Рабочая программа cпецкурса «Основы культуры речи» 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Грущенко Марина Викторовна

Рабочая программа  спецкурса «Основы культуры речи»  для 8 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы факультативного курса “Культура речи” (программа Министерства образования РФ, автор Львова С.И.,// Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 80 с. — (Библиотека элективных курсов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_8_klass_osnovy_kultury_rechi.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

Рассмотрено: на заседании МО

протокол №

от                           2014г.

Согласовано

заместитель директора по УВР    

 Щукина Т.А.

от                           2014г.

«Утверждаю»:

директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» Черчинская Л.А.

от                                2014г.


Рабочая программа cпецкурса

 «Основы культуры речи»

8 А  класс
                             

Учитель: Грущенко Марина Викторовна,

вторая квалификационная категория 

город Абакан
2014г

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

  1. Нормативно-правовые документы

  Рабочая программа  спецкурса «Основы культуры речи»  для 8 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы факультативного курса “Культура речи” (программа Министерства образования РФ, автор Львова С.И.,// Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 80 с. — (Библиотека элективных курсов)

2.2 Общая характеристика предмета

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли. Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый - речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй - речь хорошая,  искусная.  Совершенствование речевой культуры - один из путей повышения общей культуры человека.

 Курс расширяет кругозор учащихся,  является предметно-ориентированным. Необходимым компонентом общей культуры учащихся, в значительной степени определяющим их успех, является свободное владение русским литературным языком, умение использовать его как инструмент эффективного межличностного общения. Курс включает в себя материал, выходящий за рамки школьной программы по русскому языку, способствует приобретению учащимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету “Русский язык”, развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.  Изучение курса окажется полезным, поможет в освоении гуманитарных дисциплин.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

 Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм. 

Характеристика класса

В 8 А классе обучается 25 человек. Уровень обученности большинства учащихся средний. Есть школьники со слабыми способностями, неразвитой памятью, небольшим словарным запасом (Буялов Дмитрий, Гольцман Иван, Колесник Дмитрий, Макаров Вадим, Обедина Анастасия, Сурдяев Артур. Чупрун Даниил). Есть способные, но не имеющие прочных знаний из-за несистематических занятий (Гайдученок Анастасия, Зинченко Кристина, Кондратова Валерия). Есть  обучающиеся, которые к учёбе относятся положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни ( Абдуллаева Элеонора, Борисова Наталья, Доможакова Ирина, Шпаковская Милана) 

Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной  деятельности  невысокий.  

В целом для класса характерна удовлетворительная подготовка к урокам. Поэтому, прежде всего требуется полная загруженность каждого ребенка. При этом необходим дифференцированный подход. Наиболее целесообразными можно считать такие приемы и методы работы, как практические  занятия с текстами, заполнение сравнительных таблиц, индивидуально-групповая работа. Для данного класса планируется включить занятия и отдельные упражнения на развитие интеллекта учащихся (внимания, памяти и мышления).

Внеурочная деятельность планируется в форме индивидуально-групповых консультаций, лекций, практических занятий.

2.3 Цели  и задачи обучения

  • повышать уровень коммуникативной компетенции учащихся;
  • знакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;
  • выявлять, исправлять и предупреждать речевые ошибки;
  • научить пользоваться справочной литературой по культуре речи;
  • прививать стремление правильно, в соответствии и языковыми нормами, говорить и писать;
  • на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций;
  • совершенствовать умения и навыки в области русского литературного языка; развивать речь на основе введения в активный словарь новых терминов и слов.

2.4 Место предмета в учебном плане.

        Согласно учебному плану  МБОУ «СОШ №7» на изучение спецкурса в 8 классе отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов в год.

3. Учебно-тематический план.

Разделы

Количество часов

Примечание

1

Языковая норма и еѐ виды    

4 час

2

Культура речи      

3 час

3

Коммуникативный аспект культуры речи                        

27 час

4

Рефлексия курса

1 час

ИТОГО

35 час

4.  Содержание программы

Языковая норма и ее виды (4 ч) 

Понятие литературного языка. Нелитературные" формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки. Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути ее преодоления. Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка. Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Исторические изменения норм. Вариативность норм. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Культура речи (3 ч) 

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Коммуникативный аспект культуры речи (27 ч) 

Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употребленных в речи.

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи.

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи. Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова- паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения. Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования — один из источников обогащения русского языка.

Словарный запас человека и источники его пополнения.

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

Звуковая сторона русской речи. Звукопись как изобразительное средство.

 Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи.

Выразительные возможности, русского словообразования. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи. Грамматические средства выразительности речи.

Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие. Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика). Уместность речи.

Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Рефлексия курса (1 ч)

5. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения данного курса учащийся 8 класса  должен

        Знать/понимать

  • качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
  • действующие языковые нормы в разделах: словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фразеология
  • законы русского литературного произношения;
  • этимологию наиболее часто употребляемых фразеологизмов;
  • функции историзмов, архаизмов, неологизмов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и их роль в нашей речи;
  • особенности разговорной и просторечной лексики, профессионализмов и жаргонизмов, диалектизмов;
  • особенности употребления числительных и местоимений;
  • основные причины нарушения синтаксической нормы, приводящие к речевым ошибкам;
  • особенности выступлений в различных жанрах, правила подготовки выступлении.                                                                                                                   Уметь
  • соблюдать орфоэпическую норму;
  • определять значение фразеологизмов и функционирование их в речи;
  • находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, правильно употреблять их в своей речи;
  • правильно употреблять формы числа, рода имен существительных; числительные и местоимения, правильно образовывать формы прошедшего времени глагола и других частей речи;
  • соблюдать синтаксическую норму;
  • отбирать речевые средства с учетом ситуации, избегать тавтологии, многозначности других речевых ошибок;
  •  классифицировать речевые ошибки, проводить анализ устной и письменной речи с точки зрения культуры речи, оценивать ее с точки зрения правильности;
  • пользоваться различными словарями.                                                                                                                                                                        

6. Литература   для обучающихся

1.Львова И Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

2. Розенталъ Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. — М., 1989.

3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

4. Скорлуповская Е.В., Снетова ГЛ. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами — М., 2000.

Для учителя

.

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред. проф. учеб, завел. — М., 2006.

 2. Введенская Л А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

4. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 — 9 классы. — М., 1989.

7.  Календарно-тематический план

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество часов

Языковая норма и еѐ виды    4

1

3.09

Понятие литературного языка. «Нелитературные» формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.

1

2

10.09

Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление.

1

3

17.09

Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке.

1

4

24.09

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

1

Культура речи       3

5

1.10

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.

1

6

8.10

Выбор и организация языковых средств

1

7

15.10

Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1

Коммуникативный аспект культуры речи                        27

8

22.10

Точность речи. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли

1

9

29.10

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употребленных в речи

1

10

12.11

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический).

1

11

19.11

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи

1

12

26.11

Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы. Жаргонизмы, слова -паразиты.

1

13

3.12

Богатство и разнообразие речи. Лексическо -фразеологическое и грамматическое богатство русского языка

1

14

10.12

Словообразование как источник речевого богатства .

1

15

17.12

Заимствования — один из источников обогащения русского языка

1

16

24.12

Словарный запас человека и источники его пополнения.

1

17

14.01

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

1

18

19

20

21.01

28.01

4.02

Звуковая сторона русской речи. Звукопись как изобразительное средство. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи

3

21

22

11.02

18.02

Индивидуально - авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями -омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

2

23

24

25.02

4.03

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово  употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи

2

25

26

11.03

18.03

Грамматические средства выразительности речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т. п

2

27

28

1.04

8.04

Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие

2

29

15.04

Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика)

1

30

31

22.04

29.04

Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно- психологическая уместность речи.

2

32

6.05

13.05

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи

1

33

20.05

Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации.

1

34

27.05

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

1

35

27.05

Рефлексия курса

1


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Культура речи"

Цель курса:сделать процесс межличностной коммуникации уч-ся более успешным;научить использовать в речи нормативные языковые факты;Указанные цели реализуются решением следующих задач:познакомить уч-ся ...

Рабочая программа по курсу «Культура речи», 8 класс

Учебный курс  «Культура речи» (авторы С. И. Львова, И. П. Цибулько, Ю. М. Гостева) создан на основе рабочей программы, помещенной  в учебном издании «Настольная книга учителя русского ...

Рабочая программа по предмету "Культура речи" для 7 класса

Аннотацияк рабочей программепо предмету "Культура речи"для 7 класса         Рабочая программа состоит из следующих разделов:- Пояснительная записка;- Общая хара...

Рабочая программа групповых занятий "Культура речи" для 8 класса

  Рабочая программа групповых занятий «Культура речи» для 8 класса составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одоб...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи" 10-11 класс

В программе элективного курса "Культура речи"для 10-11 классов представлены планируемые результаты освоения курса, содержание тем курса и календарно-тематическое планирование.Цель курса закл...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа к элективу "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа к элективу "Культура речи" 9 класс с объяснительной запиской и тематическим планированием...