Особенности нового УМК по русскому языку для старшей школы.
статья по русскому языку (10 класс) по теме

Масалова Ирина Юрьевна

Апробация учебника Т.М. Воителевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_novogo_umk.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

И.Ю. Масалова (Нижний Новгород)

Особенности нового УМК по русскому языку для старшей школы.  

(Апробация учебника Т.М. Воителевой.)

В список приоритетных задач Министерства образования входит развитие, модернизация и повышение качества  общего среднего образования. Выполнение этих задач идет в разных направлениях, в их числе и повышение качества школьной учебной литературы.

Стандарт общего образования зависит от условий современного информационного общества, этот стандарт должен лежать в основе учебного процесса. Следовательно, от учебной литературы требуется соответствие этому стандарту.

Учебник Т.М. Воителевой «Русский язык» для 10 класса (базовый уровень)[1] включен в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Этот факт свидетельствует о том, что Министерство образования признало данный учебник как удовлетворяющий требованиям учебного процесса. Его тематика не противоречит  ключевым направлениям улучшения образования. Содержание учебника в целом отвечает требованиям современного общества. Он также выполняет задачу повышения качества школьной учебной литературы по предмету «Русский язык». Учебник отвечает поставленным задачам по развитию образовательной тематики с учетом современных требований и реализации принципа  доступности качественного образования.

Основные задачи, предложенные учебником, его содержание и структура, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, методология соответствуют Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку.

По структуре и содержанию рассматриваемый учебник опирается на требования программы Т.М. Воителевой.[2] В его основу положен текстоцентрический принцип, который предполагает, что основной единицей изучения русского языка становится текст. Такой подход обусловлен  тем, что приоритетной задачей обучения является развитие речи. Приобретение необходимых навыков речевой деятельности, формирование культуры речи важно для личностного становления, а также представляет собой неотъемлемую часть гуманитарного образования.

Главными в программе являются темы, в которых рассматриваются речеведческие вопросы. Содержание и формы развития речи определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений. Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы произведения.

Изучение русского языка включает в себя образование, обучение и воспитание. Образование предполагает получение новых знаний о предмете – русском языке, его основных свойствах и понятиях. В процессе обучения школьники приобретают навыки и умения, необходимые для правильного анализа и владения речью. Важной составляющей изучения языка на современном этапе является воспитание. Это в основном зависит от тематической направленности текстов.

Учебник Т.М. Воителевой углубляет имеющиеся и даёт новые знания о языке и его единицах (теория), развивает языковые навыки и умения (практика). Автор подбирает для упражнений и заданий тексты, являющиеся образцами слова, а по содержанию носящие воспитательный характер.

Учебный материал направлен на развитие творческих способностей школьников. Ученикам даются образцы речевого анализа и работы с текстом, задаются наводящие вопросы. На основе полученных знаний школьникам предлагается создавать собственные тексты: сочинения, очерки, эссэ и др.

Раздел, посвящённый тексту, его строению и обработке, с одной стороны, является повторением изученного в предыдущих классах, а с другой, его содержание существенно обогащено и усложнено: расширен круг рассматриваемых вопросов, усложнён характер предлагаемых видов речевой деятельности школьников.

Особое внимание уделяется стилистике языка. Задания учебника предполагают повторение, углубление знаний о стилях и развитие навыков и умений работы со стилистически разными текстами. Широко представлен художественный стиль речи. Школьный курс литературы, а также внепрограммные художественные тексты являются благодатным материалом при изучении стилистики. Они служат основой для обогащения речи, развития творческих способностей школьников. Кроме того предполагается, что языковой подход к художественному тексту позволит полнее осознать его содержание, идейное, эстетическое и нравственное.

Тексты учебника различаются по жанровой специфике. Материалом для упражнений может служить отрывок статьи, эссе, очерк. Таким образом представлен публицистический стиль. Другие функциональные стили языка (научный, официально-деловой) не так широко используются автором. Их освоение возложено на компетентность учителя.

В процессе работы с данным учебником школьникам предстоит освоить разные функционально-смысловые типы речи (рассуждение, повествование, описание), а также конструировать собственные тексты в письменной и устной форме. Дидактический и теоретический материал учебника построен так, что работа с текстом, стилистикой, языковыми уровнями, орфографией и пунктуацией ведётся параллельно.

Содержание учебного материала соответствует современным требованиям образования. Автор предлагает научную трактовку языковых понятий и излагает её в доступной для десятиклассника форме. К примеру, первый раздел, посвящённый собственно научной специфике русского языка, даёт сведения о русском языке как об общественном явлении, национальном средстве общения и выразителе русской культуры. Это соответствует требованиям Госстандарта. Кроме того, язык рассматривается как система. Такой взгляд соответствует основной теории о языке, которая является наиболее распространённой и признанной в научной среде.

При изучении современного русского языка возникают сложности в некоторых спорных ситуациях. Например, среди лингвистов нет единого мнения о статусе причастия и деепричастия (отдельные части речи или формы глагола), о категории состояния (вопрос о целесообразности выделения как части речи). Здесь автор придерживается точки зрения о причастиях и деепричастиях как об особых формах глагола, упоминая о существовании другой теории. Категория состояния выделяется как самостоятельная часть речи. (Раздел «Морфология») В связи с проникновением в язык заимствованных слов, естественно, возникают трудности с их написанием и произношением. Часто это вызывает споры, так как имеет место вариативность, что также отражено в учебнике. (Раздел «Лексика») Или проблема определения в инфинитиве морфемы -ть: суффикс/окончание. Автор не акцентирует внимание на спорности вопроса, однако выделяет -ть как окончание. (Раздел «Морфемика») Существуют неоднозначные случаи и в грамматике. Например, написание существительных мужского рода второго склонения множественного числа в родительном падеже, типа носков/носок, чулок/чулков и др. Или вопрос об использовании множественного или единственного числа сказуемого в сочетании с подлежащим, выраженным конструкциями: наречие + существительное, типа несколько людей пришло/пришли, большинство академиков уверены/уверено. Так как в учебнике приоритетными являются речеведческий раздел и разделы о стилях речи и тексте, подобные трудности правильного произношения и написания почти не рассматриваются. При возникновении орфографических и орфоэпических сложностей школьники отсылаются к словарям.

В данном учебнике предусмотрены разные формы подачи материала. Сведения о языковом понятии, его основных свойствах  излагаются в начале параграфа в виде теоретического материала. Стиль объяснений рассчитан на возраст десятиклассников. Новым понятиям дается не только определение, но и, когда это необходимо, дополнительные пояснения. Материал сопровождается примерами. В некоторых случаях приводится алгоритм действий, по которому следует проводить анализ того или иного языкового понятия. Часто ученикам предлагается ответить на вопросы, позволяющие построить четкую и грамотную схему анализа. Автор вводит такую форму объяснений для того, чтобы научить школьников правильно и компетентно анализировать текст и работать с разными языковыми понятиями.

В учебнике теоретический материал подкрепляется практическими заданиями. Практические задания делятся на письменные и устные. Письменные помогают вспомнить и отработать навыки орфографии и пунктуации, освоить работу с языковыми понятиями. Устные  направлены на усвоение речеведческих понятий (таких, как  текст, тема, идея, средства выразительности и т.п.). И письменные, и устные задания предполагают также цель выработать и укрепить навыки и умения конструирования собственных текстов, т.е. развивают речетворческие способности учеников.

Правила и задания в учебнике имеют чёткую и ясную формулировку. Материал излагается доступно и подкрепляется наглядными примерами. Определения терминов, языковых понятий и единиц даются в точной и лаконичной форме. Для лучшего усвоения и систематизации знаний автор предлагает разные формы работы. Материал, который был пройден ранее и требует повторения, сопровождается планом в виде вопросов. Если изучается новое языковое понятие, объяснения сопровождаются примерами. Обязательные для запоминания сведения помечаются особым знаком. В начале каждого раздела перечисляются ключевые понятия, которые встретятся при изучении новой темы.

Задания в учебнике носят разнообразный характер и имеют конкретную направленность. Некоторые упражнения представляют собой тексты, иллюстрирующие применение языковых единиц. Другие содержат материал для отработки языковых навыков и умений. Третьи являются материалом для наблюдения над языковым явлением. Таким образом, учебник даёт возможность изучать язык, его структуру и единицы, их применение в речи в разных формах, что является положительной особенностью его методологии.

Текстовый материал учебника весьма разнообразен. Здесь представлены стихотворные и прозаические тексты писателей-классиков, критиков, литературоведов и лингвистов. Это отрывки из программных произведений по литературе, а также из статей, рецензий и произведений, не входящих в обязательный список по изучению литературы в 10 классе. Работа с текстами, созданными мастерами слова, повышает у школьников уровень владения языком. Анализ различных языковых понятий в грамотно и красиво написанных текстах способствует также развитию собственного речетворчества. Внепрограммные тексты расширяют лингвистический и культурный кругозор школьников. Содержащиеся в учебнике отрывки произведений не только способствуют развитию речевых навыков и умений, они в оригинальной и интересной форме дают сведения об изучаемых языковых понятиях.

Содержание работы по русскому языку в связи с изучением литературы отражено в программе, требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются: чтение и работа с текстом, работа с художественно-языковыми средствами, разнообразные виды переложения текста в устной и письменной формах, создание учащимися собственных текстов.

Учебник Т.М. Воителевой «Русский язык» для 10 класса по содержанию и целям соответствует программным требованиям по русскому языку за 10 класс, а также обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования. Материал излагается в доступной, познавательной форме, дидактический аппарат  разнообразен по структуре и наполнению, что способствует хорошему усвоению знаний и приобретению необходимых языковых навыков. Содержание и структура учебника дают возможность успешного освоения программного материала по данному предмету. Доступность изложения и методология предполагают достижение хороших результатов обучения. Содержание удовлетворяет научным и эстетическим запросам Госстандарта.

Вместе с тем, можно внести несколько предложений по совершенствованию данного учебника.

  1. Раздел фонетики (§ 10) следует снабдить таблицей, отражающей степени редукции гласных, и таблицами соотносительности согласных по звонкости/глухости, твёрдости/мягкости. Это облегчит понимание материала.
  2. Основные правила переноса (§ 11) нужно расширить (дано только 3 пункта), и не стоит смешивать их с понятием слогораздела, т.к. это путает учащихся. Либо необходим более четкий акцент на различия между правилами переноса и делением на слоги.
  3. В фонетическом разборе отсутствует указание на парность согласных звуков по звонкости – глухости и по твердости – мягкости.
  4. Необходимо разнообразить жанровое наполнение публицистических текстов, чтобы учащиеся знали, что публицистика – это не только газетная статья, но и фельетон, репортаж, интервью, что публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.
  5. Кроме публицистики шире представить примеры текстов других стилей: научного, официально-делового.
  6. В связи с повышенным вниманием к орфоэпии в ЕГЭ, необходимо добавить в приложения учебника орфоэпический словарь с включением современных терминов и слов, вызывающих особые затруднения.
  7. С целью более эффективной подготовки к ЕГЭ можно разнообразить упражнения заданиями в тестовой форме и ввести контролирующие тесты по отдельным темам.

В целом учебник соответствует задачам Федерального компонента Государственного образовательного стандарта и может быть рекомендован к использованию в образовательных учреждениях, так как включён в Федеральный перечень.


[1] Воителева Т.М. / Русский язык: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 312 с.

[2] Воителева Т.М. / Русский язык: программа для 10—11 классов: cреднее (полное) общее образование (базовый уровень) — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания русского языка в старшей школе

Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. ...

Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе

В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  ...

Презентация к творческому проекту "Методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"

В презентации отражены основные методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"...

«ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ АЭРОБИКИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ (10-11 классы)»

Введение Глава I. Аэробика как средство физической рекреации. Аэробика и ее связь с физической культурой. Структура аэробики.      1.2.1. Аэробика по-американск...

Особенности уроков русского языка в открытой школе.

Школа, в которой я работаю называется «открытой». Открытой в полном смысле этого слова, открытой для всех. Специфика учебного процесса в школе обусловлена особенностью контингента наших об...

Рабочая программа по русскому языку для старшей школы

Рабочая программа по русскому языку для старшей школы...