Конспект урока на тему: Подготовка к выполнению 25 задания КИМ ЕГЭ (на основе фрагмента статьи С. Довлатова «Это непереводимое слово « хамство»).
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Шулекина Елена Павловна

Данный конспект урока будет полезен при подготовке учащихся 10-11 классов к выполнению 25 задания ЕГЭ по русскому языку  (написание эссе).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шулекина Елена Павловна

Учитель русского языка и литературы МКОУ Новотроицкой СОШ

Воронежская обл., Петропаловский район, с. Новотроицкое

Класс 11

Тема: Подготовка к выполнению 25 задания КИМ ЕГЭ

 (на основе  фрагмента статьи С. Довлатова «Это непереводимое слово « хамство»).

Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением.

Оборудование: исходный текст

Загоровская О.В., Григоренко О.В.  Русский язык (текст). В 3 ч. Ч. 3.:Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

-Сегодня нам предстоит подготовиться к написанию письменной работы по исходному тексту. Наша задача – научиться:

-формулировать основную проблему исходного текста;

-комментировать ее;

- излагать собственное мнение по этой проблеме;

-аргументировать свою точку зрения, используя читательский и житейский опыты.

Анализировать мы будем фрагмент статьи С. Довлатова «Это непереводимое слово « хамство».

2.Самостоятельное чтение текста.

4. Беседа на выявление восприятия.

В Новом Завете Иисус сказал фразу:  «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

-Как вы понимаете это высказывание?

- Можно ли утверждать, что хамство также оскверняет человека? Почему?

Давайте прочтем словарные и библейское определения, кто такой хам.

Библия:Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и , положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца  своего;лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньшой сын его, и сказал :проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

(Бытие, 9:18-29)

В.И. Даль: Хамуга, хамовщина, хамово колено, отродье – бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной.

Д.Н. Ушаков: В языке дворян: человек . принадлежащий к низшим классам  и лишенный потому всякого человеческого достоинства; грубый, наглый и невоспитанный человек. Готовый на подлости.

С.И. Ожегов: Грубый, наглый человек.

-как формулирует С Довлатов это понятие? Запишите эту формулировку.

(Грубый, наглый. Нахальный человек, чувствующий свою безнаказанность)

Чем порождается хамство?

(желанием выплеснуть свои негативные эмоции, ритмом жизни, суетой, безнаказанностью)

-Хамство как правило многолико. Что это может быть?

(Словесное оскорбление, нецензурная брань, оскорбительные жесты и мимика, едкая ирония).

Что обычно старается задеть хам?

(Внешность, национальность, умственные способности, возраст, достоинство, честь)

Зачем он это делает. Ради чего?

(Показать свое превосходство, обычно мнимое. Получить эмоциональное удовлетворение от нашей реакции униженного человека)

 Каковы по мнению автора, отличительные черты хамства?

(Убивает наповал, опрокидывает навзничь, побуждает лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом, оно непобедимо, с ним невозможно бороться, перед ним можно только отступить)

Итак, какая проблема волнует автора? Запишите ее либо в форме вопроса. Либо сочетанием слов «проблема (чего?) поднимается в тексте.

(Возможные варианты:

- Можно ли дать определение хамству. Которому мы не в состоянии противостоять? Над этим вопросом рассуждает Довлатов в своей статье…

- В своей статье автор рассматривает проблему живучести и неискоренимости такого отвратительного явления. Как хамство, которое сложно поддается точному определению.)

_ теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему. Давайте вспомним, что такое комментарий к проблеме.

Прочитаем в пособии Загоровской Ч.3  на стр. 136-137.

Какие вопросы следует осветить в комментарии?

  1. Почему автор предпочел именно эту проблему?
  2. Актуальна ли она?
  3. Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
  4. Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчеркивает?
  5. каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?
  6. Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы ее решали?
  7. К каким выводам автор приходит?

Напишите свой комментарий  к проблеме. А помогут вам конструкции, данные на стр. 137.

-Итак, проблема сформулирована, и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию; если кому-то из вас сложно это сделать, можете использовать языковые клише на стр. 138.

-Какие авторские утверждения в исходном тексте, на ваш взгляд, Спорны?

(последние три: хамство непобедимо, с ним невозможно бороться. Перед ним можно только отступить.)

-Что можно оспорить в авторской позиции?

_С хамством можно и нужно бороться.

-Верно! Есть даже профессиональные советы психологов, как противостоять хамству.

Чтение советов.

Давайте сразу уточним: как можно оспорить мнение автора о том, что хамству нечего противопоставить?

Способы борьбы с хамством:

1.Позитивная реакция.

2. Юмор, ирония.

3. Метод психологического айкидо.

4. Игнорирование.

- А как мы обычно реагируем на хамство? какие ошибки обычно при этом допускаем? Давайте наши наблюдения сведем в таблицу.

Реакция обижаемого

Чувство, которое остается в нем после конфликта

Ошибка, им допущенная

Реакция хамящего

А) Неуверенная

Неудовлетворен-

ность собой

Излишне деликатное поведение, робкая попытка защититься

Полное удовлетворение

Б)Агрессивная(хамская контратака»)

Раздражение

Опустился до уровня хама

Полное удовлетворе-

ние

-А что изменится, если обижаемый поведет себя  уверенно, спокойно?

Заполним и эту часть таблицы:

Реакция обижаемого

Чувство, которое остается в нем после конфликта

В чем его победа?

Реакция хамящего

А) уверенная реакция

удовлетворение

Сумел стать выше хама, ситуации, им навязанной; обезоружил обидчика.

Досада: оказался в глупом положении

 -А теперь, используя жизненный и читательский опыт, изложите и докажите личностное мнение по поставленной автором проблеме.

Какие произведения помогут нам аргументировать вашу точку зрения?  Помогут вам в этом конструкции на стр.139.

5. Проверка выполненной работы, обсуждение предложенных вариантов.

6. Обсуждение вариантов вступлений и заключений сочинений.

Работа с пособием стр.141-143.

  1. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение по тексту Довлатова.

Приложение

Текст

                        Это непереводимое слово «хамство».

(1)Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий- «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство».(2)Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.

 (3)Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы- это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.

(4)Наглость-  это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство- это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ; грубо можно даже в любви объясниться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме-  резко, крикливо и претенциозно.

(5)Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом. (6)Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но все  же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.

(7)Помню, еду я в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая- то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» (8) А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» (9) Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались.(10) То есть имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.

(11) С хамством же все иначе. (12) хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступит. (13) И вот я долго думал над всем этим и, в отличии  от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые,  но при этом умноженные на безнаказанность. (14) Именно в безнаказанности, все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний,  в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. (15) Именно безнаказанностью своей хамство и убивает все наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство- это всегда  «сверху вниз», это всегда «от сильного-слабому»,  потому что хамство- это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство- это неравенство.

                                                                                  (По С. Довлатову)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 11 класс Тема: Подготовка к выполнению 25 задания КИМ ЕГЭ (на основе фрагмента статьи С. Довлатова «Это непереводимое слово « хамство»). Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Новотроицкой СОШ Шулекина Е. П.

Слайд 2

Задачи урока : формулировать основную проблему исходного текста; комментировать ее; излагать собственное мнение по этой проблеме; аргументировать свою точку зрения, используя читательский и житейский опыты.

Слайд 3

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

Слайд 4

Библия: Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и , положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньшой сын его, и сказал :проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Бытие, 9:18-29)

Слайд 5

В.И. Даль: Хамуга, хамовщина, хамово колено, отродье – бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной. Д.Н. Ушаков: В языке дворян: человек , принадлежащий к низшим классам и лишенный потому всякого человеческого достоинства; грубый, наглый и невоспитанный человек, готовый на подлости. С.И. Ожегов: Грубый, наглый человек.

Слайд 6

В тексте исследуется поднимается рассматривается затрагивается анализируется Проблема (чего?): подвига нравственного выбора интеллигентности и т.д.

Слайд 7

Типы комментариев текстуальный Следование за автором в раскрытии проблемы концептуальный Интерпретация проблемы текста, ее актуальность Вопросы: Что делает автор , рассматривая данную проблему? Как он это делает? На какие аспекты этой проблемы он обращает внимание прежде всего? Вопросы : Почему автор предпочел именно эту проблему? Что лично вы можете сказать о данной проблеме?

Слайд 8

Что не должно быть в комментарии Пересказа исходного текста или любой его части Рассуждений по поводу всех проблем текста Комментариев о действиях героев текста Общих рассуждений о тексте

Слайд 9

языковые клише: Автор рассказывает концентрирует внимание читателя на… подчеркивает… указывает… приводит одно из определений… причину (чего?) видит в (чем?)… подробно комментирует… приводит примеры (факты, данные)…

Слайд 10

Изложение авторской позиции Вопросы: Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он все это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными , ключевыми? Чему учит текст?

Слайд 11

Изложение авторской позиции Языковые клише: Автор убежден, что …, и подобная уверенность небезосновательна. Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что… Цель автора – заставить читателя обратить внимание на … Автор подводит читателя к мысли о том , что… «…» - в этих словах, по-моему отражена идея текста. «…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.

Слайд 12

Способы борьбы с хамством Позитивная реакция (улыбка, юмор, ирония) Метод психологического айкидо Игнорирование

Слайд 13

Реакция обижаемого Чувство, которое в нем после конфликта Ошибка, им допущенная Реакция хамящего А) Неуверенная Неудовлетво-ренность собой Излишне деликатное поведение, робкая попытка защититься Полное удовлетво-рение Раздражение Опустился до уровня хама Полное удовлетво-рение Б) агрессивная («хамская контратака»)

Слайд 14

Реакция обижаемого Чувство, которое остается в нем после конфликта В чем его победа? Реакция хамящего А) уверенная реакция Удовлетворе-ние Сумел стать выше хама Досада

Слайд 15

Афоризмы об этике общения Наглость – не что иное, как ложный признак величия. Сенека Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы. Шекспир Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Дж. Свифт Чтобы заклеймить негодяя, нужно еще выяснить, есть ли на нем место, свободное от клейма. Н. Акимов Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость. Р. Эмерсон

Слайд 16

Аргументы из художественной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"

Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"...

Конспект урока по теме: Подготовка к ГИА.Проценты

Данный урок разработан ,как урок повторения в 9 классе по теме "Проценты". Применяемые технологии: проектная....

Конспект урока по теме "Подготовка к контрольной работе по теме "Системы счисления"

Данный материал будет полезен учителям информатики. Предлагаю конспект урока, презентацию к уроку.Задания не сложные, главное отработать правила перевода в разные системы счисления....

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

конспект урока по теме «Подготовка учащихся к выполнению нормативов комплекса ВФСК ГТО».

Конспект урока по физической культуре в 6 классе по теме " Подготовка учащихся к выполнению  нормативов комплекса ВФСК ГТО"...

конспект урока на тему : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

конспект урока на тему : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»...

План-конспект урока по теме: "Освоение техники выполнения ловли, передачи и броска мяча в баскетболе"

План-конспект  урока по физической культуре на тему: "Освоение техники выполнения ловли, передачи и броска  мяча в баскетболе"....