Статья "Вопросы духовно-нравственного воспитания"
статья по теме

Горбулина Татьяна Геннадьевна

          Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитывать – значит способствовать становлению духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте». Это откроет ему путь вверх и даст ему духовную свободу. Цель воспитания – в развитии всех духовных сил человека, способности отличать добро от зла, формировании истинных ценностей, которыми являются любовь, долг, честь, Родина, вера.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vopr.rar10.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Горбулина Т.Г., учитель музыки и ОПК МОУ СОШ 5

выступление на общешкольном родительском собрании          

                                              Вопросы духовно-нравственного воспитания    

          В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

          Детство - это удивительная страна, детские впечатления остаются на всю жизнь, их  трудно забыть, они ложатся в основу сознания, характера, определяют весь психологический механизм будущих действий ребёнка. Можно сказать, что человек, как храм, закладывается в детстве. Поэтому в сегодняшней жёстокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания,  это совокупность связей и  отношений: природа и человек, искусство и человек, человек и общество, - и, наконец, выходящие за рамки культуры отношения человека и Бога.

          Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитывать – значит способствовать становлению духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте». Это откроет ему путь вверх и даст ему духовную свободу. Цель воспитания – в развитии всех духовных сил человека, способности отличать добро от зла, формировании истинных ценностей, которыми являются любовь, долг, честь, Родина, вера. Особую роль в воспитании играют идеалы. Хотелось бы привести здесь замечательное высказывание А.С.Макаренко: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди». Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Примерами чести, совести, доблести, подвига, конечно же, являются праведники.

          Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым звеном в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и, что именно родители ответственны за воспитание детей. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

          Как воспитывали детей в Древней Руси, о которой мы вспоминаем не иначе, как о Святой Руси, и её людях – не иначе, как о благочестивых наших предках? Самым ярким примером является подвижник православия, молитвенник и Игумен земли Русской – Преподобный Сергий Радонежский. Рождённый в благочестивом семействе, будущий великий святой, при крещении названный Варфоломеем, будучи отроком, не имел успеха в обучении – оно ему просто не давалось. Он был кроткого нрава и послушлив родителям, но отставание в грамоте от сверстников его очень печалило. Однажды, выпасая на лугу стадо лошадей своего отца, Варфоломей увидел путешествующего старца – монаха. Воспитанный в любви к странствующим,   он пригласил монаха в родительский дом на отдых от пути и для подкрепления сил пищей, при этом рассказал о своей печали. Старец благословил доброго отрока, дав ему частицу святой просфоры, и принял приглашение. После трапезы старец попросил, чтобы Варфоломей прочитал из Псалтири, из-за чего родители, а больше сам отрок смутились, зная о слабых способностях в этом. После повторной просьбы отрок, к немалому удивлению своему и близких, стал произносить молитвенные слова так размеренно и твёрдо, как будто всегда так делал. Произошло чудо благодатного озарения – как дар Божий Духа Святого.

           Из этого примера следует, что укрепление способностей души ребёнка и направление их ко благу, происходит под воздействием Божественного дара, но принять этот дар может только душа Благочестиво настроенная. Знания, наполняющие душу чистотой, собирали силы души воедино, делали их одухотворёнными и жизнеспособными.

          «Всё вмещает в себя человек, который любит мир и верит в Бога» (Николай  Гумилёв).

           Александр Невский, Дмитрий Донской с детства были благочестивыми. Итогом христианского воспитания стало обретение внутренней системы ценностей, которая легла в основу всей их жизни. Это не просто русские князья, полководцы – это люди, причисленные к лику святых.

          Безвременно почивший Патриарх всея Руси Алексий II – человек, которого с детства вёл сам Господь. Служение будущего Патриарха православной вере началось с ранних лет. Младенцем он вместе с родителями ездил в святые места – Пюхтицу и Валаам. Ещё шестилетним мальчиком Алексей Ридигер выполнял своё первое послушание – разливал крещенскую воду. Вместо детских стишков он выучил наизусть всю литургию. Когда будущему Патриарху было шестнадцать, он помог возродить Кафедральный собор Александра Невского в г.Таллине. Когда началась Великая Отечественная война, Алексей пытался помочь нашим пленным. Он, совсем юный, стал миссионером. Вместе со своим отцом Михаилом объезжал концлагеря, в которых содержались наши солдаты.

          Будучи Патриархом Алексии II много сделал для людей, для Русской Православной Церкви, для России. Он сумел добиться главного – возвратить Русскую Православную Церковь к широкому общественному служению и возродить её авторитет среди миллионов россиян и во всём мире. Смерть Патриарха – это невосполнимая утрата и трагедия для всего православного мира, это боль в сердцах людей. Он был прекрасным человеком – добрым, отзывчивым, любящим. Любовь к людям, к жизни, к Богу, которая заполнила его сердце с детства, он пронёс через всю свою жизнь. И эта любовь вернулась к нему любовью всенародной. Патриарх Алексии II завещал: «У России будет светлое будущее, если мы явим друг другу больше доброты и любви».

Использованные источники:

«Материалы Кирилло-Мефодиевских чтений», Краснодар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...