Урок о русском языке в 10-11 классах.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Урок позволит расширить границы знаний по русскому языку, помочь в формировании представления о культуре речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_russkom_yazyke_v_10-11_klasse.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10-11 классе.

Тема урока:  Животворящий, полный разума русский язык.

Цели:

развитие творческих возможностей учащихся;

привить живой интерес к русскому языку;

способствовать проявлению творческих способностей учащихся.

Показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов.

Ход урока.

1-й ученик: «Тот, кто жизнью живет настоящей,

 Кто к поэзии с детства привык,

 Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2-й ученик: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

1-й: ученик Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Бродского и Пастернака.

2-й ученик: Язык национальной гордости и достоинства!

Учитель: Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь.  Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

2-й: ученик: Слово - неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?

Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчами.

Учитель : 1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

1-й ученик: По этому поводу у   В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»

           Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Учитель : 2 притча. «Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустыной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: "Куда бежишь, демон?" Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: "Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).

Учитель: Итак, в чем сила слова?

Ученики: Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.

 Учитель :  Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару?

Ученики: Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам Самим Богом. С какой осторожностью надо употреблять его!

1-й: ученик: Подумай, прежде чем сказать: «Зачем я это говорю? Для чего?»

              2-й  ученик:     Хочу представить вашему вниманию стихотворение нашего современника поэта          Эдуарда  Асадова.      

О скверном и святом

  Что в сердце нашем самое святое?

     Навряд ли надо думать и гадать.

     Есть в мире слово самое простое

     И самое возвышенное - Мать!

     Так почему ж большое слово это,

     Пусть не сегодня, а давным-давно,

     Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

     В кощунственную брань обращено?

     Тот пращур был и темный, и дурной

     И вряд ли даже ведал, что творил,

     Когда однажды взял и пригвоздил

     Родное слово к брани площадной.

     И ведь пошло же, не осело пылью,

     А поднялось, как темная река.

     Нашлись другие. Взяли, подхватили

     И понесли сквозь годы и века...

     Пусть иногда кому-то очень хочется

     Хлестнуть врага словами, как бичом

     И резкость на язык не только просится,

     А в гневе и частенько произносится,

     Но только мать тут все-таки при чем?

     Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

     И все же трудно попросту понять,

     Что слово "мат" идет от слова "мать",

     Сквернейшее - от самого святого!

     Неужто вправду за свою любовь,

     За то, что родила нас и растила,

     Мать лучшего уже не заслужила,

     Чем этот шлейф из непристойных слов?!

     Ну как позволить, чтобы год за годом

     Так оскорблялось пламя их сердец?!

     И сквернословам всяческого рода

     Пора сказать сурово наконец:

     Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

     Но не теряйте звания людей:

     Не трогайте, не смейте, не грязните

     Ни имени, ни чести матерей


Учитель : «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

1-й  ученик : О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него в голове и на сердце. Поэтому иногда бывает полезней промолчать, чем показать свои некрасивые мысли. Отчего мы так часто говорим : «Язык мой – враг мой!» Ведь язык должен быть другом человека.

2-й  ученик: Дмитрий Сергеевич утверждал «по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело», что «учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».  

1-й ученик : Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

2-й ученик: «А ведь бывает и так, что человек не говорит, а „плюется словами“. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».

1-й ученик: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое» И еще он писал молодежи: «Избегайте слов -„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли»

Учитель : «Как научиться высокой культуре речи?»

Ученики: Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка.

Учитель : Вам, ребята, предложено ознакомиться с текстом песни вашего современника , молодого поэта. Пожалуйста, найдите в тексте слова, выходящие за рамки общеупотребительной лексики, попробуйте дать им определение и заменить близкими по смыслу словами.

Полный невесел

  Автор текста: Козырев Олег

Полный невесел

(читать невЕсел)

Почему, блин, говорят мне,

Что язык мой засорен, блин.

Я по типу все ж не ламер,

Я рулезный, клевый, модный.

Припев:

Невесел у меня,

Полный невесел.

Не модный типа я

И все, блин, такое.

Я на клаве текст фигачу,

Тэги трудные вставляю.

Я для вас же, блин, хреначу.

Я вэбмастер, понимаешь?

Припев.

Я страницу залудил, блин.

Гостевую, чат повесил.

А мне гости замутили,

Мол отстой тут и невесел

Творческий перевод текста:

Ламер (чайник) (от англ. lame – "слабак") "Ламер" – это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается.

Тэги — это специальные команды, написанные на HTML (Hyper Text Marker Language) - языке гипертекстовой разметки, заключенные между двумя треугольными скобками < >

Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интранете.

Невесел –житуха , Находящийся в грустном настроении; скучный 2 Выражающий грусть, печаль 3 Вызывающий, содержащий в себе грусть, печаль. Воровской жаргон.

Залудить – запустить, открыть доступ.

Учитель: Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи. Я хочу привести для анализа речевые ошибки,  допущенные в экзаменационных работах выпускников, а вы поможете мне их исправить.

Речевые ошибки

Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений  Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя.

Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.

Нарушение привычной лексической сочетаемости слов: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение

Нарушение норм употребления устойчивых сочетаний: С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем. Эти дети были обделены от радости. Тяжелая доля выпала на голову нашего народа .Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом. Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

Грамматические ошибки

Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются: Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. С детства у нее были приклонности к музыке.

Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

Мы узнаем об ихних планах.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения:

С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

 За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

Этические ошибки- проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:

Этот текст меня бесит.

Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки: Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

Фактологические ошибки - ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось! Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие. В повести Тургенева «Преступление и наказание

А теперь я предлагаю Вам найти и исправить речевые ошибки на карточках:

Примеры предложений для нахождения речевых ошибок:

  1. Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
  2. Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.
  3.  В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.
  4. Этот человек был дворянином от мозга до костей.
  5. Это главная проблема, заложенная в тексте.
  6. От своего лица и автора советую путешествовать.
  7. Человек в наше время читает книгу по нужде.

  1. Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и убеждает своих сообщников, молодых людей, сохранять памятники культуры малых народов.
  2. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.
  3. Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.
  4. Это был рок судьбы.
  5. Она хотела помочь семье и отцу.
  6. Школьные годы пропали не зря.
  7. Человек в наше время читает книгу по нужде.

Домашнее задание:

Вспомним диалог Митрофанушки и Правдина.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или

прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему ж?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста

неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что

оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Это, конечно, была шутка. А сейчас  – серьёзно.

Задания к тексту:

  1. Определите тип текста(монологический, диалогический)?
  2.  Найдите слова , имеющие разговорную или просторечную окраску.
  3.  Какую роль они играют  в тексте? Зачем их использует автор?
  4. Укажите неполные предложения. Для какого стиля они они особенно характерны?
  5.  Передайте содержание диалога в форме прямой и косвенной речи.
  6. Как Митрофан рассуждает о частях речи?
  7. Какой вывод делает Стародум , следуя логике Митрофанушки?
  8. Напишите, почему Митрофанушку называют недорослем.

Слово учителя: Язык - постоянно развивающееся, а потому – меняющееся социальное явление. Он постоянно реагирует на все реалии жизни. Только хотелось бы, чтобы в этих быстро меняющихся реалиях не потерялся сам человек. Человек, умеющий чувствовать, сопереживать, любить, делать добро.

Рефлексия : Завершить урок хотелось бы стихотворением замечательного поэта-современника Эдуарда  Асадова

Они  по-особенному звучат в преддверии весенних праздников

Нежные слова

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы всё реже вспоминаем

Светлые и нежные слова.

Словно в эру плазмы и нейтронов,

В гордый век космических высот

Нежные слова, как граммофоны,

Отжили и списаны в расход.

Только мы здесь, видимо, слукавили

Или что-то около того:

Вот слова же бранные оставили,

Сберегли ведь все до одного!

Впрочем, сколько человек ни бегает

Средь житейских бурь и суеты,

Только сердце всё равно потребует

Рано или поздно красоты.

Не зазря ж оно ему даётся!

Как ты ни толкай его во мглу,

А оно возьмёт и повернётся

Вновь, как компас, к ласке и теплу.

Говорят, любовь немногословна:

Пострадай, подумай, раскуси...

Это всё, по-моему, условно,

Мы же люди, мы не караси!

И не очень это справедливо –

Верить в молчаливую любовь.

Разве молчуны всегда правдивы?

Лгут ведь часто и без лишних слов!

Чувства могут при словах отсутствовать.

Может быть и всё наоборот.

Ну а если говорить и чувствовать?

Разве плохо говорить и чувствовать?

Разве сердце этого не ждёт?

Что для нас лимон без аромата?

Витамин, не более того.

Что такое небо без заката?

Что без песен птица? Ничего!

Пусть слова сверкают золотинками,

И не год, не два, а целый век!

Человек не может жить инстинктами,

Человек – на то и человек!

И уж коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите

Самые хорошие слова!

Использованные ресурсы:

  1. Д. С. Лихачев «О языке устном и письменном, старом и новом». «Русская культура» (Изд. «Искусство», М., 2000)
  2.  Денис Иванович Фонвизин. Недоросль (  Гос.изд. детской литературы министерства просвещения РСФСР, Л., 1952)
  3. Асадов Э. А. Лучшие стихотворения. Избранная проза.(Изд. « Эксмо» 2010 г.)
  4. stihi.ru
  5. Журнал "Глинские чтения" : июль-август 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3-м классе

Урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Подготовка к написанию сочинения               «Осень – золотая волшебница» с использ...

Презентация к вводному уроку по русскому языку в 7-ом классе

Презентация "Русский язык - один из развитых языков мира" имеет в своём резерве теоретический и практический материал для первого урока ....

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных"

Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное"....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...