Методическая разработка урока "Определительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тихомирова Светлана Анатольевна

Материал содержит подробное описание хода урока- открытия нового материала по теме "Определительные местоимения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_20.02.doc604.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Определительные местоимения.

Тихомирова Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Средняя школа № 9»

г.Петропавловск-Камчатский.

Цели урока:

Образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении; сформировать умения и навыки нахождения определительных местоимений в тексте; сформировать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении  в речи; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.

Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к родине, к чтению книг.

Знать: об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи.

Уметь: находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи.

Оборудование:

Презентация,

паруса,

бортовой журнал,

плакаты море и аквариум,

звук ветра,

карточка №1,

рыбки ,

оценочный лист,

звёздочки,

словари,

Ход урока:

  1. Организационный момент: (1 мин.)

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Анатольевна. Сегодня урок  русского языка у вас проведу я. Уверена, что мы поработаем плодотворно.

(СЛАЙД 1)

Небольшое напутствие всем нам:

На уроке не зевай –

        Сразу всё запоминай!

        Чтоб минутка не пропала,

        Мысль чтоб точно в цель попала!

        Чтобы в русском языке

        Равных не было тебе!

  1. Проверка домашнего задания. (3 мин.)

  Об этом событии, об этом планетарие, о той долине, о том овражке.

Планетарий- 1) устройство, показывающее движение планет и других светил на модели звёздного неба.

                        2) здание, где показывается действие этого устройства и читаются научно-популярные лекции.

Как называется слово, у которого несколько значений? (многозначное)

Какие предложения вы составили с этим словосочетанием?

Запишите в тетради.    

Двадцатое февраля.

Классная работа.

  1. Актуализация знаний. Орфографическая пятиминутка.

(5 мин.)

(Звук ветра)

- Что за звук? Ветер? Он зовёт нас в путь, в путь к новым знаниям. Ребята, какое судно движется благодаря ветру? Правильно, парусник. На столе у каждого из вас листочки-паруса. Проверим, готовы ли мы к выходу в море, крепки ли наши снасти-знания.

- Прежде чем, мы начнём записывать словосочетания, напомните мне правило правописания неопределённых местоимений. (Приставка не- всегда ударная и пишется слитно. Приставка кое- пишется через дефис, а если отделена предлогом, то раздельно. Суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.)

С некоторых пор, для каких-нибудь небольших предметов, побеседовать кое с кем, расспросить о чём-либо, чем-то прикрыть, кое-что приклеилу.

Поменяйтесь с соседом листочками, проверьте написанные местоимения.

(СЛАЙД 2)

На месте ошибки делаем дырочку. А теперь посмотрим на свои паруса. С дырявым парусом можно выходить в море? Конечно, нет. Нужно починить. А если мы видим, что у товарища много дырочек, а у меня нет, что нужно сделать? Обязательно помочь. Выполним работу над ошибками в тетрадях.

Некоторых, каких-нибудь, кое с кем, о чём-либо, чем-то, кое-что. (напечатать на слайд 2)

Молодцы! Напомните значение неопределённых местоимений (указывают на неопределённые предметы, признаки, количества). Итак, мы укрепили свои паруса, и теперь   можно смело отправляться за новыми знаниями.

4. Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока.

( 10 мин.)

- На любом судне ведётся бортовой журнал. Есть он и у нас. Давайте его заполним.

1. Мы вспомнили значение неопределённых местоимений, а какого значение любого местоимения.

Местоимение- …часть речи, которая ….на предметы, признаки, количества.(в бор. жур.)

2. На корабле должен быть порядок. Все пассажиры, матросы должны быть на своих местах. Вспомните известные вам разряды местоимений и подберите к ним примеры из предложений на карточке. Распределите выделенные местоимения по разрядам. Сколько разрядов местоимений вам уже известны(7)?

Карточка №1. 1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Разряды местоимений     пример (в бор. жур.)

Личные                              тебе

Возвратное                           себе

Вопросительные             кто

Относительные                   что

Неопределенные                   несколько

Отрицательные            нечего

Притяжательные            его

Указательные               такую

Заполнили? Проверим. Из какого произведения предложение №4? А как вы понимаете смысл пословицы? (Осуждается хвастливость. Скромность украшает человека)

Запишите пословицу. Как вы думаете, все ли местоимения мы выписали из последнего предложения? Почему?

-  Значит, сегодня мы с вами изучим ещё один разряд местоимений. В тетрадях запишите тему урока: «Определительные местоимения»

- Давайте вместе определим цель нашего урока?

Мы должны узнать об их значении, употреблении в речи, уметь находить в тексте определительные местоимения.

- Откройте учебник на стр. 187. Продолжаем заполнять бортовой журнал.

Определительные местоимения указывают на….. (обобщённое качество предмета)

Они изменяются….(по родам, падежам и числам) (в бор. жур.)

-Что вы записали? Молодцы. Давайте прочитаем определительные местоимения в рамочке ( один ученик вслух).

 Обратимся к таблице на стр.188 учебника. Как склоняются некоторые  определительные местоимения? Обратите внимание на постановку ударения (читают три ученика)

Устно просклоняем слово «каждый». Какой вывод сделаем об окончаниях этих местоимений.

Имеют окончания как… (у имён прилагательных) (в бор. жур.)

(СЛАЙД 3)

 Край земли, край моря, край света,

 Вот таким тебя и люблю.

 Неспроста я родился в этом

 Городе на самом краю.

О каком городе идёт речь, как вы думаете?

(появляется на слайде) 

Мурманск- это взморье и взгорье…

-Какие слова натолкнули нас на мысль, что это стихотворение о нашем городе? (край моря, край света, на самом краю, люблю) Конечно, мы тоже любим свой родной город.

Есть ли в этом стихотворении определительные местоимения? (самом)

-Обратите внимание на слова «взморье», «взгорье». Что они обозначают? В каком словаре можно узнать? (в толковом) ПОКАЗАТЬ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Взморье-морское побережье; море у берега.

Взгорье-небольшая возвышенность, холм, пригорок.

-Кто правильно определит способ образования этих слов, получит пятёрку (приставочно-суффиксальный, скрытый суффикс j.) Если затрудняемся, в каком словаре нужно посмотреть? (словообразовательный) 

ПОКАЗАТЬ  СЛОВАРЬ словообразовательный

5.Физкультминутка (2 мин.)

Чтоб все выполнить задания,

Чуть-чуть надо отдохнуть. 

МУЗЫКА

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо парус натянуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

Сейчас сделаем наклоны-

Раз, два, три, четыре, пять!

Теперь спинки держим ровно-

На месте будем мы шагать.

На шлюпке  по волнам идём,

Дружно вёслами гребём.

Тихо все на место сядем

И минуточку вздремнём.

-Продолжим работу.

6. Закрепление материала. Упражнение 444  (стр. 187) (7 мин.)

        - Прочитайте текст.

-Укажите определительные местоимения вместе с теми словами, от которых они зависят.

- Запишите  в тетрадях. Самостоятельная работа.

( 1 ученик работает у доски, выписывает словосочетания: весь шкаф, на самом верху, на каждой полке, у любого из нас, во всем деле, все книги, каждый день, самые разные читатели, каждая книга, всякому сотруднику).

Вывод: Эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам.

- Сделаем синтаксический разбор предложения: А ведь каждый день сюда приходят  самые разные читатели. Вывод:  - Какой вывод мы можем сделать? Каким членом предложения является определительное местоимение?

(Определительные местоимения в предложении являются чаще всего определением)

Существовавшее в прежнее время разграничение в употреблении местоимений сам и самый (первое относилось к названиям одушевленных предметов, второе – к названиям предметов неодушевленных) в настоящее время не соблюдается. В современном языке, особенно в публицистическом стиле, тенденция к употреблению местоимения сам вместо самый.

     Из двух форм винительного падежа местоимения сама: книжного варианта самоё и разговорного саму – шире используется второй как более современный, например: встретим саму хозяйку.

     При наличии в предложении возвратного местоимения себя местоимение сам может согласоваться в падеже либо с ним, либо с подлежащим, например: я сам себе удивляюсь – я удивляюсь самому себе; она сама себе нравится – она нравится самой себе.7. Творческая работа. Развитие речи. (5 мин.)

-Мы заговорили о книгах. Скажите, в минуты отдыха, что делают моряки. Правильно, читают. Прочитаем текст.

(СЛАЙД 4)

Число книголюбов постоянно растёт. Для любого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. Всякий книголюб стремится приобрести новинку в книжном магазине. Каждому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая привлекла его внимание.

Постоянная дружба с библиотекой, умение в ней работать - верный путь формирования настоящего читателя.

-Ответьте на вопросы. Устное изложение.

-Как озаглавим текст. «О книголюбах» Запишем название.

-Что для книголюба означает встреча с интересным произведением?

-Какие возможности даёт книголюбу общественная библиотека?

-Что является верным путём формирования настоящего читателя? Ответ на последний вопрос запишите в тетради.

8. Рефлексия (2 мин.)

- Что нового узнали вы на сегодняшнем уроке?

- Интересно ли вам было работать?

-Как вы себя чувствовали: как рыбки в море или как рыбки в аквариуме? Наклейте рыбку.

9. Домашнее задание. (4 мин.)

- записи в бортовом журнале, учебник стр.187- подготовить связный рассказ об определительных местоимениях;

- упр. 445. (напомнить о схеме предложения с прямой речью)

-напишите небольшое сочинение (8 предложений) «Морское путешествие», используя определительные местоимения.

- три задания из пиратского сундука.

1) Подобрать 6 пословиц с определительными местоимениями.

2) Подобрать 10 фразеологизмов с определительными местоимениями.

3) Сообщение «Интересное о местоимениях».

10. Объявление  отметок с мотивировкой. (3 мин.)

-Я считаю, что мы хорошо поработали. Спасибо за активность, за помощь, за правильные и интересные ответы.  Желаю вам успехов. Урок  окончен. До свидания!

_____________________________________________________________________________

Бортовой журнал.

  1. Местоимение- это ------------------------------ часть речи, которая ----------------------------на предметы, признаки, количества.
  2. Разряды местоимений                                Пример

--------------------------------        ---------------

--------------------------------        ---------------

           --------------------------------        ----------------

--------------------------------        ----------------

---------------------------------        -----------------

---------------------------------        -----------------

---------------------------------        -----------------

        ----------------------------------        -----------------

  1. Определительные местоимения указывают на -------------------------------------------------------------------------------------------------.
  2. Они изменяются --------------------------------------------------------------------------.
  3. Имеют окончания как ------------------------------------------------------------------------------. Описание: D:\документы\Документы\Картинки\Рисунок20.png

Бортовой журнал.

  1. Местоимение- это ------------------------------ часть речи, которая ----------------------------на предметы, признаки, количества.
  2. Разряды местоимений                                Пример

--------------------------------        ---------------

--------------------------------        ---------------

           --------------------------------        ----------------

--------------------------------        ----------------

---------------------------------        -----------------

---------------------------------        -----------------

---------------------------------        -----------------

        ----------------------------------        -----------------

  1. Определительные местоимения указывают на -------------------------------------------------------------------------------------------------.
  2. Они изменяются --------------------------------------------------------------------------.
  3. Имеют окончания как ------------------------------------------------------------------------------. 

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Карточка №1.

1)Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролёт? 2)Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3)Случайные прохожие с восторгом слушали его песню. 4)На дворе у Кирилы Петровича воспитывалось несколько медвежат. 5)Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.