Конспект урока по теме "Буквы А и О в корне -кос- и –кас- "
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Попова Ирина Васильевна

 

Урок русского языка в 6 классе по  теме: «Буквы А и О в корне -кос- и –кас- ». Урок объяснения новой темы.

 

Цель: сформировать навык правильной постановки буквы А или О в корне с чередованием - кос- - кас-.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bukvy_a_i_o_v_korne.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по  теме: «Буквы А и О в корне -кос- и –кас- »

Цель: сформировать навык правильной постановки буквы А или О в корне с чередованием - кос- - кас-.

                                                  Ход урока.

I. Повторение.

1. Грамматический разбор.

Осыпал лес свои вершины сад обнажил своё чело. (А. Блок)

Учащиеся записывают предложение, расставляют знаки препинания; чертят схему; выделяют грамматические основы в частях предложения.; производят морфологический разбор существительных.

II. Изучение нового материала.

 Работа над правилом.

1.Учащиеся, пользуясь таблицей,  сами определяют, когда в безударном положении в корне –кос - - кас- пишется а, а когда о, и формулируют правило.

                       Касаться                                       коснуться

                      прикасаться                                 прикоснуться

                      касание                                         прикосновение    

2.Диктант.

Небольшая самостоятельная работа, которую потом все вместе проверим.

 Учащиеся записывают под диктовку учителя словосочетания.

 Коснуться воды, нежное прикосновение, это касается каждого, на улице косой дождь, у Маши красивая коса, косить траву, игра в одно касание,, Марья  краса – длинная коса, ветка коснулась лица.    

   Затем ученики по очереди устно объясняют, почему они в том или ином случае поставили букву  А или О. Графически обозначают правописание буквы А или О.

III. Закрепление изученного материала.  

1. Выполнение упражнений 137,139.

     Упражнения выполняются самостоятельно.

2. Выборочный диктант. Цель: выписать слова с чередующимися гласными в корне.

                                    Баскетбол.

 Положение серьёзное, разрыв в очках растёт. Тренер берёт минутный перерыв. Его указания касаются всех. И вот уже опять игроки располагаются под щитом противника. Болельщики замирают. Два – три касания, и мяч в кольце. Зал гудит от удовольствия.

3.Игра «Кто быстрее?».

    Для этого всем учащимся заранее раздаются карточки, на одной стороне которых написана буква А, а на другой стороне – О , а учащиеся должны поднять карточку той стороной, на которой написана правильная буква для этого слова. Тем, кто быстрее всех и правильнее поднимал карточку, можно поставить хорошую оценку.

    Растительный, Ростов, росток, касаться, коснуться, коса, косить, прилагательное, располагаться. Неприкосновенность. кость, касание, соприкосновение, сложение, произрастать, косолапый.

V. Итог урока.

     В каких случаях употребляется корень –кас - , а в каких – кос -? ( В корнях –кос - - -кас- в безударном  положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс –а- , и буква –о- , если этого суффикса нет.

Домашнее задание: упражнение 138.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием" 5 класс

Классический урок по русскому языку, направленный на усвоение учащимися темы "Буквы Е-И в корнях с чередованием". Урок построен таким образом, что в начале урока ученики вспоминают, какие чередования ...

Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"

Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения...