Учебно-методический комплекс по теме: «Частицы». Русский язык в 7 гимназическом классе по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и других.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Аникеева Наталья Викторовна

Разработка УМК  основана на системно-деятельностной образовательной технологии "Достижения прогнозируемых результатов", которая реализует образовательную парадигму- учитель управляет процессом учения школьника по достижению операционно -заданных дифференцированных по уровню сложности целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chastitsy_.doc561.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс по теме:

«Частицы»

Русский язык в 7 гимназическом классе по учебнику М.М. Разумовской, С.И.  Львова, В.И. Капинос и других.

Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:

«Частицы».

В конце изучения темы учащиеся:

Знают:

Морфологические особенности частицы;

 Умеют:

- Находить частицы в тексте и определять их значение;

- орфографически верно писать частицы;

- различать на письме частицы не и ни;

- составлять карту – схему темы;

Количество уроков по плану:  5

Количество срезовых работ:  4

Итоговая контрольная работа

Задание 1 уровня

  1. Назовите разряды частиц и приведете по два примера для каждого разряда.
  2. Вставьте орфограммы.

(Не)видел; (не)навидел; (не)видя; (не)навидя; вовсе (не)красивый;(не)красивый; (не)добрый, а злой; (не)друг, а враг; (не)друг; (не)хорошо, а плохо; отнюдь (не)хорошо; (не)хорошо; (не)обжарен; (не)обжаренный; (не)обжаренный мною;(не)чем;(не)о чем;(ни)чем; (ни)о чем; то(же);за(то); что(бы); я не мог н…знать; кто н… знает имен Толстого и Достоевского; из-за темноты нельзя было н… писать, н… читать; н… брат, н… сестра; уезжать н… хотели; н… жив н… мертв; друг(то) подвел меня; принеси(ка) воды; не отдали(б) Москвы; прочитал(таки); хотел(ли) я; Кто(же) мне поможет;

Задания второго уровня.

  1. Исправь ошибки в словосочетаниях.

Ежели бы знать; незнал ни правил, ни формул; не слуху не духу; чтобы мне несказали, все равно не поверю; такой же точно; ушел таки домой; нечуть не удивлялся; не лучшели; куда некинь, всюду разруха; в воздухе не звуков, не движения; не хотел ли; ни должен не замечать; куда не шло.

4. Исправь ошибки в тексте.

1) Клим рассматривал свои мысли как - бы издали.

2) Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо.

3) Ночью город облачается в защитную темень. Не искры, не проблеска, не полоски света за стеклами окон.

4) Степь вокруг, куда никинь взор, зеленая, ровная, вольная.

5) Как ни старались мы избежать бродов, нам ниудалось от них отделаться.

Задания третьего уровня.

Диктант.

  1. Он тотчас ушел, если бы не Лиза.
  2. Я газет-то не читаю и ничего про это не знаю.
  3. А роман все-таки хорош.
  4. Ни луны, ни звезд, ни контуров, ни силуэтов, ни одной мало - мальской светлой точки.
  5. Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево.
  6. Как сильно ни была она удивлена, поражена, но ее ничто не изменило.
  7. Послушай-ка, дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище?
  8. Я не мог не помочь ему.
  9. Всякое расставание грустно. Ведь никогда не увидишь ты ни этой деревушки, ни этих людей.
  10. Егор ни разу в жизни не видел ни одной настоящей картины.

Срезовые работы

I уровень

II уровень

III уровень

Урок 1

 1.Изобразите элемент карты урока. (Назовите разряды частиц и приведете по два примера для каждого разряда).

Урок 2.

  1. Вставьте орфограммы.

 (Не)выздоровел; (не)навидел; (не)навидя; (не)слышал; совсем (не)большой;(не)большой; (не)большой, а маленький; (не)правда, а ложь; (не)друг; (не)тепло, а холодно; отнюдь (не)тепло; (не)хорошо; (не)почищен; (не)почищенный; (не)почищенный мною;(не)кем;(не)о ком;(ни)кем; (ни)о ком; то(же);за(то); что(бы); я не мог н…знать; кто н… знает имен олимпийских чемпионов; из-за плохой погоды нельзя было н… загорать, н… плавать; н… мать, н… отец; уходить н… хотели; н… жив н… мертв; брат(то) подвел меня; напиши(ка) письмо; не отдали(б) врагу; нарисовал(таки); умел(ли) я; что(же) мне поможет;

Урок 3.

3. Исправь ошибки в словосочетаниях.

 Ещебы; все те же; в хлеве не скотинки; ни разу не покаялся; не раз спрашивали; Стоял ни жив, ни мертв; как нестарался, ничего ни получалось; нислышно нипесенки; пришлосьбы; не лучше ли; на небе не облачка.

Исправь ошибки в тексте.

1) Я бросил весла и еще раз огляделся. Нет нигде неогонька, ненамека.

2) Дай-ка горяченьких щец.

3) Чтоже, разве для вас это дорого?

4) Главное удовольствие было все таки впереди, именно – охота.

5) Герасим ничего ни слыхал: не быстрого визга падающей Муму, не тяжелого всплеска воды.

.

Урок 4.

4.Диктант.

- Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо.

- Русак, мчавшийся к лежке, угодил-таки под выстрел, растянувшись на пашне.

- Он бы тотчас ушел, если бы не Лиза.

- Ни одного выстрела не слышно было над землей.

- Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться.

- Впервые за весь свой путь Мересьев почувствовал, что совершенно ослаб, что не может уже больше шевелить ни ногой, ни рукой, ни двигаться, ни защищаться.

Карта темы.



ТАБЛИЦА ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОГНОЗИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  УЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ

№ заданий

итоговой работы

Уроки по теме

I

уровень

II

уровень

III

уровень

№ срезовой работы

1

2

3

4

№ 1.Частица как часть речи. Разряды частиц.

1

№1

№ 2. Правописание частиц.

2

№2

№ 3. Правописание частиц.

3

№3

№ 4. Употребление частиц в речи.

4

№4

№5. Итоговая контрольная работа.


 Урок № 1.

Тема урока «Частица как часть речи. Разряды частиц».

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы №1

1

В конце урока каждый учащийся знает:

- что такое частица и для чего она служит;

Умеет:

- составлять карту-схему;

1.Изобразите элемент карты урока. (Назовите разряды частиц и приведете по два примера для каждого разряда).

Система упражнений

Коллективная работа

1.Заполнение карты – схемы (схема дана без надписей).

Параграф 36. Частица как часть речи. Разряды частиц.

Полусамостоятельно

Работа в парах. Изобразите элемент карты урока. (Что такое частица? Для чего они служат?) Каждый составляет, затем меняются и проводят проверку, сверяя с картой – схемой урока.

Самостоятельно.

Изобразите элемент карты урока (какие значения могут выражать частицы). Проверьте себя по карте – схеме урока. Система упражнений.

- упражнение № 449 (определите разряд частиц);

- упражнение № 450 (по заданию).

      4.Домашнее задание.

Повторить по карте – схеме урока «Частицы»

Упражнение № 451 (задание № 1)

Урок № 2 

Тема урока «Правописание частиц».                                          

1

В конце урока каждый учащийся знает:

- как пишутся частицы и различает частицы не и ни;

Умеет:

- составлять карту – схему;

-  орфографически верно писать частицы;

Срезовая работа №2

Вставьте орфограммы.

  Не)выздоровел; (не)навидел; (не)навидя; (не)слышал; совсем (не)большой;(не)большой; (не)большой, а маленький; (не)правда, а ложь; (не)друг; (не)тепло, а холодно; отнюдь (не)тепло; (не)хорошо; (не)почищен; (не)почищенный; (не)почищенный мною;(не)кем;(не)о ком;(ни)кем; (ни)о ком; то(же);за(то); что(бы); я не мог н…знать; кто н… знает имен олимпийских чемпионов; из-за плохой погоды нельзя было н… загорать, н… плавать; н… мать, н… отец; уходить н… хотели; н… жив н… мертв; брат(то) подвел меня; напиши(ка) письмо; не отдали(б) врагу; нарисовал(таки); умел(ли) я; что(же) мне поможет;

Система упражнений.

Коллективная работа

1.Работа по алгоритму. Определите часть речи и вставьте орфограммы.

Такой(же) точно; ушел(таки) домой; (ни)чуть не удивился; (ни)разу (не)был на море; что (не)говори, а он хорош; (ни)с того (ни) с сего обиделся; (ни) один участник похода не явился; (не)дам (ни)глотка;  

Полусамостоятельно

  1. Работа в парах. Вставьте орфограммы.

Еще(бы); в хлеве (ни) скотинки; (ни) разу (не) покаялся;(не)раз спрашивали; стоял(ни)жив (ни)мертв; как (ни)старался, ничего (не)получалось; (не)слышно (ни)песенки;

Самостоятельно.

Вставьте орфограммы. Упражнение № 460, 462. 

      4.Домашнее задание. Упражнение №  461.

Урок № 3.

Тема урока «Правописание частиц»

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы

 В конце урока каждый учащийся знает:

- как пишутся частицы и различает частицы не и ни;

умеет:

- орфографически верно писать частицы;

Срезовая работа №3

 Исправь ошибки в словосочетаниях.

 Ещебы; все те же; в хлеве не скотинки; ни разу не покаялся; не раз спрашивали; Стоял ни жив, ни мертв; как нестарался, ничего ни получалось; нислышно нипесенки; пришлосьбы; не лучше ли; на небе не облачка.

Исправь ошибки в тексте.

1) Я бросил весла и еще раз огляделся. Нет нигде неогонька, ненамека.

2) Дай-ка горяченьких щец.

3) Чтоже, разве для вас это дорого?

4) Главное удовольствие было все таки впереди, именно – охота.

5) Герасим ничего ни слыхал: не быстрого визга падающей Муму, не тяжелого всплеска воды.

Система упражнений.

Коллективная работа

  1. Исправьте ошибки в словосочетаниях.

Пришлось бы; ни лучше ли; куда не кинь, всюду разруха; на небе ни облачка; подняться несвет незаря; не раз мы были на охоте; нет покоя не днем не ночью; не вырастил ни зернышка;

  1. Исправьте ошибки в тексте.

- Тебели со слоном возиться?

- Что же, разве это для вас дорого?

- Ветер резвый уснул на пути – не проехать, не пройти.

Я бросил весла и еще раз огляделся. Нет, нигде не огонька, не намека на берег.

Полусамостоятельно

Работа в парах.

  1. Исправьте ошибки в словосочетаниях.

Лишь только прошел; низнал не правил, ни формул; не пролито ни слезинки; неслуху недуху; не был ни плох, ни хорош; в поле не былинки; чтобы мне не сказали, все равно не поверю;

2. Исправьте ошибки в тексте.

- Я бы сейчас ушел, если бы не обязательства;

- Я книг-то ни читаю.

- А экскурсия все-таки хороша.

- Не луны, не звезд на небе не видно.

- Осина осенью дает такой нарядный убор, как ни одно дерево.

- Как сильно ни была она удивлена, но ей ничто неизменило.

Самостоятельно.

  1. Исправьте ошибки в словосочетаниях.

Неслышно ни звука; Ещебы; в комнате ни души; гроза, непрерывавшаяся  ни на минуту; ни раз заходили; как не кричал, никто не услышал; стоял ни жив ни мертв; принеси ка спички;

  1. Исправь ошибки в тексте.

- Клим рассматривал свои мысли какбы издали.

- Яков, подними-ка занавес.

- Ночью город облачается в защитную темень. Не искры, не проблеска, не полоски света за окнами.

- Степь вокруг, куда ни посмотри.

- Герасим ничего ни слыхал: ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжелого всплеска воды.

     

Урок №4.

Тема урока «Употребление частиц в речи».

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы

Все учащиеся знают:

-смысловую роль частицы в тексте;

Умеют:

- находить в тексте и орфографически верно их писать;

Срезовая работа №4

Диктант.

- Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо.

- Русак, мчавшийся к лежке, угодил-таки под выстрел, растянувшись на пашне.

- Он бы тотчас ушел, если бы не Лиза.

- Ни одного выстрела не слышно было над землей.

- Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться.

- Впервые за весь свой путь Мересьев почувствовал, что совершенно ослаб, что не может уже больше шевелить ни ногой, ни рукой, ни двигаться, ни защищаться.

Система упражнений.

Упражнения первого уровня

Коллективная работа

- Упражнение № 472.

Полусамостоятельно

Работа в парах. Диктуют друг другу (выборочно) предложения из текста упражнения № 469.

Самостоятельно.

Диктант.

- Кто не бывал в тайге, тот не может представить, какие это заросли.

- В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление.

- Как ни поливай увядшие розы, они не расцветут вновь.

- А нет ли нам письма, хотелось бы узнать последние новости.

- К полету готов молодой капитан, ему-то лететь не впервые.

- А от него так и не было ни ответа ни привета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по учебнику М.М.Разумовской.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской, рассчитано на 3 часа в неделю. Планирование содержит несколько разделов, включая количество часов, типы урока, виды ...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебнику М.М.Разумовской

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания программы и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др.

Рабочая программа  по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовй, В.И. Капинос и др. (ФГОС)...

Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова.

Рабочие программы  по русском языку для 5-8 классов составлены  на основе федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы основного общего образования (Рабочая ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8  кл...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6 кл

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6  кл...

Программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львов(2021г)

Материал содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, календарно=+-тематическое планирование...