БУКВЫ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мишанькина Таисия Викторовна

Конспект урока усвоения новых знаний по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «БУКВЫ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»

».

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания гласных Е - И в корнях с чередованием; научить применять алгоритм этого орфографического правила для правильного написания корней.
  •  развивать умение сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей, ставить перед собой цели, оценивать свою работу, работать самостоятельно.

Тип урока: изучение нового материала и комплексное применение изученного.

Вид урока: урок-беседа, практическая работа.

Методы: диалогический, коллективный, работа в парах, репродуктивный, написание                          творческих работ.

Оформление: Мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация (таблицы), карточки для индивидуальной работы.

 

Ход урока:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
- Я рада вас видеть и надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен.

II. Сообщение правил

- Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка.
- Страна Русский  Язык содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете  в трёх вагонах (1,2,3 команда). А какой вагон самый главный, умный, мы узнаем в конце нашего путешествия.
- За каждый правильный ответ вы будете получать один жетон .
- Итак, начинаем наше путешествие.

III. Путешествие  в страну Русского Языка

  • Чтобы  получить пропуск в страну Русского Языка, нужно справиться с препятствием:

Дидактическая игра «Лингвистические пазлы».

- Если слово имеет только одно значение, его называют …

      - Если слово имеет два и более значения, его называют…

- Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу очень близки или совпадают.

- Слова одной части речи с противоположным значением.

- Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению.

- Однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению.

- К какому разделу науки о языке относят синонимы, антонимы, омонимы?

Учитель: Молодцы, вот мы с вами получили пропуск  в страну Русского языка. Подходя к воротам  крепости, мы видим надпись  (учитель читает):

Максим Горький писал: « Слова, дружище, - это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»

Творческая работа по рисунку (на доске).

Задание. Самостоятельно нарисуйте подобные «деревья» из слов лес, город, игра.

- Почему вы выбрали именно эти слова? Как они называются?

- А теперь скажите, в каких из этих слов есть орфограмма в корне?

- Как называется эта орфограмма? (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.)

Открытие новых знаний.

- Вы успешно справились с творческим заданием и страна русского языка дружелюбно распахнула для вас свои двери. И перед нами замок королевы Орфографии, где мы познакомимся с новыми орфограммами.

Но чтобы попасть в замок, необходимо вспомнить, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?

Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

Слайд: Безударные гласные в корне слова

Проверяемые   Непроверяемые   Чередующиеся

Учитель: Перед вами пословица: 

С…деньем   г…р…да  не  берут.

Учитель: Прочитаем  пословицу. Как  вы понимаете её смысл?

Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Учитель: Спишите пословицу в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.

Ученики списывают.

 1) Распределительный диктант.

  Распределите слова из записанной пословицы  по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. (По окончании выполнения задания).  Проверьте правильность выполненного задания. (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде).

СЛАЙД 2

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Сиденьем

города

города

Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.

Ученики читают, называя к каждому слову проверочное.

Учитель: Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?

Ученики: В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая,  другая – непроверяемая.

2.  Выявление места и причины затруднения

Учитель: Какое слово  осталось без нашего внимания?

Ученики: БЕРУТ.

Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.

Ученики  называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.

Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?

Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.

Учитель: Оставим этот вопрос открытым. Внимание на экран. Ещё одна пословица.

СЛАЙД № 3

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК

Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к предыдущей?

Ученики: Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Учитель: выберите из этой пословицы слова,  однокоренные к слову БЕРУТ.

Ученики называют. Учитель на доске делает запись:

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?

Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. (Возвращение к СЛАЙДУ№ 2, появление в 3-ем столбце слова БЕРУТ)

Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня в замке королевы Орфографии? Какую цель нам следует поставить перед собой, отправляясь  на экскурсию  по замку.

Ученики:  Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель:  Сформулируйте тему урока.  А так как урок наш необычный, значит его тема – это название нашего путешествия.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

СЛАЙД № 4

ТЕМА УРОКА

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

5. Реализация построенного проекта.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Чередующие корни – это пажи королевы Орфографии. Но вот беда - королева никак не научится их различать, всё время их путает. Ребята, давайте поможем королеве научиться различать своих пажей.

       Работаем с раздаточным материалом.  Слова какой части речи вы видите на  зелёных карточках?

Ученики: Это глаголы.

Учитель: Подберите  к каждому глаголу видовую пару, глагол на жёлтой карточке.

По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.

СЛАЙД №5

РАСТЕРЕТЬ -  РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ -  РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ  - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ  

ЗАМЕРЕТЬ -  ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ -  РАССТИЛАТЬ  

ВЫЖЕГ -  ВЫЖИГАТЬ

Учитель: Назовём и выпишем корни глаголов с чередованием.

 

На доске (учитель)  и в тетрадях запись:

-ТЕР -  -ТИР-

- БЕР-  - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ -  - ЖИГ-

 

Учитель: Работая в группах, постарайтесь найти закономерность  в написании букв Е-И.

От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Учитель: Откроем учебник ( стр. 96) и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: Вернёмся к записи  «Корни с чередованием», объединим  корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).

Физкультминутка.

 Первичное закрепление.

Я думаю, что Королева Орфография больше никогда не будет путать своих
пажей. Но что мы видим. Королева  стала собирать слова с этими корнями в волшебные ларцы. Но слова рассыпались. Давайте поможем королеве распределить слова в зависимости от  написания корневой гласной.

1) Динамическая пауза: Ребята выбирают  карточки со словами, в которых в корнях с чередованием пишется (1-ая группа) буква Е, (2-ая группа) – буква И.

      Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые:  ЗАЖ_ГАЮТСЯ В НОЧИ,   СОБ_РАЮТ МЁД,   ЗАМ_РАТЬ ОТ ВОСТОРГА,  ВЫБ_РАТЬ  ПРОГРАММУ,  БЛ_СТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА,  СТ_РЕТЬ С ДОСКИ,  БЛ_СТЯЩЕЕ  ПЛАТЬЕ,  УМ_РЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫТ_РЛА РУКИ,  РАССТ_ЛИТЬ КОВЁР.

    Фломастером вписывают букву, встают в круг, по цепочке, показывая своё словосочетание, объясняют выбор.

2) Проектная деятельность на уроке  «В гостях у лингвистической сказки».

- А сейчас, чтобы
порадовать королеву Орфографии, давайте покажем ей свои творческие способности. Придумайте продолжение сказки о похождениях двух братьев Бер и Бир.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА О БЕР//БИР

             В тридесятом царстве, в тридевятом государстве жили- были, не тужили, со словами не дружили корни братья-близнецы, одинаковые с лица, звали их Бер и БИР.

            Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь - приставки найдешь, налево пойдешь - суффиксы встретишь, а прямо пойдешь - на все части слова набредешь». Решили наши молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше слов.    

Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование, наконец, добрались.

С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно корни являются главными частями слова.//… На общем совете было принято решение, подарить корню Бир красную шапочку в виде суффикса -а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались.

Так и стали жить Бер и Бир в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались.

- Мы сегодня оказались в волшебной стране Орфографии. Подружиться с самой Королевой сложно: она любит испытывать ребят сложными заданиями и хитроумными загадками.

3) Выписать из пословиц слова с чередованием Е - И в корне, графически обозначить орфограмму:

-Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

-Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.

-Язык без ног, а далеко пробирается.

- НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.

- ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.  

- РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ  ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ.

- СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.

- МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

- ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

 

- Королева Орфография хочет проверить ваши знания. Она предлагает выполнить вам упр. 216.

4) Самостоятельная  письменная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание: в

диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в  корне, подобрав их из слов для  справок  (слова для справок на слайде).

             СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,

             ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ

             ТРАВУ,  УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.

             СЛАЙД №7

 

             ЗАП_РАТЬ                 УБ_РАТЬ

             БЛ_СТЕТЬ                  ЗАМ_РЕТЬ

             УД_РАТЬ

             ЗАБ_РАТЬСЯ             ЗАЖ_ГАТЬСЯ

             Взаимопроверка по  эталону  на слайде

           

             СЛАЙД №8

             

             БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

             ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

             ЗАПИРАТЬ КЛАСС

             ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

             ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

             УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

             УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ или упр. 216.

     

Наше путешествие подошло к концу.
Сегодня мы побывали в гостях у королевы Орфографии. Вы хорошо справились с
заданиями королевы,  побывали в роли
исследователей русского языка и показали хорошие знания.

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Подведём итог.  

1. «Незаконченное предложение»

  1. Сегодня на уроке мы познакомились с правописанием….
  2. Называю корни, в которых происходит чередование:…
  3. Правописание букв Е-И  в этих корнях зависит от…..

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать  буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: А чтобы проверить достигли ли мы целей, я предлагаю вам выполнить тестовые задания.

2. Тестовые задания.

      Итак, мы заканчиваем путешествие в волшебную страну Орфографию, но напоследок королева этой страны просит вас выполнить ещё одно здание, но дома. Учитель задаёт домашнее задание.

Возможные варианты домашнего задания:

  1. выполнить упражнение из учебника,
  2. составить текст, насыщенный словами с изучаемой орфограммой,
  3. сочинить сказку про важный суффикс А.

На закуску:

Жили-были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки-побегушки,

Буква И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались,

Меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва:

-Здесь за корнем суффикс –а-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.

- Вспомните, как обычно заканчивается сказка?

“Вот и сказке конец, а …”

Вот и вы сегодня молодцы, прекрасно поработали. Спасибо за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Презентация "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, презентация, есть задания для наблюдения, развития речи, занимательный материал. (Выдавала этот урок на кон...

Презентация "Буквы о-а в корнях с чередование раст -рос"

В данной презентации есть материал для закрепления изученного по теме "Приставки на -з,-с",  "Чередование корней лаг-лож, раст -рос"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...