Роль художественного слова в формировании духовно богатой личности
рабочая программа (6 класс) на тему

Глушанина Вера Александровна

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Кружок «Живое слово» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpzhivoe_slovo.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ПОЛОГРУДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР:

Белицкая О.Л..                                                  .

  « __ »______________  2017г.

«Утверждаю»

Директор школы:

                                                      Тузова Е.А.

« __ »______________  2017 г.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

КРУЖОК

«Живое слово»

Направление:

общекультурное

Возраст обучающихся:11-12 лет

Разработана

руководителем кружка

                                                                                                                                                                                                                   Глушаниной В.А.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Программа  кружка внеурочной деятельности «Живое слово» соответствует общекультурному направлению развития личности.

Нормативно-правовая база

- Основным нормативным правовым документом, определяющим   внеурочную деятельности, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

–Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785);

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: «Просвещение», 2010.

–Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

–Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

-Программа организации внеурочной деятельности обучающихся БОУ «Пологрудовская СОШ» в рамках реализации ФГОС.

- Планирование составлено на основе «Программы по духовно-нравственному циклу «Живое слово» под ред. Л.Г.Дорофеевой. Калининград. 2010г.

Назначение программы

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Кружок «Живое слово» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

 Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

    Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия,  как телевидение.

   Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

 Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

  Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.

Участниками реализации программы являются дети 11-13 лет.

Цель и задачи.

Главная цель курса: приобщение учащихся к искусству слова, формирование навыков выразительного чтения, содействие развитию творческой личности учащихся.

Исходя из поставленной цели, главными задачами являются:

- учить культуре речи;

- учить сценическому мастерству;

- знакомить с творчеством мастеров художественного слова;

- развивать воображение, внимание учащихся;

- развивать художественный вкус, эстетическое чувство и чувство понимания прекрасного;

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;

- развивать чувство ритма и координацию движений;

- воспитывать детей через словесное творчество;

- воспитывать интерес к литературе в целом и к чтению в частности

  Смысл любого слова, любого словесного образа может быть прояснен только тогда, когда это слово (или словесный образ) подключён к энергетической сети всего произведения. Тогда каждое слово-образ, каждая деталь загорится ярким светом, осветит изнутри сокровища всего поэтического создания, и произведение предстанет перед читателем во всей художественной полноте.

.

Общая характеристика кружка

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые  вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планированияна базе лучших образцов литературного творчества. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе обучения школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Кроме того, курс «Живое слово» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Воспитание интереса к «Живому слову» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.

Виды деятельности : игровая, познавательная.

Образовательные формы деятельности: ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра, викторины, познавательные игры, познавательные беседы

Для успешного проведения занятий  используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами, пантомимы и т. д.   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  работа проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Дидактический материал в большинстве своем давался в стихотворной форме, что способствовало его более легкому усвоению и запоминанию

Место кружка в учебном плане

     Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю, 34 часа в год.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения курса

Личностные:

  • развитие собственной речевой культуры в целом,
  •  осознание возможностей самореализации средствами  языка;
  • формирование активной жизненной позиции.

Метапредметные результаты освоения кружка “Живое слово» проявляются в:

  • развитии умения планировать свое речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, используя разные источники информации, в том числе Интернета; обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности. 

Регулятивные умения:

  • уверенность в себе, своих способностях;
  • умение доказать свою точку зрения, адекватная оценка своей работы;
  • правильный подбор и использование нужных слов при общении;внесение разнообразия в речь, использование синонимов, антонимов, родственных слов; соответствующих данной ситуации пословиц и поговорок, фразеологизмов; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Предметными результатами  является формирование следующих умений:

  • различать общение для контакта и для получения информации;
  • учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
  • уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
  • определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры

Форма промежуточной аттестации : защита проектов

Содержание кружка

1 занятие Организационное занятие. Обсуждение и составление плана работы кружка.

2 занятие Беседа «Литература как искусство слова». Беседа о выдающихся мастерах художественного слова.

3- 4 занятие Техника речи. Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками.

5 занятие Интонация. Роль интонации в речи. Виды интонаций.

6 занятие Голос и речь человека. Составляющие голоса: сила, высота голоса. Работа над благозвучностью.

7-8 занятие Беседа о выдающихся мастерах сцены.

9 - 11 занятие Выбор литературно-музыкальной композиции ко Дню Матери.Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Репетиции. Постановка литературно-музыкальной композиции.

12-14 занятие Выбор литературно-музыкальной композиции к Новому Году. Распределение ролей. Работа над речью. Подбор костюмов. Репетиции. Постановка композиции

15-18 занятие Литературное краеведение. Знакомство с произведениями и чтение произведений поэтов-земляков. Экскурсия в музей.

19-20 занятие Логика чтения: логические паузы, ударения, темп, логическая мелодия

21 занятие Подготовка к проведению конкурса чтецов. Выбор стихов. Выразительное чтение стихов. Прослушивание записей чтения стихов. Проведение конкурса чтецов.

22-23 занятие Упражнения в рассказывании. Практикум «Как говорить так, чтобы слушали»

24 занятие «Ораторами не рождаются…» Обучение основам публичного выступления.

25 занятие Мимика лица. Игра «Десять масок» 

26 занятие Жестикуляция рук и пластика тела. Что такое пантомима?

27 занятие Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам стихосложения.

28-30 занятие Выбор и работа над литературно-музыкальной композицией, посвященной Дню Победы «Пологрудовским фронтовикам». Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Работа над речью, мимикой и пластикой тела героев. Оформление сцены, подготовка декораций.

31 занятие Обобщающее занятие. Повторение пройденных тем.

32-33 занятие Оформление альбома-альманаха «Наше творчество»

34 занятие Подведение итогов работы кружка. Анализ работы.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

Темы занятий

Кол-во часов

Форма

организации

занятия

Виды деятельности

Результат

Всего

Практ.

Теорет.

1

Организационное занятие. Обсуждение и составление плана работы кружка

1

1

беседа

Проблемно-ценностное общение

2

Беседа «Литература как искусство слова». Беседа о  выдающихся мастерах художественного слова.

1

1

выразительное чтение,

упражнения в рассказывании

Познавательная деятельность

Памятка «Читай выразительно!»

3-4

Техника речи. Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр.  Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками.

2

1

1

занятия по развитию техники речи

Работа над техникой речи

Буклет «Скороговорки»

5

Интонация. Роль интонации в речи. Виды интонаций. Скороговорка, докучная сказка, кричалка как развлекательные и поучительные жанры. Средства выразительности устной речи. Развитие диапазона громкости голоса. Отработка логического ударения.

1

1

упражнения с использованием  жестов, мимики, пантомимы

Продуктивная творческая

Речевые игры

6

Голос и речь человека. Составляющие голоса: сила, высота голоса. Работа над благозвучностью.

1

1

практикум с использованием упражнений  с голосом

Репродуктивная

Продуктивная творческая

Миниатюры

7-8

Беседа о выдающихся мастерах сцены. Просмотр спектакля или пьесы. ( Евгений Гришковец)

2

1

1

обсуждение увиденного

Проблемно-ценностное общение

Мини-сочинение

9-11

Выбор литературно-музыкальной композиции ко Дню Матери Распределение ролей

3

3

Репетиция. Игра «В зоопарке»

Познавательная деятельность

Игровые упражнения

12-14

Выбор литературно-музыкальной композиции к Новому Году.

3

3

Практическое занятие

Пантомима «Конфета»

Репродуктивная

Продуктивная творческая

Миниатюры

15-18

Литературное краеведение. Знакомство с произведениями  и чтение произведений поэтов-земляков.  

4

3

1

Выразительное чтение

Устное словесное рисование

Познавательная деятельность

Мини-газета «Поэты-земляки»

19-20

Логика чтения: логические паузы, ударения, темп, логическая мелодия

2

2

Речевая разминка.

Скороговорки

Речевые игры

Продуктивная творческая

Речевые игры

21

Подготовка к проведению конкурса чтецов

1

1

репетиция

Продуктивная творческая

Выступления

22-23

Упражнения в рассказывании. Практикум «Как говорить так, чтобы слушали»

2

2

Упражнения в говорении

Продуктивная творческая

Игровые упражнения

24

«Ораторами не рождаются…» Обучение основам публичного выступления.

1

1

Выступление перед товарищами

Продуктивная творческая

Мини-конференция

25

Мимика лица. Игра «Десять масок» 

1

1

Игра «изобрази…»

Продуктивная творческая

Самостоятельное проведение игры

26

Жестикуляция рук и пластика тела. Что такое пантомима?

1

1

пантомима

Познавательная

Продуктивная творческая

Игры

27

Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам стихосложения.

1

1

Сочини стихотворение

Продуктивная творческая

Представление стихотворений собственного сочинения

28-30

Выбор и работа над литературно-музыкальной композицией, посвященной Дню Победы Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

3

2

1

Репетиция

Проблемно-ценностное общение

Литературно-музыкальная композиция

31

Обобщающее занятие. Повторение пройденных тем.

1

1

Практическая работа.

Жест. Мимика. Пантомима

Продуктивная творческая

Мини-спектакль

32-33

Оформление альбома-альманаха «Наше творчество»

2

2

Творческие работы

Продуктивная творческая

Альбом

34

Подведение итогов работы кружка. Анализ работы

1

1

Защита проекта в группах

Проблемно-ценностное общение

Проект

Итого

34

27

7

Информационно-методическое обеспечение

Материально-техническое: компьютер, медиапроектор.

  1. Волков И.И. Приобщение школьников к творчеству. М., «Просвещение» 2010 г.
  2. УМК под редакцией В.Я. Коровиной (М. "Просвещение", 2011 г.)
  3. Чернова Т.А. "Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по литературе 5-11 классы" - М. Планета, 2011 г.
  4. Литература. 5 кл. Фонохрестоматия. Электронное приложение к учебнику. - М.: Просвещение, 2012. - 37,3 МБ. - (Электронное учебное издание).
  5. ЭОР http://school-collection.edu.ru
  6. ЭОР http://fcior.edu.ru
  7. http://ru.wikipedia.org
  8. http://www.psyedu.ru/view.php?id=370&a=da
  9. http://www.svetozar.org/index/name/themes.

Планируемые результаты

     

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

перенятие  опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы; получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества. 

получение  опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение  умений представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям.

Учащиеся научатся:

  • объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
  • отличать истинную вежливость от показной;
  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
  • учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
  • поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
  • поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Форма подведения итогов:

- постановка литературно-музыкальных композиций;

- участие  в  различных конкурсах чтецов.

С помощью педагога учащиеся работают над своими ролями, со словом, его произношением и звучанием, чистотой интонации, с мимикой, ясной артикуляцией, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектной деятельности в формировании духовно развитой личности

Духовно-нравственное воспитание начинается в семье, поэтому человеку необходимо знать свои корни, родословную, жизнь своих родителей и старшего поколения. Это не только интересно, но помогает в общени...

Основные направления в формировании духовно-нравственной личности.

В данной статье поднята проблема формирования духовных ценностей в современном обществе....

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»

Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в  православное восп...

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Педагог сегодня – это спектр, функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. Это человек...