Элементы комплекта оценочных средств по русскому языку и культуре речи
тест по русскому языку (11 класс) на тему

Земских Ксения Анатольевна

Вашему вниманию предлагается комплект итоговых тестов по дисциплине для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190201 «АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ»

Разработал: Широких Ксения Анатольевна

Дисциплина: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ЗАДАНИЯ БЛОКА А

задания

Выберите правильный ответ и обведите кружком  его номер

Правильный ответ

Предметная область (тема)

Источники: учебники методические пособия (с указанием автора)

К литературному языку относится слово:

1. сюда;

2. опосля;

3. надоть;

4. туды.

1

Современный русский язык и его нормы

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Седящ, увенчан осоко́ю,
В тени развесистых древес,
На урну облегшись рукою,
Являющий лице небес.
 
Прекрасный вижу я источник.

                               (В. Жуковский)

Значению «седящ» соответствует современный глагол (ответы даны в форме инфинитива):

1. сидеть;

2. сиять;

3. седеть;

4. щадить.

1

Современный русский язык и его нормы

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Неверно поставлено ударение в слове:

  1. аристокрАтия;
  2. втрИдорога;
  3. облегчИть;
  4. сосредоточЕние.

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Постановка ударения верна в слове:

  1. гастрономИя;
  2. двоюрОдный;
  3. усугубИть;
  4. маркИровать.

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Ударение на первом слоге в слове:

  1. эксперт;
  2. благовест;
  3. баловать;
  4. договор.

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Укажите верную постановку ударения в словосочетаниях:

  1. ударить по лбУ;
  2. провести рукой по лбУ;
  3. подвиги великИ;
  4. брюки велИки.

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Омоним имеет слово:

  1. кисть;
  2. предложение;
  3. солома;
  4. стол.

1

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Слова, противоположные по значению:

  1. синонимы;
  2. антонимы;
  3. паронимы;
  4. омонимы.

2

Лексика и фразеология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Слова, вышедшие из активного употребления, но имеющие синонимы в современном русском языке:

  1. алогизмы;
  2. неологизмы;
  3. архаизмы;
  4. историзмы.

3

Лексика и фразеология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Троп, состоящий в соединении несоединимого:

  1. аллегория;
  2. перифраза;
  3. оксюморон;
  4. гипербола.

3

Лексика и фразеология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Нормы сочетаемости нарушены в словосочетании:

  1. нанести урон хозяйству;
  2. держать ответственность перед товарищами;
  3. способствовать победе;
  4. планировать дела.

2

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Лексическое значение слов неправильно указано в примере:

  1. комплимент – лестное мнение, похвала;
  2. мишура – обманчивый блеск;
  3. скаред – жадный человек;
  4. искусственный – имеющий отношение к искусству.

4

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Речевые ошибки допущены в предложении:

  1. Сняв с себя в темноте верхнюю одежду, неожиданно зажегся свет.
  2. Не вслушиваясь в слова преподавателя, студент продолжал неправильно отвечать.
  3. Чем больше денег, тем человек становится скупее.
  4. Таких красивых туфель у меня никогда не было.

1

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Слово употреблено в несвойственных ему значениях в предложении:

  1. В анонсе научно-популярной передачи прозвучало много интригующего.
  2. Кавалькада автобусов двигалась по шоссе.
  3. Кемпинг располагался рядом с пляжем.
  4. Это была не жизнь, а кромешный ад.

2

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Лексическое значение слов неправильно указано в примере:

  1. Корифей – пряное растение.
  2. Дипломник – студент последнего курса учебного заведения, который пишет выпускную работу.
  3. Архаичный – представляющий собой пережиток прошлого.
  4. Адаптированный – упрощенный до определенного уровня.

1

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Паронимы – это:

  1. употребление в речи большого количества слов;
  2. слова, которые не входят в лексическую систему русского литературного языка;
  3. слова, употребляющиеся преимущественно в устной речи;
  4. близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением.

4

Лексика и фразеология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Правильное предложение:

  1. Утолить жизнь сделалось для героя целью всей жизни.
  2. Парень облокотился спиной о стену дома и замер в ожидании.
  3. Нерадивый студент молчал как рыба об лед.
  4. В курене валялись гнилой хворост и прошлогодние арбузные корки.

4

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Определите, в каком предложении есть речевая избыточность.

  1. Чайковский преумножил славу России.
  2. Девушка произвела на всех неизгладимое впечатление.
  3. Вместе с М.А. Булгаковым сотрудничал Ю.К. Олеша.
  4. Мне надолго запомнится эта поездка.

3

Лексика и фразеология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Анаграмма – это:

  1. Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово.
  2. Игра слов, основанная на нарочитой или невольной двусмысленности, порожденной омонимией или средством звучания и вызывающая комический эффект.
  3. Слово, образованное на базе словосочетания путем значительного сокращения его единиц.
  4. Короткое сатирическое стихотворение, содержащее остроумную насмешку, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

1

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Синонимы — это:

  1. слова, противоположные по значению;
  2. слова, близкие по значению;
  3. однокоренные слова с разным лексическим значением;
  4. слова с неопределенным значением.

2

Лексика и фразеология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Из перечисленных характеристик положительной является следующая:

  1. недоверчивый;
  2. неуживчивый;
  3. незаурядный;
  4. несдержанный.

3

Лексика и фразеология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Выражение, связанное с традицией зачитывать указы русских царей на городских площадях:

  1. во всю Ивановскую;
  2. вот тебе, бабушка, и Юрьев день;
  3. иерихонская труба;
  4. вавилонское столпотворение.

1

Лексика и фразеология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

К словам с оттенком разговорности относится:

  1. ойкумена;
  2. понавыращивать;
  3. беднота;
  4. самомнение.

2

Стилистика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

К словам с оттенком книжности относится:

  1. рисунок;
  2. вариативность;
  3. настроение;
  4. холст.

2

Стилистика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Слова и выражения, употребление которых возможно только в официально-деловом стиле речи:

  1. канцеляризмы;
  2. штампы;
  3. клише;
  4. арго.

1

Стилистика

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Не нуждается в стилистической правке следующее предложение:

  1. Во время экзаменов дорога каждая минута времени.
  2.  Россия должна посмотреть в будущее с тем, чтобы чувствовать себя демократической страной.
  3. Императорское Русское географическое общество внесло весомый вклад в изучение стран Востока.
  4. Для обнаружения движения в космосе можно допустить, что перемещение звезд беспорядочные, хаотичные.

3

Стилистика

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Не нарушены словообразовательные нормы в слове:

  1. подхалимник;
  2. очаровательство;
  3. надувательство;
  4. винитель.

3

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Следующее предложение составлено без ошибок в словообразовании:

  1. Бессомненно, это очень важно для меня.
  2. Ты очень устал, пойди поотдохни.
  3. Вдалеке показался какой-то невзрачный домушко.
  4. Нас всех поразило его бесстрашие.

4

Словообразование

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Суффикс -к- не имеет разговорную окраску в слове:

  1. тетрадка;
  2. гармошка;
  3. дорожка;
  4. мамка.

3

Словообразование

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Образовано приставочным способом слово:

  1. нарисоваться;
  2. подоконник;
  3. застенок;
  4. присниться.

4

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Нарушены словообразовательные нормы в словах:

  1. мешанина;
  2. преклонник;
  3. чинопочитание;
  4. провинность.

2

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Образовано сложносуффиксальным способом слово:

  1. просыпать;
  2. красноармеец;
  3. додуматься;
  4. настроиться.

2

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Неверно указана форма:

  1. пылесосит;
  2. пылесосил;
  3. пылесосу;
  4. пылесошу.

3

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Неверно указана форма:

  1. почерк;
  2. надсмехаться;
  3. поскользнуться;
  4. вонжу.

2

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Форму единственного числа имеет слово:

  1. макароны;
  2. перила;
  3. кочерги;
  4. сутки.

3

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Женского рода слово:

  1. кепи;
  2. шампунь;
  3. имбирь;
  4. бандероль.

4

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Председатель правления нашего садоводства был избран

  1. двумя тысячами пятьюстами сорока семью голосами;
  2. две тысячью пятьсот сорок семью голосами;
  3. две тысячи пятистами сорок семью голосами;
  4. двумя тысячами пятьсот сорока семью голосов.

1

Морфология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Краткую форму нельзя образовать от следующего прилагательного:

  1. гибкий;
  2. молодой;
  3. сестрицын;
  4. похожий.

3

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Неудачный выбор формы множественного числа существительного в следующем примере:

  1. шоферы;
  2. ректоры;
  3. профессора;
  4. слесаря.

4

Морфология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Глагол в правильной форме используется в следующем предложении:

  1. Пружина движет часовой механизм.
  2. Я не знаю, что им двигает.
  3. Я торопилась, мне надо было одеть детей.
  4. Сегодня холодно, надо одеть пальто.

3

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с

Допустимый вариант формы местоимения:

  1. возле его;
  2. впереди ее;
  3. благодаря нему;
  4. над всеми ними.

4

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Грамматическая ошибка содержится в следующем словосочетании:

  1. воодушевлять к написанию гимна;
  2. вдохновлять на новые открытия;
  3. способствовать выздоровлению;
  4. привлечь к работе над проектом.

1

Синтаксис

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Моя сестра была … Украине, … Белоруссии, … Урале, … Крыму, … Кавказе.

Верный вариант выбора предлогов:

  1. В,  в, на, в, в;
  2. В,  в, на, на, в;
  3. На, в, на, в, на;
  4. Все предлоги в.

3

Синтаксис

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.

                                (В. Хлебников)

Автор использовал следующее средство выразительности:

  1. эпифора;
  2. анафора;
  3. однородные члены предложения;
  4. эпитеты.

2

Синтаксис

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Пароход шел … Волгограда … Астрахань.

Верный вариант выбора предлогов:

  1. из, на;
  2. из, в;
  3. с, на;
  4. с,  в.

2

Синтаксис

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Корректная форма управления:

  1. Нас убеждали о том, что;
  2. Доказательство о том, что;
  3. Сообщалось о том, что;                                              
  4. Нам внушают о том, что…

1

Синтаксис

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Синтаксическая ошибка допущена в предложении:

  1. Каждый из этих призывов похожи друг на друга.
  2. Мы выписывали журнал «Наука и жизнь».
  3. Оратор аргументировано доказал это в своем выступлении.

1

Синтаксис

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Следующее предложение без ошибок:

  1. Я пил чай с женой и баранками.
  2. В магазине имеется большой выбор пироженных.
  3. Студенты проходили практику в одном из цехов завода который недавно был реконструирован.
  4. Работа была выполнена в течение шести дней.

4

Синтаксис

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Большей степенью выразительности обладает текст:

  1.  Около крыльца громко кукарекал петух. Бестолково по двору носились цыплята. Повсюду кудахтали и крякали, хрюкали и ржали. Словом, все звуки, которые только можно услышать на белом свете, были представлены в этом орущем дворовом царстве.
  2. Около крыльца громко кукарекал петух; бестолково по двору носились цыплята. Повсюду кудахтали и крякали, хрюкали и ржали – словом, все звуки, которые только можно услышать на белом свете, были представлены в этом орущем дворовом царстве.

3 Около крыльца громко кукарекал петух. Бестолково по двору носились цыплята. Повсюду кудахтали. И крякали. Хрюкали и ржали. Словом, все звуки, которые только можно услышать на белом свете, были представлены в этом орущем дворовом царстве.

4        Около крыльца громко кукарекал петух. По двору носились цыплята. Бестолково. Повсюду кудахтали. Крякали. Хрюкали. Ржали. Словом, все звуки, которые только можно услышать на белом свете, были представлены в этом орущем дворовом царстве.

2

Синтаксис

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

ЗАДАНИЯ БЛОКА Б.

задания

Задание

Правильный ответ

Предметная область

Источники: учебники методические пособия (с указанием автора)

  1. 1

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

Дайте ответ в именительном падеже.

Фонетическая транскрипция – это особая система знаков, в которой каждый знак во всех случаях соответствует одному и тому же …

звук

Фонетика.

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

Дайте ответ в именительном падеже множественного числа.

Слова, совпадающие по звучанию лишь в одной или нескольких формах, называются : мой – притяжательное местоимение (мой галстук) и мой – повелительная форма глагола мыть (мой окно).

омоформы

Лексика

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

Дайте ответ в именительном падеже.

        Метонимия – это замена одного названия другим, при этом эти названия тесно связаны друг с другом в нашем сознании. Например, «я читаю Пушкина» вместо «я читаю произведения Пушкина».

        Метонимия – это еще один способ употребления слова в … (прямое, переносное) значении для создания более ярких, сжатых образов.

переносное

Лексика

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

… степень – такая форма степеней сравнения, которая указывает на качество предмета безотносительно к тем же качествам какого-либо другого предмета (то есть не содержит сравнения).

положительная

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

Дайте ответ в именительном падеже.

Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, называется

инверсия

Синтаксис

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

… - это особый вид определения, которое выражается именем существительным и согласуется с определяемым словом в числе и падеже: попрыгунья-стрекоза, француз-учитель.

приложение

Синтаксис

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

  1. 2

Выпишите существительное мужского рода.

Задира, УФСБ, забияка, алиби, конферансье, мозоль, авеню, цунами, МВД, повидло, тушь.

конферансье

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Вместо многоточия впишите пропущенное слово в нужной форме.

Он уронил … (свой, свою, свое) пенсне.

свое

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Вместо многоточия впишите пропущенные слова (слово) в нужной форме.

Он мечтает объехать … (пол от половина, (Е,е)вропа) на мотоцикле.

пол-Европы

Орфография

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Выпишите частицу.

Бывало сядет в уголок и пишет что-то.

бывало

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Вместо многоточия впишите пропущенное слово.

Великая Отечественная ... (война, Война).

война

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Установите соответствие между типом нормы и функцией,  вписав в ответе вместо многоточия соответствующие буквы

62.

Типы норм

Функции

1-Г;

2-Д;

3-Б;

4-В;

5-А.

Нормы литературного русского языка

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

1. акцентологические;

2. произношения;

3. словоупотребления;

4. морфологические;

5. синтаксические.

Ответ:

1……….

2……….

3..............

4..............

5……….

А. регулируют правила построения словосочетаний и предложений,

Б. отражают правильность выбора слова и уместность его употребления в речи,

В. отражают правильность образования форм слов,

Г. отражают особенности русского ударения,

Д. фиксируют правильное произношение слов.

Установите соответствие между предложением и необходимой формой слова,  вписав в ответе вместо многоточия соответствующие буквы.

Предложение.

Форма глагола.

1.-В;

2.-Е;

3.-З;

4.-Ж.

Морфология.

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

  1. Героем … чувство долга.
  2. Если ты заболел, … в кровать.
  3. Я верю, что … в конкурсе.
  4. Я им говорю, не … книги на пол.

А.         ложьте,

Б.         ляж,

В.         движет,

Г.         побежу,

Д.         побежду,

Е.         ляг,

Ж.         кладите,

З.         одержу победу,

И.         двигает.

Установите соответствие между предложением и необходимой формой слова,  вписав в ответе вместо многоточия соответствующие буквы.

Предложение.

Форма наречия.

1.-Е;

2.-И;

3.-З;

4.-В.

Морфология.

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

  1. Это дорога … будет.  (широко)
  2. Он ведет себя все более … (принципиально)
  3. Это платье гораздо … того. (красиво)
  4. Это решение гораздо … (просто)

А.          ширше;

Б.        принципиальнее;

В.         проще;

Г.         красивЕе;

Д.        красивше;

Е.        шире;

Ж.        простее;

З.        красИвее;

И.        принципиально.

Установите верную последовательность предложений в тексте.

А. В театре временами происходят удивительные вещи: ставится новый спектакль, ярко проходит премьера, актеры совершенствуют игру, зритель откликается на новое творение.

Б. По всей вероятности, любовь зрителей не дает умереть спектаклю.

В. Спектакль живет долго, обновляется, создается новая сценография, привлекаются молодые актеры.

Г. Но проходит время, и все с сожалением обнаруживают, что спектакль вдруг ветшает, становится скучным, серым, невостребованным.

Д. Но, к счастью, чаще всего бывает наоборот.

Ответ:

1………..

2………..

3.............

4.............

5.............

1-А;

2-Г;

3-Д;

4-В;

5-Б.

Синтаксис

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Установите верную последовательность предложений в тексте.

А.         Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.

Б.         Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах.

В.         Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

Г.         Но всё это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.

Д.         Одним словом, делает вас мудрыми.

Е.         А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

Ответ:

1………..

2………..

3.............

4.............

5.............

  1. В;
  2. А;
  3. Д;
  4. Г;
  5. Б;
  6. Е.

Синтаксис

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Выберите правильные ответы.

Нормы сочетаемости нарушены в словосочетаниях:

  1. Рецензия о пьесе;
  2. Мифологический образ;
  3. Получить урон;
  4. Сильная дружба;
  5. Крепкие объятия.

1, 3, 4

Нормы литературного русского языка

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

Грамматические ошибки допущены в словосочетаниях:

  1. пять апельсинов;
  2. о трехста семидесяти восьми;
  3. эскадрон гусаров;
  4. пара сандалий;
  5. разница во времени.

2, 3

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

Нет предлога в следующих словосочетаниях:

  1. вера (свои силы);
  2. уверенность (победа хоккеистов);
  3. обидеться (сказанные слова);
  4. обижен (оказанный прием);
  5. обрадоваться (возвращение брата);
  6. обрадован (полученные результаты);
  7. обращать внимание (недостатки);
  8. уделять внимание (каждая мелочь);
  9. опираться (научные данные);
  10. базироваться (результаты опыта).

4, 5, 6, 8

Синтаксис

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Суффикс -ов- есть в словах:

  1. деш…вый;
  2. грош…вый;
  3. парч…вый;
  4. борщ…вый;
  5. блаженствовать.

2, 3, 4

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Суффикс -н- есть в словах:

  1. ю(н,нн)ый;
  2. дикови(н,нн)ый;
  3. стари(н,нн)ый;
  4. неви(н,нн)ый;
  5. отверженный.

2, 3, 4

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выпишите все имена существительные, которые в современном русском языке не имеют формы множественного числа.

Сокрылися навек мои прекрасны дни, За ними скрылися и смехи, и забавы, И нежные мечты, и обещанья славы... (Ю. Нелединский-Мелецкий).

смехи

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Никогда не бывают вводными следующие слова:

  1. однако;
  2. вряд ли;
  3. именно;
  4. небось;
  5. к тому же;
  6. наконец;
  7. во-вторых;
  8. вдруг;
  9. очевидно.

2, 3, 5, 8

Морфология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Выпишите устаревшую форму существительного, имеющего в современном русском языке только форму множественного числа. Ответ дайте в именительном падеже единственного числа.

Один остался; несколько мгновений

Он был объят глубокой думой; вдруг –

Как будто что напомнилось ему —

Пошел поспешным шагом

К потоку, где могучий Гром

Под деревом привязанный стоял.

Была недалеко оттуда

Утесистая дебрь. И много лет

Прошло с тех пор, как в этой дебри

Имел Рустам свиданье с горным духом.

                                 (В. Жуковский)

дебрь

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

В научном стиле используется лексика:

  1. общеупотребительная,
  2. термины,
  3. экспрессивная лексика,
  4. абстрактная лексика,
  5. разговорная,
  6. слова в их прямых, конкретных значениях.

1, 2, 4, 6

Стилистика

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Выберите правильные ответы.

К словам с оттенком разговорности относятся:

  1. врач;
  2. юнец;
  3. столешница;
  4. генеральша.
  5. назойливость;
  6. радуга;
  7. исследовать;
  8. понавыписывать.

2, 4, 8

Лексика, стилистика, словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

Специальными словами являются:

  1. амортизатор;
  2. скульптор;
  3. скальпель;
  4. василек.
  5. ножницы;
  6. стартёр;
  7. скалолаз;
  8. спелеология.

1, 3, 6, 8

Лексика, стилистика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

Плеоназм встречается в следующих предложениях:

  1. Премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге.
  2. Первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов.
  3. В последнее время отношение электората избирателей к выборам значительно изменилось.
  4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания – 15 минут.
  5. Прейскурант цен на промышленные товары с прошлого года не изменился.
  6. После прохождения обучения наш центр гарантирует вам трудоустройство.

3, 4, 5

Лексика, стилистика

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Выберите правильные ответы.

Верно употреблены формы причастий в предложениях:

  1. По перрону шли хорошо одевающаяся женщина и стригущийся наголо мужчина.
  2. Все, интересующиеся этим предметом, могут прийти сегодня.
  3. Это был человек, с детства проникнувшийся любовью к поэзии.
  4. На деревьях лопнули набухающие почки.
  5. Вопрос, обсуждающийся нами, решить очень трудно.
  6. Мы сделали работу раньше намеченных сроков.

2, 6

Морфология, стилистика.

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

Верно использованы деепричастные обороты в предложениях:

  1. Читая Гоголя, я обратил внимание на отрывок про птицу-тройку.
  2. Перед нами теория Раскольникова, в долгих муках рождавшаяся в его сознании, находя аргументы в окружающей жизни.
  3. Стоя на набережной Невы, мы не раз вглядывались в эту действительно прекрасную панораму.
  4. Пресытившись жизнью, на него нападает хандра.
  5. Булгаков работал над романом десять лет, так и не успев его отредактировать.
  6. Услышав ее голос, сердце у меня забилось сильнее.
  7. Совершив преступление, неминуемо жди наказания.

8) Идя по улице, у него вертелась мысль.   

1, 3, 7

Синтаксис, стилистика.

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.



Предварительный просмотр:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Рекомендации для студентов.

Зачетная работа по дисциплине проходит в тестовой форме и содержит 12 заданий уровня А и 8 заданий уровня Б.

В части А задания с выбором 1  ответа из представленных.

Часть Б содержит задания с открытым вопросов (найдите, выпишите, запишите), задания на соответствие, задания с выбором нескольких вариантов ответа.

Для правильного выполнения заданий ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте формулировку.

Критерии оценки.

У каждого студента перед началом тестирования есть 100 баллов. В процессе выполнения в случае неправильного выбора ответа из общей суммы вычитаются:

  1. из части А 4 балла за ошибку;
  2. из части Б 4 балла за ошибку в заданиях 12, 14, 19;
  3. из части Б до 8 баллов за ошибки в прочих заданиях (в зависимости от количества возможных верных ответов).

Результаты:        0 – 51 б. – «неудовлетворительно»;

                52 – 70 б. – «удовлетворительно»;

                71 – 84 б. – «хорошо»;

                85 – 100 б. – «отлично».

ЗАДАНИЯ БЛОКА А

задания

Выберите правильный ответ и обведите кружком  его номер

Правильный ответ

Ударение на первом слоге в слове:

  1. эксперт;
  2. благовест;
  3. баловать;
  4. договор.

Форму единственного числа имеет слово:

  1. макароны;
  2. перила;
  3. кочерги;
  4. сутки.

Женского рода слово:

  1. кепи;
  2. шампунь;
  3. имбирь;
  4. бандероль.

Председатель правления нашего садоводства был избран

  1. двумя тысячами пятьюстами сорока семью голосами;
  2. две тысячью пятьсот сорок семью голосами;
  3. две тысячи пятистами сорок семью голосами;
  4. двумя тысячами пятьсот сорока семью голосов.

Краткую форму нельзя образовать от следующего прилагательного:

  1. гибкий;
  2. молодой;
  3. сестрицын;
  4. похожий.

Неудачный выбор формы множественного числа существительного в следующем примере:

  1. шоферы;
  2. ректоры;
  3. профессора;
  4. слесаря.

Глагол в правильной форме используется в следующем предложении:

  1. Пружина движет часовой механизм.
  2. Я не знаю, что им двигает.
  3. Я торопилась, мне надо было одеть детей.
  4. Сегодня холодно, надо одеть пальто.

Допустимый вариант формы местоимения:

  1. возле его;
  2. впереди ее;
  3. благодаря нему;
  4. над всеми ними.

Моя сестра была … Украине, … Белоруссии, … Урале, … Крыму, … Кавказе.

Верный вариант выбора предлогов:

  1. В,  в, на, в, в;
  2. В,  в, на, на, в;
  3. На, в, на, в, на;
  4. Все предлоги в.

Корректная форма управления:

  1. Нас убеждали о том, что;
  2. Доказательство о том, что;
  3. Сообщалось о том, что;                                              
  4. Нам внушают о том, что…

Синтаксическая ошибка допущена в предложении:

  1. Каждый из этих призывов похожи друг на друга.
  2. Мы выписывали журнал «Наука и жизнь».
  3. Оратор аргументировано доказал это в своем выступлении.

Следующее предложение без ошибок:

  1. Я пил чай с женой и баранками.
  2. В магазине имеется большой выбор пироженных.
  3. Студенты проходили практику в одном из цехов завода который недавно был реконструирован.
  4. Работа была выполнена в течение шести дней.

ЗАДАНИЯ БЛОКА Б.

задания

Задание

Правильный ответ

Выпишите существительное мужского рода.

Задира, УФСБ, забияка, алиби, конферансье, мозоль, авеню, цунами, МВД, повидло, тушь.

Вместо многоточия впишите пропущенное слово в нужной форме.

Он уронил … (свой, свою, свое) пенсне.

15.

Типы норм

Функции

Ответ:

1……….

2……….

3..............

4..............

5………..

1. акцентологические;

2. произношения;

3. словоупотребления;

4. морфологические;

5. синтаксические.

А. регулируют правила построения словосочетаний и предложений,

Б. отражают правильность выбора слова и уместность его употребления в речи,

В. отражают правильность образования форм слов,

Г. отражают особенности русского ударения,

Д. фиксируют правильное произношение слов.

16.

Установите соответствие между предложением и необходимой формой слова,  вписав в ответе вместо многоточия соответствующие буквы.

Предложение.

Форма глагола.

  1. Героем … чувство долга.
  2. Если ты заболел, … в кровать.
  3. Я верю, что … в конкурсе.
  4. Я им говорю, не … книги на пол.

А.         ложьте,

Б.         ляж,

В.         движет,

Г.         побежу,

Д.         побежду,

Е.         ляг,

Ж.         кладите,

З.         одержу победу,

И.         двигает.

17.

Выберите правильные ответы.

Грамматические ошибки допущены в словосочетаниях:

  1. пять апельсинов;
  2. о трехста семидесяти восьми;
  3. эскадрон гусаров;
  4. пара сандалий;
  5. разница во времени.

18.

Выберите правильные ответы.

Нет предлога в следующих словосочетаниях:

  1. вера (свои силы);
  2. уверенность (победа хоккеистов);
  3. обидеться (сказанные слова);
  4. обижен (оказанный прием);
  5. обрадоваться (возвращение брата);
  6. обрадован (полученные результаты);
  7. обращать внимание (недостатки);
  8. уделять внимание (каждая мелочь);
  9. опираться (научные данные);
  10. базироваться (результаты опыта).

19.

Выпишите все имена существительные, которые в современном русском языке не имеют формы множественного числа.

Сокрылися навек мои прекрасны дни, За ними скрылися и смехи, и забавы, И нежные мечты, и обещанья славы... (Ю. Нелединский-Мелецкий).

20.

Выберите правильные ответы.

Верно использованы деепричастные обороты в предложениях:

  1. Читая Гоголя, я обратил внимание на отрывок про птицу-тройку.
  2. Перед нами теория Раскольникова, в долгих муках рождавшаяся в его сознании, находя аргументы в окружающей жизни.
  3. Стоя на набережной Невы, мы не раз вглядывались в эту действительно прекрасную панораму.
  4. Пресытившись жизнью, на него нападает хандра.
  5. Булгаков работал над романом десять лет, так и не успев его отредактировать.
  6. Услышав ее голос, сердце у меня забилось сильнее.
  7. Совершив преступление, неминуемо жди наказания.
  8.  Идя по улице, у него вертелась мысль.  

Ф.И.О.________________________________________________________________________________________________________

Группа___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ  РЕЧИУчебно-методическое пособие для студентов специальности "Банковское дело" ЭФ ГБОУ СПО « МКУНТ»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ  РЕЧИУчебно-методическое пособие для студентов специальности "Банковское дело" ЭФ ГБОУ СПО « МКУНТ»...

Элементы комплекта оценочных средств по русскому языку

Зачетные работы по темам: "Наречие", "Глагол", "Причастие"...

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплины ВЧ. ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу по подготовке специалистов среднего звена учебной дисциплины ВЧ. ОГ...

Комплект оценочных средств по русскому языку

КОС предназначен для специальности Коммерция (по отраслям)...

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Русский язык и культура речи для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Русский язык и культура речи  для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обе...

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Русский язык и культура речи для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Русский язык и культура речи для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального о...