Обобщение опыта по развитию речи через экспериментирование
материал по русскому языку на тему

Сихаджок Елена Евгеньевна

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ  воспитания и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_2.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта воспитателя высшей квалификационной категории Сихаджок Елены Евгеньевны

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ  воспитания и обучения детей.

С помощью речи выражаются мысли, желания, передаётся жизненный опыт, согласовываются  действия. Речь – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выгодский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоциональной личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

Дети очень любят экспериментировать.  Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное мышление и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Дети учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг  они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Во всех этих открытиях помогает разобраться речь детей. Ведь речь пронизывает все виды детской деятельности. Речь вроде бы и сама по себе развивается успешно, жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями. Но передо мной стояла задача – учить детей овладевать нормами и правилами родного языка, учитывая возрастные особенности. Я поняла, что работа над словарем не должна ограничиваться его расширением, а включать углубленное понимание значений слов, ознакомление с многозначными словами, смысловыми отношениями слов.

Наличие у моих детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, я решила углубленно посвятить работу детскому экспериментированию. Для того, чтобы процесс организации экспериментов в группе стал доступным, я изучила  соответствующую литературу, принципы создания среды для экспериментирования, подобрала методическую литературу. Изучив литературу по организации и проведению экспериментирования в детском саду, я отметила, что оно очень тесно связано с различными видами деятельности и, особенно,  с речью детей. Составив план работы, я стала включать экспериментирование в различные виды деятельности. Заинтересованность детей  была очень высока. Дети стали более любознательными, научились задавать вопросы. Связь экспериментирования и развития речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении  итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Общаясь в процессе деятельности у детей развивалась диалогическая речь, они учились работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правду другого.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.

Я пришла к выводу, что большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с четырех – пятилетнего возраста. Наблюдения в обыденной жизни и моя педагогическая практика показывают, что речевые привычки, сложившиеся детстве, отличаются высокой устойчивостью. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей и воспитателей, которая должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред, по моему мнению, развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он ещё не в состоянии произнести. Каждое слово родителей и воспитателей должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.

Работу я начала со второй младшей группы. Постоянно замечая интерес  малышей к опытам и экспериментам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Прежде всего, изучила соответствующую литературу, методику проведения опытов.

Знакомство с экспериментированием начиналось для малышей с потешек, опытов с водой, магнитами и т.д.. Рассматривали картинки, иллюстрации, игрушки, что давало мне возможность рассказать об опыте,  персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов. Приятно было наблюдать, как дети использовали приобретенные знания  во время игр.

Дети взрослели. И я стала подбирать для них опыты, загадки природы, с более сложным смыслом. Перед детьми ставила задачу не только запомнить опыт, но и самим понять смысл эксперимента. Далеко не все дети могли понять, но с каким интересом относились они к собственному участию в опытах и познавательных играх.

В старшей группе я много времени уделяла сказкам о явлениях природы, которые не читала, а рассказывала. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Чаще всего я сама перевоплощаюсь в Василису – сказочницу и приходила в группу. Дети меня встречали радостно, приглашали сесть и, конечно же, с не терпением ждали новой познавательной сказки.

Следующим этапом в моей работе были конкурсы на лучший рисунок или поделку по проведенным опытам. Самые интересные работы были отобраны на выставку для родителей.

Моя работа по развитию речи через экспериментирование  не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку – передвижку «Познавайте  вместе с нами. По каждой теме проводила короткие беседы, консультации, в уголок помещала статьи. Все мои советы не остались без внимания. И потом, на развлечениях, когда родители видели, как обогатилась речь детей,  как хотелось участвовать во всех познавательных играх и экспериментах.

Наблюдая за играми детей, я обнаружила трудности в общении детей,  многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными.

Я поставила цель: последовательно решать задачу по развитию речи; добиться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказываться по ходу игры. Для этого в группе был создан уголок экспериментирования, опытная зона.

С чего начала работу над этим этапом? Наметила занятия и наблюдения, которые способствуют обогащению знаний детей об окружающем для дальнейшего отражения их в игре. Использовала различные дидактические игры и упражнения: «Волшебные магниты», «Воздух-невидимка», «Волшебные камни» и т.д.

Работа над произношением и культурой речи, правильным построением предложений проводилась не только на занятиях, но и продолжалась в игре. При этом я соблюдала принцип последовательности: от игры с готовым сюжетом к самостоятельным играм. При организации игры старалась создавать необходимые условия для повышения речевой активности с учётом их возможностей. Игры проводила в основном во второй половине дня, на прогулке. Вначале я  принимала непосредственное участие в играх, выполняла главные роли, а затем второстепенные роли. К одному и тому же сюжету обращалась несколько раз. Это давало возможность закрепить обобщающие понятия, научить детей самостоятельно развивать сюжет. Я пришла к выводу, что правильно организованная игра помогает успешно решать задачи по развитию речи детей.

В результате проведенной мною работы у детей значительно расширился словарь, обогатились представления об окружающей действительности, появился интерес к игровой деятельности. В коллективных играх они стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, требования взрослых, их игровые действия стала сопровождать речь, причём не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.

По результатам диагностики у 67% высокий уровень. Дети легко справляются с экспериментами самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных вопросов, владеют необходимыми навыками и применяют их. Дети дают полные ответы с объяснениями и рассуждениями, используют полные предложения. 26% детей имеют средний уровень. Эти дети имеют предусмотренный программой запас знаний, однако им требуется помощь педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без объяснений и рассуждений, применяют простые предложения и словосочетания. И только 7% детей имеют низкий уровень. Дети не всегда справляются с заданиями, часто отмалчиваются.

2009 – 2010 учебный год

2011 – 2013  учебный год

Вместе с тем анализ работы по этому направлению показал, что несмотря на достаточный для повседневного общения запас слов у некоторых детей скуден, дети часто затрудняются полно передавать мир своих чувств, свои эмоции. Я поняла, что отрицательное влияние на речь дошкольников оказывают средства массовой информации, который перестали быть эталоном русского литературного языка; оставляет желать лучшего и качество печатных изданий, предназначенных маленьким читателям.

Теперь передо мной стоят более сложные задачи: добиться, чтобы дети перешли от вопросно-ответной речи к монологической, научить их использовать в играх речевой материал любой сложности.

Можно сделать вывод, что работа  по экспериментированию принесла много положительных моментов в развитии детей. Речевое развитие детей должно быть направленно на поиск оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения; на разработку  таких форм организации обучения, при которых воспитатель учитывал бы возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Презентация из опыта работы"Развитие речи дошкольников через игру и творчество"

Презентация на тему:"Развитие речи дошкольников через игру и творчество"...

Обобщение опыта "Обучение иностранному языку через организацию проектной деятельности"

В обобщениии опыта отражены:1 История возникновения опыта2 Ведущая педагогическая идея3 Актуальность и перспективность  использования метода проектов4 «Плюсы» метода проектов5  Научно-методи...

Обобщение педагогического опыта "Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы"

Обобщение педагогического опыта учителя технологии на конкурс "Учитель года России - 2016"....

Обобщение опыта: «Музыкальное развитие ребёнка через освоение историко-культурного наследия Дона» 2018-2021 уч год

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23349738","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 267px; width: 200px;"}}]]...