Русский язык в 9 классе. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Конспект урока с ипользованием презентации.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

На уроке используется принцип сознательности и активности,доступности эффективности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc58.5 КБ
Файл russkiy.pptx466.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 62

 Урок по теме:

 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

(9 класс)

Составила: Лукьяненко Татьяна Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

book1.wmf

Крымск, 2015

Тема: « Cочинение - рассуждение на лингвистическую тему»                                                                                                                            

Цели:

1.Обучающие:

-  продолжить формировать умение  писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, формировать умения анализировать прочитанный текст, определять языковые явления, необходимые для аргументации.

-  повторить ранее изученный материал по подготовке к сдачи экзамена.


2.Развивающие:

- развивать  навыки  монологической речи учащихся ( устной и письменной) в форме рассуждения, подготовить учащихся к самостоятельной работе    над сочинением – рассуждением.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          


3.Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к слову;

-любовь к русскому языку и литературе;

-любовь к своей стране и культуре.

Оборудование: 

- индивидуальные папки « Подготовка к ГИА», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, памятки, тексты, задания по группам.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока.

Ребята! Впереди вас ждет очень важное испытание – выдержать выпускные экзамены. В этом году экзаменационная работа состоит из 3-х частей:

Сжатое изложение

Тестовая часть( задания №2-14)

Сочинение – рассуждение на альтернативную тему (задания № 15.1, 15.2, 15.3)

II. Повторение пройденного материала. ( работа по группам)



- Давайте вспомним, что значит «сжатое изложение?»

1-я группа работает над сжатием предложений:…Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги .

             2-я группа работает над сжатием  предложения ( Какая сила       толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

        3-я группа работает над предложением ( И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. )

Повторение тестовой части

Задание по группам (слайд №1)

Из записанных слов 1-я группа выбирает словарные слова;

2-я группа выбирает слова на орфограмму «Правописание      приставок»

3-я группа выбирает слова на орфограмму « Н, нн в прилагательных и причастиях»                            

(Блокнот, приоткрыв, галерея, вспоминал, искусственный, обаяние, прилипали, бесконечные, безжалостный, президиум, претендент, приоритет, взвилась, придумал, раздумывая,  вследствие, конгресс, оригинальный,  препятствие, цивилизация, шефствовать, восхищался,  чопорный, ядреный, таинственный, длинный, стеклянный, уничтоженный, нарисованные, набраны..                                            

 III. Этап подготовки к активному усвоению знаний.

А теперь давайте вспомним, что  мы должны делать в заданиях 15.1, 15.2, 15.3?
Мы сегодня остановимся еще раз на  задании 15.1( сочинение – рассуждение на лингвистическую тему( слайд №2)

Мы уже пробовали свои силы в этом виде работы, но чем чаще мы будем это делать, тем глубже будут ваши знания и  вы увереннее  будете чувствовать себя на экзамене. Сочинение мы будем писать, размышляя над высказыванием Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Изобразительные                                                                                                                        эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть  их такими, какими видел писатель, создавая произведение» . ( слайд № 3)  

Мы будем работать с текстом, поэтому давайте вспомним, какие типы текса вам известны? ( повествование, рассуждение, описание) .В чем особенности сочинения-рассуждения? Вспомним структуру такого сочинения.

  1. Тезис
  2. Аргументация
  3. Вывод

    А что значит сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? Обратимся к этимологии слова «лингвистический»( 1-я группа )

Произошло от слова «лингвистика» (языкознание, языковедение, от лат. Lingua – язык – наука, изучающая языки, работа со словарем).   Придется рассуждать о различных  лингвистических понятиях , например, о знаках препинания, антонимах, синонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, об изобразительно – выразительных средствах .

По каким критериям мы будем оценивать? Давайте рассмотрим их.  ( у каждой группы на столе критерии оценивания) .

2-я группа напомнит нам план написания сочинения – рассуждения( слайд №4)

1.Тезис ( формулируем позицию автора и выражаем свое отношение  к ней).

2.Аргументация

а) аргумент  - пример №1

б) аргумент – пример №2

3.Вывод

3. Этап изучения нового материала

Начнем работу над высказыванием с усвоения этапов работы над сочинением

Алгоритм работы предлагает 3-я группа

1.Прочитать цитату.

2.Найти ключевые слова, определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4.Найти примеры из текста, назвать роль.

IY. Этап применения знаний в новых условиях

Возвращаемся к нашему высказыванию

а) работаем над ключевыми словами ( 1-я группа)

 б) определяем роль эпитетов в речи ( 2-я группа)

ЭПИТЕТЫ:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

в) теоретический материал ( 3-я группа)

Эпитет ( от греч.epitheton  - приложение). Художественное, образное определение, вид тропа.

Слово учителя:  В качестве6 эпитета могут выступать прилагательные ( кроткий лик – С.Есенин,  эти бедные селенья, эта скудная природа – Ф.Тютчев, край заброшенный – С.Есенин,

Существительные: Вот он, вождь без дружин –М.Цветаева, Молодость моя! Моя голубка смуглая – М.Цветаева (слайд№7)

, Физминутка

Повернуться друг к другу, улыбнуться,

пожелать успеха, Взять в руки карандаш, потереть его в своих ладонях, наточенным концом несильно надавить на подушечки пальцев, снять напряжение.

V. Знакомство с текстом

Исходный текст

Сказка 
Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме - ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают... 
Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще... 
- Точно зовет кто-то, - тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает. 
- Вот опять... Слышишь?.. Как будто человек... 
- Спи, - сурово говорит женщина. - Это ветер. 
- Страшно ночью в лесу... 
- Это только ветер. Ты разбудишь ребенка... 
Но дитя вдруг подымает голову. 
- Я слышу, я слышу. Он кричит: "Спасите!" 
И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль: 
- Спа-си-те! 
- Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть... 
- Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. - Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать. 
- Спасите! 
- Жалко живую душу, - говорит муж. - Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы... 
- Лежи, дурак... Не наше дело... 
В темноте шлепают туфли... Старческий кашель... Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно: 
- Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла. 
Это голос черствого благоразумия. 
Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки: 
- Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...
- Спа-си-те! 
Молчание... 

1920

а) работа с текстом, нахождение эпитетов

б) написание сочинения – рассуждения

VI  Итог урока

а) Лидер группы ставит оценку в своей группе

б) Анализ написанного сочинения  по критериям (сочинение  хранится в папке «Подготовка к  ГИА)

в) Домашнее задание ( подобрать примеры из художественной литературы, подтверждающие  важную роль эпитетов в тексте).

 

 

 

                                                                                                                                                                               



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему

Слайд 2

Выбери правильно слова: Блокнот, приоткрыв, галерея, вспоминая, искусственный, обаяние, прилипали, бесконечные, безжалостный, президиум, претендент, приоритет, взвилась, придумать, раздумывая, вследствие, конгресс, чопорный, таинственный, длинный, стеклянный, уничтоженные, нарисованные, набраны, шефствовать, оригинальный, препятствия.

Слайд 3

Д.Э.Розенталь: ,,Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими видел писатель, создавая произведения.”

Слайд 4

Схема рассуждения: 1. Тезис 2. Аргументация 3. Вывод

Слайд 5

План написания сочинения-рассуждения 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней) 2. Аргументация А) аргумент-пример № 1 Б) аргумент-пример № 2 3. Вывод

Слайд 6

Алгоритм работы над сочинением 1. Прочитать цитату 2. Найти ключевые слова, определить основную мысль 3. Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию. 4. Найти примеры из текста, назвать роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию  домашн...

Русский язык. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым" Конспект урока.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...

Презентация. Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Как написать сочинение - рассуждение на заданную тему.

В презентации представлен материал  "Готовимся  к написанию  сочинения  ОГЭ 15.2. "   Даны рекомендации, как написать вступление, основную часть,...

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...