Урок русского языка (с применением ИКТ) Варианты морфем. История происхождения чередования фонем <е> и <о> с нулём фонемы.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Колбасова Елена Васильевна

 

   Главный принцип  линии учебников под редакцией М.В.Панова – «обучение должно быть научным».  Новый стиль общения авторов с учеником-читателем – диалог, активизирующий мысль ученика.  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колбасова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заместитель директора по научной работе высшей категории, победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года 2011» и победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНП  «Образование» в 2008 году.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

 городского округа город Октябрьский

 Республики Башкортостан

Урок русского языка в 5 классе

Применяемые технологии: диалоговая, коллективной мыследеятельности

 (Учебник : Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н., Красильникова Е.В., Ильина Н.Е.

Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. д-ра филол. наук, проф. М.В.Панова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008)

   Главный принцип  линии учебников под редакцией М.В.Панова – «обучение должно быть научным».  Новый стиль общения авторов с учеником-читателем – диалог, активизирующий мысль ученика.  Проблемное  изложение материала  способствует интеллектуальному развитию ребёнка,  воспитанию активности мысли ученика, овладению научным способом познания. Методологический принцип М.В. Панова:  установка на живой язык, на языковую материю, приоритет языкового материала над его описанием.    В результате работы  над заданиями учебника ученики  приходят  к выводу, что язык – не свод орфограмм и пунктограмм, придуманных кем-то,  а интересное, живое явление со своими закономерностиями, причинно-следственными связями.

        Профессор, доктор пед.наук  Т.Н.Дорожкина в своей монографии[1]  считает, что «отличительной чертой современной методики обучения русскому языку является стремление приблизить условия учебного процесса к условиям  естественной коммуникации». С учётом  современных требований к уроку русского языка проблемно-диалоговая технология выбрана в качестве основополагающей при разработке уроков русского языка вообще и данного урока в частности.

Тема: Варианты морфем. История происхождения чередования фонем <е> и <о> с нулём фонемы.

Цель:   Формировать представление о языке как о живом явлении, развивающейся системе, где все языковые факты имеют объяснение

Цель урока (для учителя): Формировать лингвистическую компетенцию:  представление  об исторической обусловленности  чередования фонем в морфеме;   понятие  о редуцированных гласных, о явлении «падения редуцированных» в истории языка и о некоторых его последствиях; формировать метапредметные компетенции  (познавательные, коммуникативные, информационные): способы научного познания; умение работать в группе, умение осуществлять  поиск необходимой информации, «свёртывание» в схему и «развёртывание» - рассказ по схеме);  воспитывать познавательный интерес к русскому языку, к его истории, формировать устойчивую мотивацию к его изучению  (ценностно-смысловые компетенции).

 Цель урока (для учеников):  Выяснить, почему в одних словах происходит  чередование фонем в морфеме, а в других нет; определить в каких морфемах может происходить чередование.

Задачи:

- актуализировать  знания о позиционном  чередовании  звуков, сильной и слабой позициях;

- актуализировать  знания о морфемах;

- совершенствовать  умение    вычленять в слове морфемы;

-  закреплять понятие  «вариант морфемы»;

-  закреплять  умение  различать понятия  «позиционное чередование звуков» и  «чередование фонем»;

- формировать умение наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, самостоятельно делать выводы о сущности   языкового явления;

- развивать умение выявлять «прошлое» фонем  <е > и <о > в  словах современного русского языка;

-  развивать умение работать в режиме диалога и полилога: высказывать собственные предположения и адекватно воспринимать точку зрения других.  

Методы организации учебно-познавательной деятельности: 

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа и работа под руководством учителя.

Словесные:  эвристическая беседа 

Практические:  наблюдение, анализ

Оборудование: презентация в программе Microsoft Office PawerPoint, учебник.

Ход урока:

  1. Организационный этап. (2 минуты)

Мотивационный диалог.

(Организационный компонент, создание благоприятной психологической атмосферы, готовности к работе)

1).    Добрый день, дорогие друзья!  Для меня это не просто приветствие: день сегодня действительно добрый,  потому что нам предстоит очень интересная и увлекательная работа. А для вас сегодняшний день добрый? Почему? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями).

Работу мы будем выполнять вместе, а  у друзей всегда совместная работа бывает  более  результативной. Ну и, конечно же, вы для меня дорогие,  так как  я очень дорожу  вашим мнением и вашей работой.

Тема сегодняшнего урока является продолжением темы, над которой мы работали на прошлом занятии: «Варианты морфем». (Запись в тетрадь)

(Тема проецируется на экран). (Слайд 1.1)

Мне очень интересно, как вы справились с домашним заданием, какие возникли трудности. (Дети рассказывают о выполненном задании, что получилось, что вызвало затруднения). Рефлексивный диалог.

II.       Проверка  домашнего задания. (7 минут)

А).  Проверка первого задания  (самопроверка).

Ученик (по собственной инициативе или по предложению учителя (если не хочет, не настаивать!) рассказывает о выполнении задания:

День-дня  -  вариант корневой морфемы  <ден`>  <дн`> ;

Снежок – снежка  - вариант суффикса  <ок>  -  <к>;

Возглас – взлёт – вариант приставки  <воз>  -  <вз>;       И т.п.

Остальные учащиеся комментируют, исправляют, если необходимо, объясняют, проверяют свою работу, подсчитывают баллы: 1 балл за  каждое правильно выполненное задание.

Б).  Проверка второго задания (взаимопроверка). Дети меняются тетрадями.

(На экран проецируется  правильный вариант членения слов на морфемы и объяснение). (Слайд 1.2)

 ВОРВАЛСЯ,  ШЁЛ,  ШЕДШИЙ

ВЛЕТЕЛ,  БЕЖАЛ, БЕГ, ШАГАЛ

ВОЗГЛАС, ДАТЬ, ДАЮ

ВОСПРЯНУТЬ, СТАТЬ, ВСТАЮ

НЕЧЛЕНИМАЯ ОСНОВА (НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ)

 

ЛУГ, СНЕЖОК

НЕЧЛЕНИМАЯ ОСНОВА

ЛУГ,  САДОВЫЙ

ЛУГ, СНЕЖКА

ПЕНЬ <ПЕН ` >,  ДЕНЁК  <ОК>

ПЕНЬ   <ПЕН ` >

 

 

Ученики проверяют, задают вопросы, исправляют и объясняют ошибки, подсчитывают баллы.

Подсчитывается общий балл за домашнее задание. Если правильно выполнено более 75% задания, ученик получает «5», если более 60 - «4», более 50 % - «3». Оценка выставляется в оценочные листы, которые находятся на столе у каждой группы с фамилиями учеников.

Отметка «3» выставляется по согласованию с учеником,  отметка  «2» не выставляется. Учащимся даётся возможность на следующем уроке или в качестве дополнительного домашнего задания выполнить подобную работу.

Важно создать «ситуацию успеха», атмосферу  продуктивной деятельности, где все – и ученики, и учитель – заинтересованы в хорошем результате.

III.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

1.  (Актуализация знаний.  Проблемно-поисковая деятельность. Самостоятельная индивидуальная работа.)  (5 минут)

 - Найдите  среди этих слов такие, в которых наблюдается позиционное чередование  звуков,  назовите их и объясните, какому правилу подчиняется написание этих слов.

(Ученики могут назвать слова восторг [г//к], луг [г//к],  лужка [ж//ш], пенёк [е//и], вбежал [е//и],  а также луговой [о//а].  Они называют фонемный принцип, основанный на сильной позиции звуков). 

- Назовите слова, в которых есть варианты одной и той же морфемы.

(Ученики называют слова  вошёл – вбежал,  лужок- луг – луговой,  лужок  - лужка, пень – пня).  Какие чередования  происходят? (чередование <е> и <о> с  нулём фонемы)

2). Первый такт.  (Постановка проблемы.  Проблемная ситуация.  Мотивация на изучение новой темы. Эвристическая беседа.   Формулирование  целей урока) (6 мин.)

Почему происходят эти чередования? (Учащиеся не могут найти объяснения)  

Запишите  в столбик слова день, камень, сон, рот, нос, лоб, ночь, лень, рожь, олень. (Один ученик работает на доске).  Рядом запишите  формы род.  падежа этих слов (дня, камня, сна, рта, носа, лба, ночи, лени, ржи, оленя). Почему в одних словах происходит чередование  с нулём  фонемы, а в других нет?  (Учащиеся высказывают предположения, их предположения проверяются, отвергаются).

- Мы можем научно объяснить позиционные чередования звуков, нам понятна закономерность этого явления. Куда же «деваются» гласные о и а в 

вариантах некоторых  морфем,  почему в разных словах они ведут себя по- разному,  мы не знаем. Сегодня на уроке мы откроем ещё один секрет нашего языка –    найдём  научное объяснение этому языковому явлению.

Итак, дополним нашу тему: после точки запишем   История происхождения чередования фонем <е> и <о> с нулём фонемы. (Слайд 1.3).

Сформулируйте цели нашей работы на уроке.  (Ученики формулируют цели: узнать, почему в одних словах происходит  чередование фонем в морфеме, а в других нет).  (Цели урока проецируются на экране)  (Слайд 2).

 IV.    Этап  работы  по усвоению новой темы.

Второй такт.  (Поисковая деятельность.  Самостоятельная работа в группах и работа под руководством учителя).(10  мин.)

 Найти ответы на эти вопросы нам поможет учебник .  Работать  будем группами, у каждой группы  своё задание .

В главе «Исторический комментарий»  найдите ответы на вопрос:  

- какие  фонемы обозначали  буквы  ь  и  ъ? (1 группа)

- что произошло с этими фонемами? Как называют в науке это явление? (2 группа)

- сколько времени  занял этот процесс? (3 группа)

- какие буквы их заменили в современном языке? (4 группа)

(Учащиеся работают с учебником  целенаправленно, отбирают необходимую для ответа на вопрос информацию. Один человек из группы даёт полный ответ с примерами).

Третий такт. (Аргументирование позиций). 

-Вернёмся к нашей проблеме. Можем ли мы сейчас ответить на вопрос:

Почему в одних словах происходит  чередование фонем в морфеме, а в других нет?

В словах день, камень – в древнерусском языке  на месте фонемы Е был редуцированный  гласный  Ь (краткий  звук, похожий на И);

 в словах сон, рот, лоб, рожь,   –  в древнерусском языке  на месте фонемы  О был редуцированный  гласный  Ъ  (краткий  звук, похожий на О);

в словах нос, ночь, лень, олень были нередуцированные гласные – гласные полного образования.

ФИЗМИНУТКА. (1 мин.)

V.   Этап проверки понимания учащимися нового материала и    закрепления новых знаний и понятий. Рефлексия.

Закрепление понятия об историческом процессе падения редуцированных  и отражении этого явления в современном языке.  (Проблемно-поисковая, исследовательская, эвристическая деятельность). (15  минут)

Задания:

А). (Слайд 3.1) 

Сравните:

Посол(1) – посол(2)

Посла – посола

Послу – посолу.

-  Объясните лексическое значение каждого слова («посол» (1) – дипломат, представитель какого-либо государства в другом государстве; «посол» (2)– способ заготовки овощей, грибов и др. с помощью соли).

- От каких слов образованы эти слова? («посол» (1) образовано от слова «послать», «посылать»; слово «посол» (2) образовано от слова «посолить»).  

-  Почему в слове «посол» (1) при склонении фонема <о> заменяется нулём фонемы, а в слове «посол» (2) этого не происходит? (Слайд 3.2)

Посо′лъ(1) →посо′л                     Посъ′лъ (2) →посо′л

Посъла′→ посла′                          Посъ′лъ  →посо′ла

Посълу′→ послу′                          Посъ′лу  →посо′лу

Редуцированные гласные «падали», исчезали, а под ударением не исчезали, а изменяли своё качество, превращались в гласные полного образования.

-  Как  называются такие слова?  (омонимы, омоформы)

-  Сделайте вывод об одном из способов   появления в русском языке  омонимов? (Слайд 3.4)

Б).  Найдите в современном русском языке «потомков» древнерусских слов:

(Слайд  3.5)

Кьде

Съдесь

Съдоровъ

Истъба

(Ответы детей: где, здесь, здоров, изба).

Какие процессы произошли в результате падения редуцированных? 

( Глухой звук оказался перед звонким согласным, то есть в слабой позиции, произошло «озвончение» глухих согласных).

(Слайд 3.6)

Кьде – кде – где

Съдесь – сдесь – здесь

Съдоровъ – сдоров - здоров

Истъба – истба – исдба – издба – изба  (упрощение группы согласных)

В).  (Обобщение, формулирование вывода. Развитие связной монологической речи).

Итак, сделаем вывод по уроку.

Запишите выводы по уроку в виде схемы в тетради, используя      шаблон схемы, представленные на слайде. Расскажите по схеме о последствиях падения редуцированных в современном русском языке.

(Слайд 3).

Рефлексия.  Заполнение таблицы. Каждый ученик ставит  «+»  в той   ячейке, которая  соответствует его уровню понимания языкового явления.

              Тема              Понятие

                   

Мой

уровень

понимания

Позиционные чередования

Варианты морфем

Редуцированные

гласные

Падение редуцированных

Что произошло в результате падения редуцированных

Плохо понимаю

Понимаю, но нужно ещё разобраться

Хорошо понимаю

Могу объяснить товарищу

   

VI.  Этап информирования учащихся о домашнем задании.  ( 2 мин.)  

                      (Дифференцированное домашнее задание)

А). Объяснение задания учебника – выполнение обязательно для всех учеников.

Б). Рассказать о том, какую роль  в современном языке выполняют Ъ и Ь. Записать по 3 примера на каждый  случай употребления – выполнение обязательно для тех, кто обучается на «4» и «5»,  для остальных  выполнение этого задания поощряется.

В). Написать сочинение на одну из тем: «Они когда-то были гласными…»;  «Они нашли своё место и в современности!» или  «Как важно суметь бать нужным в любое время!» (о «судьбе» Ъ и Ь) – выполняется     учениками, имеющими творческие способности.

       

VII.   Этап подведения итогов урока. (3 мин.)

         Руководитель в группах выставляет на оценочном листе отметки всем, кто принимал участие в работе. Учитель оценивает  работу  учащихся,   выставляет отметки, комментирует их, учитывает при этом оценки в оценочных листах.    


[1] Дорожкина Т.Н. Человек пишущий: лингвистические и методические аспекты фомирования языковой личности учащегося: Монография.-Уфа:РИО БИРО, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

разработка урока русского языка в 5 классе с презентацией на тему "Чередование согласных и беглые гласные"

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным стандартом 2004 года. Учитель ставил для себя следующие цели:Образовательные:         -  продолжить фор...

презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"

Данная презентация послужит сопутствующим материалом к уроку русского языка  в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"...

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем" 5 класс

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем". 5 класс. Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской. Урок составлен с применением блочно-модульной технологии....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"

План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Задачи урока: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспи...