Урок русского языка "Составное глагольное сказуемое"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Данилина Галина Олеговна

В основу урока положено знакомство со способами выражения составного глагольного сказуемого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sgs.zip1.09 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Учхозская СОШ»

Краснослободского района  Республики Мордовия

Тема урока:

СОСТАВНОЕ    ГЛАГОЛЬНОЕ  СКАЗУЕМОЕ

Учитель: Данилина Галина Олеговна

учитель русского языка и литературы

2015 год

Тема: Составное глагольное сказуемое.

Цели урока: познакомить учащихся с составным  глагольным сказуемым, его признаками, способах выражения.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Проверка пройденного материала.

  • Тест с последующей проверкой.

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

   А) медведь заревел

   Б) заревел неистово

   В) заревел и схватил

   Г) схватил за комбинезон

2. В каком словосочетании слова связаны управлением?

   А) развевающегося флага

   Б) ничем не интересоваться

   В) шел медленно

   Г) присутствовать на митинге.

3.В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

   А) серый от пыли

   Б) очень грязный

   В) поворот налево

   Г) возвращаться из похода.

4. Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания? В чем особенность строения этих словосочетаний?

   Плавательный бассейн – бассейн для плавания.

Проверка:  1 – А, В;   2 – Б,Г;   3 – Б,В

  • Блиц-опрос. Продолжи предложение

Грамматическая основа предложения –  это ….

По строению грамматической основы предложения делятся на …

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из …

Подлежащее – это …

Чем может быть выражено подлежащее?

Сказуемое – это …

  1. Объяснение нового материала.

Сравните предложения:

Я буду строить этот город.       Пускай научат меня всему.

Я не хочу идти проторенной дорогой.

Вопросы:

Чем выражено сказуемое в этих предложениях?

Что общего у этих сказуемых и чем они различаются?

На этом уроке  мы рассмотрим, чем может быть выражено составное глагольное сказуемое.

        =                             +

                                                                                                       

                                                грамматическое                     лексическое

                                                     значение                        значение

                                            (наклонение, время)

                                        вспомогательный глагол

модальный глагол              краткое прилагательное              краткое  прилагательное

(глагол действия)                                                                  +     глагол-связка быть

Определите, чем  выражено сказуемое:

  1. Я хочу покорить целый мир. Я был готов любить весь мир.    Я рад помочь.
  2. Вы должны трудиться. Она умела водить машину. Он был рад их видеть.

Заполните примерами таблицу:

Способы выражения составного глагольного сказуемого

Способ выражения

Пример

Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)        

Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)

Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)        

Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надои т.п.)

  1. Закрепление изученного.

Выделите грамматические основы предложений. 

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!  Н. Заболоцкий

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее задание.

Я часто брёл по безд__рож__ю2,

Но если,  чистое тая3,

Хр__нил в ладонях искру бож__ю,

То это – Родина моя5.

На свете всё (не)бе(с,з)коне__но –

От ок__ана до руч__я,

Но если что (то) в мир__ веч__но3,

То это – Родина м__я.

Меня (не) стан__т, со__нце встан__т,

И будут люди и з__мля,

И если кто меня вспомян__т,

То это – Родина м__я.

                                                Е.Евтушенко

Задание:

1.Графически объяснить орфограммы.

2.Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых.

3. Выполнить указанные виды разбора.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое"

Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое". Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить зн...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....

Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое" и презентация к уроку....

План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи»       Конспект урока русского языка в 6 классе...

Технологическая карта урока русского языка "Виды сказуемого" 8 класс

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Презентации к уроку русского языка в 8 классе.Составное глагольное сказуемое. Инверсия.

Презентация "Составное глагольное сказуемое" содержит  лаконичные формулы   способов  выражения СГС. Кроме этого, в презентации приведены  примеры на каждый способ в...