Приёмы сжатия текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Парушкина Галина Николаевна

Подспорье при подготовке обучающихся к написанию сжатого изложения: памятки "Приёмы сжатия текста. Микротемы", "Как работать над сжатым изложением при первом чтении, после второго чтения, что нельзя исключать". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_szhatiya.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Памятка  Приемы сжатия.  Микротемы

  Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что необходимо уметь  выделять главную и другие важные мысли, уметь отвлекаться от несущественной информации.

   

   Задача сжатого изложения –

*кратко, в обобщенной форме передать содержание текста,

*отобрать существенную информацию,

*исключить подробности,

*найти речевые средства обобщения. 

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

При первом чтении:

- внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание;

- определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?);

- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;

- запомните последовательность событий, рассуждений;

- определите количество абзацев, ключевые слова;

- составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

- пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения:

- разделите текст на смысловые части:

       начинайте работу по компрессии текста;

         помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию,        обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим;

       сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания;

- напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст;

- следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений;

- напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Советы по ведению записей:

 *фиксируем ключевые слова,

 *пишем с пробелами между строк, чтобы была возможность что-то добавить при втором чтении,

 *показываем подчеркиванием границы микротем.

  Нужно записать изложение как можно больше, есть небольшая "хитринка": записывайте текст во время его чтения простым карандашом. 

Приемы сжатия текста

  Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Приемам компрессии (сжатия) текста

 


               исключение        обобщение или объединение       замена

Исключение

 вводных слов; однородных членов предложения;  повторов; однотипных примеров;  риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;  пояснений;  рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо:

- выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;

- объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

  Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.

  Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства.

Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во всем (5 слов)

Обобщение или объединение

 *ряда предложений, связанных одной мыслью;

 *частей предложений;

 *конкретных, единичных фактов, событий, явлений

При объединении необходимо

- найти в тексте мелкие, единичные факты,

- найти в них общее,

- объединить эти факты на основе общего,

- сформулировать получившееся предложение. 

 Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.(30 слов)

  Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Замена

*однородных членов обобщающим словом;

*сложного предложения – простым;

*части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; *прямой речи – косвенной;

*части текста одним предложением;

*части предложения местоимением и т.д. 

При замене необходимо

- найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д;

- сформулировать получившееся предложение.

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.(12 слов)

Сказки любят все. (3 слова )

                             Сочетание исключения и обобщения (объединения)

   Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)

  Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)

Сочетание исключения и замены

   Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)

   Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения

  Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост.   Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)

   Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)

Что нельзя удалять из текста?

       Основные детали, помогающие понять авторскую идею;

       Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Количество слов.

Для изложения – не менее 70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы сжатия текста

Материалы содержат небольшие тексты, на которых учащиеся отрабатывают приёмы сжатия....

Материал по русскому языку при подготовке учащихся к ГИА "Приёмы сжатия текста"

В данном материале указаны основные приёмы сжатия текста при написании изложения на государственной итоговой аттестации по русскому языку. Показаны образцы сжатия частей текста, отдельных предлож...

Приёмы сжатия текста

Презентация поможет объяснить основные приемы сжатия текста...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...