«ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ АЭРОБИКИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ (10-11 классы)»
методическая разработка по физкультуре (10, 11 класс)

Дехканов Руслан Махмуджанович

Введение

 Глава I. Аэробика как средство физической рекреации.

  1.  Аэробика и ее связь с физической культурой.
  2.  Структура аэробики.

      1.2.1. Аэробика по-американски.

      1.2.2. Танцевальная аэробика.

      1.2.2.1. Джаз-аэробика.

1.2.2.2. Фанк-аэробика.

1.2.2.3. Рок-аэробика.

1.2.2.4. Брейк-аэробика.

  1.  Цели и задачи аэробики.

Глава II. Методика организации занятий аэробикой среди школьников старшей школы (10-11 классы).

3.1.     Построение педагогического процесса.

3.2.     Содержание и форма уроков аэробикой.

3.2.1.  Структура урока.

3.2.2. Содержание урока аэробики.

3.2.3. Музыкальное сопровождение урока.    

3.3.    Особенности методики уроков аэробики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_i_vvedenie.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon glava_i.doc68 КБ
Microsoft Office document icon glava_ii.doc136.5 КБ
Microsoft Office document icon vyvody.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon bibliografiya.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

План

Введение

 Глава I. Аэробика как средство физической рекреации.

  1.  Аэробика и ее связь с физической культурой.
  2.  Структура аэробики.

      1.2.1. Аэробика по-американски.

      1.2.2. Танцевальная аэробика.

      1.2.2.1. Джаз-аэробика.

1.2.2.2. Фанк-аэробика.

1.2.2.3. Рок-аэробика.

1.2.2.4. Брейк-аэробика.

  1.  Цели и задачи аэробики.

Глава II. Методика организации занятий аэробикой среди школьников старшей школы (10-11 классы).

3.1.     Построение педагогического процесса.

3.2.     Содержание и форма уроков аэробикой.

3.2.1.  Структура урока.

3.2.2. Содержание урока аэробики.

3.2.3. Музыкальное сопровождение урока.    

3.3.    Особенности методики уроков аэробики.

Выводы.

Библиография.

Введение.

Физические упражнения и двигательная деятельность в целом благотворно влияют на психику, на все вегетативные функции - газообмен, пищеварение, сердечнососудистую и выделительную системы, железы внутренней секреции. Они создают основу для здорового образа жизни, помогают бороться с вредными привычками и увеличивают способности организма сопротивляться утомлению и болезням.

В сфере физической рекреации используются общие методы, однако, с акцентом на индивидуальные особенности (пола, возраста, наклонностей, вкусов, состояния здоровья и степени физического развития занимающихся), и строгим дозированием нагрузки. Особое значение при индивидуальных занятиях физическими упражнениями приобретает постоянный самоконтроль и регулярный медицинский контроль.

«Физическая рекреация (рекреация - отдых, развлечение) - использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труди т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. Она составляет основное подержание массовых форм физической культуры». (Курамшин Ю.Ф., 1999)  

Общая цель физической рекреации - укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависит от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

1. Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5-15 минут в процессе труда ("физкультпаузы", "физкультминутки", активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям

 

1. Силовые способности и методика их развития (Выдрин В.М.) // Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -  СПб., 1999. -267 с.

после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец, занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

2. Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную, или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.), либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.).

3. Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса являются важными задачами людей разных возрастов. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, "убрать" живот и т.п. Женщины - быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, легкую непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться в спортивных, тренажерных залах с использованием как "подручных" средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены «сгонкой» веса, в чем им так же помогают физические упражнения,

4. Борьба против старения и сдерживания процессов инволюции также является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции.

Основными формами занятий физическими упражнениями взрослых в рекреации являются: гигиеническая гимнастика, шейпинг и, конечно, аэробика.

Основными задачами исследования в предлагаемой работе я ставил:

  1.  Охарактеризовать специфику аэробики, как средства физической рекреации и показать ее связь с физической культурой в целом.
  2. Показать особенности организации и проведения занятий аэробикой среди школьников старшей школы (10-11 классы).


Предварительный просмотр:

I.         Аэробика как средство физической рекреации.

1.1.     Аэробика и ее связь с физической культурой.

«Физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей». (Курамшин Ю.Ф., 1999)  

Специфические функции физической культуры можно свести по признакам общности в следующие группы:

1. Общее развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, попа, степени физического развития; совершенствование физических качеств и способностей, формирование и совершенствование двигательных навыков; противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта; сдерживание процессов инволюции, создание основы для здорового образа жизни.

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная физическая подготовка и т.п.).

3. Удовлетворение потребностей людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, переключение с одного вида деятельности на другой, активный отдых).

Слово "аэробика" применительно к различным видам двигательной активности, имеющим оздоровительную, рекреационную направленность, предложил известный американский врач Кеннет Купер. В конце 60-х гг. под его руководством проводилась исследовательская работа для военно-воздушных сил США по аэробной тренировке. Основы этой тренировки, ориентированные на широкий круг читателей, были изложены в книге "Аэробика", изданной в 1963 году.

Термин "аэробный" заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются   с процессами  синтеза (восстановления) богатых энергией  веществ.  Один  из

_____________________________________________________________________________

1. Особенности физической культуры взрослых. (Выдрин В.М.) // Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -  СПб., 1999. - 267 с.

этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях, При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и нота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.

В широком смысле к аэробике относятся ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин "аэробика" для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире.

Оздоровительно-реабилитационное направление в аэробике выражается в системе применения физических упражнений с оздоровительной и лечебной направленностью.

Организационными формами, обеспечивающими эффект занятий аэробикой, следует считать:

- оздоровительные и спортивные мероприятия, утреннюю гигиеническую гимнастику, производственную гимнастику;

- занятия в группах здоровья, общей физической подготовки (ОФП) по программам, ориентированным преимущественно на комплексное сочетание средств аэробики;

- занятия в группах аэробики по различным программам и направлениям;

Занятия проводятся групповым способом, индивидуально, самостоятельно.

Средства физической культуры, в том числе и аэробика начинают занимать первенствующее место среди мероприятий, направленных на коррекцию здоровья, уровень которого в связи с последствиями урбанизации, отрицательными экологическими влияниями и другими факторами в последнее время имеет тенденцию к снижению: растет уровень заболеваемости среди детского и взрослого населения, сокращается продолжительность жизни.

Опыт работы физкультурно-оздоровительных групп, спортивных секций и исследования, проведённые в нашей стране и за рубежом, позволяют рассматривать двигательную активность не только как средство общей стимуляции организма, но и как фактор регулирования функций взрослого  организма.

Современные исследования показывают, что жизнь человека имеет гиподинамическую направленность, характеризуемую недостатком двигательной активности. Для обозначения состояния ограничения мышечной активности используют два термина: гиподинамия и гипокинезия. Оба термина заимствованы из греческого языка. Гиподинамия (hipo- понижение, dinamis - сила) - снижение силы мышечных сокращений, гипокинезия (hypo- понижение, kines - движение) - снижение объема движения.

Результаты многочисленных исследований за регулярно занимающимися физическими упражнениями, указывают на то, «что рационально подобранная физическая тренировка, не только улучшает функциональные возможности организма, но увеличивает продолжительность жизни, замедляя процесс старения». (Трофимова Л.П.)

Медицинскими исследованиями установлено, что у людей, не занимающихся физической культурой, возможности организма уже на третьем десятилетии начинают ухудшаться, а к 50-ти годам составляют всего 30% от возможностей организма в период расцвета.

По мнению И. В. Муравова (1989), «оздоровительный потенциал физической культуры и массового спорта позволяет обеспечить стойкое повышение работоспособности, предотвратить массовые заболевания и достичь увеличения продолжительности жизни в среднем на 14-22 года».

Все сказанное свидетельствует о необходимости внедрения на всех этапах индивидуального развития человека адекватных средств двигательной активности, направленной на предотвращение или устранение возникших нарушений.

Рекреационная аэробика - одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяризацией различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно работают различные группы специалистов. Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа кардиореспираторной системы. В 70-е годы основной целью занятий аэробикой было снижение веса.  В начале  80-х годов

_____________________________________________________________________________

1. Особенности использования физической культуры при организации работы с населением (Трофимова Л.П.) //Оздоровительная физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. Л.П. Трофимовой СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -  СПб., 2001. -14 с.

2. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. – Киев: Здоровья, 1989.- 12 с.

 широко распространилась система Workout, популяризатором которой являлась Джейн Фонда. Затем возникли и другие системы (Funk, Step, Breik). Большая заслуга в разработке и обосновании программ для занимающихся разного уровня подготовленности и подготовке программ для обучения специалистов принадлежит Национальной школе аэробики (США), а также основанному в 1993 году Университету Рибок (США). В России подобную работу успешно ведут различные научные и учебные заведения г. Москвы (ЦНИИ и РГАФК) и Санкт-Петербурга (СПбГАФК, СПбГУ), а также многие учебные заведения и спортивные клубы в разных регионах страны.

1.2.      Структура аэробики.

Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеет исторически сложившуюся форму организации, или структуру. В понятие «структура» входит два основных характерных признака: состав и строение.

Состав – это количество частей или элементов, из которых состоит данное явление. Это количество должно быть вполне достаточным, но вместе с тем и совершенно необходимым.

В структуру физической культуры входит много частей. Каждая из них представляет собой конкретную область деятельности со своими специфическими целями, задачами, средствами. Аэробика также имеет сложившуюся структуру.

Структура аэробики характеризуется не только составом, но и строением.

Под строением понимается характер связей между частями аэробики. Эти связи могут носить либо координационный характер, т.е. осуществлять взаимодействие на одном уровне (аэробика по-американски и танцевальная аэробика), либо подчиненный (в структуру танцевальной аэробики входят такие ее части, как степ- аэробика, джаз-аэробика, рок-аэробика и др.).

Все части аэробики носят однопорядковый характер, являясь органическими частями аэробики, не подчиняясь друг другу. В то же время «каждая из этих относительно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других частей аэробики, и все они взаимосвязаны и взаимно обусловлены».

Тем не менее каждая часть прежде всего решает свои, особые, конкретные задачи посредством не только общих, но и своих специфических методов и форм организации.

_____________________________________________________________________________

   1. Крючек Е.С. Аэробика (содержание и методика проведения оздоровительных занятий)/ Е.С. Крючек; СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта. – СПбГАФК, 1999. – 23 с.

1.2.1. Аэробика по-американски.

Аэробика по-американски, или, как ее часто называют, основная, базовая аэробика,— это некий синтез общеразвивающих упражнений, бега, подскоков, скачков, окрашенных танцевальным стилем, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение 120—160 акцентов в минуту. Обычно это упражнения, исполняемые в положении стоя (на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону), лежа, сидя, в упорах (в партере). При этом широко применяются отягощения (от 1500 г до 2000 г), эспандеры, скакалки, мячи и т. п.

Специалисты выделяют аэробику с низким и с высоким уровнем нагрузки. Первый рекомендуется для начинающих, второй — для подготовленных.

В аэробике низкой интенсивности собраны довольно простые по координации движения, однако вовсе не случайные, а позволяющие формировать базовые навыки, освоить основные элементы «аэробической школы». Интенсивность занятий — умеренная, частота сердечных сокращений колеблется в пределах 120— 135 уд/мин. Беговые упражнения чередуются с шагами.

Аэробика высокого уровня интенсивности вызывает увеличение пульса до 150—160 уд/мин. В ней содержится большее число беговых и прыжковых движений, повышается темп их выполнения.

Обычно занятия как низкой, так и высокой интенсивности состоят из пяти частей. Необходимо выполнять каждую из них, чтобы достичь должного результата.

По мнению Е.С. Крючека (1999) малая дозировка не даст желаемого эффекта, а слишком большая может привести к микротравмам мышц.

Основная часть имеет некоторую особенность построения занятия. Здесь вы встретите отдельные упражнения, которые вы не спеша разучиваете и затем выполняете с учетом указанной дозировки. Это — упражнения-«одиночки». А есть (и их большинство в этой части занятия) упражнения, которые затем организуются в комбинации-соединения. Такие упражнения образуют «блок». Он включает отдельные задания, а затем их соединения. За счет такого построения значительно увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, тренируется выносливость. В то же время такое построение позволяет избежать монотонности, однообразия занятий. Благодаря использованию «блоков» происходит переключение в процессе занятия на различные группы мышц. При этом каждое упражнение в «блоке» выполняется с дозировкой 8—16 раз, а соединения включают повторение отдельных упражнений 1—2 раза, что потребует от вас внимания, ловкости, хорошей координации движений.

1.2.2. Танцевальная аэробика.

Танцевальная аэробика — это не только возможность улучшить свою физическую форму, но и научиться танцевать, двигаться раскрепощенно, уверенно. В зависимости от превалирования тех или иных танцевальных элементов и соединений можно выделить различные виды танцевальной аэробики: джаз-аэробику, фанк-аэробику, рок-аэробику, брейк-аэробику.

1.2.2.1.Джаз-аэробика.

Характерной особенностью джаз-аэробики является то, что помимо традиционных средств, в ней широко используются элементы джазового танца, который развивался и распространялся одновременно с джазовой музыкой. Также как и музыка, джазовый танец — негритянского происхождения. Его создали американские негры, соединившие основные элементы африканских танцев с движениями европейского танца.

Европейский способ танца (классического, бального) требует от танцора удержания туловища выпрямленным, закрепощенным, с повышенным тонусом мышц брюшного пресса и ягодичных мышц. Такой централизованный контроль за телом позволяет точно выполнять вращения, удерживать равновесие, создает предпосылки для чистоты и точности движений. (Кстати, эти черты характерны и для основной, базовой аэробики.)

Один из основных принципов джазового танца -  способность к движению отдельных частей тела независимо друг от друга. Условными центрами в джазовом движении становятся голова, плечи, руки, грудная клетка, таз и ноги. Исполнители джазовых танцев двигаются мягко. Создается впечатление, что все движения вытекают из абсолютно расслабленных положений.

Цель джаз-аэробики — устранить недостатки телосложения, осанки, улучшить способность к восприятию музыки и двигательному ее выражению, воспитать танцевальность, грациозность, выразительность движений.

1.2.2.2. Фанк-аэробика.

Модные танцы определяют новые направления в аэробике.

Наиболее популярный вид танцевальной аэробики в наше время – фанк-аэробика.

Фанк – одно из направлений джазового танца. Движения этого танца довольно сложные, но интересные. Особенность методики заключается в пружинящих движениях стопой (отрыв пятки от пола и постановка ее на пол), коленом (небольшие сгибания и разгибания ноги).

Большая нагрузка при выполнении движений фанк-аэробики ложится на икроножную мышцу, поэтому во время занятий рекомендуется заниматься в кроссовках или в обуви с супинаторами.

1.2.2.3. Рок-аэробика.

Рок-аэробика... Само название говорит о том, что здесь широко используются элементы танца рок-н-ролл и, конечно, упражнения выполняются под любимые уже не одним поколением молодежи мелодии.

Как музыкальная форма рок-н-ролл возник из трех больших джазовых музыкальных направлений: шуфле-блюз, который принес джаз, кантри-вестерн — западный стиль, ритм-блюз, который был привилегией цветных из южных штатов США.

С включением акробатики и совершенствованием танцевальной техники рок-н-ролл становится массовым видом спорта. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы. У рок-н-ролла своя международная организация — Всемирная конфедерация рок-н-ролла, которая занимается развитием этого вида спорта и насчитывает в своем составе около 30 стран мира.

Рок-аэробика с успехом может заменить джоггинг (многим уже приевшуюся утреннюю гимнастику), даст заряд бодрости и хорошего настроения. Конечно, можно просто поимпровизировать под музыку, но куда органичнее и интереснее разучить несколько движений этого танца и попытаться подчинить их ритму музыки, соблюдая общую стилистику танца.

1.2.2.4. Брейк-аэробика.

В основе брейк-аэробики лежат элементы, характерные для брейкданса.

Брейкданс - это сплав танца, пантомимы, гимнастики, акробатики элементов борьбы, бокса. Импровизация, сольные партии сочетаются с коллективными, согласованными движениями.

Поначалу брейкданс основывался на комбинации движений из различных видов борьбы — бокса, каратэ, кунг-фу. Затем добавились элементы джазового танца, плавные движения рук и ног.

«В брейкдансе много стилевых направлений, и каждому он предоставляет возможность «найти себя». Собственно брейк — это гимнастические и акробатические элементы, выполняемые близко к полу или на полу: кувырки, «вертолеты», вертушки, повороты на спине и т. п. Брейкданс включает еще и «электрическое буги» — скользящие шаги по полу, повороты на месте, волнообразные движения руками, туловищем, создающие впечатление невесомости. Представителей этого стиля обычно называют «бугерами». (Лисицкая Т.С., 1994)

Осваивать акробатические элементы брейк-аэробики лучше под руководством тренера. Квалифицированный специалист, во-первых, обеспечить страховку, «проводку» по движению, во-вторых, объяснит технику выполнения того или иного элемента, в-третьих, правильно покажет (исполнит) его.

  1. Цели и задачи аэробики.

Обеспечение всех контингентов населения России необходимыми формами физкультурно-оздоровительных занятий – главная цель аэробики. Основные при этом задачи - всемерно способствовать укреплению и сохранению здоровья, повышению работоспособности, профилактике заболеваний и организации здорового отдыха и досуга.

В занятиях аэробикой используются всевозможные элементы общеразвивающих гимнастических упражнений (ОРГУ), художественной и спортивной гимнастики, хореографии, современных танцев, которые объединены в оригинальные спортивно-танцевальные композиции. Это позволяет развить общую культуру движений, их выразительность, экспрессию мимики, свободу ориентации в музыкальных ритмах, что очень важно для студенток педагогического университета. Овладение элементами народно-бытовых и современных танцев несет в себе большой эмоциональный заряд. «Расширение двигательного арсенала, повышение физической активности, улучшение психического самочувствия позволяют занимающимся полнее осознать свои потенциальные возможности, изменить самооценку и отношение к себе — поверить в свои силы и способности» (Купер К., 1976). Аэробика развивает и творческое мышление, так как дает возможность импровизации под музыку в современных ритмах, поиска собственной манеры исполнения.

Хорошее сочетание таких простых и всем доступных движений как ходьба, прыжки и бег с продвижением и на месте дают возможность воздействовать на весь организм в целом. Специфические движения, такие как «волны», взмахи, махи, пружинистые движения, акробатические упражнения воздействуют на различные группы мышц.

Занятия   аэробикой   не  только  развивают  общую   выносливость организма, но и

____________________________________________________________________________

Купер К. Новая аэробика: система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. – М.: Физкультура и спорт, 1976.-58 с.

благотворно влияют на сердце и сосуды (особенно головного мозга).

В первую очередь это относится к перевернутым положениям, например всем известной «березке», или стойке на лопатках. Они вызывают приток крови к голове. Систематическое повторение этих упражнений (конечно при отсутствии медицинских противопоказаний) является очень эффективным методом тренировки всех сосудов головы.

Полезны также и наклоны туловища вперед и в стороны, так как создают дополнительную нагрузку на систему кровообращения мозга.

Разнообразные движения головой — повороты, наклоны, вращения — массируют, растягивают сосуды, способствуют рассасыванию в них солей.

Активная двигательная деятельность влияет и на опорно-двигательный аппарат. Недостаточно активный образ жизни может повлиять на состав костного вещества, в частности на уменьшение в нем количества кальция. Из-за чего кости становятся ломкими.

Физические упражнения улучшают кровоснабжение мышц, уменьшают количество жировых тканей. Они способны омолаживать суставы, межпозвоночные хрящи. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми являются прекрасным средством профилактики такого распространенного ныне заболевания, как остеохондроз.

Регулярные занятия аэробикой, интенсивно влияют и на органы пищеварения. Они ускоряют обменные процессы, улучшают работу кишечника. При сидячем образе жизни понижается тонус не только скелетных, но и гладких мышц, что приводит к нарушению функций желудочно-кишечного тракта.

Из всего сказанного вытекают основные задачи аэробики для женщин зрелого возраста (21-35 лет):

1) физкультурно-оздоровительные (совершенствование сердечнососудистой (СС) и дыхательной систем, повышение уровня аэробных возможностей, развитие физических качеств, оптимизация веса тела, совершенствование телосложения);

2) эстетические (воспитание танцевальности, пластичности, грациозности);

3) музыкальные (четкая ритмизация движений в соответствии с аккомпанементом);

4) реабилитационные (восстановление физической и умственной работоспособности);

5) псйхорегулирующие (улучшение психического самочувствия, эмоциональная разрядка).



Предварительный просмотр:

Глава II. Методика организации занятий аэробикой среди школьников старшей школы (10-11 классы).

3.1.     Построение педагогического процесса.

Достичь определенных результатов в работе над своим телом, физическим развитием можно и с помощью бега, езды на велосипеде, плавания и т. п. Кому что нравится. Однако, залог успеха — в использовании хорошо продуманной, научно обоснованной и проверенной на практике комплексной программы, которой и является аэробика. Ожидаемые изменения наступят гораздо быстрее, будут более заметны и эффективны, но для этого необходимо выполнять некоторые простые, но очень важные условия.

Эффективность занятий аэробикой зависит от используемых средств, методики их применения, структуры занятий и выбора оптимальных нагрузок.

Оптимальность нагрузки определяется продолжительностью занятий, интенсивностью и количеством занятий в неделю. Сложившаяся практика работы групп аэробики и результаты научных исследований определили структуру содержания педагогического процесса и особенности методики занятий.

Специалисты рекомендуют трехэтапное построение педагогического процесса. Первый этап (I — 3 месяцы занятий) направлен на изучение контингента занимающихся, их возрастных и биологических особенностей, на выявление нарушений в состоянии здоровья и оценку прошлого двигательного опыта. Подбор упражнений на данном этапе обеспечивает постепенное вовлечение в работу всех систем организма,  и занимающиеся обучаются основным движениям.

Второй этап (4—6 месяцев) продолжает работу по укреплению и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата, расширению функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения, дальнейшему обучению движениям, развитию основных физических качеств, постепенному обучению новым двигательным навыкам.

На третьем и последующих этапах (спустя 6 месяцев и более) решаются, в основном, задачи поддержания достигнутого уровня здоровья, самочувствия и тренированности организма, овладения новыми формами движений и навыков с более сложной координационной структурой, начинается работа по совершенствованию качества выносливости

Заниматься аэробикой можно в любое удобное для вас (но постоянное) время дня. Утром — вместо зарядки — можно проделать небольшой комплекс упражнений (не более 15—20 мин). Через 20—25 мин (во время которых вы принимаете душ, умываетесь, чистите зубы, причесываетесь и т. п.), можно позавтракать.

Более продолжительные и интенсивные занятия желательно проводить через 1,5—2 ч после еды и за 2—3 ч до нее. Кроме того, не рекомендуется заниматься аэробикой поздно вечером, перед сном, так как полученный заряд бодрости помешает вам заснуть.

Наибольший эффект дадут занятия 5—6 раз в неделю по 20—25 мин, 3 раза в неделю по 30—45 мин или 2 раза в неделю по 45—60 мин. Последний вариант самый сложный. Он под силу только здоровым, хорошо тренированным людям, которые уже несколько месяцев систематически занимаются аэробикой.

Очень важно не делать перерывов в занятиях. Достаточно пропустить несколько дней, чтобы положительные изменения, которые начали происходить в организме, приостановились. Если вы все-таки были вынуждены прервать занятия из-за болезни, то начинайте снова с небольшой нагрузки.

Теоретически возможны самые разнообразные варианты занятий. Они могут различаться подбором средств, дозировкой отдельных упражнений, темпом их выполнения, амплитудой движений, их чередованием и т. д.

Занятия аэробикой с оздоровительной направленностью проводятся в виде урока. Преимущества урочной формы проведения занятий заключаются в том, что учебный процесс возглавляет квалифицированный инструктор-преподаватель, обеспечивающий решение задач и максимальную продуктивность занятий.

При разработке тренировочных программ прежде всего нужно определить цели, продумать направленность и подобрать содержание занятий, на различные по длительности циклы (год, полугодие, квартал, месяц, ежедневные занятия). Как и в любом виде двигательной активности в занятиях аэробикой решаются три основных типа педагогических задач (воспитательные, оздоровительные и образовательные). Объем средств (содержание и виды движений), используемых в конкретных уроках для решения этих задач, зависит от основной цели занятий и контингента занимающихся.

Школьники подразделяются по состоянию здоровья на три медицинские группы (первую, вторую и третью), согласно которым определяются виды занятий и их дозировка.

К первой медицинской группе относятся школьники без отклонения здоровья, с умеренными возрастными изменениями при отсутствии или незначительном нарушении функций отдельных органов (систем) преходящего характера.

Ко второй относят школьников, страдающих хроническими заболеваниями (без наклонности к частым обострениям) с незначительными возрастными нарушениями функций органов (систем), а также женщины здоровые, но слабо физически подготовленные.

В третью медицинскую группу включают лиц с хроническими заболеваниями, протекающих с относительно частыми обострениями при  выраженном нарушении функции органов (систем).

Наименее разработанной областью медицинской диагностики следует признать проблему прогнозирования состояния здоровья здоровых и практически здоровых школьников. Лишь относительно недавно с большой определенностью и очевидностью было признано существование в медицинской практике так называемых переходных и пограничных состояний организма, которые еще не попадают в категорию болезни, но уже и не могут быть охарактеризованы, как здоровые.

По данным В. П. Казначеева, Р. М. Баевского (1974) за распространенным диагнозом «практически здоров», нередко скрываются три группы людей: абсолютно здоровые; находящиеся в состоянии адаптивного напряжения и имеющие высокий риск болезни или признаки предболезненных состояний. Своевременная диагностика указанных состояний в большей мере способствует формированию прогностической оценки риска их перехода в патологические состояния.

 После занятий или во время выполнения упражнений вы можете почувствовать боль в мышцах. Это хороший показатель действия, оказываемого физическими упражнениями на организм. Однако у начинающих эта боль не должна быть настолько сильной, чтобы мешать движениям и вызывать внутренний дискомфорт. Если после первых же занятий вы ощущаете сильные боли в мышцах, значит, нагрузка для вас велика. Однако не прекращайте заниматься, а уменьшите дозировку и как следует разминайтесь. Делая разминку, думайте о том, как конкретное упражнение влияет на те или иные органы. Старайтесь правильно выполнять, отшлифовывать каждое движение.

Количество упражнений, число повторений, темп выполнения, продолжительность занятий должны соответствовать вашим физическим возможностям. Утомление может привести к травматизму. Не спешите, тогда вы избежите чрезмерной усталости и повреждений опорно-двигательного аппарата. Строго придерживайтесь правила — постепенность в наращивании нагрузок от занятия к занятию.

Нагрузка не должна быть и слишком легкой, так как она не даст никакого эффекта.

Занимаясь аэробикой, не ограничивайте потребление жидкости (воды, соков), так как это может привести к обезвоживанию организма. Однако помните, что после интенсивных занятий пить можно не сразу, а спустя 40—45 мин.

Учитель должен видеть всех занимающихся (стоять к ним лицом) и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потовыделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп (движений); уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками и прыжками, переходом на шаг.

3.2.     Содержание и форма уроков аэробикой.

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменять содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, скачках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений.

3.2.1.  Структура урока.

Для деятельности учителя (инструктора) характерны два типа конструирования программ и проведения уроков аэробики - свободный (фри-стайл) и структурный (хореографический).

В свободном методе конструирование программ происходит во время проведения урока, при этом подбор упражнений происходит спонтанно, широко используется импровизация в движениях и комбинациях простейших шагов, повторяющихся во время определенного танцевального фрагмента. При применении фристайла музыкальное сопровождение, содержание упражнений и частей урока, а также методов обучения и проведения упражнений, используемых в каждом последующем уроке, могут различаться.

В структурном методе конструирование программ осуществляется заранее, при этом используются специально подготовленные музыкальные фонограммы и разработанные хореографические комбинации, состоящие из сочетаний различных аэробных шагов, повторяющиеся в соединении упражнений в определенном порядке, с заданной частотой, количеством движений и в точном соответствии с музыкальным сопровождением. Такие стандартизированные программы повторяются в течение определенного цикла занятий, достаточного для решения конкретных задач.

При определении преимуществ одного метода составления программ перед другим специалисты расходятся во мнении. Некоторые тренеры считают, что спонтанность фристайла, предопределяет выбор для урока наиболее простых движений, что приводит к его однообразию, монотонна. Кроме того, занимающиеся на таком уроке находятся в постоянном ожидании следующего незнакомого упражнения и выполняют задаваемые учителем варианты движений, а не уже известную их последовательность, что снижает эффективность такого действий. Как считает Лорна Френсис (1992), данный вариант проведения урока не требует специальной подготовки инструктора и более характерен для начинающих специалистов.

Существует и другое мнение о целесообразности использования свободного метода конструирования оздоровительных программ и проведения урока аэробики. Элемент неожиданности, характерный для фристайла, является привлекательным для хорошо физически подготовленных занимающихся с высоким уровнем координации. А введение творческого компонента в уроке применением импровизации на заданную двигательную тему требует высокого уровня квалификации, музыкальной и двигательной подготовки инструктора.

И все же занятия, проводимые на основе структурной программы, могут быть более сложными и эффективными для занимающихся разных целевых групп. Преимуществом этого подхода является то, что после разучивания упражнений занимающиеся более уверенно выполняют танцевальные комбинации в различных сочетаниях, могут в процессе урока переходить на разную технику (Hight, Low impect) и интенсивность движений. Этот вариант проведения занятий привлекателен для многих занимающихся, т.к. они получают возможность оценить свои достижения я повысить уровень тренированности.

Несмотря на разные подходы к составлению оздоровительных программ, все специалисты признают необходимость учета физиологических изменений в организме людей, происходящих во время занятий.

Все варианты уроков должны быть подчинены единым законам построения.

 Наиболее крупной структурной единицей является комплекс. Он делится на части, которые в свою очередь состоят из более мелких блоков — серий. В них входят цепочки упражнений. Микроструктурными элементами являются упражнения, из которых составляются комбинации, входящие в цепочки.

В комплексах выделяют подготовительную, основную и заключительную части.

В каждой из частей урока аэробики можно выделить некоторые характерные для данного направления оздоровительных занятий фрагменты, позволяющие решать определенные частные задачи.

Подготовительная часть, или, как ее еще называют, разминка, по времени должна занимать 5—10% общего времени занятий. Ее задача — включить в работу все группы мышц, разогреть суставы и т. п.

В подготовительной части урока используются упражнения, обеспечивающие:

1. Постепенное повышение частоты сердечных сокращений.

2. Увеличение температуры тела.

3. Подготовку опорно-двигательного аппарата к последующей нагрузке и усиление притока крови к мышцам.

4. Увеличение подвижности в суставах.

Основная часть занимает 80—85%.

В основной части урока необходимо добиться:

1. Увеличения частоты сердечных сокращений до уровня "целевой зоны"

2. Повышения функциональных возможностей разных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной).

3. Повышения расхода калорий при выполнении специальных упражнений.

Заключительная часть занимает 5—15% всего времени занятия. В заключительной части в основном используются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Это упражнения, позволяющие:

1. Постепенно снизить обменные процессы в организме.

2. Понизить частоту сердечных сокращений до уровня близкого к норме.

Рассмотрим наиболее типичную схему урока оздоровительной аэробики.

Таблица 2

                    Общая структура урока аэробики (по Крючек Е.С.)

Часть

1

    Направленность

РАЗМИНКА (Продолжительность от 5 до 10 мин).

Содержание раздела

1.Локальные (изолированные) движения частями тела.

2.Совмещения, движения для об

Основные упражнения

Повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, выставление но

ги на носок, движения стопой

Полу приседы, выпады, движения туловищем, варианты шагов на

месте и с

Инструкции

Темп движений от низкого до

среднего, небольшая амплитуда движений.

Упражнения на ко-

ординацию и уси-

ления кровотока

выполнять в сред-

2

         

АЭРОБНАЯ

ЧАСТЬ (от 20

до 40 минут)

ширных мы-

шечных

групп.

З.Упражнения

 на гибкость.

1. Аэробная

разминка

(3-10 мин).

2." Аэробны и

пик"

(рекоменду-

ется не менее

15-20 минут).

3. Аэробная

"заминка"

(2-3 мин).

перемещениями

в сочетании с движениями руками.

Растягивание  мышц голени ("стретч"),

передней и задней по-

верхности бедра, пояс-

ницы.

Базовые элементы и ус-

ложнения движений, варианты ходьбы с

движениями руками.

Танцевальные

комбинации

аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с

движениями руками

Базовые элементы, вари-

анты ходьбы с

уменьшающейся ампли-

тудой движений руками.

нем темпе с увели-

чением амплитуды.

Выполнять в мед-

ленном и среднем

темпе в положении

стоя, с опорой ру-

ками о бедра.

Разучивание танце-

вальных соедине-

ний в среднем тем-

пе на месте и в пе-

редвижении.

Выполнение

"блоков" упражне-

ний иа месте и с

перемещениями в

разных направле-

ниях, увеличение

нагрузки за счет

координационной

сложности, ампли-

туды и интенсивно-

сти движений.

Уменьшение ам-

плитуды переме-

щений, темпа дви-

жений.

3

Снижение на-

грузки

"ВТОРАЯ        

ЗАМИНКА"

(2-5 минут)

1. Упражнения

на гибкость

("Глубокий

стретч"), об-

щая заминка.

Растягивание мышц передней, задней и

внутренней

поверхностей бедра, голени, мышц груди, рук и плечевого пояса.

В разных исходных

положениях, мед-

ленно, с фиксацией

поз и последующим

расслаблением.

Представленная общая структура урока аэробики может иметь разные варианты в содержании и длительности как отдельных фрагментов, так и всего занятия. В отдельных типах уроков может отсутствовать силовая серия упражнений и за счет нее удлиняться аэробная часть. Для начинающих заниматься рекомендуют удлинять калистенику, при этом уменьшая аэробную часть урока.

Рассмотрим примеры вариантов построения занятий разной целевой направленности, предложенные Андресян К.Б. (1996). Автор выделяет следующие типы уроков:

Таблица 3

                    Варианты построения занятий аэробикой (по Андресян, 1996)

Тип урока

Части урока

Длительность

Планируемая ЧСС

Обучающий

Урок:

Разминка

Стретчинг

Аэробная

Заминка

30-40 минут

 2-5

 3-4

12-25

2-5

11 0-1 50 уд/мин

 90-120

110-90

130-150

90-100

Силовой

Урок:

 Разминка

Стретчииг

Калистеника

Заминка

35-40

 2-5

3-4

15-20

2-5

110-150

 90-120

100-150

90-130

 80-90

Ударный

Урок:

Разминка

Стретчинг

 Аэробная

 «Пиковая» аэробная Заминка

30-40

2-5

3-4

10-15

 10-15

 2-5

150-190

 90-120

110-90

 130-150

 160-200

до 110

Танцевально-разогревающий

Урок:

Разминка Танцевальная Заминка

15-20

2-5

 7-12

2-5

до 110

90-120

 140-180

 до 110

3.2.2. Содержание урока аэробики.

  3.2.2.1. Выбор упражнений для занятий аэробикой.

Выбор упражнений для конкретного урока зависит в первую очередь от возраста и уровня подготовленности занимающихся. В аэробике различают упражнения, выполняемые с низкой (ударной) нагрузкой (Low impact или Lo) и высокой (ударной) нагрузкой (High impact или Hi). В данном случае слово "impact" обозначает толчковую нагрузку, оказываемую на суставы и позвоночник при выполнении разных вариантов ходьбы, бега и прыжков. При выполнении упражнений с низкой (ударной) нагрузкой (Lo) одна стопа как минимум должна находиться на полу, а руки не должны подниматься выше уровня плеч (горизонтали). При движениях с высокой (ударной) нагрузкой (Hi) обе ноги на короткое время отрываются от пола (т.е. движение выполняется с фазой полета), а руки поднимаются выше уровня плеч (горизонтали). В уроках аэробики часто используются различные комбинации движений рук и ног с разной нагрузкой.

Однако обозначения Low и High impact не обязательно свидетельствуют об интенсивности тренировки. При описании упражнений для оздоровительных программ указывается количество движений (частота) в минуту, которая должна соответствовать числу счетов (seat) тактовых долей. Для Low impact рекомендуют использовать музыкальное сопровождение с частотой 120-130 уд/ в мин. А для High impact от 130 до 160 (очень редко более 160) уд/ в мин.

3.2.2.2. Перечень упражнений, рекомендуемых для использования в уроке аэробики.

В связи со спецификой аэробики, наиболее типичными для уроков являются следующие средства:

1. Общеразвивающие упражнения в положении стоя:

- упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание-опускание, сгибание-разгибание, дуги и круги);

- упражнения для туловища в шеи (наклоны и повороты, движения по дуге вперед);

- упражнения для ног (поднимание-опускание, сгибание-разгибание в разных суставах, полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу).

2. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:

- упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения);

- упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания-разгибания, поднимания-опускания, махи);

- упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног - согнутых или с разгибанием);

- упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину).

3. Упражнения для растягивания:

- в полуприседе для задней и передней поверхностей бедра;

- в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;

- в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины;

- стоя для грудных мышц и плечевого пояса.

4. Ходьба:

- размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др);

- сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными н несимметричными). Например: И.П. - руки внизу. 1 - правую руку к плечу, кисть в кулак. 2 -левую руку к плечу, кисть в кулак. 3 - руки вверх, ладони вперед, пальцы врозь. 4 - сгибая руки к плечам, опустить их вниз. О различных вариантах движений руками см. ниже;

- ходьба с хлопками;

- ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу);

- основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике (см. ниже)

5. Бег - возможны также варианты движений, как и при ходьбе.

6. Подскоки и прыжки:

- на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны);

- с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге);

- сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.

В связи с тем, что в оздоровительной аэробике большая часть движений оказывает нагрузку на суставы и позвоночник, то при выборе упражнений особое внимание уделяют правильной технике и безопасности условий их выполнения. Многие упражнения, дающие определенный тренировочный эффект, но подобранные без учета подготовленности занимающихся при длительном, интенсивном повторении могут представлять определенный риск для здоровья и привести к травмам или повреждениям. Во всех упражнениях запрещены баллистические, "хлестообразные", "рывковые" движения.

3.2.3. Музыкальное сопровождение урока.  

Существует огромное количество прекрасных, модных музыкальных произведений

Выбирая музыкальное произведение, необходимо учитывать количество акцентов в минуту (ударных долей такта).

50—90 акцентов в минуту — такая спокойная мелодия подойдет для упражнений на растягивание, расслабление.

100—120 акцентов в минуту — более быстрая — для упражнений на развитие мышц шеи, рук, плечевого, брюшного пояса и т. п.

120—180 — ритмичная, быстрая мелодия — для упражнений в беге, подскоков, других танцевальных движений.

   От умения тренера проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержанием, привлекать внимание занимающихся к выразительным, точным и красивым движениям в какой-то мере зависит эффективность занятий.

В некоторых оздоровительных занятиях музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений (атлетическая гимнастика, калланетика, стретчинг). В других - музыка используется как лидер, т.е. задает ритм, характер и управляет темпом движений (аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг, и др).

Занятия с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Музыка может быть использована и как фактор обучения, т.к. движения легче запоминаются.

Среди многих показателей, определяющих квалификацию специалиста, в первую очередь необходимо выделить музыкально-двигательные умения, используемые при проведении занятий. К ним относятся:

1. Умение проводить упражнения в соответствии с музыкой:

- во время подавать команды для начала-окончания упражнений (в соответствии с музыкой);

- проводить упражнения в соответствии с построением музыки;

- проводить ритмический подсчет в соответствии с метром и размером музыки.

2. Умение составлять упражнения в соответствии с "музыкальным квадратом" (на 2,4, 8,16 и т.д. в геометрической прогрессии счетов).

3. Умение подбирать и составлять упражнения в различных ритмических сочетаниях.

4. Умение подбирать музыку к отдельным упражнениям, учебным комбинациям, танцевальным связкам, этюдам и т.д.

5. Умение составлять упражнения на заданную музыку в соответствии с содержанием, формой, ритмом, динамическими оттенками, т.е. создавать композицию упражнения.

6. Умение составлять фонограммы для различных комплексов упражнений и также для соревновательных композиций.

Для правильного составления фонограммы, а также построения упражнений в соответствии с музыкой и распределения нагрузки в уроке необходимо учитывать взаимосвязь количества движений и количества музыкальных (ритмических) акцентов в одну минуту.

Практический опыт проведения занятий с музыкальным сопровождением показывает, что наиболее удачными и обеспечивающими связь движений с темпом музыки являются следующие рекомендации.

Таблица 4

Темп музыки и движения (по Т.С. Лисицкой,1994)

Темп музыки

Кол-во уд/мин

Части урока

Возможные упражнения

Медленный

40-60

Заминка

Дыхательные, упражнения на расслабление, равновесие

Умеренный

60-90

Заминка

Средний

90- 120

Разминка, калистеника,

заминка

Упражнения на растягивание (стретчинг), силовые упражнения

Выше среднего

120-130

Аэробная часть - низкая

ударная нагрузка

Разновидности ходьбы,

выпады, наклоны, махи,

сгибания ног, силовые

упражнения

Высокий (бы-

стрый)

130-160

Аэробная часть - высокая

ударная нагрузка

Ходьба, бег, прыжки, небольшие махи

Очень быст-        

рый                                      

160-180                                      

Аэробная часть - высокая ударная нагрузка                              

Быстрые ходьба и бег,

подскоки

  1. Особенности методики уроков аэробики.

Само по себе наличие у тренера программы занятия еще не гарантирует достижение занимающимися оздоровительного эффекта. Существенное значение имеют знания и умения учителя. Уровень его профессиональной подготовки проявляется и в умении планировать обучение, регулировать физическую нагрузку как в каждом отдельном занятии, так и в системе длительных занятий. В оздоровительной работе широко используются групповые (рекомендуется комплектовать группы с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся) и индивидуальные занятия аэробикой (персональный тренинг под руководством тренера или самостоятельные занятия). Деятельность занимающихся на уроках аэробики может быть организована фронтальным (все занимающиеся одновременно выполняют упражнения), индивидуальным (самостоятельное выполнение задания под руководством тренера) или круговым способом (выполнение упражнений на «станциях» с различной целевой направленностью в составе небольшой группы). В последнее время широкое распространение получили разные авторские программы силовой круговой и танцевальной круговой аэробики.

Поточный (непрерывный) и серийно-поточный (с минимальными перерывами между различными упражнениями) методы проведения упражнений стали характерны для любого занятия аэробикой, в оздоровительной аэробике также используют «интервальный» метод и, как указывалось выше, метод «круговой» тренировки, суть которых заключается в чередовании упражнений (серий, блоков), направленных на совершенствование силовых возможностей разных мышечных групп и упражнений, развивающих аэробную выносливость. Применение их дает возможность обеспечить комплексное воздействие на организм занимающихся. Следует отметить, что необходимость осуществления обучения упражнениям без снижения интенсивности их выполнения предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовленности тренера.

В практической работе каждый специалист сталкивается с необходимостью использовать специальный язык - терминологию, приемы визуальной информации для контакта с занимающимися, для того, чтобы передать им информацию об упражнениях не прерывая занятия, для исправления ошибок и поощрения занимающихся.

Указания, даваемые тренером во время занятия, должны быть правильными по форме и четкими. То есть они должны быть построены на основе литературного языка. К сожалению, сейчас тренеры часто увлекаются использованием англоязычных словосочетаний, что снижает доступность информации для занимающихся. Инструкции для занимающихся должны использоваться правильно по времени (не нарушать ход урока и помогать им), быть конкретными и точными, а также убедительными.

В словесных указаниях обычно используются одно-два слова, являющиеся вспомогательными пояснениями, информацией о смене движений, похвалой или корректировкой. Эффективность таких указаний во многом определяется умением тренера своевременно, четко и громко подавать их, не прерывая демонстрации движения и не сбивая дыхания.

Обычно в занятиях аэробикой применение оптических (визуальных) указаний и символики (жестов) сочетается со словесными указаниями (занимающиеся быстрее воспринимают зрительную информацию). Это особенно важно, если педагогу необходимо одновременно дать несколько указаний. Например, вести подсчет и информировать о начале нового движения.

Для того, чтобы применяемые жесты были понятны они должны выполняться с некоторым опережением (хотя бы за 2-4 счета до начала следующего упражнения; кроме необходимо сохранять жест некоторое время, чтобы занимающимся стало ясно какое движение последует.

Содержание и объем информации в уроке зависит от этапа обучения и уровня подготовленности занимающихся. Использование визуальных и словесных подсказок в сочетании с демонстрацией упражнения чаще всего рекомендуется для групп, начинающих заниматься аэробикой или разнородных по составу. Очень важно, чтобы учитель (инструктор) контролировал у занимающихся качество выполнения упражнений и применял различные приемы информации о результате их действий. Это может быть корректирующая информация о биомеханических характеристиках движения (скорости, амплитуде, направлении и др.), оценочная информация (об эффективности, соответствии эстетическим стандартам и др. характеристиках). Оценка должна иметь положительную, активизирующую занимающихся окраску. Общие и индивидуальные замечания должны быть даны в дружелюбной форме.

Для поддержания интереса к урокам аэробики учителю необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко используются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

1. Метод музыкальной интерпретации.

2. Метод усложнения.

3. Метод сходства.

4. Метод блоков.

5. Метод "Калифорнийский стиль".

Рассмотрим особенности реализации этих методов.

Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй - с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Наиболее "удобным" для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой. Чаще всего в аэробике составляются упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов. При определении количества повторений каждого упражнения нужно, чтобы переход на новое движение был произведен в соответствии с "музыкальным квадратом". Например, упражнение, составленное на 4 счета, нужно повторить 8 (16) раз для того, чтобы окончание движения совпало с относительно законченным музыкальным фрагментом - музыкальным предложением или музыкальным периодом. Сильные и слабые доли такта могут отражаться движениями (хлопки, прыжки, притопы и т.п. лучше выполнять на акцентированные сильные доли такта).

Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации, потому что движение сочиняется как стихи к песне. При повторении музыкальной темы (например, вариации куплета) повторяется ранее выполненное упражнение, в которое вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).

Метод усложнения - так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Педагогически грамотный подбор упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке метода усложнения. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела (например один из вариантов аэробных шагов - скрестный шаг), то целостное действие первоначально может быть разделено на составные части (1-е упражнение: шаг правой в сторону, шаг левой скрестно назад, шаг правой на месте, приставить левую в и.п. 2-е упражнение: приставные шаги в сторону -вправо и влево), которые выполняются как самостоятельные упражнения, а потом соединяются. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов:

-   изменения темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счета, а затем на каждый);

-   изменения ритма движения (например, вариант ходьбы: 1-шаг правой , 2-шаг левой, 3-4 шаг правой. Для того, чтобы занимающиеся лучше усвоили этот ритм движения можно применить подсказ - «быстро-быстро-медленно»).

-   для усложнения можно вводить новые движения в ранее изученное упражнение (например, скрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед);

-   изменять технику выполнения движения (например, выполнение подъема колена сочетать с прыжком);

-   еще один прием усложнения связан с изменением направления движения (какой то одной части тела или перемещения в пространстве);

-   амплитуды движения,

-   если разучиваемое упражнение, содержит несколько одновременных движений разными частями тела (например, руками и ногами), то наиболее часто используемым приемом усложнения будет предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

В результате применения этих приемов переход от элементарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися без особых усилий. Кроме названных могут быть использованы и другие приемы усложнения упражнений.

Применение метода усложнения характерно для урока аэробики и позволяет занимающимися овладеть правильной техникой каждого упражнения.

Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений. Например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад:

1-е упражнение. 1- правую ногу вперед на пятку, руки согнуть вперед, кисть в кулак; 2 - правую назад на носок, разогнуть руки назад (3-4 выполняется то же, что 1-2 левой ногой).

2-е упражнение, 1 - согнуть правую вперед (подъем колена), руки назад; 2 - правую назад (выпад), руки согнуть вперед, кисть в кулак; 3- повторить счет 1; 4 - вернуться в и.п.

3-е упражнение 1 - шаг правой вперед, руки вниз; 2- полуприседая на правой, коснуться пола сзади левым носком, руки вперед-вверх; 3 - шаг

левой назад, руки вниз; 4 - полуприседая на левой, коснуться пола впереди правым воском, руки назад. И тому подобные упражнения.

Таких простых упражнений, объединенных с учетом выбранной двигательной темы, может от 2 и более. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или более быстрым (количество повторений каждого упражнения планируется с учетом его длительности - 2, 4, 8 счетов и координационной сложности, но так, чтобы переход осуществлялся в соответствии с "музыкальным квадратом").

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для "блока" упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило, в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение № 1, 2, 3 и 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте или в него можно вводить изменения (варьировать порядок упражнений: 1, 3, 2,4 или 3, 1, 4, 2 и др.; изменять ритм или способ выполнения как отдельных упражнений, так и всего блока, можно использовать ускорение или замедление отдельных движений, выполнять их на шагах, подскоках, беге; менять темп, т.е. выполнять движения медленно или быстро). Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждое из них повторяется многократно. В то же время, при использовании вариаций блоков можно разнообразить программу.

Метод "Калифорнийский стиль" фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по "квадрату", по кругу, по диагонали). Каждому упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками и т.д. Все движения должны согласовываться с музыкой.

Чем большим количеством упражнений и приемов их проведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа.

При подготовке к занятиям учитель (инструктор) заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необходима также и во время тренировки.

Рациональное соотношение кратности занятий, объема и интенсивности физических нагрузок во взаимосвязи с физическим состоянием занимающихся приводится в таблице, которая является результатом исследований, проведенных Д. Н. Гавриловым (1999).

                                                                                                              Таблица 5

Примерные величины интенсивности и объема физической нагрузки для лиц с различным уровнем аэробной выносливости (по Д.Н. Гаврилову, 1999)

Показатели

Уровни аэробной выносливости

Уровень     аэробной    выносливости

 низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Режим занятий

1-ый подготовительный

2-ой подготовительный

развивающий

поддерживающий

режим дальнейшего     совершенствования

Интенсивность нагрузки, % ЧССмакс

60

65

70

75

80

Продолжительность одного занятия, мин

20-30

30-40

40-50

50-60

60-80

Количество занятий в неделю, раз

5

4-5

3-4

3

2-3

Примерные энерготраты в одном занятии, ккал

150-200

175-250

300-400

500-600

850-1000

Примерные энерготраты в неделю, ккал

750-1000

750-1000

900-1200

1500-1800

1700-2000

Представленный выше материал, дает информацию о многообразии содержания и методики проведения оздоровительных занятий по аэробике, овладение которыми позволить повысить профессионализм инструкторов и тренеров и добиться успехов в своей работе.



Предварительный просмотр:

Выводы.

На основании вышеизложенного, а также практической деятельности тренеров-педагогов, можно сформулировать основные принципы проведения  физкультурно-оздоровительных занятий:

1. Аэробика в настоящее время представляет собой многогранное явление, имеющее целый ряд направлений, видов и форм занятий. Наиболее значительное место в ее структуре занимает базовая физическая культура,   обеспечивающая  базовый  уровень  общей  физической  подготовки. Основной  формой занятий аэробикой для школьников (10-11 классы) здесь являются оздоровительные группы.  Могут  решаться    такие  задачи,  как  поднятие  тонуса центральной  нервной  системы,  улучшение   деятельности   сердечно-сосудистой и  дыхательной  систем, улучшение обмена  веществ, увеличение подвижности суставов, укрепление   мышечной   системы, улучшение     координации   движений и  равновесия, общей подвижности  занимающихся, повышение тренированности организма.

2. Психофизиологическое состояние школьниц (10-11 классы) требует применение в тренировочных занятиях специальных методов, усиливающих адаптационные способности девушек этого возраста. Для осуществления данного принципа необходимо создать благоприятную психологическую обстановку (музыкальное сопровождение занятий, доброжелательная обстановка в группе, педагогический такт преподавателя и т. п.). Физическое состояние характеризуется несоответствием субъективных ощущений и реального состояния организма в оценке эффекта занятий физическими упражнениями. Ориентиром здесь служат показатели роста двигательных и вегетативных возможностей и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы. Субъективно положительное влияние занятий занимающийся ощущает через 2-3 месяца, а объективно - только через полгода. После нескольких занятий новички отмечают прилив сил, бодрости, улучшение сна и самочувствия, что приводит к переоценке занимающимися своих возможностей. При этом особую значимость приобретают врачебно-педагогические наблюдения во время уроков, особенно в первые месяцы тренировок.

3. Организация и проведение занятий со школьниками старшей школы (10-11 классы) состоит в качественном разнообразии используемых средств и методов физической нагрузки. Я считаю возможным и эффективным применение комбинированных и сложно-координационных упражнений, включающих в работу не отдельные мышцы, а крупные мышечные группы туловища, рук и ног. Это является наиболее эффективным для сердечно-сосудистой системы. Упражнения с переменой положения тела, силовые нагрузки, танцевальные упражнения улучшают приспособляемость организма к реальным условиям жизни.

Оптимальное дозирование физических нагрузок заключается в рациональном соотношении выбора объема и интенсивности нагрузок в процессе занятий. Снижение функциональных возможностей организма предполагает использование в начальном периоде занятия упражнений умеренной интенсивности, где мощность работы не превышает 60% максимально возможной для данного лица. В дальнейшем возможно увеличение нагрузки до 75-85 % с использованием кратковременных перерывов для выполнения упражнений.



Предварительный просмотр:

Библиография.

1.   Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии.- 1989. -№ 5. – 23 с.

2.   Богданов О.А., Кузьмина Ю.Б. Ритмическая гимнастика: Метод. Рекомендации/ РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб, 2000. – 23 с.

3.   Виру А.А. Аэробные упражнения/ А.А. Виру, Т.А. Юримяэ, Т.А. Смирнова.-М.: Физкультура и спорт,1988. - 142 с.

4.  Выдрин В.М.Силовые способности и методика их развития // Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -  СПб., 1999. -324 с.

5.   Крючек Е.С. Аэробика (содержание и методика проведения оздоровительных занятий)/ Е.С. Крючек; СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта. – СПбГАФК, 1999. – 34 с.

6.   Крючек Е.С. Запись упражнений в спортивной аэробике с помощью символов: учебное пособие/ СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта. – СПб, 1999. – 24 с.

7.   Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 224 с.

8.   Купер К. Новая аэробика: система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. – М.: Физкультура и спорт, 1976.-125 с.

9.    Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 96 с.

10. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. – Киев: Здоровья, 1989.- 124 с.

11. Трофимова Л.П. Особенности использования физической культуры при организации работы с населением //Оздоровительная физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. Л.П. Трофимовой; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -  СПб., 2001. -149 с.

12. Трофимова Л.П. Содержание, методика и планирование комплексных занятий в группах здоровья: Лекция/ Л.П. Трофимова; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. -  Л., 1986. - 21 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе продлённого дня коррекционной школы. Тема :Изготовление поделки в технике «плетение» из газетных(журнальных) трубочек.

В данном материале содержится информация об изготовлении поделки в технике "плетения из газетных (журнальных) трубочек"....

Организация и особенности методики занятий по волейболу в школе

Организация и особенности методики занятий по волейболу в школе ...

Занятия в группе аэробики - оздоровление детей школьного возраста

Проект о занятиях аэробикой во внеурочное время, о мероприятиях с целью физической подготовки....

Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы

В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД....