Главные вкладки

    Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности
    статья по теме

    Вережникова Татьяна Ярославовна

    В статье говорится о разнообразных формах, методах и приёмах в работе классного руководителя по формированию духовно-нравственной личности. Все названные формы подкреплены собственным опытом и примерами из многолетней работы в качестве классного руководителя, а также выжержками из работ учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedsovet.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 Компетентность классного руководителя в вопросе

                               духовно-нравственного   воспитания личности

           Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

        Дети, пришедшие за парты уже не те, что были  20, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других.

         В  поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим на общечеловеческие ценности и идеалы. В атмосфере дефицита бескорыстия, милосердия, патриотизма особая миссия возлагается на литературу. Русская литература всегда была гордостью народа. Конечно, произведения Толстого и Гоголя нацелены на то, чтобы размышлять о нравственной природе человека. Но как сделать, чтобы жизненные позиции  Гринёва или Чацкого стали нравственным критерием, законом жизни современного молодого человека?

          Ещё Кант говорил, что две вещи поражают его больше всего: звёздное небо и нравственный закон внутри нас. Мы должны помочь детям понять, что человек не рождается с этим нравственным законом – его необходимо сформировать, «вырастить» в себе. В этом задача каждого родителя, воспитателя, классного руководителя.

              Для решения  воспитательных задач классный руководитель использует разные  формы:

     1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи);

     2) практические формы (экскурсии,  олимпиады и конкурсы);

     3) наглядные формы (выставки, библиотеки, экскурсии, походы, посещение театров).

                         Некоторые важные аспекты работы классного руководителя

                                 в вопросах духовно-нравственного воспитания:

    1.  Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в классе, классному руководителю необходимо всегда  продумывать его нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех  сторонах, которые побуждают детей к анализу собственного поведения.

    2. Существенным и едва и не самым важным компонентом нравственного воспитания является прежде всего воспитание гражданственности и патриотизма, который совершенно вытеснен в современном обществе. Среди молодёжи постоянно  проявление негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить за границу») Эта задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения (на уроке литературы, истории). Мы  говорим об этом  на классных часах: «Мои великие соотечественники», «Что я знаю о войне», «Мой край» -  см. выдержки.  Считаю, что формированию интереса,  любви к своему краю и его истории способствует активное общение с природой. Традиционными у нас в кассе стали ежегодные поездки по красивейшим местам нашей области: Ильменский заповедник, Сугомакская пещера, Александровская сопка.

    3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача  формирования у своих воспитанников  активной жизненной позиции.

     В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность (Учащиеся моего класса принимают активное участие в школьных мероприятиях, творческих конкурсах, посещают кружки и секции по интересам в школе и вне школы, принимают участие в создании школьных газет, работают в школьном лагере)

     4. Процесс нравственного воспитания  характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.

    Взаимодействие классного руководителя и семьи – очень важный аспект в решении воспитательных задач, ведь что бы мы ни говорили в классе, не будет восприниматься ребёнком, если у нас не будет поддержки со стороны родителей. Опросы, тесты, анкеты, беседы с родителями и детьми помогают мне строить траекторию воспитательной работы в классе: «Стили семейного воспитания», «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» и др.

    Анализируя ответы родителей, часто задаю потом те же вопросы детям: «Взаимоотношения в семье», «Традиции моей семьи» - получаются любопытные наблюдения (см. выдержки).

                           Методы нравственного воспитания в работе классного                                

                                                             руководителя

         В осуществлении процесса духовно-нравственного воспитания эффективны методы убеждения и методы упражнения.

    1. Метод убеждения.

    Формы:

    Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов у нас преобладает форма свободного общения. Чтобы он запоминался школьниками, влиял на их поведение, к нему надо хорошо готовиться.

    Основное требование к классному часу - это активное участие в нем всех учащихся при подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений. (Мы делали презентации «Мои увлечения и мои интересы», «Мои друзья», «Моя семья» - такие формы вызывают активность и интерес).

    Беседы. Большое место в моей работе занимают этические беседы (групповые и индивидуальные). Тематические («Жизнь как и совесть дается человеку один раз» А.Солженицын, «Что есть красота?») и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся (Как понимаете высказывание «Относись требовательно к себе и доброжелательно к другим» - разбор конфликтной ситуации).  Важно помнить:  каждый ребенок конкретен. Отсюда - необходимость индивидуального подхода.

         При разъяснении «Правил для учащихся» лучше это делать на жизненном или литературном примере (В старших классах мы размышляем о человеке, на которого хочется быть похожим)

    Приобщение учащихся к искусству. Традиционное участие  в литературных гостиных обогащает нравственный мир школьников.  («Час поэзии», «Стихи и песни о войне»,

    «Прекрасная страна – Любовь»). Развитию эстетического вкуса  содействуют также экскурсии в музеи, на выставки, просмотр фильмов и спектаклей («Горе от ума»), последующее обсуждение.

        2. Метод коррекции поведения.

       Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок сам внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Воспитательная сила примера основана на склонности  к подражанию. Школьники присматриваются к поступкам и действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут себя взрослые, товарищи (лучше приводить положительные примеры из жизни некоторых знаменитостей), тогда дети сами придут к нужному выводу.

    Например, форма круглого стола «Поступок, за который мне было стыдно» (Я тоже привожу пример из собственной жизни!), эссе «Что мне в себе не нравится», «Чего я не сделаю никогда», «Если бы все люди были такими, как я…» - см. выдержки)

    На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми.

         3. Упражнение в системе нравственного воспитания.

     Выработка и закрепление  устойчивых привычек поведения достигается  прежде всего упражнением, организацией практической деятельности.

    Воспитание в труде - это наиболее действенное воспитание. Дежурство по школе,  дежурство в кабинете, организация и проведение генеральных уборок и субботников помогает воспитывать аккуратное отношение к школьному имуществу, поддерживать порядок.

    Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных поручений. (Подарки ко дню рождения в классе – самостоятельность в выборе подарка; помощь однокласснику с трудностями в передвижении, в учении, т.д.)

          4. Создание игровых ситуаций и воспитывающих ситуаций.

       Игровые ситуации. Занятие, чрезвычайно увлекательное для детей любого возраста  (Например, разыгрывание сценок «Мой выходной день», «Я собираюсь в школу» - дети очень самокритично относятся к себе и сразу ясно представляют свои недостатки)

    Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора. Во все времена существовала проблема взаимоотношений детей в классе, возникновение конфликтов. Коллективный анализ ситуации-аналога помогает ребятам сделать правильный  выбор. (Взаимоотношения сверстников – В. Железников «Чучело»)

          5. Методы стимулирования. 

    Поощрение и наказание.  Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала (у похвалы волшебная сила!), благодарность,  награждение грамотой или призом (в конце учебного года, четверти). 

      Важно помнить, что решающее значение  имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. И ещё: нравственность формируется не на  мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку

    приходится разбираться, делать выбор, принимать решения. Поэтому методы духовно-нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.

    Итак, первостепенное значение в духовно-нравственном воспитании имеет:

    • духовная атмосфера школы, класса, а не обилие правил и требований;
    • укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний;
    • знания о правилах поведения, о культуре ребенку дать не трудно. Важно доверие и взаимопонимание, разумное использование мер поощрения  и  осуждения;
    • сохранение духовных и нравственных ценностей прошлого,  возрождение культурных, религиозных традиций  (праздник Пасхи, крещения, знакомство с Библией);
    • личность учителя (Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников).

                                       Выдержки из работ учащихся.

    «Что я знаю о войне?

    • Говорят, что 9 мая – праздник со слезами на глазах. Отчего эти слёзы на глазах у ветеранов? Это слёзы счастья? Да: от победы над врагом и от того, что остались в живых. А может, это и слёзы горя? Горя от того, что всё, к чему они стремились, за что они воевали, разрушает не враг. А поколение, за чьё светлое будущее они боролись?

    «Традиции моей семьи»

    • Самые важные наши традиции – гостеприимство, любовь и уважение к людям, к родной земле. В нашем доме гостей встречают с радостью, для каждого найдётся приветливое слово. Уважать старших родители приучили нас с детства: пожелать здоровья, уступить место в общественном транспорте, помочь, если обратятся с просьбой.
    • Хочу сказать, что я очень благодарна своей семье, которая приучила меня чтить своих предков, сохранила традиции, которые многие в нашем 21 веке уже забыли. Я тоже постараюсь донести их до следующего поколения.

    «Если бы все были такими, как я…»

    • Во-первых, если бы все люди были одного типа, то наступила бы скука смертная. А если бы весь мир был бы мной, думаю, что жизнь приобрела иной характер и была бы уже не столь сладкой. Зная свой неоднозначный характер, это я гарантирую.
    • Если бы в нынешнем мире жили ТОЛЬКО такие люди, как я, наверное, мир бы в скором времени сошел бы с ума.  Царил бы беспредельный хаос, какого еще свет не видывал! Люди бы то и делали что ссорились, сомневаюсь, что в этом мире были бы какие- то  новые открытия. Это был бы уже не наш мир…. Знаете, как только представлю такую картину, что все такие же, как я, то сразу начинаю говорить спасибо всем за то, что мы разные, мы вместе, и у нас есть наша жизнь… именно такая какая она сейчас.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

    Статья "Вопросы духовно-нравственного воспитания"

    Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитывать – значит способствовать становлению духовно-зрячего, серд...

    Виды деятельности классного руководителя, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся .

    Участие в марафоне педагогических находок классных руководителей....

    Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

    Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

    РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

    Педагог сегодня – это спектр, функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. Это человек...

    Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности.

    «Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства». В.Сухомлинский.Федеральный государственный образовательный стандарт характеризует выпускн...