи на здоровье.
 
(28)  Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
    - А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили .
(29)  Я пошел посмотреть на цветы. (30) Клумба стояла неузнаваемой. (31) По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. (32) Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. (33)  Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. (34) Было много и других знакомых и незнакомых цветов. (35)  А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.
 
(36)   Распустились они на другой день.
 
(37)  Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.
  
(38)   - Ну, иди смотри, зацвели.
  
(39)   Издали маки походили на зажженные факелы с  живыми , весело полыхающими на ветру языками  пламени.  (40) Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. (41) Казалось, что стоит только прикоснуться - сразу опалят!
    
(42) Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
(43)    Два дня буйно пламенели маки. (44) А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. (45)  И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
(46)    Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
 
(47)    - Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.
 
(48)    - Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому(49)  Короткая у него жизнь. (50) Зато без оглядки, в полную силу прожита. (51)  И у людей так бывает...
 
(52)   Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
  
(53)   Мне уже рассказывали о ее сыне. (54) Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...
   
(55)     Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле.   (56)   Недавно я снова побывал у нее.   (57)   Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.   (58)    А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков.   (59)  Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки.   (60)   А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть  живому  огню. (По Е.Носову.)*

Носов Евгений Иванович (1925-2002 г.) – русский писатель. Автор нескольких сборников  рассказов

и повестей «Тридцать зерен», «Усвятские шлемоносцы», «И уплывает пароход».

Ответами к заданиям  2-14 являются число, последовательность цифр или слово, (словосочетание ),

которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем отличаются маки от других цветов? »

1) Короткая у них жизнь:два дня пламенеют.

2) Они не цветут.

3) Маки-это сорняки.

4)У них нежно-горький аромат.

Ответ:_________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)  А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков.

2) Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.

3)  Я пошел посмотреть на цветы.

4) Клумба стояла неузнаваемой.

Ответ:_________________________

4  Из предложений 43-51 выпишите слово ,в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

Ответ:_________________________

 5.Из предложений 1-7 выпишите слово ,в котором  правописание суффикса  определяется правилом : «В прилагательных ,образованных от существительных с помощью суффиксов –АН-ЯН ,пишется Н.».

Ответ:_________________________

6. Замените разговорное слово «громыхая» в предложении  37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:_________________________

7 Замените словосочетание «огненные языки» ( предложение 59), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 29.

Ответ:_________________________

9Среди предложений 56-60  найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

 10. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(у), обозначающие запятые при вводном слове.

А маки твои, (1) конечно, (2)  поднялись, (3)  уже бутоны выбросили.

Ответ:_________________________

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 42. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________

12. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(у), обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью                                                                                                                                                 А снизу, (1)  из влажной, (2)  полной жизненной силы земли, (3)  подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, (4)  чтобы не дать погаснуть  живому  огню.

Ответ:_________________________

13. Среди предложений 39-45 найдите  предложение с  разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

14. Среди предложений 55-59 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 Ответ:_________________________

ОТВЕТЫ

Вариант 1

№ задания

Ответ

2

3

3

2

4

привезли

5

торжественно

6

сообщили

7

опыт  педагога

8

она реагировать перестала

9

51

10

5

11

3

12

3

13

29

14

5

ОТВЕТЫ

Вариант 2

№ задания

Ответ

2

4

3

3

4

испортить

5

жизненном

6

снизить,убавить

7

уровень жизни

8

мама с папой поссорились

9

24

10

12

11

3

12

1

13

38

14

20

ОТВЕТЫ

Вариант 3

№ задания

Ответ

2

3

3

1

4

сбрось

5

заглушат

6

отец

7

чувства Саньки

8

я нашла и обомлела

9

25

10

23

11

2

12

2

13

24

14

6

ОТВЕТЫ

Вариант 4

№ задания

Ответ

2

2

3

4

4

бесприютной

5

жестяная

6

показалось,померещилось

7

боты дамы

8

кто-то стучал

9

55

10

23

11

5

12

4

13

44

14

25

ОТВЕТЫ

Вариант 5

№ задания

Ответ

2

3

3

3

4

всхрапывал

5

написанные

6

фотография

7

стол для письма

8

письма начали приходить

9

21

10

1

11

2

12

2345

13

7

14

25

ОТВЕТЫ

Вариант 6

№ задания

Ответ

2

4

3

3

4

приходил

5

постоянно

6

никогда, ни разу

7

скороговорки деревни

8

не ладилось

9

4

10

12

11

2

12

13

13

15

14

2

ОТВЕТЫ

Вариант 7

№ задания

Ответ

2

1

3

1

4

приехал

5

брошена

6

сразу,мгновенно

7

дом родителей

8

водили

9

41

10

1

11

3

12

1

13

21

14

11

ОТВЕТЫ

Вариант 8

№ задания

Ответ

2

1

3

1

4

расправил

5

берестяной

6

гремя

7

языки огней

8

я пошел посмотреть

9

57

10

12

11

2

12

4

13

40

14

59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...