Рабочая программа факультативного курса "Культура речи"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме
Цель курса:
- сделать процесс межличностной коммуникации уч-ся более успешным;
- научить использовать в речи нормативные языковые факты;
Указанные цели реализуются решением следующих задач:
- познакомить уч-ся с понятием «норма» и основными материями «нормативности»;
- научить ориентироваться в разных типах ситуаций общения и выбирать языковые средства, адекватные ситуации;
- помочь в создании правильных и образцовых текстов разных жанров;
- научит слушать собственную речь и речь окружающих, а так же обнаруживать и устранять речевые ошибки.
Курс «Культура речи» продолжает изучение дисциплин филологического цикла, рассматривается как неотъемлемая часть программных курсов русского языка и культуры речи.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности обучающихся, а так же последовательное применение полученных знаний на всех этапах жизненного пути
Рабочая программа рассчитана на 22 часа и предусмотрена для уч-ся 8-9 классов, заканчивается она зачетным занятием в виде ролевых игр коммуникативного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_8_klass.zip | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Культура речи»
Тема занятия | Количество часов | Содержание | Виды выполненных работ | Основные понятия | Мультимедиа, Интернет и другие средства обучения | Дата проведения. | |
Введение в дисциплину. | |||||||
1 | Понятие культуры речи. Языковые нормы и критерии нормативности. | 1 | Что означает понятие «культура речи». Кого можно считать культурным человеком. Критерии нормы. Ненормативность русского литературного языка. | 1.Лекция учителя. 2.Краткое конспектирование. 3.Создание речевых ситуаций. | Культура речи, языковая норма, ненормативная лексика, критерии нормативности, коммуникативность, коммуникации, речевые ситуации. | Выставка словарей русского языка. | |
2 | Вариативность и норма. | 1 | Норма. Вариативность. Общеупотребительные слова и слова ограниченные в употреблении, термины, книжная и устаревшая лексика. Эмоционально-экспрессивная лексика. | 1.Беседа. 2.Работа со словарями. 3.Создание речевых ситуаций. | Норма русского литературного языка, вариативность нормы. | 1.Словари. | |
3 | Типология речевых ошибок. | Типы речевых ошибок. Как избежать ошибок в речи. Использование словарей различных видов. «Хороший», «дурной» и «истинный» вкус. | 1.Работа с текстом рассказа А.П.Чехова «Детвора» и с текстами рассказом М.М.Зощенко. 2.Работа со словарями. | Типы речевых ошибок, лексическая ошибка. грамматическая ошибка. синтаксическая ошибка, стилистическая ошибка. | 1.Рассказ А.П.Чехова «Детвора» 2.Рассказы М.М.Зощенко. 3.Портреты А.П.Чехова и М.М.Зощенко. | ||
Правильная речь. | |||||||
4 | Произносительные нормы и их применение в речи. | 1 | Орфоэпические нормы русского литературного языка и примеры их использования в устной речи, в произведениях русской литературы. | 1.Работа с текстами. 2, Беседа. 3. Составление небольших текстов. | Произносительные нормы, орфоэпия, орфоэпический словарь. | Карточки с текстаими. | |
5 | Акцентологические нормы. Функции русского ударения. | 1 | Понятие об акцентологической норме. Функциональность ударения. Ударение в речи на радио и телевидении. | 1.Работа со словарями. 2.Беседа. 3.Сообщение учителя. | Акцентологическая норма. Подвижность ударения, логическое ударение. | 1.Орфоэпический словарь. | |
6 | Коммуникативный тренинг «Пойми меня». Отработка на практике норм произношения и ударения. | 1 | Практическая тренировка в произношении слов. Слова с двойной нормой ударения. Новое в современном русском языке. | 1.Рассказ учителя. 2.Тренировочные упражнения. 3.Создание речевых ситуаций. | Карточки-тренажоры. | ||
7 | Лексические нормы. Специфика функционирования заимствованных слов. | 1 | Понятие лексической нормы. Функционирование заимствованных слов в русском языке. Польза и вред заимствований. | Лекция учителя. | Заимствованные слова. | 1.Мультимедийная презентация к уроку. 2.Средства интернет. | |
8 | Лексические нормы Тавтологические сочетания в пределах и за пределами нормы. | 1 | Что такое тавтология? Тавтологические сочетания как норма русского литературного языка. Тавтология в сочинениях уч-ся как нарушение лексической нормы языка. | 1.Беседа. 2.работа с текстами. 3.Редактирование текстов по аудиозаписи. | Тавтология, тавтологические сочетания, речевые повторы, неуместность употребления. | 1.Аудиозаписи текстов. 2.Карточки для редактирования текстов. | |
9 | Лексические нормы. Правила смыслового согласования слов. Функционирование паронимов. | 1 | Правила смыслового согласования слов, примеры подобных согласований, ошибки в употреблении. Понятие о парониме и их функционирование в речи. | 1.Работа с теоретическим тренажером. 2.Беседа. | Смысловое согласование слов, паронимы, синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | 1.Электронный учебник «Русский язык. Репетитор». 2.распечатки теоретических тренажеров. | |
10 | Коммуникативный тренинг «В каком смысле?», посвященный проблеме неустраненной многозначности в речи. | 1 | Многозначность в речи. Понятие о многозначности. Затруднение понимания высказываний при наличии в них многозначных сочетаний. Практику работы по пониманию высказываний и их построению. | 1.Работа с текстами. 2.Создание речевых ситуаций. | Карточки для редактирования текстов. | ||
11 | Коммуникативный тренинг « В мире слов, или слово о словах». | 1 | Слово как лексическая единица языка. Толкование слов уч-ся. Использование в практике работы со словом толковых, этимологических словарей и словарей иностранных слов. | 1.Работа со словарями. 2.Составление текстов. | Этимология, этимологический словарь. | 1.Этимологические словари. 2.Интернет. | |
12 | Фразеологические нормы: источники русской фразеологии и проблемы мотивированности значений фразеологизмов. | 1 | Понятие фразеологической нормы. Фразеологизмы и их значение в речи. Исследование текстов с включенными в них фразеологическими сочетаниями. | 1.Лекция учителя. 2.Попутная беседа. | Фразеология, фразеологические нормы, крылатые выражения, устойчивые сочетания. | Словарь живого великорусского языка В.И.Даля. | |
13 | Коммуникативный тренинг « Сделай речь ярче!» на материале фразеологических единиц. | 1 | Включение в речь фразеологических оборотов, предложенных учителем и подобранных уч-ся дома. Составление устных и письменных текстов. | Работа с текстами (наблюдение, редактирование). | Фразеологические единицы. | 1.Словарь живого великорусского языка В.И.Даля. 2.Карточки с текстами для наблюдений. | |
14 | Морфологические нормы. Число и падеж. | 1 | Категория рода и числа. Закрепление понятия. Употребление различных частей речи в правильной форме. Слова, имеющие форму общего рода, их сочетаемость с глаголами. Определение рода и числа у сложносокращенных слов. Сочетаемость слов. | 1.Беседа. 2.Работа с теоретическим материалом учебника В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория». | Морфологическая норма, категория рода и числа, сложносокращенные слова, сочетаемость слов в речи. | Учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория». | |
15 | Коммуникативный тренинг «Поставь в правильную форму!». | 1 | Тренировка в употреблении родовой и числовой категории в текстах различных стилей речи. Редактирование текстов. | Работа с текстами. | Карточки с текстами для наблюдений. | ||
16 | Синтаксические нормы. Синтаксические особенности устной и письменной разновидностей речи. | 1 | Устная и письменная речь. Понятие синтаксической нормы и её особенностей. | 1.Беседа. 2.Работа с теоретическим материалом учебника В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория». | Синтаксические нормы. | 1Учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория». | |
Образцовая речь. | |||||||
17 | Стилистические нормы. Уместность и доступность речи. | 1 | Понятие о стилистической норме. Уместность и доступность речи в различных жизненных ситуациях. | Лекция учителя. | Стилистические нормы | Мультимедийная презентация к уроку. | |
18 | Стилистические нормы. Краткость и богатство речи | 1 | Краткость и богатство речи. Применение в речи различных стилистических фигур. Речевые излишества. Многословность как нарушение норм русского литературного языка. | 1.Работа с текстами. 2.Создание речевой ситуации. 3. Работа с книгой Е.Никитиной «Русская речь». | Стилистические нормы. | 1.Карточки с текстами. 2.Книга Е.Никитиной «Русская речь». | |
19 | Стилистические нормы. Благозвучие и образность речи. | 1 | Благозвучие и образность речи. Работа с поэтическими и прозаическими текстами на предмет образности, богатства. Разнообразия языка. | 1.Работа с поэтическими и прозаическими текстами (наблюдение). | Образность речи, стилистические фигуры речи. | А.С.Пушкин «Евгений Онегин» | |
20 | Стилистические нормы. Своеобразие речи. Понятие речевого этикета. | 1 | Речевой этикет и культура речи. Своеобразие речи. Что отличает культурного человека? Слово и жест. | 1.Лекция учителя. 2.Создание речевых ситуаций с использованием жестикуляции. | Речевой этикет. | ||
21 22 | Коммуникативный тренинг « Я хочу рассказать вам о…». | 2 | Практика в составлении устных и письменных текстов различных типов речи (повествование, описание, рассуждение). Редактирование текстов с нарушениями литературной нормы. | 1.Тренировка в составлении текстов разных типов речи. 2.Выступление – чтение созданного текста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"
Рабочая программа I вида факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 класса "Стилистика и культура речи"
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, список литературы, а также требования к подготовке учеников....
Рабочая программа факультативного курса "Стили речи русского языка и их функции" 7-9 классы
Рабочая программа факультативного курса "Стили речи русского языка и их функции" 7-9 классы...