РОЛЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ В ПОНИМАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ А. С. ПУШКИНА
план-конспект урока по русскому языку (6, 7, 8 класс) на тему

Исследование языка художественного произведения и словарное описание языка писателей классиков является важной задачей в изучении русской классической литературы.

 Центральным понятием в современном языкознании является понятие «языковой личности», которое в соотношении с «образом автора» и «художественным образом» играет главную роль в изучении языка художественного произведения.

 Впервые к разработке понятия языковой личности обратился Виноградов В. В. в «Опытах риторического анализа» в монографии «О художественной прозе» [1980], он приходит к этому понятию, исследуя язык художественной литературы, учёный рассматривал языковую личность в произведении в соотношении с художественным образом и образом автора.

 Для раскрытия «языковой личности» творца необходимо глубоко исследовать изобразительные средства, к которым прибегает писатель, создавая художественное произведение. В русской литературе одним из таких средств являются устаревшие слова, которые могут быть интересным объектом для изучения.

 Познакомившись с работами В. В. Виноградова, была сделана попытка понять языковую личность А. С. Пушкина посредством изучения языка художественного произведения, то есть устаревших слов. Объектом данного исследования являются устаревшие слова в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», извлеченные на основе сплошной выборки из текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_ustarevshie_slova.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для урока русского языка и литературы.

Анализ лексики поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Арефьева О.Б.

                                      «РОЛЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ В ПОНИМАНИИ

ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ А. С. ПУШКИНА»

Исследование языка художественного произведения и словарное описание языка писателей классиков является важной задачей в изучении русской классической литературы.

 Центральным понятием в современном языкознании является понятие «языковой личности», которое в соотношении с «образом автора» и «художественным образом» играет главную роль в изучении языка художественного произведения.

 Впервые к разработке понятия языковой личности обратился Виноградов В. В. в «Опытах риторического анализа» в монографии «О художественной прозе» [1980], он приходит к этому понятию, исследуя язык художественной литературы, учёный рассматривал языковую личность в произведении в соотношении с художественным образом и образом автора.

 Для раскрытия «языковой личности» творца необходимо глубоко исследовать изобразительные средства, к которым прибегает писатель, создавая художественное произведение. В русской литературе одним из таких средств являются устаревшие слова, которые могут быть интересным объектом для изучения.

 Познакомившись с работами В. В. Виноградова, была сделана попытка понять языковую личность А. С. Пушкина посредством изучения языка художественного произведения, то есть устаревших слов. Объектом данного исследования являются устаревшие слова в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», извлеченные на основе сплошной выборки из текста.

Целью исследовательской работы являлось изучение устаревших слов в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в соотнесенности с языковой личностью поэта с точки зрения лексики и стилистики, для этого собраны и описаны устаревшие слова, извлеченные из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»; составлены словари:

          1) устаревшие слова в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»;

2) архаизмы в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»;

3) историзмы в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

         

       

 Лексика — это сложная система языка, где существует определенная связь между словами. Наличие этой системы доказывает, что человеческая речь разумно выстроена. Являясь самым подвижным уровнем языка, лексика мгновенно реагирует на общественные изменения, пополняясь новыми словами. Наименования предметов или явлений, которые не получили применения в современной жизни народа, выходят из употребления.

 В любом периоде развития языка существуют слова, принадлежащие к активному и пассивному словарному запасу. К группе пассивного словарного запаса принадлежат устаревшие слова, которые являются объектом данного исследования.

 Устаревшие слова не сразу исчезают из языка народа. В течение какого-то времени они понятны говорящим и известны по художественной литературе, хотя в повседневной жизни не используются.

 Особую группу устаревших слов составляют историзмы — названия исчезнувших предметов, явлений, понятий: кафтан, копьё, кольчуга, гридница. Появление историзмов вызвано внеязыковыми причинами, чаще всего связанными с преобразованиями в обществе.

 Историзмы, в отличие от других устаревших слов не имеют синонимов в современном русском языке, являясь незаменимым средством в художественной литературе для воссоздания колорита эпохи.

 Следующая группа устаревших слов – архаизмы, которые отличаются от историзмов тем, что имеют синонимы в современном языке, но вытеснены новыми словами по разнообразным причинам, например: чело — лоб, очи — глаза, ланиты — щёки, перси — грудь.

 Поскольку для русской художественной литературы, в том числе и для произведений А. С. Пушкина, характерно использование устаревших слов, существует необходимость изучения этих слов, которые являются неотъемлемой частью русской лексики.

 

 Понятие языковой личности

 Для глубокого исследования языка писателя возникает необходимость создания лингвистических словарей и именно таких словарей, в которых в полной мере отразилась бы индивидуальность того или иного писателя. В конце XIX — начале XX века были сделаны попытки дать словарное описание языка писателей классиков. Первые исследования в этом направлении были обращены к стихотворениям Г. Р. Державина, к «Горю от ума» А. С. Грибоедова, к сочинениям и переводам Д. И. Фонвизина, которые привели к возникновению нового направления в русской лексикографии — писательской лексикографии (Введенская: 2002, стр. 439). В последующие годы были изданы «Словарь языка А. С. Пушкина» в 4-х томах (1956-1961) и «Словарь автобиографической трилогии М. Горького» (1974-1977).

 Словарь языка художественной литературы является не только лучшей формой для обобщения знаний о языке классиков русской художественной литературы, но и дает представление о языковой личности самого автора.

 Языковая личность находится в центре изучения современной антропоцентрической лингвистики. К понятию «языковая личность» впервые обратился В. В. Виноградов, исследуя язык художественной литературы. В центре исследовательских работ ученого стали понятия «образ автора» и «художественный образ», которые привели В. В. Виноградова к вопросу о соотношении в произведении языковой личности, художественного образа и образа автора. [Виноградов, 1980: 120-146].

 Вопрос языковой личности является важным в современной лингвистике, так как исследование языка писателя «дает помимо чисто лингвистической информации представление о мировоззренческой «картине мира» автора [Караулов,1981:141], то есть анализ стиля писателя приводит нас к понятию его языковой личности.

      Языковая личность трактуется Ю. Н. Карауловым в преломлении через ее язык. Поэтому обращение к вопросу о понятии языковой личности является обязательным в изучении языка.

      В этой работе обратились к языковой личности А. С. Пушкина, в поэтическом языке которого ярко выражены национальные черты русского народа.

      Поэма «Руслан и Людмила» была задумана Пушкиным ещё в лицее в 1817 году и закончена в 1820 году перед южной ссылкой.

      Читатели и критики приняли произведение с большим интересом. По словам Виссариона Григорьевича Белинского в поэме «всё было ново: и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьёзными картинами».

      Чем же произведение Пушкина покорило читателей? В чём новизна пушкинской поэмы? Впервые в русской литературе появилось произведение, обращенное к отечественной истории и фольклору. Произведение, в котором в образе Руслана ярко отображён национально-русский характер.

 ... в поле меж врагами,

 Блистая в латах, как в огне,

 Чудесный воин на коне

 Грозой несётся, колет, рубит,

 В ревущий рог, летая трубит...

 То был Руслан...

 А. С. Пушкин использует «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, обращаясь в поэме к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой», правдиво воссоздаёт картины древнерусской жизни

 Но вдруг раздался глас приятный

 И звонких гуслей беглый звук;

 Все смолкли, слушают Баяна:

 И славит сладостный певец

 Людмилу-прелесть, и Руслана,

 И Лелем свитый им венец.

 В поэме «Руслан и Людмила» перед нами раскрывается поэтический мир Пушкина, глубина его личности, его интерес к истории русского народа. Великолепное знание русского языка, бережное отношение к родному языку, с помощью которого возможно точное отображение действительности, помогло создать поэту оригинальную поэму-сказку.

 Примите ж вы мой труд игривый!

 Ничьих не требуя похвал,

 Счастлив уж я надеждой сладкой,

 Что дева с трепетом любви

 Посмотрит, может быть, украдкой

 На песни грешные мои.

 В языке поэмы всюду присутствует автор, который с лёгкостью и свободой творит своё поэтическое чудо.

 Важная роль в правдивом изображении ушедшей эпохи принадлежит устаревшей лексике, её роль в поэме А. С. Пушкина будет рассмотрена в следующей главе.

 РОЛЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ В ПОНИМАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ А. С. ПУШКИНА

 Устаревшая лексика является в поэме особенным стилистическим средством. Она не только обогащает язык произведения, но и помогает поэту проникнуть в глубину минувшей эпохи, в героическое прошлое Руси.

 Ликует Киев. . . Но по граду

 Могучий богатырь летит;

 В деснице держит меч победный;

 Копьё сияет как звезда;

 Струится кровь с кольчуги медной;

 На шлеме вьётся борода;

 Летит надеждой окриленный,

 По стогнам шумным в княжий дом...

 Устаревшие слова используются автором для создания ярких художественных образов, в этом основная роль принадлежит архаизмам, и в особенности старославянизмам, которые своей торжественностью придают поэме особое звучание

 В пещере старец; ясный вид,

 Спокойный взор, брада седая

 

 Уж утро хладное сияло

 На темени полнощных гор

 

 Днепра стал тёмен брег отлогий

 

 Челнок ко брегу приплывает;

 Из тёмной хаты выбегает

 Младая дева; стройный стан,

 Власы небрежно распущенны,

 Улыбка, тихий взор очей. . .

Красота главной героини особо подчёркнута старославянской лексикой

 

 Что ж наша пленница теперь!

 Дрожит как лист, дохнуть не смеет;

 Хладеют перси, взор темнеет

 Сомкнуты очи и уста,

 И сладострастная мечта

 Младую грудь её подъемлет

 

 Незаменима роль старославянизмов в характеристике персонажа, где автору необходимо обратить внимание читателя на состояние героя, так описывает А. С. Пушкин последние мгновения жизни головы

 Она глядит недвижным оком;
Власы
 её как чёрный лес,
Поросший
на челе высоком;
Ланиты жизни лишены,
Свинцовой бледностью покрыты,
 Уста огромные открыты. . .

 Как и архаическая лексика, историзмы ярко вписываются в лексический строй поэмы, формируют произведение, подчёркивая его историческую направленность.

 Историзмы необходимы в создании образа Руслана, который изображён в поэме как былинный богатырь

 Блистая в латах, как в огне,

 Чудесный воин на коне

 В ревущий рог, летая трубит. . .

 Грозой несётся, колет, рубит,

 То был Руслан. Как Божий гром,

 Наш витязь пал на басурмана;

 

 

 Незаменимой в поэме становится эта лексика и для описания предметов минувшей эпохи

 Вступает в гридницу Фарлаф,

 Ведёт он за руку Людмилу

 Повсюду ткани парчевые,

 Играют яхонты, как жар

 И между тем за мой кафтан

 Держалась тощими руками. . .

 Таким образом, нами была предпринята попытка рассмотрения языковой личности А. С. Пушкина через устаревшие слова, которые стали одним из главных художественных средств в поэме «Руслан и Людмила» для отображения минувшей эпохи, где в одном произведении, благодаря гению А. С. Пушкина, слились дух русской народной сказки, былины и исторической летописи.

 

 


 СЛОВАРИ:

УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА В ПОЭМЕ

А. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

 

         

1.         дол — долина

2.         злато  — золото

3.         гридницы  — дворцовые помещения

4.         глас — голос

5.         чело  — лоб

6.         витязь  — храбрый воин

7.         младые  — молодые

8.         воитель  — ратный воин

9.         брег  — берег

10.         брада  — борода

11.         князь  — начальник, властелин

12.         наперсник  — человек, пользующийся доверием

13.         кольчуга  — старинный воинский доспех

14.         рыбарь  — рыбак

15.         вихорь  — вихрь

16.         кафтан  — старинная долгополая мужская одежда

17.         очи  — глаза

18.         рыцарь  — в феодальной Европе: лицо, принадлежавшее военно-дворянскому сословию

19.         копьё  — старинное колющее или метательное оружие

20.         глава  — голова

21.         чародей  — колдун

22.         ланита  — щёки

23.         хладный  — холодный

24.         огнь  — огонь

25.         пламень  — пламя

26.          хлад  — холод

27.         вран  — ворон

28.         град  — город

29.         стогны  — площади, улицы

30.         бремя  — груз, ноша

31.         одр  — постель

32.         нощь  — ночь

33.         яхонты  — название рубина и сапфира

34.         чертог  — дворец

35.         перси  — грудь

36.         бразды  — управление

37.         десница  — правая рука

38.         супостат  — враг

39.         пестун  — воспитатель

40.         древо  — дерево

41.         власы  — волосы

42.         мурава  — трава

43.         сонм  — собрание народа

44.         басурман  — человек иной веры

45.         дань  — подать с населения, налог

46.         куща  — палатка, шатер

47.    пажить  — луг или поле

48.    брань  — война

          АРХАИЗМЫ

  1. злато — золото
  2. глас  — голос
  3. младые  — молодые
  4. брег  — берег
  5. брада  — борода
  6. глава  — голова
  7. хлад  — холод
  8. древо  — дерево
  9. власы  — волосы
  10.  огнь  — огонь
  11.  вран  — ворон
  12.  град  — город
  13.  десница  — правая рука
  14.  бремя  — груз, ноша
  15.  одр  — ложе, постель
  16.  ланита  — щёки
  17.  чело  — лоб
  18.  уста  — рот
  19.  чародей  — волшебник
  20.  нощь  — ночь
  21.  храбрый  — заменило русское слово хоробрый
  22.  враг  — заменило русское слово ворог
  23.  перст  — палец
  24.  перси  — грудь
  25.  шлем  — заменило русское слово шелом
  26.  князь  — начальник, властелин

27.         наперсник  — человек, пользующийся доверием

28.         рыбарь - рыбак

  1.  вихорь  — вихрь
  2.  супостат  — враг
  3.  пестун  — воспитатель
  4.  мурава  — трава
  5.  чертог  — дворец
  6.  стогн  — улица, площадь
  7.  сонм  — толпа, собрание народа
  8.  пажить  — луг или поле
  9.  брань  — война
  10.  куща  — палатка, шатёр
  11.  воитель  — ратный воин

          ИСТОРИЗМЫ

              гридницы  — дворцовые помещения

              витязь  — храбрый воин

              дань  — подать с населения, налог

              кольчуга  — старинный воинский доспех

              кафтан  — старинная мужская долгополая надежда

              копьё  — старинное колющее или метательное оружие

              рыцарь  — в феодальной Европе: лицо, принадлежавшее военно-    дворянскому сословию

             яхонты  — название рубина и сапфира

  басурман  — человек иной веры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова"

Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова" даёт возможность проследить, как в  языке отражается  история народа; узнать, что такое устаревшие слова, пополнить свой лек...

Устаревшие слова в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Это задание позволяет вспомнить лексические значения устаревших слов на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Роль художественного слова в формировании духовно богатой личности

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Кружок «Живое слово...

Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина

Краткое изложение материала по изучению устаревших слов в сказках А.С.Пушкина...

Устаревшие слова из текста "Песни о вещем Олеге" А.С. Пушкина

Задание для индивидуальной или групповой работы на уроке...