Урок по элективному предмету «Культура речи» «На каком языке мы говорим?..»
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Трудкова Ирина Николаевна

 

Урок по элективному предмету «Культура речи»  «На каком языке мы говорим?..»

Цели урока: 

  1. обратить внимание учащихся на актуальные проблемы состояния современного русского языка;
  2. побудить их к бережному, обдуманному владению собственным словом (речью);
  3. приобщить к красоте и выразительности русского слова, родной речи;
  4. способствовать выработке навыков делового общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc86 КБ
Office presentation icon na_kakom_yazyke_my_govorim.ppt185 КБ

Предварительный просмотр:

Трудкова И.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Елшанка Воскресенского района Саратовской области»

Урок по элективному предмету «Культура речи»

«На каком языке мы говорим?..»

Цели урока: (слайд 2)

  1. обратить внимание учащихся на актуальные проблемы состояния современного русского языка;
  2. побудить их к бережному, обдуманному владению собственным словом (речью);
  3. приобщить к красоте и выразительности русского слова, родной речи;
  4. способствовать выработке навыков делового общения.

Оборудование:

  1. проектор, демонстрационный экран;
  2. презентации к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

Мы точно не знаем, когда и как люди научились разговаривать. Это было очень давно. В одном из древнейших вавилонских мифов сказано: «Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной». В мире существовал хаос. После победы над ним были созданы – иначе говоря, названы словом – небо, земля и все, что на них находится.

В древности понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу слова. Слова могут спасти человека, а могут убить, могут исцелить, или навлечь болезнь, могут привести любимого на твой порог, а могут сделать так, что он забудет к тебе дорогу. Слово может все!

Более 4-х тысяч лет назад египетский фараон поучал своего сына: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие».

Словом можно обидеть, оскорбить, нанести душевную травму, которая тяжелее физического недуга. Напротив, добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение.

Нельзя не вспомнить слова Валерия Брюсова о родном языке:

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

На память приходят слова о языке писателя и популяризатора науки о языке Льва Владимировича Успенского: «Если есть в мире вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».

Достойнейший из наших соотечественников, живший в XIX веке, И.С.Тургенев назвал русский язык «кладом, достоянием, бережно переданным нам нашими предшественниками».

Действительно, сегодня никто не будет спорить с тем, что русский язык, язык произведений Пушкина, Тургенева, Чехова, Толстого и многих других художников слова – это наша национальная гордость, это то, чем может гордиться каждый россиянин. Но настораживает то, что этот великий язык может остаться только лишь языком художественных произведений, уйти безвозвратно в историю, может оказаться вычеркнутым из активного словоупотребления. В нашей современной жизни - масса тому предпосылок.

2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Страшно ли это? Какой язык мы получим взамен? На каком языке мы говорим сегодня? – вот круг вопросов, которые я предлагаю сегодня обсудить.

Дадим слово на эту тему известному современному писателю-сатирику М.Задорнову.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ

Ученики

1. «Редкая птица долетит до середины Днепра». Эти слова мы знаем с детства. А теперь представим, что Гоголь работает в современной газете и ему дают задание написать очерк. Думаю, он постарается передать величие Днепра с гораздо большим чувством патриотизма. Скажем так: «Редкий представитель семейства пернатых долетит до середины главной водной артерии Украины!» И далее поведает нам о том, как чудна эта артерия при благоприятных метеорологических условиях.

2. А если бы Чехов работал в современной газете, вряд ли он написал бы так несовременно: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли». Наверняка он бы постарался блеснуть журналистским красноречием: «В человеческом индивидууме все должно отвечать эстетическим нормам: и морально-нравственный фактор, и внутренние резервы, и изделия текстильной промышленности, и лицевой фасад…»

ВОПРОС: О какой проблеме состояния современного русского языка говорит М.Задорнов? (проблема засорения речи языковыми штампами, канцеляризмами)

УЧИТЕЛЬ: В словаре В.И.Даля 250000 слов! Оказалось, как подсчитали ученые-статистики, журналисты, дикторы, комментаторы пользуются всего 2 тысячами слов! Причем журналисты хитро придумали: они образовали с помощью номенклатурных работников некие выражения, которые можно вставлять в предложение, не думая, как кассеты в магнитофон. Например, не лес, а лесной массив, потому что слово лес требует подобрать к нему эпитет – какой лес?

А лесной массив уже не требует ничего… Или слово поле. Надо подумать, крепко напрячься, чтобы описать это поле. А написал бескрайние просторы – и думать не надо, и начальство довольно. Так что же это такое штампы и канциляризмы?

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О ШТАМПАХ И КАНЦЕЛЯРИЗМАХ (слайд 3, 4, 5, 6)

УЧИТЕЛЬ: Яркую характеристику канцелярита дал А.П.Чехов: «Умерщвление произошло по причине утонутия». Какая гадость чиновничий язык. «Исходя из положения», «с одной стороны», «с другой стороны», и все это без всякой надобности. «Тем не менее», «по мере того». Чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь… Неясно, холодно и неизящно: пишет, сукин сын, точно холодный в гробу лежит».

Характерная стилистическая ошибка – употребление канцеляризмов во всех стилях, кроме официально-делового.

Штампы – надоевшие, примелькавшиеся выражения, ассоциирующиеся со штампом мысли. Частотны штампы в сочинениях: Пушкин показал типичные черты, Гоголь раскрыл образ и т.д.

Широко распространены штампы в публицистике, где они носят идеологический характер.

Стилистическая погрешность проявляется там, где говорящий или пишущий пытается «выражаться красиво», употребляя ложно-патетические, превратившиеся в штампы сочетания типа «неугасимые желания», «заветные мечты», «высокие думы» и т.п. Еще Евгений Базаров призывал своего молодого друга Аркадия «не говорить красиво».

«Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания», - справедливо писал Л.Н.Толстой.

ЗАДАНИЕ: Объясните значение публицистических штампов. (слайд 7)

Труженики полей, люди в белых халатах, вести поиск, спортивные баталии, белое золото, черное золото, голубое золото, город на Неве, город на Волге, страна кленового листа, страна восходящего солнца.

Как называется это изобразительно-выразительное средство?

(перифраза – описательный оборот, применяемый для замены слова или группы слов с тем, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность.

ЗАДАНИЕ: Сравните предложения, найдите речевые штампы. (слайд 8)

Независимо от масштабов организации, работа должна быть на уровне масштабов нашего времени.

Тщательной проверке подвергались все поля, засеянные озимыми и многолетними травами.

В актовом зале школы царила деловая суета.

Независимо от масштабов организации работы, выполнение ее должно отвечать требованиям нашего времени.

Были внимательно проверены все посевы озимых и многолетних трав.

В актовом зале школы царило предпраздничное оживление.

ЗАДАНИЯ: Найдите и исправьте стилистические ошибки: употребление канцеляризмов, речевые штампы. (слайд 9)

По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. Гринев сочинил песенку и принес ее Швабрину для рассмотрения. Согласно фактам, приведенным в «Мертвых душах», можно сделать вывод, что Гоголь по линии лирических отступлений ярко и полно раскрыл образы своих героев. Воздушная среда смягчает контуры дальних деревьев.

ВЫВОДЫ:

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, каким образом влияют средства массовой информации на нашу речь? (Люди, которые каждый день читают газеты, слушают радио, смотрят телевизор, невольно и сами начинают употреблять в своей речи подобные словосочетания. Т.о., наша речь все более и более обедняется.)

4. УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ

УЧИТЕЛЬ: (Из подслушанного разговора) Преподаватель сетует: «Порой не понимаю языка своих студентов. Стоит отвлечься от биологии, которую им преподаю, заговорить на другие темы, как возникает желание взять словарь иностранных слов. Такое впечатление, что сейчас разные поколения говорят на разных языках: старшее – на русском, а молодежь – на полуамериканском…»

 

О какой проблеме современного русского языка идет речь? Конечно же, это проблема заимствованных слов.

В чем, по-вашему, причина заимствования слов из других языков?

(Бурные преобразования в экономике и политике, развитие науки и техники, открытость современного общества для международных контактов, установка на новую систему ценностей определили активное освоение заимствованных слов.)

Сообщение ученика о причинах заимствования слов (Алибекова С.)

В русский язык, по образному выражению А.С.Пушкина, «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», заимствования проникали с древнейших времен. Но в разные исторические периоды темпы лексических перемен в нашем языке были неравномерными.

Известно, что процесс заимствования слов - явление нормальное, а в определённые исторические периоды даже неизбежное. Ранние греческие и латинские заимствования появились после принятия христианства. Вспомним ту положительную роль, которую сыграли греческие и латинские языки в Европе, старославянский язык - в славянском мире, арабский - на мусульманском Востоке. Реформы Петра I и общая европеизация русской культуры в начале XVIII века вызвали бурный поток слов–пришельцев из немецкого, голландского, французского языков. Одни слова со временем забылись, а другие прочно вошли в наш язык. И трудно сейчас представить, что слова тетрадь и кровать пришли из греческого, школа и публика – из латинского, карандаш и жемчуг – из тюркских языков, крюк и ябеда – из скандинавских, лагерь и галстук – из немецкого, браслет и котлета – из французского…

В 90-е годы XX века – время глобальных перемен во всех сферах жизни России – происходит активное внедрение в русский язык новейших иностранных слов. Наплыв американизмов, который наблюдается сейчас не только в русском, но и во многих других языках, можно называть «языковым беспределом». Активное заимствование из «американского английского» вызвано не только бурным развитием в США всевозможных новейших технологий, но и тем, что для многих молодых людей США стали культовой страной, образцом экономического благополучия (которое в данный момент рухнуло) и общественного порядка, поэтому мои сверстники охотно употребляют заимствования, считая, что это «стильно», современно.

Современная заимствованная лексика проникает в русский язык через экономическую сферу (бартер, чартер, ипотека, маркетинг и т.д.), музыку, телевидение, средства массовой информации (ток-шоу, рейтинги, саундтреки, диджей и т.д.). А сколько иностранных слов дает Интернет (чат, файл, принтер, хакер и т.д.)!

УЧИТЕЛЬ: Так как вы думаете, заимствования – это хорошо или плохо для русского языка? Можно ли обойтись без заимствований в русском языке?

(ДА.  В нашей  современной речи мы излишне много употребляем заимствований. Например, консенсус вполне можно заменить словом согласие, респект – на уважение, креативный – на творческий, брутальный – на грубый..)

(НЕТ.  Есть такие сферы жизнедеятельности, где без заимствований обойтись невозможно. Например, в языке пользователей компьютером никнейм (ник) нельзя заменить на слово кличка, а чат – на слово болтовня; невозможно обойтись без французских заимствований в балетной терминологии: па-де-де не заменишь на шаг двоих, а слово пуанты – на кончики, носочки.)

УЧИТЕЛЬ: Над этой проблемой много работала Джаналиева М. Она проводила исследование и об его итогах расскажет сейчас.

СООБЩЕНИЕ ДЖАНАЛИЕВОЙ М.

(Данные тестирования еще раз доказали, что школьникам необходимо в срочном порядке пополнять свой лексический запас, а не отгораживаться от непонятных слов. Работа с заимствованиями не только обогащает лексический запас, но воспитывает бережное отношение к русскому языку в целом. И нельзя не согласиться с выводом, который сделал много лет назад В.Г.Белинский: «Что за дело, какое и чье слово, лишь бы оно верно передавало заключенное в нем понятие».)

ЗАДАНИЕ:  Определите тип ошибки:

Воспитательница в детском саду говорит своим воспитанникам: «Илья Муромец – это былинный супергерой». А учитель так охарактеризовал способности двоечника к математике: «У него нет приоритета к математике». В сочинениях можно встретить такие высказывания: «Салтыков-Щедрин хлестко описывает непрезентабельные черты жителей города Глупова», «Петербург явился цитаделью серебряного века», «Андрей Болконский представляет собой стандарт русского дворянина».

(непонимание лексического значения слова, смешение разностильной лексики).

ЗАДАНИЕ: (слайд 10) Определите значения некоторых заимствованных слов:

Элита  Дискриминация   Депрессия   Аншлаг   Банальный 

Легализоваться   Альтернатива   Бренд   Рейтинг   Блокбастер 

Ремейк  

Тинэйджер (подросток 12-16 лет)

Блокбастер (сенсация, фильм, имеющий огромную популярность);

Ремейк (переделка);

Сейл (распродажа);

Прайм-тайм (лучшее время)

УЧИТЕЛЬ: Все ли они нужны русскому языку? Какими словами они заменяются без всяких смысловых потерь?

ЗАДАНИЕ: Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов. (слайд 11)

Констатированы факты нарушения школьной дисциплины.

Изменен регламент работы компьютеров.

Беспорядки лимитируют работу в цехах.

Дефекты в подготовке выпускников будут видны во время экзаменов.

Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.

ЗАДАНИЕ: Определите уместность использования иноязычной лексики. Если нужно, произведите синонимические замены. (слайд 12)

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности.

Идентичное решение было принято студентами второй группы.

Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

ЗАДАНИЕ: Дайте толкование иноязычных слов: (слайд 13)

Как выявили опросы, 13% респондентов стараются сегодня повышать свой профессиональный уровень: самостоятельно заниматься, читать дополнительную литературу.

Как и на любой войне, ни о какой свободе слова, творческом поиске и общенациональном консенсусе не может быть и речи.

ЗАДАНИЕ: Замените развернутые толкования слов соответствующим заимствованием. (слайд 14)

Попытки втягивания России в сферы влияния крупных центров силы в итоге грозят потерей независимости от других государств во внутренних делах и во внешней политике.

Организация Объединенных Наций и правительство Кении организовали глобальную встречу в верхах по запрещению мин.

Для сохранения сложившегося, существующего положения вещей власти готовы пойти на крайние меры.

Творческому коллективу института была присуждена единовременная субсидия за успехи в области освоения виртуального пространства.

На днях состоялся фестиваль детских и молодежных Интернет-проектов: «Молодежь за терпимость, снисходительность, против экстремизма»

Слова для справок: суверенитет, саммит, статус-кво, толерантность, грант.

УЧИТЕЛЬ: А вот какого мнения на этот счет придерживаются ученые-филологи: ежедневно в русский язык вливается по шесть-семь иностранных слов. Казалось бы, ну и что? А то! Если активно заимствующаяся лексика в языке превышает 2-3%, лингвисты уверенно прогнозируют очень скорое исчезновение языка.  А у нас количество заимствованной лексики перевалило уже за 10%! Есть повод задуматься, не так ли!

ВЫВОД: В самих заимствованных словах, безусловно, нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Однако значение заимствованного слова должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а его употребление – уместно, оправданно. Умение правильно использовать иноземные слова свидетельствуют об уважении говорящего к своему языку и даже, если хотите, о его самоуважении. Мода на престижные заимствованные слова оборачивается засорением языка и как следствие – сознания.

Настораживает огромное количество заимствований, а также и то, что многие носители русского языка не понимают истинного значения употребляемых заимствованных слов.

5. УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ

УЧИТЕЛЬ: Другая сторона состояния русского языка – употребление жаргонизмов и многообразной нецензурной лексики. По свидетельству филологов, мы с вами живем в эпоху третьей волны жаргонизмов. Первая была в 10-20-е гг. XX века, вторая накрыла Россию в 40-50-е гг., и вот теперь накатила очередная, связанная с повальной криминализацией общества.

СООБЩЕНИЕ О ЖАРГОНИЗМАХ И СЛЕНГЕ (ГУРОВА А.)

УЧИТЕЛЬ: Так на каком же языке мы сегодня говорим? В чем, по-вашему, причина сложившейся столь неблагополучной языковой ситуации сегодня в России?  Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относиться?

Задание: (слайд 15) Какие жаргонизмы используются в этом тексте?

Всю дорогу, со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе и потрясной Красной Шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк – слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку. «Слушай, детка, прими таблетку, - сказал Серый Волк. – Это все не фонтан, пшено и не в жилу.» «Отпад, - сказала Красная Шапочка. – Будь здоровчик».

                                                (М.Розовский)

6. РЕФЛЕКСИЯ:  (слайд 16) Найдите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка

  • В вечернем эфире молодежного канала «Витязь» депутат Иванов опять наехал на мэра города N.
  • Все местные СМИ бели брошены на раскрутку нового регионального лидера.
  • Первую сессию в вузе студент завалил.

7. ВЫВОДЫ:  На устную и письменную речь учащихся в настоящее время все большее влияние оказывают средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Отличительной чертой исследований настоящего времени оказывается тот факт, что источником жаргонизмов, заимствований выступают газетно-журнальные статьи, в отличие от предшествующего периода, когда большое число неологизмов и заимствованных слов было зафиксировано в рамках художественной литературы. Это объясняется тем, что газета, как один из видов средств массовой информации, разносторонне и быстро отражает события каждого нового дня. В наши дни газета - самый чуткий регистратор новых слов, значений, словосочетаний. Она значительно быстрее всех других жанров письменной речи отражает сдвиги, которые происходят во всех сферах жизни общества, и в большинстве случаев является первым письменным источником, фиксирующим появление новых слов, значений и выражений, претендующих на вхождение в общеупотребительную лексику.

«Навязчивость» СМИ становится весьма заметной. Поэтому я призываю вас вести обдуманную и активную политику по экологии родного языка.

Но хочется обнадежить вас. Не нужно забывать, что язык представляет собой саморазвивающийся механизм, действие которого регулируется определенными закономерностями. В частности язык умеет самоочищаться, избавляться от функционально ненужного.

 При этом всегда необходимо помнить о чистоте нашего языка, сохранении его национальной самобытности, поскольку без этого не может быть речи о сохранении и национального русского сознания.

Хочется напомнить бессмертные слова И.С.Тургенева, обращенные к нам, его потомкам: «…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (слайд 17)

Д/З   записать по одному высказыванию, услышанному в СМИ,

 с речевыми, стилистическими ошибками, с неоправданным употреблением иноязычной, жаргонной лексики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На каком языке мы говорим?... Урок по элективному предмету «Культура речи»

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: обратить ваше внимание на актуальные проблемы состояния современного русского языка; побудить к бережному, обдуманному владению собственным словом (речью); приобщить к красоте и выразительности русского слова, родной речи; способствовать выработке навыков делового общения.

Слайд 3

Штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью.

Слайд 4

Есть два вида штампов Публицистические, например, труженики полей, город на Волге 2) Литературоведческие, например, волнующий образ, гневный протест

Слайд 5

Канцеляризмы - это слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, употребление которых закреплено за официально – деловым стилем. В других стилях они неуместны.

Слайд 6

Примеры канцеляризмов Специалисты колхозов уделяют мало внимания борьбе с сорной растительностью. Имеет место отсутствие запасных частей.

Слайд 7

Объясните значение публицистических штампов Труженики полей люди в белых халатах вести поиск спортивные баталии белое золото черное золото голубое золото город на Неве город на Волге страна кленового листа страна восходящего солнца

Слайд 8

Сравните предложения, найдите речевые штампы Независимо от масштабов организации, работа должна быть на уровне масштабов нашего времени. Тщательной проверке подвергались все поля, засеянные озимыми и многолетними травами. В актовом зале школы царила деловая суета. Независимо от масштабов организации работы, выполнение ее должно отвечать требованиям нашего времени. Были внимательно проверены все посевы озимых и многолетних трав. В актовом зале школы царило предпраздничное оживление.

Слайд 9

Найдите и исправьте стилистические ошибки: употребление канцеляризмов, речевые штампы По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. Гринев сочинил песенку и принес ее Швабрину для рассмотрения. Согласно фактам, приведенным в «Мертвых душах», можно сделать вывод, что Гоголь по линии лирических отступлений ярко и полно раскрыл образы своих героев. Воздушная среда смягчает контуры дальних деревьев.

Слайд 10

Определите значения заимствованных слов: Депрессия Аншлаг Банальный Легализоваться Альтернатива Бренд Рейтинг Блокбастер Тинэйджер Ремейк Сейл Прайм-тайм Элита Дискриминация

Слайд 11

Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов Констатированы факты нарушения школьной дисциплины. Изменен регламент работы компьютеров. Беспорядки лимитируют работу в цехах. Дефекты в подготовке выпускников будут видны во время экзаменов. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.

Слайд 12

Определите уместность использования иноязычной лексики Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. Идентичное решение было принято студентами второй группы. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

Слайд 13

Дайте толкование иноязычных слов: Как выявили опросы, 13% респондентов стараются сегодня повышать свой профессиональный уровень: самостоятельно заниматься, читать дополнительную литературу. Как и на любой войне, ни о какой свободе слова, творческом поиске и общенациональном консенсусе не может быть и речи.

Слайд 14

Замените развернутые толкования слов соответствующим заимствованием Попытки втягивания России в сферы влияния крупных центров силы в итоге грозят потерей независимости от других государств во внутренних делах и во внешней политике. Организация Объединенных Наций и правительство Кении организовали глобальную встречу в верхах по запрещению мин. Для сохранения сложившегося, существующего положения вещей власти готовы пойти на крайние меры. Творческому коллективу института была присуждена единовременная субсидия за успехи в области освоения виртуального пространства. На днях состоялся фестиваль детских и молодежных Интернет-проектов: «Молодежь за терпимость, снисходительность , против экстремизма» Слова для справок саммит суверени- тет статус-кво толерант-ность грант

Слайд 15

Какие жаргонизмы используются в этом тексте? Всю дорогу, со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе и потрясной Красной Шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк – слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку. «Слушай, детка, прими таблетку, - сказал Серый Волк. – Это все не фонтан, пшено и не в жилу.» «Отпад, - сказала Красная Шапочка. – Будь здоровчик». (М.Розовский)

Слайд 16

Найдите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка В вечернем эфире молодежного канала «Витязь» депутат Иванов опять наехал на мэра города N . Все местные СМИ бели брошены на раскрутку нового регионального лидера. Первую сессию в вузе студент завалил.

Слайд 17

«…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» И.С.Тургенев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план элективного курса «Культура речи. Риторика»

Документ содержит учебно-тематический план элективного курса "Культура речи. Риторика" для учащихся 9-11 классов...

Элективный курс "Культура речи", 7 класс

Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...

Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...

Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"

Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...