Комплексный анализ текста
опыты и эксперименты по русскому языку (7 класс) на тему

Отчет по самообразованию "Комплексный анализ текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_araliz_teksta._otchet_po_samoobrazovaniyu.docx286.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:  

Комплексный   анализ   текста   на уроках   русского   языка   и литературы.

ЦЕЛЬ:

Организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной или письменной форме;
  2. Вырабатывать чувство языка, развивать творческие способности обучающихся;
  3. Обогащать культурный багаж, формировать представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствовать нравственное чувство учащихся;
  4. Постепенно подготавливать к ГИА.

Сегодня школа в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Если раньше заказчиком на образование было государство (программы, методики, выбор предметов), то сейчас в этой роли выступают ведомства, окружающая общественная среда, родители, учащиеся.

   ЧТО МОГУТ ВЫБРАТЬ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК?

Все больше и больше педагогов убеждаются в том, что уровневое дифференцированное обучение учащихся – главное направление работы школы, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая  и речевая компетенция учащихся. Соединить деятельность школьника по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. КАТ и предоставляет нам такую возможность.

Содержание комплексного анализа текста (КАТ):

5-9 классы «КАТ. Рабочая тетрадь» автор Малюшкин А.Б.;

Начиная с пятого класса включаю тексты, различные по типу и стилю, которые соответствуют программе по развитию речи учащихся общеобразовательной школы. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Начальный этап работы над анализом текста проводится коллективно. Тексты можно с успехом использовать как дидактический материал на различных этапах обучения; некоторые тексты содержат творческую работу. Отдельно имеется справочный материал, который помогает учащимся эффективно справиться с выполнением заданий.

КАТ в старших классах представляет собой целенаправленный процесс подготовки учащихся к сдаче ГИА .

Например, стилистические особенности периода как сложной синтаксической конструкции учащиеся изучают, анализируя фрагменты из романов Льва Николаевича Толстого, стилистические функции суффиксов и разговорную лексику – размышляя над монологами и диалогами героев пьес Александра Николаевича Островского и Антона Павловича Чехова, а возможности поэтического синтаксиса, погружаясь в творчество поэтов Серебряного века.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, учащиеся определяет тему, идею, анализирует структуру текста, лексику, типичные синтаксические конструкции, особенности авторского языка. Исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь КАТ, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интегрировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов.

Поскольку познавательные особенности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны, ученики к получению результата идут разными путями. Некоторые анализируют тексты с помощью вопросов учителя, некоторые в качестве промежуточного контроля самостоятельно подбирают фрагменты из изучаемых на уроках литературы произведения и готовят вопросы комплексного анализа «своих» текстов.

Таким образом, учет внутреннего опыта учащихся и опора на их познавательные способности на уроках комплексного анализа текста становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

ВЫХОД НА РЕЗУЛЬТАТ

               Данный вид работы дает возможность детям более осознанно строить свою работу и на других уроках гуманитарного цикла.

 Комплексная работа с текстом 6 класс

                         тема:  Имя числительное

      Находят…ся Ильменские горы на юг… Урала. Эта групп…а горных хр…бтов длин…ой 55 ( ……………………………………………) кил…омметров. Еще 200 ( ………………………………………) лет назад Ильмены славились б…гатыми зал…жами драгоцен…ых синих аквамаринов, зол…тистых топазов. Здесь обн…ружено 145 ( …………

………………) различных камней. В 1920 ( ……………………………………

…………………) году был издан спец…альный пр…каз. В нем говорилось, что Ильменские горы объ…вляют…ся зап…ведником, который следу…т охр…нять как особую пр…родную ре…кость. До этого сущ…ствовали только зап…ведники по охран… животных или р…стений. Но место, где охр…нялись бы камни – зап…ведник камней, - по…вилось впервые в мире. А через 20 ( …………………………………..), в 1940 ( ……………………………………………………………………………..) году, Ильменский зап…ведник стал науч…ным центром. Т…перь там в…деется большая науч…ная работа.

                                                     ( По В, Дижур)

  Комплексная работа с текстом  5 класс

 тема:   Имя существительное

    На опушках лесов по б…регам рек и руч…ев прежде всего ра…пускает…ся и цв…тет черемуха.

   Это очень приятное, зеленое и в…селое деревцо. Оно всегда улыбает…ся а весною, когда п…хучие белые цв…ты сплошь его покрывают, даже смеет…ся. Любуясь на цв…тущую черемуху, сам невольно начинаеш… улыбат…ся.

   Весной я всегда приглядываюсь к черемухе. Если на ней рас…рылись почки, - значит, окончательно проснулась и пот…плела земля а весна вошла в полную силу. Когда на черемух… забелеют и запахнет пышные кисти цв…тов – глухариному току конец, комар в лесу по…вился.

   Даже в самых глухих северных лесах можно увид…ть черемуху. Там, где (не)р…стут сладкие вишни и нет хороших садов, ребята лакомят…ся ягодами лесной черемух… а хозяйки п…кут п…роги со сладкой черемуховой начинкой.

                                       ( И. Соколов – Микитов)

          ЭПИТЕТЫ - ……………………………………………………

МЕТАФОРЫ - …………………………………………………

 

 

 Комплексная работа с текстом 7 класс

 …………………

   Лес р…котал. Лес почти озл…бле(н,нн) встревожился. Еще выстрел на номере. Это уже совсем близко. А крики все ближе, ближе.

   Волк огромный старый по…вился (не)ожида(н,нн). Он приш…л промоиной скрытй терновником. Завидев флажки резко остановился, будто на что-то нап…ролся. Здесь флажки в…сели выше роста зверя. Волк как-то не очень решительно и даже вяло прош…л под флажками и оказался в 15 ( ………………………) метрах от Ивана Ивановича и Бима. Вот он сделал (не)сколько махов, но за это время человек и собака успели ра(с,сс)мотреть, что он был ранен. Пятно кр..ви расплылось на боку, рот окаймлен пеной с красноватым налетом.

   Иван Иванович выстрелил. Волк подпрыгнув на всех 4 ( ………….) ногах ре(з,с)ко обернулся на выстрел и ….. встал.

        ( по Г. Троепольскому)

Задание А-1

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:  « ?»

Что должен знать ученик, выполняя задание А-1: в данном вопросе востребовано знание тем «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста»

Алгоритм выполнения задания А-1

  1. Внимательно прочитайте текст не менее двух раз.
  2. Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ.
  3. Определите, какой из предполагаемых ответов  соответствует вопрос.

 

 

 

 

 

Мониторинг учебных достижений обучающихся 8 классов

Демонстрационный вариант

РУССКИЙ ЯЗЫК

Прочтите текст и выполните заданияА1 – А4, В2-В4 и В6

(1)Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. (2)Человек не должен был навязывать своё подавленное состояние другим. (3)Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже весёлым. (4)Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и весёлым – это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.

(5)Но каким весёлым надо быть? (6)Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. (7)Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестаёт восприниматься как достойно ведущий себя. (8)Он становится шутом. (9)А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает в конечном счёте потерю юмора.

(10)Не будьте смешными.

(11)Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума.

(Д.С.Лихачёв)

А1 Какая мысль СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?

  1. Окружающие любят шумное и навязчивое веселье.
  2. Быть смешным хорошо.
  3. Умение сохранять достоинство – большое искусство.
  4. Умение сохранять достоинство мешает жить в обществе.

А2Каков стиль текста?

  1. художественный
  2. официально-деловой
  3. научный
  4. публицистический

А3  В каком предложении встречаются синонимы?

1) 1                   2) 3                  3) 7                  4) 9

А4 Обведи номер верного утверждения о слове ЧАЙКИ.

1)        В слове чайки три слога.

2)        В слове чайки все согласные мягкие.

3)        В слове чайки букв больше, чем звуков.

4)В слове чайки нет глухих согласных.

А5Укажите номер слова, которое имеет такой же морфемный состав, как слово РЕЧУШКА

1) приморский

2) дерево

3) малиновый

4) заморозки

А6   Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написание слова:

1) выполнеНо – в кратком страдательном причастии пишется одна буква Н

2) напЕвать – глагол с суффиксом –ЕВА- (-ОВА-)

3) собачОнка – в суффиксе существительного после шипящих под ударением пишется О

4) прИостановить – здесь приставка ПРИ- со значением неполноты действия

А7В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?

1) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны

2) демонстранты маш..т флагами, тащ..щий в гору

3) много знач..щий для меня, санки еще послуж..т

4) бормоч..щий во сне, родители науч..т

А8 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:

Лучшим крепостным мастерам удавалось соединять в одно целое портретное сходство и технику живописи  ( ) и тогда являлось произведение искусства.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзомИ нужна запятая.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзомИ запятая не нужна.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзомИ нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И  запятая не нужна.

Выполняя задания В1 – В7, впишите нужные цифры или слова в бланк ответов.

В1 Укажите номер слова с такой же орфограммой, как в словах:очарование,удивляться, примирение, снегири

  1. звёздный
  2. редко
  3. привет
  4. борешься
  5. бесчувственный
  6. гористый

В2Среди предложений второго абзаца найдите простое односоставное безличное. Укажите его номер.

В3Выпишите грамматическую основу предложения № 8 (между словами используйте пробел – одну клеточку).

В4Из предложения № 1 выпишите слово, соответствующее следующей морфологической характеристике: обозначает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам, может иметь краткую форму и степени сравнения.

В5Вприведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях (при перечислении запятую пишите в отдельной клеточке).

Ветер (1)шумя и шелестя в березняке (2) перебегал в поля (3)покрытые белыми цветами (4) и уносился вдаль (5)оставляя ощущение (5)живительной свежести и прохлады.

В6Напишите, какое средство выразительности используется в предложении № 6.

В7Отредактируйте отрывок текста. Укажите, на месте каких цифр допущены ошибки(орфографические и пунктуационные). При перечислении запятую пишите в отдельной клеточке).

Например:  Это чув1ство, 2 я испытываю постоян3оуже многие годы, 4 но с особой силой – 9 мая и 15 сентября.

                                Ответ: 2, 3

Я помню со1сну на каком2то холме 3пронёсшемся мимо меня в окне вагона. Она была чуть откинута назад,4 что было ве5ликолепнопри её высоте. Была освещенн6а закатом – причём не вся 7а только в своей вершине8, где ствол стал от заката румяным, 9а хвоя глубоко зелёной.

КЛЮЧИ

№ вопроса

ответ

А1

3

А2

4

А3

1

А4

2

А5

3

А6

2

А7

3

А8

1

В1

6

В2

5

В3

он становится шутом

В4

прилагательное

В5

3, 4

В6

эпитет / эпитеты

В7

2, 3, 6,7

Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов за всю работу – 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...