Рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией В.В. Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Артёмова Ольга Александровна

      Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базо­вом уровне и составлена на основе Федерального компонента Государственного  стандарта основного  общего (полного) образования, Примерной программы по русскому языку и Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Федерального компонента Государственного  стандарта основного  общего (полного) образования, Примерной программы по русскому языку и Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой.

По программе В.В. Бабайцевой на изучение русского языка в 9 классе отводится 70 часов. В рабочей программе добавлено 35 часов из регионального компонента на подготовку учащихся к ГИА.

Основная идея курса: приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков.

Цель уроков:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи:

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
    учащихся;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
    одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах
    их использования;
  • совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности  умение   проводить  различные   виды   анализа  текста:   содержательно-
    композиционный, стилистический, анализ способов и средств связи предложений,
    полный и комплексный анализ текста;
  • формировать умение создавать тексты различных стилей и жанров с
    опорой на речеведческие знания,
  • творчески владеть родным языком для выражения собственных мыс
    лей и чувств;
  • формировать интерес к лингвистическим нормам языка, развивать
    творческие способности учащихся;
  • научить пунктуации в сложных предложениях разных видов, делать
    их полный синтаксический разбор.

Предлагаемый курс предполагает использование различных педагогических технологий:

  • традиционная,
  • развивающая,
  • информационно- коммуникативная,
  • педагогика сотрудничества,
  • игровая
  • проблемная
  • эвристическая
  • разноуровневая
  • личностно-ориентированная

Формы обучения:

комбинированный урок,  урок-беседа,  повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

 Методы и приёмы обучения:

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности.

1.Словесные:

обобщающая беседа по изученному материалу, рассказ, объяснение, лекция, работа с книгой, дискуссия, конспектирование, составление плана текста, цитирование, рецензирование, составление справки, составление формально- логической модели (словесно-схематического изображения ), составление тематического тезауруса (базовых понятий о теме);

2.Практические: воспроизводящие и тренировочные упражнения, графические упражнения;

З.Наглядные: метод иллюстраций (таблицы, репродукции картин), метод демонстраций (презентации).

По логике передачи и восприятия информации: дедуктивные и индуктивные методы .

По степени самостоятельности мышления: репродуктивные, проблемно-поисковые методы.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

В процессе применения коммуникативной, языковой, лингвистической,
культуроведческой информационной компетенции совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку) через индивидуальную, групповую, фронтальную, информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.        .

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • взаиморецензирование;
  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и
    уместности их употребления;
  • разные виды разбора (фонетический,  лексический,  словообразовательный,     морфологический,     синтаксический,     лингвистический,     лексико-
    фразеологический, речеведческий);
  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:  просмотровое,  ознакомительное,  изучающее, ознакомительно-
    изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
  • аудирование;
  • информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;        пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов;

  • создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-
    научной,   социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных
    орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  • участие в дискуссии;
  • работа   с   различными   информационными   источниками:   учебно-
    научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации
    (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование;
  • различные виды разбора (фонетический, морфологический, лексический,    словообразовательный,     синтаксический,     лингвистический,     лексико-
    фразеологический);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения.
  • сочинения

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: диктант, тестирование, контрольная работа, зачёт, лингвистический анализ текста, сочинение, изложение (сжатое, подробное).

Ввведение (1 ч)

Богатство, образность, точность русского языка.

Повторение изученного в 8 классе (10 ч).

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение (1 ч)

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.

Сложносочиненные предложения (1 ч)

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Умения и навыки:

  • различать  основные  группы  сложносочиненных предложений по союзам и значениям;
  • заменять бессоюзные предложения сложносочиненными,   а   сложносочиненные   —   простыми
    предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания.

Сложноподчиненные предложения (21 ч)

Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения.

Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения.

Виды придаточных предложений: подлежащ-ные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Умения и навыки:

  • различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);
  • определять значение придаточных по совокупности признаков:  вопросу,  союзу или союзному слову;
  • заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения синонимичными сложноподчиненными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;
  • заменять сложные предложения простыми осложненными.

Сложные бессоюзные предложения (7 ч)

Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Умения и навыки:

  • видеть границы частей сложного бессоюзного предложения,  определять  смысловые  отношения между ними (значения);
  • различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления, причины, следствия, быстрой смены событий или явлений;

• производить замену бессоюзных сложных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении;

• уместно использовать сложные бессоюзные предложения, учитывая сферы и ситуации их предпочтительного употребления в речи.

Сложные предложения с разными видами связи (5 ч)

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Умения и навыки:

  • производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей  и указывая виды связи между ними;
  • заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями и наоборот (в соответствии с речевыми задачами);

•        правильно   строить   и   уместно   использовать сложные предложения с разными видами связи в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания.

Способы передачи чужой речи (5 ч) Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью.

Синонимия предложений с прямой и косвенной чью.

Цитаты. Способы цитирования.

Знаки препинания в предложениях с прямой  ре чью.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Знаки препинания при цитатах.

умения и навыки:

•        опознавать различные способы передачи чужой

речи;

  • правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;
  • использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом цели, содержания, стиля высказывания;
  • пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.

Общие сведения о русском языке (4 ч)

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык как развивающееся явление.

Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи.

Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.

Умения:

• кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты;

  • собирать материал из различных источников
    систематизировать и обобщать его;
  • строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
  • составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
  • писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
  • писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
  • создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (20 ч)

Развитие речи (23 ч)

Литература

Для учителя

Русский язык 7-9 классы: Поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой, Л.Д   Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010.


Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании 9 класса

Учащийся должен:

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
  • по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений;

      -   составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;

  • по связной речи: заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложно
    сочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные
    простые осложненные предложения; содержательно и стилистически
    оправданно использовать различные способы передачи чужой речи,
    различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях; писать изложение с дополнительным заданием с использованием
    разных типов речи; писать изложение с элементами сочинения с использованием разных типов речи; создавать тексты всех стилей и типов
    речи, писать доклад на тему школьной программы, составлять тезисы,
    конспект; писать рецензию, реферат; читать тексты разных стилей и
    жанров изучающим и ознакомительным чтением; производить полный
    анализ текста;
  • по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между
    словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические
    ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; производить орфографический разбор слов; правильно писать изученные в 5-9-
    м классах слова с непроверяемыми орфограммами;
  • по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; на ходить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 9 кл.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды и формы  контроля

Дата

Планир.

Дата

Фактич.

I четверть.

1.

Вводный урок о русском языке. «Язык мой – друг мой».

1

Фронт.опрос

Повторение пройденного в 5-8 классах – 4 ч.

2-4

  Повторение  орфографии и пунктуации

3

5.

Текст. Композиционные формы сочинений

1

Фронт.опрос

6.

Рецензия на книгу.

1

Сочинение.

7.

Повторение  орфографии и пунктуации

1

Уплотн.опрос

8.

Контрольный диктант. Входной контроль.

1

Сложное предложение – 51

9-11

Понятие о сложном предложении.

Основные виды сложных предложений.

3

Фронт.опрос

Сложносочинённое предложение- 11 ч.

12.

Понятие о сложносочиненном предложении.

Строение ССП, средства связи частей ССП.

1

  1. Лингвистический анализ  текста с точки зрения синтаксиса ССП
  2. Опрос

13.

Совершенствование умений и навыков учащихся в определении смысловых отношений в ССП и в расстановке ЗП в нем.

1

Фронтальный  опрос

14.

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

1

Синтаксический, пунктуационный разбор     предложений. Конструирование предложений

15-17

Обобщение по теме «ССП»

3

Индивидуальная работа по карточкам

18.

Повторим орфографию

1

  1. Тест (ГИА)

Лингвистический анализ текста

19.

Повторим орфографию

1

20.

Контрольный диктант.по теме «ССП».

1

Диктант

21

Анализ письменных работ

1

Сложноподчинённое предложение – 23 ч.

22.-23

Строение СПП, подчинительные союзы и союзные слова в СПП

2

1. Опрос

2. Индивидуальная работа по карточкам

3. Лингвистический анализ текста с точки зрения СПП.

18.10

22.10

24

Стили речи (обобщение изученного). Аннотация

1

Сочинение

23.10

25

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

1

Работа с текстом

25.10

26

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

1

Инд.опрос

29.10

27-28.

СПП с несколькими придаточными.

2

Графический диктант

30.10

1.11

II четверть.

29

Виды придаточных предложений.

1

Инд.опрос

12.11

30.

Портретный очерк

1

Сочинение

13.11

31

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные

1

Фронтальный  опрос

15.11

32

Придаточные определительные.

1

1. Работа с книгой

2. Проблемные задания

3. Опрос

19.11

33

Придаточные определительные

1

Опрос

20.11

34

Придаточные дополнительные.

1

1. Работа с книгой

2. Проблемные задания

3. Опрос

22.11

35

1

26.11

36

Придаточные обстоятельственные

1

Фронтальный  опрос

27.11

37

Придаточные обстоятельственные

1

Уплотн. опрос

29.11

Р.Р. Сообщение на лингвистическую тему.

38

Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему .

1

3.12

39

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение».

1

Тест

4.12

40

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение».

1

Тест

6.12

41

Комплексная работа с текстом (задание ГИА С1). Подготовка к изложению

1

10.12

42

Сжатое изложение.

1

Изложение

11.12

43-44

Повторение орфографии, пунктуации ( по материалам ГИА)

2

Тест

13.12

17.12

Бессоюзное сложное предложение -  11 ч.

45

Понятие о сложных бессоюзных предложениях. Запятая и точка с запятой.

1

Проблемные задания

18.12

46

Тире в БСП.

1

Мини-тексты художественного стиля с использованием БСП

20.12

47

Контрольная работа в форме ГИА

1

Тест ГИА

24.12

48

Двоеточие в БСП

1

Уплотн.

опрос

25.12

49

Публицистический стиль.

Портретный очерк.

1

27.12

III четверть.

50

Портретный очерк. Сочинение

1

Сочинение

14.01

51

Обобщающий урок по теме «БСП»

1

15.01

52

Р. Р. Сочинение на лингвистическую тему.

1

17.01

53

Анализ письменных работ

1

21.01

54

Повторим орфографию.

1

Работа по карточкам

22.01

55

Контрольная работа (диктант) по теме «СП».

1

Диктант

24.01

Сложные предложения с разными видами связи – 4 ч.

56.

Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них.

1

 Графический диктант

28.01

56.

Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них.

1

 Графический диктант

29.01

57

Урок-зачёт «Сложные предложения с разными видами связи»

1

Тест

31.01

58

Готовимся к ГИА

1

Тест ГИА

4.02

59

Готовимся к ГИА

1

Тест ГИА

5.02

60-61

Контрольная работа в форме ГИА

2

Тест ГИА

7.02

11.02

Предложения с чужой речью – 6 ч.

62

Способы передачи чужой речи.

1

1. Графический диктант

12.02

63

Предложения с прямой речью.

1

2. Лингвистический анализ текста

3. Индивидуальная работа по карточкам

14.02

64

Предложения с косвенной речью

1

Индивидуальная работа по карточкам

18.02

65

Цитаты и способы цитирования

1

Инд.опрос

Работа с текстами художественного произведения

19.02

66

Подготовка к написанию  сочинения на лингвистическую тему. Задание С2.1

1

Работа с текстом

21.02

67

Сочинение на лингвистическую тему

1

Лингвистическое сочинение

25.02

Общие сведения о языке – 4 ч.

68

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества

1

Фронт.

опрос

26.03

69-70

Контрольное сжатое изложение

2

Письм.опрос

28.02

4.03

71

Анализ письменных работ

1

Анализ ошибок, допущенных в работах по развитию речи.

5.03

72

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.

.

1

1. Конспект

2.Сообщение на заданную тему

7.03

73.

Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили

1

Лингвистическое сочинение на тему «Русский литературный язык и его стили»

11.03

74

Стили речи. Обобщение изученного. Публицистический и художественный стили

1

Инд.опрос

12.03

75-76

Повторение орфографии, пунктуации ( по материалам ГИА)

2

Тестовые задания

14.03

18.03

Повторение и систематизация  изученного в 5-9 классах- 11

77-78

Фонетика и интонация. Правописание гласных и согласных в корне слова

2

1.Словарный диктант

19.03

21.03

IV четверть.

79

Правописание приставок

1

4.04

80

Систематизация и обобщение изученного по морфемике и словообразованию

1

Уплотн.опрос

8.04

81

Систематизация и обобщение по морфологии

1

Фронт.опрос

9.04

82

Систематизация и обобщение по морфологии

1

Фронт.опрос

11.04

83-84

Правописание различных частей речи

2

15.04

16.04

85-87

Повторение пунктуации в ПП и СП

2

18.04

22.04

88

Контрольный диктант по разделу «Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах»

1

Письм.опрос

23.04

89

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

1

Письм.опрос

25.04

Подготовка к ГИА – 11 ч

90-92

Готовимся к ГИА (задания А)

3

Письм.опрос

29.04,30.04, 2.05

93-95

Готовимся к ГИА (заданияВ)

3

6.05, 7.05, 13.05

96-98

Сочинение на лингвистическую тему

3

14.05, 16.05, 20.05

99

Тестирование по материалам ГИА

1

Тест

21.05

100

Тестирование по материалам ГИА

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс под редакцией Т.А.Ладыженской

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс по редакцией Т.А Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку в 8  классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку ( М. Т. Баранова, Т. А. Лад...

рабочая программа по русскому языку 5 класс под редакцией Бабайцевой ФГОС 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, средство контроля,...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (по учебнику В.В.Бабайцевой)

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по учебнику В.В.Бабайцевой...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (по учебнику В.В.Бабайцевой)

Материал содержит рабочую программу и КТП уроков русского языка в 8 классе по учкбнику В.В.Бабайцевой...

рабочая программа по русскому языку , 8 класс под редакцией М.М. Разумовской.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Данная рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос,...

рабочая программа по русскому языку, 5 класс, под редакцией Е. Я. Шмелёвой

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской ид...