Роль классного руководителя в формировании духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
материал

Дворянкина Олеся Римовна

Роль классного руководителя в формировании духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_klassnogo_rukovoditelya.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя  в формировании духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

   

       Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

          Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

          Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

          В реализации этой цели я ставлю перед собой  следующие задачи:

  Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать  добро и зло, любить добро, творить добро.

  Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

  Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к классической, духовной и народной музыке.

   Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

   Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

   Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

   Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

        В наше время перед любым учителем и классным руководителем

встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

        Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью нашего общества. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.

        Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

        Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

         Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.

          Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

            Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

              Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, беседа , на  которых я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности , которые приводят к определенному  решению возникающих проблем.

 Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся, которому предшествует коллективная совместная подготовительная работа. В процессе этой работы формируются взаимоотношения всех членов классного коллектива, дух сотворчества, содружества, осознание себя частью коллектива. Каждый классный час - это совместная творческая работа учащихся, в которой открываются способности учащихся. Кто-то пишет стихи, другие учащиеся готовят очерки, заметки для газеты, отзыв о фильме. Работа со словом всегда обогащает нравственный мир ребёнка. Этот материал, который становится своеобразным этапом в духовно-нравственном развитии учащихся, потом пополняет ученические портфолио.

 Кроме того, в моей воспитательной деятельности, как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.

               Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение видеть красоту окружающего мира, радоваться ей.

Особое место в воспитании учащихся отвожу формированию уважительного отношения к истории России, истории родного края, людям - живым свидетелям этой истории, ветеранам Великой Отечественной войны и труда.                  Большую помощь в духовно-нравственном воспитании  у моих учащихся оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участвуя  в различных конкурсах, презентациях  мои дети чувствуют себя более свободными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как чтеца, рассказчика, юного поэта. Посещение  храмов, выставок, музеев также обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

               Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы — заложить в ребенке понимание того, что школа — это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка. Именно в установлении доверительного отношения семьи к работе школы вижу свою задачу. Работу с учащимися в 5 классе начинаю со знакомства семьёй , условиями труда и отдыха для учащегося. Обрабатывая данные анкетирования для родителей, получаю информацию о микроклимате семьи, его потенциальных возможностях по формированию духовно-нравственных качеств учащегося. На родительских собраниях провожу следующие беседы "О роли семьи по формированию духовно-нравственных качеств личности", "Патриотическое воспитание ребёнка в семье", "О наказании и поощрении" и другие.

Дети осознаннее относятся к своим учебным, общественным и трудовым делам в школе, если чувствуют внимание к ним со стороны семьи. Поэтому очень полезны для укрепления связи семьи и школы совместные встречи и мероприятия с родителями. Это классный час с приглашением родителей "Семейные традиции", где дети и родители с интересом рассказывают о сложившихся семейных традициях, праздниках. Это рассказы родителей о своей профессии. Это создание учащимися очерков "Мои бабушка и дедушка" и другие формы работы.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества . Семья и школа - самые верные и лучшие союзники  в работе по формированию духовно-нравственных качеств подрастающего гражданина.

   Итак, можно сделать вывод, что духовное воспитание - воспитание духа, привитие духовных качеств личности. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что эта работа принесёт свои плоды , посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности

В статье говорится о разнообразных формах, методах и приёмах в работе классного руководителя по формированию духовно-нравственной личности. Все названные формы подкреплены собственным опытом и примера...

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»

Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в  православное восп...

доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»

В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР   прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, ...

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Педагог сегодня – это спектр, функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. Это человек...

Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности.

«Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства». В.Сухомлинский.Федеральный государственный образовательный стандарт характеризует выпускн...