Представление собственного педагогического опыта
презентация к уроку по русскому языку на тему
Методическая тема: «Региональный компонент как средство формирования общекультурных компетенций на уроках русского языка и литературы»
. «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». ( Д.С.Лихачёв)
Актуальность и перспективность
педагогического опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями
к школьному обучению, соответствует:
• социальному заказу государства, общества;
• Закону об Образовании;
• прогрессивным тенденциям социального развития общества;
• региональной образовательной политике.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
Принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации
в условиях коллективной работы.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.
На формирование ведущей педагогической идеи оказали влияние следующие факторы:
изучение методической литературы,
изучение опыта коллег,
курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
участие в работе городских методических объединений .
Ведущей педагогической идеей ставлю для себя максимальное развитие ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, культурного, умственного
и физического совершенствования.
Основные концептуальные положения конкретизируются в следующих тезисах:
Уважение мнения ребенка .
Индивидуальный подход к каждому.
Мотивированность обучения.
Проблемность обучения.
Сотрудничество и сотворчество.
Теоретической базой наработанного мною опыта явились работы ученых - методистов:
О.В. Кочеваткиной, А.П. Алукаевой.
Введение регионального компонента в учебный процесс: Учебное пособие.
Автор/ составитель: Алукаева А.П., Кочеваткина О.В. Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
Под региональным компонентом следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка и литературы , но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993:17, 18].
Общекультурные компетенции подразумевают социальное ожидание того, что ученик, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности этого общества : патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания.
Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т. д .
В своей деятельности я отдаю предпочтение следующим методам:
проблемному, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, формирует логическое мышление;
исследовательскому, который способствует самостоятельному поиску связи между уже имеющимися знаниям.
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Познакомить школьников с культурой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы - главная задача учителей-словесников .
Ежегодно я представляю открытые уроки русского языка и литературы на школьной предметной неделе. Ввожу в свои уроки региональный компонент.
В результате использования вышеописанных подходов в обучении мне удается :
раскрыть всесторонние способности обучающихся;
повысить заинтересованность
ребят предметом.
Результатом моей работы можно считать наличие исследовательских и проектных работ учащихся, участие учеников в республиканской олимпиаде по школьному краеведению.
Применение данного опыта работы способствует положительной динамике учебных достижений учащихся, формированию общекультурных компетенций на уроках русского языка и литературы.
Трудоемкость опыта заключается в организации учебного материала , в логичности использования регионального компонента в курсе русского языка и литературы. Только в таком случае учащиеся на занятиях становятся не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователями, ведущими активную поисковую деятельность, формируют широкий спектр личностных качеств. Важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.
Рекомендуется использовать этот опыт всем педагогом, интересующимся культурой и историей Мордовии, как на уроках русского языка и литературы, так и в проектной, научно – исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГОРБУНОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА Образование – высшее. Название учебного заведения, год его окончания – МГУ им. Н.П. Огарева, 1996г. Специальность по диплому - филолог, преподаватель русского языка и литературы. Место работы – МОУ «СОШ № 8» г.о. Саранск. Должность – учитель. Педагогический стаж - 1 9 лет. Стаж работы в занимаемой должности - 1 9 лет. Квалификация – первая.
« ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЛЮБИТ ХОТЯ БЫ ИЗРЕДКА СМОТРЕТЬ НА СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ЦЕНИТ ПАМЯТЬ О НИХ, ОСТАВЛЕННУЮ В САДУ, КОТОРЫЙ ОНИ ВОЗДЕЛЫВАЛИ, В ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ ИМ ПРИНАДЛЕЖАЛИ, ЗНАЧИТ, ОН НЕ ЛЮБИТ ИХ. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЛЮБИТ СТАРЫЕ УЛИЦЫ, СТАРЫЕ ДОМА, ПУСТЬ ДАЖЕ И ПЛОХОНЬКИЕ, ЗНАЧИТ, У НЕГО НЕТ ЛЮБВИ К СВОЕМУ ГОРОДУ. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК РАВНОДУШЕН К ПАМЯТНИКАМ СВОЕЙ СТРАНЫ, ОН, КАК ПРАВИЛО, РАВНОДУШЕН К СВОЕЙ СТРАНЕ». Д.С.ЛИХАЧЁВ. Методическая тема: «Региональный компонент как средство формирования общекультурных компетенций на уроках русского языка и литературы»
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ОПЫТА. ЕГО ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Актуальность и перспективность педагогического опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению, соответствует: • социальному заказу государства, общества; • Закону об Образовании; • прогрессивным тенденциям социального развития общества; • региональной образовательной политике. ;
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: Принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы. Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.
ФОРМИРОВАНИЕ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА. На формирование ведущей педагогической идеи оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации ; участие в работе городских методических объединений . Ведущей педагогической идеей ставлю для себя максимальное развитие ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, культурного, умственного и физического совершенствования.
КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ Основные концептуальные положения конкретизируются в следующих тезисах: Уважение мнения ребенка . Индивидуальный подход к каждому. Мотивированность обучения. Проблемность обучения. Сотрудничество и сотворчество.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Теоретической базой наработанного мною опыта явились работы ученых - методистов: О.В. Кочеваткиной, А.П. Алукаевой. Введение регионального компонента в учебный процесс: Учебное пособие . Автор/ составитель: Алукаева А.П., Кочеваткина О.В. Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
Под региональным компонентом следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка и литературы , но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993:17, 18]. Общекультурные компетенции подразумевают социальное ожидание того, что ученик, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности этого общества : патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. СИСТЕМА КОНКРЕТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т. д . В своей деятельности я отдаю предпочтение следующим методам: проблемному, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, формирует логическое мышление; исследовательскому, который способствует самостоятельному поиску связи между уже имеющимися знаниям.
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Познакомить школьников с культурой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы - главная задача учителей-словесников .
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЫТА Ежегодно я представляю открытые уроки русского языка и литературы на школьной предметной неделе. Ввожу в свои уроки региональный компонент. В результате использования вышеописанных подходов в обучении мне удается : раскрыть всесторонние способности обучающихся; повысить заинтересованность ребят предметом
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ. Результатом моей работы можно считать наличие исследовательских и проектных работ учащихся, участие учеников в республиканской олимпиаде по школьному краеведению. Применение данного опыта работы способствует положительной динамике учебных достижений учащихся, формированию общекультурных компетенций на уроках русского языка и литературы.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ. Свой опыт работы над методической темой представляла на педагогическом совете МОУ «СОШ № 21»
ТРУДОЁМКОСТЬ ОПЫТА Трудоемкость опыта заключается в организации учебного материала , в логичности использования регионального компонента в курсе русского языка и литературы. Только в таком случае учащиеся на занятиях становятся не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователями, ведущими активную поисковую деятельность, формируют широкий спектр личностных качеств. Важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.
АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА Рекомендуется использовать этот опыт всем педагогом, интересующимся культурой и историей Мордовии, как на уроках русского языка и литературы, так и в проектной, научно – исследовательской деятельности.
Возможность тиражирования. Описание всех форм и приёмов, уроков с их использованием, фотографий с уроков, размещены на л ичн ой страничк е : http://www.proshkolu.ru/user/eigorbunova05 /
НАГЛЯДНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-164241-1355481206.jpg)
Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-291632-1429468221.jpg)
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-303695-1381512708.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Представление собственного педагогического опыта
Материал для аттестации учителя...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/27/picture-442448-1398617081.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Представление собственного педагогического опыта
материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...