Урок русского языка: Фразеология (УМК Львовы)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лукьянова Светлана Евгеньевна

Предлагаю урок по теме "Фразеология"  ФГОС. К уроку есть раздаточный материал и презентация. Буду рада, если кому-нибудь и коллег этот материал будет полезен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_frazeologizmy.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык 5 «А» класс

Тема урока: Фразеология

УМК «Русский язык в 3 частях» С. И. Львова, В. В. Львов

Тип урока: ОНЗ

Учитель: Лукьянова С.Е.

Цель:

формировать умения использовать фразеологизмы в речи для  придания ей образности, выразительности.

Задачи урока: 

Предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов;  употреблять фразеологизмы в речи; определять синтаксическую функцию фразеологизмов.

 Личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков).

Оборудование, техническое оснащение:

Презентация, компьютер, проектор, экран; учебник русского языка для 5 класса (II часть), раздаточный материал, карточки с заданиями; толковые и фразеологические словари.      

Формы организации учебной деятельности учащихся:

На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

Лексический диктант (устный).

3. Проверка домашнего индивидуального задания

4. Введение в тему

5. Постановка цели урока

6. Проблемные вопросы

7. Новые знания

8. Проблемный вопрос

9. Зрительное восприятие

10.Знакомство со словарями

11. Ученические исследования

.

12. Работа с учебником

(индивидуальное задание для слабых ребят)

13. Физкультминутка.

14. Задание по рядам.

15. Проблемный вопрос

16. Наблюдение над синтаксической функцией фразеологизмов.

17. Вывод

18. Самостоятельная работа по использованию фразеологизмов в речи (работа в парах, по выбору учащихся)

Здравствуйте, ребята. Нам сегодня предстоит поработать не покладая рук. Всем нужно отвечать четко и ясно, и не тянуть кота за хвост. Бить баклуши никому не удастся.

Выявление уровня знаний.

Ребята, я буду читать вам определения, а вам предстоит назвать термин.

Итак, засучив рукава приступим к работе.

Раздел языкознания о слове (лексикология), слово, имеющее одно лексическое значение (однозначное), слово, имеющее несколько лексических значений (многозначное), основное значение слова (прямое), вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого (переносное), скрытое сравнение (метафора), неодушевленные предметы, наделенные свойствами живых существ (олицетворение), образное использование прилагательного (эпитет), слова одной и той же части речи, имеющие одно лексическое значение, но отличающиеся оттенками речи(синонимы), слова одной и той же части речи, но с противоположным значением (антонимы), слова , одинаково звучащие, но различные по значению (омонимы).

Учитель активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Проверим индивидуальное домашнее задание.

Вам нужно было объяснить значение выражений.

Филькина грамота

Руки не доходят

Аника-воин

Зарубить на носу

Еле волочить ноги

Остаться с носом

Лясы точить

Обвести вокруг пальца

Глаза на лоб полезли

Из кожи вон лезть – очень стараться

Язык проглотил

Какими источниками вы пользовались?

Составьте слово по первым буквам выражений, записанных на слайде, и запишите его в тетрадь. Какое слово у вас получилось?

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Что такое фразеология.

 Выяснить, где можно узнать значение и даже происхождение фразеологизмов.

Выяснить роль фразеологизмов в речи.

Учитель устанавливает осознанность ситуации.

1.Из какого языка вошло в наш язык слово фразеология и что оно обозначает?

2.Что изучает фразеология?

3.Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?

4.Какое значение имеют фразеологизмы? Прямое или переносное?

Учитель организует познавательную деятельность.

 Прочитаем отрывок из книги «Из жизни слов». О чем, по вашему мнению, в ней будут рассказывать? Перед чтением запишите в тетрадь вопрос или вопросы, на которые вы надеетесь получить ответы в тексте.

Организация устного коллективного анализа учебной задачи.

На какие вопросы вы получили ответы в ходе чтения текста? Какая информация для тебя была совершенно новой? Что ты узнал о характере русского человека с помощью фразеологизмов?

Учитель организует учебное исследование.

 Рассматривание иллюстраций «Художник понял все буквально».

Как вы думаете, чтобы не оказаться в положении художника, где можно узнать значение фразеологизмов.

Где можно добыть новую информацию о слове?

Учитель представляет фразеологический словарь, толковый словарь.

Организует учебное исследование.

Выполнение упр. 506

Раздаточный материал поможет вам дать объяснение слов.

Учитель организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей.

Организует индивидуальную работу со слабыми учащимися

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Организация учебного исследования для выделения понятия.

Укажите фразеологизмы со значением:

1 ряд «бездельничать

2 ряд «обманывать»

3 ряд «быстро»

Организация учебного исследования для выделения понятия.

Какие слова будут являться синонимами, какие антонимами?

Организация учебного исследования для выделения понятия.

Подчеркните фразеологизмы как члены предложения.

Постановка проблемного вопроса.

Можно ли разделить слова в фразеологизме, или переставить их с одного места на другое?

Учитель организует практическую самостоятельную работу.

Прочитайте текст (предложения). Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменился текст (предложения)?

Запись в тетради числа, классной работы.

Устные ответы учащихся.

– плохо составленный документ или бумага

– слишком загружен делами, чтобы сделать что-то

- человека, который лишь хвастается своей храбростью

- запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

– чувствовать себя уставшим

- без того, на что рассчитывал.

- разговаривать, болтать

– обмануть

– очень удивиться

– очень стараться

– не знает, что ответить

Фразеология

Работа с учебником.

 стр. 49, прочитаем & 51.

Ответы на вопросы с опорой на прочитанный самостоятельно материал

Из истории фразеологизмов.

Узнать, как возник тот или иной фразеологизм, можно только на основании специальных исследований. Ученые-лингвисты установили происхождение многих фразеологизмов.

Ни зги не видно. Зга означало то же самое, что стезя, стежка, тропинка. Все выражение значило «не видно пути, дороги».

Бить баклуши первоначально означало «раскалывать, разбивать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления ложек, поварешек и т.п.». Работа эта несложная, поэтому считалось, что кто бьет баклуши, тот как бы ничего не делает, бездельничает.

За тридевять земель вошло в литературный язык из сказок. Тридевять значит 27 (3 х 9) и указывает, что в древности счет велся не десятками, как сейчас, а девятками.

Используя интернет ресурсы, словари.

1 ученик рассказывает, как работать с Фразеологическим словарём.

2 ученик рассказывает, как найти фразеологизм в Толковом словаре.

Бежать сломя голову- быстро, пускать пыль в глаза – хвастаться, падать духом – унывать, пара пустяков – легко, кожа да кости – худой, не по дням, а по часам - быстро, на мякине не проведешь – не обманешь, заговаривать зубы - обманывать.

Найди нужное слово.

Составьте словосочетания с данными в скобках словами и запишите их в тетрадь.  Если среди них есть фразеологизмы? Если есть, подчеркни их.

 (Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

Бить (мух, баклуши, ящики).

Можно ли использовать в качестве фразеологизмов другие словосочетания? Сделайте вывод.

Сломя голову, сидеть сложа руки, засучив рукава, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, в поте лица, во весь дух, собак гонять, не покладая рук, высунув язык, со всех ног.

Проверьте:

Бездельничать

Сидеть сложа руки

Лодыря гонять

Бить баклуши

Собак гонять        

Работать

Засучив рукава

В поте лица

Не покладая рук

Быстро

Сломя голову

Во все лопатки

Во весь дух

Высунув язык

Со всех ног

        

Ваня весь урок ворон считал, поэтому не смог решить задачу.

В лесу я всегда держу ухо в остро.

Нельзя, так как они являются устойчивыми словосочетаниями.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.  

  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Я проснулся………………………………… На душе………………………………………..

Пошёл к Винтику, долго …………………

Вернулся ……………………………………

Съел ……………………………………. суп.  

Тут ………………………. ……Пилюлькин.

Он ………………………….

Велел ………………………, что надо мыть руки перед едой. А мне ……………………….

19. Проблемный вопрос

20. Творческая мастерская

21. Итог творческой работы

22. Оценка работы на уроке учащимися

23. Рефлексия

24. Домашнее задание

Какие предложения звучат красивее? Для чего служат фразеологизмы в речи?

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Напиши начало сказки о лентяе и труженике. Чтобы твоя речь получилась выразительной, близкой к народной, используй фразеологизмы.

Можно озаглавить сказку, дать имена героям.

Фразеологизмы помощники.

А) бить баклуши (бездельничать)

Ворон считать

Лежать на боку

Плевать в потолок

Спустя рукава

Гонять лодыря

Через пень колоду

Б) хоть шаром покати (пусто)

Хоть караул кричи (находиться в трудном положении)

Хоть головой об стенку бейся (невозможно что либо изменить)

В) мастер на все руки (умелец)

Засучив рукава (начать дело радостно)

Горит в руках (работа получается хорошо)

Золотые руки (мастер)

Не покладая рук (без отдыха)

Семь потов сошло (устал, пока работал)

А теперь оцените свою работу на уроке, подобрав подходящий фразеологизм

- Не покладая рук

- Тяп да ляп

- Через пень колоду

- Засучив рукава

Что вы узнали нового на уроке?

 

Дописать сказку.

2. Наталья Николаевна объясняла решение задачи, но Никита не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

 Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Работа над началом сказки

Чтение учащимися полученных работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по УМК С. И. Львовой и В. В. Львова с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Значимость данного урока заключается в том, что он направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мыли, уместно употреблять фраз...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.

Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 6 классе по УМК С. И. Львовой и В.В. Львова на тему: «Красота и богатство родного языка».

План-конспект описывает организацию деятельности преподавателя во время урока русского языка и позволяет обеспечить формирование представления о красоте и богатстве русского языка, об особенностя...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)

Календарно-тематическое планирование  (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)...