Урок русского языка с применением ИКТ
методическая разработка по русскому языку на тему

Иванюта Евгения Валентиновна

Урок русского языка с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_s_primeneniem_ikt.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванюта Е.В.,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №2

Им. А.Асеева и Ю.Голикова

Гиагинского района ст.Гиагинской

 Урок русского языка с применением ИКТ

Тема:. Местоимение – как часть речи.

Место  урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному

          плану в 6 классе.  (Русский язык. Учебник для 6 класса обшеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Москва, Просвещение 2013 год)

Номер урока по теме: 1

Форма урока: изучение нового материала

Цели: 1. Повторение самостоятельных частей речи и их морфологических признаков;

            2. Формирование грамматического понятия о местоимении как  

                самостоятельной части речи;

            3. Выработка умения  отличать местоимение  от других знаменательных

               частей  речи.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, запись на доске, учебник, тетради,  презентация.

Ход урока:

Содержание

№ слайда

( в заметках к слайдам прописана навигация)

I. Организационный момент.

II. Повторение.

  1. Творческий диктант: узнай слово по его лексическому значению

 - Опытный, бывалый испытанный в боях воин (ветеран).

 - способ счисления дней в году (календарь).

 - дарование, выдающиеся природные способности (талант).

 - человек, самоотверженно совершающий подвиги (герой).

 - красный, густого темного оттенка (багряный).

 - звание или чин высшего командного состава армии (генерал).

 - число и количество, равное тысяче тысяч (миллион).

2. беседа по вопросам

 - слова каких частей речи вам встретились в диктанте?

 - вспомните морфологические признаки названных частей речи.

 - какие части речи вы еще знаете?

III Изучение  нового материала. Понятие о местоимении как части речи.

  1. Актуализация знаний

Работа с текстом (левый столбик вначале закрыт)

М.Пришвин – известный                        Он создал замечательные

 писатель.                                                           произведения.

В его книгах живут чудесные                       Такие герои навсегда

 герои.                                                                остаются в сердце.

Петя прочитал «Кладовую солнца»            Столько раз можно с

М.Пришвина три раза.                              удовольствием перечитывать

многие книги писателя.

  • о ком говорится в 1-ом предложении? Назван ли тот, кто создал замечательные произведения? Как вы думаете, кто это?
  • Прочтите 2 и 3 предложения. Знаем ли мы, о каких героях идет речь? Откуда мы можем узнать точно, о ком говорится?

Раскрывается левый столбик:

  • На какое существительное указывает местоимение он?
  • Называет ли местоимение сам предмет? А существительное?

Аналогично проводится разбор 2-го и 3-его предложений.

Вывод: местоимение не называет предмет, признак, количество, а только указывает на них.

  1. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Вместо каких частей речи употребляется местоимение?
  • Почему нам нужна такая часть речи, которую можно было бы употреблять вместо существительного, прилагательного, наречия, числительного?
  1. Работа с учебником.  Текст «Весна на пороге» (стр. 158):
  • Только ли слова может заменять местоимение?
  • Обязательно ли местоимение заменяет что-либо в предложении?
  • Определите род и число местоимений такая (погода), такой (день), такое (солнце), такие (ребята)

Учащиеся делают вывод  о том, что такое местоимение, об изменении местоимений, их синтаксической роли в словосочетаниях и предложениях

  1.  Закрепление изученного материала.
  1. работа с учебником: чтение §68
  2. работа с таблицей: знакомство с разрядами местоимений
  3. найти местоимения  в предложениях и записать их в тетради

1 уровень – выписать из предложений местоимения;

2 уровень – выписать словосочетания с местоимениями; определить падеж местоимений

  1. проверка записанных местоимений (слайд №6)
  2. выполнение упражнения 393 (устно): указать недочеты в употреблении местоимений.
  3. объяснительный диктант.

Тогда наступила полная тишина. В такой тишине стало все слышно, даже как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки.

Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в соленую от слез щеку. Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб. Но  она не могла  позволить себе покопаться лапами в  клюкве.  

  • выделить местоимения;
  • определить их грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении;
  • установить роль местоимений как средство связи предложений (полная тишина – такая тишина; Травка – она).
  1. Тест. Укажите неверное утверждение:
  1. местоимение  - самостоятельная часть речи;
  2. местоимения могут указывать на предмет или признак, но не называть их;
  3. местоимения изменяются по родам, числам и падежам;
  4. в предложении местоимение может быть обстоятельством

  1. Домашнее задание: §76

 - 1-я группа - упражнение 433;

 - 2 группа - выписать из сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» предложения, где встречаются местоимения (3-4)

  1. Рефлексия:

 - чему я научился на уроке?

 - что узнал нового о местоимении?

Слайд №2-3

Слайд№4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд№10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с применением ЭОР "Полные и краткие прилагательные"

Конспект урока русского языка по теме "Полные и краткие прилагательные" для 5 класса с применением электронных образовательных ресурсов. Применение ЭОРов предусматривает прямо во время урока прямой вы...

Урок русского языка (с применением ИКТ) Варианты морфем. История происхождения чередования фонем <е> и <о> с нулём фонемы.

Главный принцип  линии учебников под редакцией М.В.Панова – «обучение должно быть научным».  Новый стиль общения авторов с учеником-читателем – диалог, активизирующий мысл...

"Морфологический разбор местоимения" (урок русского языка с применением активных методов обучения)

Конспект урока русского языка "Морфологический разбор местоимения" (6 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО (шаблон взят: http://www.moi-universitet.ru...

Урок русского языка с применением уровневой технологии по теме Сложное предложение 11 класс

Урок русского языка с применением уровневой технологии по теме Сложное предложение 11 класс...

Разработка урока русского языка с применением структур сингапурской методики

Разработка урока русского языка в 8 классе с применением структур сингапурской методики....

Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения

В статье  описывается  как, используя какие современные технологии, сформировать у обучающихся умение вести поисково-исследовательскую  деятельность....

Урок русского языка с применением коучингового подхода в 6 классе. Имя числительное как часть речи.

Конспект урока русского языка с применением коучингового подхода...