Рабочая программа к элективу "Культура речи" 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Рабочая программа к элективу "Культура речи" 9 класс с объяснительной запиской и тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kultura_rechi_9_klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

                                                по элективному курсу

«Культура речи»

9   класс

 

Составила

учитель русского языка и литературы

Платонова Е.Ф

                                                           

                                               Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Культура речи»  составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта 2004г.  и программы элективного (факультативного) курса для 8-9 классов «Культура речи», автор Львова С.И., издательство «Мнемозина», 2009 год, с использованием учебника «Русский язык. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2008 г., автор: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова А.М.

Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Курс «Культура речи» направлен на совершенствование  указанных умений. Рассчитан на 17 час в помощь подготовки к экзаменам.

Цель курса: освоение приёмов оптимального построения высказываний, овладение стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться  к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового  явления.

Форма работы:

  • - практикумы с элементами исследования;

                             Требования к уровню подготовки учащихся

После завершения курса «Культура  речи» учащиеся должны  уметь/знать:

  •  моделировать речевое поведения в соответствии с задачами общения;
  • расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • совершенствовать умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
  • применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Программа элективного курса «Культура речи» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как средства общения обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели  элективного курса имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим  актуализируются следующие УУД:

Личностные:

-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка.

Метапредметные:

-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Предметные:

-углубление и при необходимости расширение знаний о таких  явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

-совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

                        Содержание учебного материала

I.        Нормативный аспект культуры речи (27ч.)

                 Правильность речи (1ч.)

Правильность речи как соответствие её номам современного русского литературного языка

           Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы (3ч.)

Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

                      Лексические нормы (3ч.)

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением  - важное условие речевого общения. Выбор  из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг ( крутой, клёвый и т.п.)  и отношение к нему.

                    Грамматические нормы(5ч.)

Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

                   Интонационные нормы(2ч.)

Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тон речи. Смыслоразличительная  роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

Орфографические нормы (5ч.)

Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные, раздельные написания; 3)употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

                 Пунктуационные нормы (7ч.)

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передачи чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Зачётная работа по теме «Нормативный аспект культуры речи» (.)

II.        Этический аспект культуры речи (7ч.)

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет (1ч.)

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя (1ч.)

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения(1ч.)

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения(1ч.)

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (смс-сообщения, электронная почта, телефакс и т.п.) (1ч.)

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета (1ч.)

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык, глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция (1ч.)

                   Календарно – тематическое планирование.

№ п.п.

Содержание занятий

Количество часов.

1

Правильность речи как соответствие её нормам современного русского литературного языка Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных.

1

2

Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

1

3

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением  - важное условие речевого общения. Выбор  из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг ( крутой, клёвый и т.п.)  и отношение к нему.

1

4

Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

1

5

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

6

Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тон речи. Смыслоразличительная  роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

1

7

Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем; слитные, дефисные, раздельные написания;

1

8

Разделы русской орфографии и основные принципы написания: употребление прописных и строчных букв: правила переноса слов

1

9

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания в конце простого предложения и в середине.

1

10

Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания между частями сложного предложения;

1

11

Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания при передачи чужой речи;

1

12

Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1

13

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя

1

14

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости

1

15

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения

1

16

Основные речевые правила общения посредством телефона. Особенности речевого этикета при дистанционном общении. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета

1

17

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Роль невербальных средств в общении; их этикетная функция

1

                            Учебно-методические средства

  1. Основная литература
  1. Программа элективного (факультативного) курса для 8-9 классов «Культура речи»/ Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы/ автор Львова С.И. , Москва, Издательство «Мнемозина», 2009
  2. Учебник «Русский язык. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2008 г., автор: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова А.М.
  1. Дополнительная литература
  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма.- М.,1981.
  2. Антонова Е.С. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов сред. проф. учеб. завед. –М.,2006
  3. Введенская Л.А.Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001
  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.- М.,2001
  5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка – М., 1994
  6. Львов М.Р. основы теории речи.- М.,2000
  7. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя.- М., 1991
  8. Мучник Б.С. Культура письменной речи(формирование стилистического мышления).- М., 1994
  9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М., 1998
  10. Русский язык и культура речи: Практикум/ Под ред. В.И.Максимова.-М., 2000
  11. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи .М., 1980
  12. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения.- М.. 1989
  13. Уайтсайд Р.О. О чём говорят лица.- СПб..1996

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...